Методическая разработка на тему: "Структура логопедического урока"
учебно-методический материал на тему

Джукич Татьяна Григорьевна

Разработка структур логопедических занятий в зависимотси от этапа работы и речевых нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx36.21 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка учителя-логопеда Джукич Т.Г.

Тема: «Структура логопедического занятия у  учащихся с ОВЗ».

     Представленная  мною структура логопедических занятий  в презентации «Структура логопедического занятия» не является жёсткой, при необходимости  ее можно изменять, добавлять или не проводить некоторые этапы.

      Вся коррекционная работа, а также структура логопедического занятия строятся по принципу: от простого – к сложному и зависит от этапа логопедической работы.

Коррекционная логопедическая работа при алалии в синдроме ДЦП включает четыре этапа:

 I этап – подготовительный. Проводят- активизацию психических процессов, которые составляют основу речевой деятельности, происходит последовательное развитие памяти, внимания, мышления, потребности к речевому общению, а также формируют умения и навыки, направленные на восприятие, осмысление, понимание речевого сообщения.

 II этап – формирование речевых навыков в- ситуации диалогического общения. Большое внимание уделяется формированию речи в процессе предметно-действенного и игрового общения ребенка со взрослым. Последовательно развивают семантические, лексические, синтаксические, морфологические, фонематические и фонетические речевые операции.

 III этап – обучение ребенка построению- предложений различных типов, затем – простому высказыванию.

 IV этап – развитие навыков связной речи,- умения планировать речевое сообщение, отбора необходимых слов,  и контролировать  собственные высказыванием.

Задачи  разделов  логопедического занятия.

1.Оргмомент.

Зависит от психомоторного развития учащихся.

2. Работа над изолированным звуком.

Многократное произнесение звука, характеристика звука по

артикуляционным и акустическим признакам, развитие

просодических компонентов речи.

3. Произношение звука в слогах и слоговых сочетаниях.

Основной задачей является развитие слухо – речевой памяти и

фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов

речи (ритма, ударения и интонации).

4. Произношение звука в словах.

На этом этапе занятия решаются следующие задачи:

  • развитие фонематического восприятия и фонематических
  • представлений;
  • уточнение и расширение лексического запаса;
  • овладение грамматическими категориями словоизменения и

словообразования, постижение смысла и многозначности слов;

  • развитие слухового внимания и зрительной памяти;
  • овладение простыми и сложными видами звуко – слогового

анализа и синтеза.

5. Физкультминутка.

Основные задачи физкультминутки – это:

  • снять усталость и напряжение;
  • внести эмоциональный заряд;
  • совершенствовать общую моторику;
  • выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

При планировании физкультминутки необходимо помнить, что подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. В физкульминутке можно использовать психогимнастику или элементы психогимнастики. Возможные варианты построения структур логопедических занятий. 

Структура индивидуального логопедического занятия.

1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнения:

а) упражнения по тренировке губ;

б) упражнение по тренировке нижней челюсти;

в) упражнения для тренировки языка.

2. Пальчиковая гимнастика в сопровождении  стихотворных текстов.

3. Упражнения по развитию речевого дыхания.

4. Упражнения по развитию мимической выразительности.

5. Упражнения по формированию речевого голоса.

6. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.

7. Упражнения для развития  слухового внимания  и фонематического восприятия.

8 . Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация  правильного звукопроизношения в речи ребенка.

8. Коррекция нарушения слоговой структуры слова.

9. Формирование лексико-грамматических представлений.

10.Обучение элементам грамоты.

11.Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.

12.Коррекция нарушений  чтения и письма (дисграфия, дислексия, дизорфография) у школьников.

Структура логопедического занятия по постановке звука.

1. Оргмомент

2. Артикуляционная гимнастика:

3. Общие артикуляционные упражнения;

4. Специальные артикуляционные движения;

5.Упражнения на развитие силы голоса и

воздушной струи.

6. Объявление темы урока.

7. Постановка звука.

8. Анализ артикуляции по плану.

9. Закрепление изолированного звука

(индивидуальное и хоровое проговаривание,

игры на звукоподражание).

10.Развитие фонематического слуха:

11.Опознание звука из ряда изолированных,

отличных по артикуляционным и акустическим

признакам;

12.Опознание из слогов;

13.Опознание из слов.

14.Закрепление звука в слогах.

15.Закрепление в словах.

16.Закрепление в предложениях.

17.Домашнее задание.

18.Итог занятия.

 

Структура логопедического занятия по автоматизации звуков.

1. Оргмомент

2. Артикуляционная гимнастика для автоматизируемого звука;

3. Объявление темы занятия;

4 .Произношение изолированного звука (хором, группой, индивидуально, цепочкой);

5. Анализ артикуляции по плану (алгоритм: губы, зубы, язык, воздушная струя);

6. Характеристика звука (о твёрдости – мягкости говорим только на фоне слова);

7. Связь звука с буквой;

8. Развитие фонематического слуха;

9. Закрепление звука в слогах, звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись;

10. Закрепление звука в словах, звуко-слоговой анализ слов с графической записью;

11. Закрепление звука в предложении, графическая запись и анализ предложения;

12. Закрепление в тексте;

13. Домашнее задание;

14. Итог.

Структура логопедического занятия по дифференциации звука.

1. Оргмомент

2. Артикуляционная гимнастика – планируются

только самые основные упражнения – моделирующие

главные артикуляционные движения

 того и другого звука.

3. Объявления темы занятия.

4. Проговаривание изолированно звуков, которые

отличаются (хоровое, индивидуальное и др.).

5. Анализ артикуляции звуков по алгоритму с

выделением общих и различных моментов артикуляции.

6. Характеристика звуков.

7. Связь звуков с буквами.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Дифференциация звуков в слогах.

10. Чтение слогов по таблице или

повторение за логопедом, графический анализ

слогов.

11. Дифференциация звука в предложении,

анализ предложения с графической записью и

выделение слов, содержащих изучаемые звуки,

выделение самих звуков.

12. Дифференциация звука в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог занятия.

При сенсорной алалии развивают понимание обращенной речи, коммуникативные умения и навыки. На подготовительном этапе проводят работу по формированию зрительного, тактильного восприятия, произвольного внимания, памяти, мышления. Особое внимание уделяют развитию слухового  внимания, памяти.  С помощью звучащих игрушек проводят стимуляцию восприятия неречевых звуков. Одновременно формируют психологические предпосылки восприятия речи: речеслуховое внимание, понимание речи в конкретной ситуации. На втором этапе основное внимание уделяют навыкам понимания речи вне конкретной ситуации. Для этого тренируют слуховую память, способность узнавать слова по их звуковой форме, умение соотносить слова с предметами и действиями. На третьем этапе формируют коммуникативные умения и навыки  через развитие фонематического анализа и синтеза, фонематических и фонетических операций, семантической и лексико-грамматической сторон речи.

 Структура  занятия зависит от этапа коррекционной работы и психомоторного развития учащегося. 

Структура логопедического занятия при дизартрии.

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Общее расслабление (по мере необходимости).

3. Развитие общей моторики.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Массаж лица.

6. Развитие мимических мышц.

7. Развитие артикуляционной моторики (для выработки условно-рефлекторных движений).

8. Работа над  развитием дыхания и голоса (методика Стрельниковой).

9. Физкультминутка. 

10. Развитие пространственной ориентации.

11. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).

12. Формирование лексико-грамматической стороны речи.

13. Развитие связной речи.

14.Итог занятия.

15.Домашнее задание.

Логопедические занятия, при  дизартрии, в условиях повышенного мышечного тонуса в речевых мышцах, начинаются  с расслабления мышц артикуляционного аппарата. Для этого используют приемы, направленные на расслабление мышц шеи, губных мышц, мышц языка, расслабляющий массаж лица.

Дальнейшая работа включает артикуляционную, дыхательную гимнастики, развитие голоса, артикуляционного праксиса, работу над звукопроизношением.

Разнообразие упражнений при работе над звукопроизношением  зависит от формы дизартрии:

 при псевдобульбарной дизартрии основное- внимание – на расслабление общих и лицевых мышц, преодоление гиперсаливации, синкинезий;

 при мозжечковой дизартрии укрепляющий массаж- артикуляционных мышц сочетают с упражнениями для развития координации дыхания, фонации и артикуляции. Тренируют способности воспроизводить и сохранять артикуляционные уклады, точность артикуляционных движений;

 при экстрапирамидной дизартрии ребенка учат- следить за положением рта, языка, общей мимикой лица, тормозить гиперкинез, произвольно закрывать и открывать глаза без сопутствующих движений и общего напряжения, воспроизводить, удерживать и ощущать различные артикуляционные уклады и плавно переходить от одного к другому;

 при корковой афферентно-апраксической- дизартрии основное внимание – на развитие кинестетических ощущений, орального и ручного праксиса;

 при корковой эфферентной дизартрии- артикуляционная гимнастика направлена на развитие тонких дифференцированных движений, особенно – перемещение кончика языка вверх. Внимание ребенка сосредотачивают на ощущение положения языка, затем учат опускать язык на дно полости рта. Основное – стимуляция переднеязычных звуков.

Структура логопедического занятия при дизартрии.

1. Оргмомент

2. Общее расслабление (по мере необходимости).

3. Развитие мелкой моторики.

4. Развитие общей моторики.

5. Массаж лица.

6. Развитие мимических мышц.

7. Развитие артикуляционной  моторики  (для выработки условно-

рефлекторных движений).

8. Работа над развитием дыхания

и голоса (методика Стрельниковой).

9. Коррекция звукопроизношения.

10. Формирование лексико-грамматической стороны речи.

11.Домашнее задание.

12.Итог занятия.

Структура логопедического занятия при заикании.

1. Оргмомент

2. Общая моторная зарядка.

3. Для снятия мышечного напряжения;

4. Для привития умения регулировать напряжение и расслабление своего тела;

5. Преодоление двигательных уловок.

6. Речевая зарядка:

7. Воспитание речевого дыхания (ротовой выдох, длительный и плавный;

8. Воспитание лёгкой и своевременной подачи голоса;

9. Воспитание лёгкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений.

10.Координация речи с движением (воспитание соответствующего темпа, плавности и ритмичности речи).

11.Работа по закреплению навыков правильной речи:

12.Сопряжённая фонема;

13.Отражённая фонема;

14.Вопросно-ответно форма.

15.Домашнее задание.

16.Подведение итогов.

17.Д.З.

Структура логопедического занятия при ринолалии.

1. Оргмомент.

2. Нормализация моторики нижней челюсти.

3. Массаж твёрдого и мягкого нёба.

4. Гимнастика для мышц мягкого нёба и мышц задней стенки глотки.

5. Массаж лица.

6. Массаж губы (после хейлопластики).

7. Мимическая гимнастика.

8. Артикуляционная гимнастика: для губ, для языка с целью распластать язык, продвинуть вперёд, чтобы он был широким.

9. Дыхательная гимнастика.

10. Работа над голосом.

11. Объявление темы.

12. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).

13. Развитие лексико-грамматической стороны речи.

14. Домашнее задание.

15. Итог.

Логопедическая работа  включает обучение манипулированию с предметами (игрушками), что стимулирует лексическую сторону речи.
Перед началом занятий детям делают массаж, артикуляционную и дыхательную гимнастики, активизируют внимание, восприятие и произнесение доступных звуков, их сочетаний, простых слов.
           При выполнении различных заданий взрослый сначала показывает ребенку, что нужно делать. Это способствует накапливанию речевых впечатлений и развитию способности подражать речи окружающих.
Ребенка с церебральным параличом побуждают к речи приемами, которые для него интересны и просты. Логопедические занятия начинают с создания определенной звуковой базы, для чего используют массаж, артикуляционную гимнастику.
Далее стимулируют общение ребенка с помощью доступных ему звуковых реакций, аморфных слов-корней, слов-предложений. После этого -занятия на развитие звукоподражания. Для стимуляции речевого развития важны занятия по формированию речевого слуха, звуковысотного, фонематического, слухового внимания, восприятия темпа и ритма речи. Для развития слуха детей учат дифференцировке вариации голоса взрослого по высоте в соответствии с эмоциональной окраской речи. Этого достигают с помощью выразительного чтения сказок по ролям, узнавания голоса детей и взрослых и т.п. На развитие слухового внимания направлены специальные игры. Ребенок должен сосредоточить свой взгляд на звучащих предметах.

Стимуляция речевого развития направлена на расширение словаря и развитие грамматического строя речи. Ежедневно следует знакомить детей с новыми предметами, их словесными обозначениями. Занятия по развитию речи носят поэтапный характер. В их основе – обучение составлению различных видов предложений с постепенным усложнением их синтаксической структуры. Рекомендовано проводить специальные игры-занятия, в ходе которых ребенок называет предметы, действия, изображения на картинках. Следует максимально использовать наглядность и опираться на совместную предметно-практическую и игровую деятельность логопеда и ребенка. Необходимо специальное обучение детей способам сенсорного обследования предметов с обязательным подключением двигательно-кинестетического анализатора (ощупывание предметов паретичной рукой и их узнавание). Одновременно вводят слова, обозначающие качество предмета (прилагательные). Для их освоения используется сравнение противоположных по свойствам предметов. Ребенку предлагают предметы, в которых вычленяемые качества представлены наиболее ярко. В школьном  возрасте вырабатывают умение более точно подбирать слова, характеризующие особенности и свойства предметов. Для закрепления и активизации словаря используют описание предметов, отгадывание загадок, дидактические игры и повседневное общение с ребенком. Особое направление работы над словом, как единицей языка, обеспечивает развитие качественной стороны лексики.

Ребенок овладевает пониманием многозначности слова, синонимами и антонимами, умением правильно употреблять слова в контексте. Эта  работа, наиболее интенсивна в школе. В школьном возрасте необходимо практическое ознакомление детей с наиболее простыми способами образования основных лексико-грамматических разрядов слов, что способствует преодолению стойких языковых затруднений. Необходимо постоянно развивать мотивацию речевого высказывания через воспитание стремления к общению. Уже на начальных этапах обучения для стимуляции развития связной речи детям дают первичные сведения о языке, т.к. сознательное осмысление ускоряет развитие соответствующих умений и навыков.

Структура фронтального занятия по предупреждению нарушений чтения и письма, развитию связной речи. 

1. Орг. момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Развитие силы голоса, дыхания.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Сообщение темы.

6. Работа по автоматизации или дифференциации

звуков.

7. Работа по развитию звукового анализа.

8. Физкультминутка.

9. Развитие словаря и грамматического строя речи.

10. Работа над развитием связной речи.

11. Итог, оценка.

12. Д.З. 

Структура логопедического занятия при дисгрфии.

1. Оргмомент

2. Развитие мелкой моторики.

3. Развитие зрительно-пространственной координации.

4. Развитие артикуляционной моторики.

5. Развитие фонематического слуха.

6. Коррекция нарушения письма (на материале программного раздела по русскому языку).

7. Домашнее задание.

8. Итог.

Структура группового(подгруппового) занятия по коррекции письменной речи. 

1. Орг. момент.

2.Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

3.Развитие общей и мелкой моторики.

4. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.

5. Развитие пространственной ориентации (графический диктант).

6. Сообщение темы.

7. Сравнение звуков по артикуляции.

8. Сопоставление звуков с их графическим изображением.

9. Выборочный диктант.

10. Физкультминутка.

11. Работа над слоговой структурой, звуковой

анализ слов с графической записью.

12. Работа над словарем, словообразованием.

13. Работа над предложением, текстом.

14. Итог, оценка.

15. Д.З

Структура логопедического занятия по коррекции ОНР III уровня 

Организационный момент

 Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

 Развитие зрительно-пространственной ориентации:
а) развитие общей моторики;
б) развитие мелкой моторики;

Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.

Развитие артикуляционной моторики.

 Развитие дыхания и голоса.

Лексическая тема.

 Развитие фонематического слуха

 Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слогов.

 Работа со словами. Звукослоговый  анализ слов с графической записью.

Работа над предложением. Графический анализ предложения и его запись

Домашнее задание

Итог занятия.

 Д.З.

Структура индивидуального , группового(подгруппового) занятия по коррекции устной речи (звукопроизношения) 

Этап постановки звука.

1. Орг. момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

-Общие артикуляционные упражнения.

-Специальные артикуляционные упражнения.

3. Объявление темы занятия.

4. Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием).

5. Анализ артикуляции по плану:

-положение губ;

-положение зубов;

-положение языка (кончик, спинка, корень);

-участие голосовых складок;

-характер выдыхаемой струи.

6. Закрепление изолированного звука: индивидуальное и хоровое проговаривание.

7. Физкультминутка.

8. Развитие фонематического слуха:

-опознание звука из ряда изолированных звуков,

отдалённых по артикуляционному и акустическому подобию;

-опознание звука из слогов изолированных звуков,

отдалённых по артикуляционному и акустическому подобию;

-из слов;

-из предложений;

-из текста.

(постепенно добавляется 9-11 этапы) 

9. Закрепление звука в слогах.

10. Закрепление звука в словах.

11. Закрепление звука в предложениях.

12. Итог, оценка.

13. Д.З.

Структура индивидуального , группового(подгруппового) занятия по коррекции устной речи (звукопроизношения) 

Этап постановки звука.

1. Орг. момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

-Общие артикуляционные упражнения.

-Специальные артикуляционные упражнения.

3. Объявление темы занятия.

4. Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием).

5. Анализ артикуляции по плану:

-положение губ;

-положение зубов;

-положение языка (кончик, спинка, корень);

-участие голосовых складок;

-характер выдыхаемой струи.

6. Закрепление изолированного звука: индивидуальное и хоровое проговаривание.

7. Физкультминутка.

8. Развитие фонематического слуха:

-опознание звука из ряда изолированных звуков,

отдалённых по артикуляционному и акустическому подобию;

-опознание звука из слогов изолированных звуков,

отдалённых по артикуляционному и акустическому подобию;

-из слов;

-из предложений;

-из текста.

(постепенно добавляется 9-11 этапы) 

9. Закрепление звука в слогах.

10. Закрепление звука в словах.

11. Закрепление звука в предложениях.

12. Итог, оценка.

13. Д.З.

Этап дифференциации звука

1. Орг. момент.

2. Артикуляционная гимнастика, направленная на развитие артикуляционных укладов, отрабатываемых звуков.

3. Объявление темы занятия.

4. Проговаривание изолированных звуков, с использованием звукоподражания.

5. Анализ артикуляции звуков по лану с выделением общих и различных моментов артикуляции.

6. Характеристика звуков.

7. Связь звуков и букв.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Физкультминутка.

10. Дифференциация звуков в слогах Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.

11. Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звукослоговой и графический анализ слов.

12. Дифференциация звуков в предложении. Анализпредложения с графической записью и выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков.

13. Дифференциация слов в тексте.

14. Домашнее задание.

15. Итог.

16.Д.З.

Добиться хороших результатов коррекционной работы можно, при условии учета целей и задач в разных структурах логопедических занятий. Литература.

  1. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. Логопедия. – М.: Просвещение, Владос, 1995. – 384 с.
  2. Ньокиктьен Ч. Детская дисфазия. Сообщение 1: концепция и клинические аспекты // Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – М., 1993. – Т. 93. - № 4. – С. 88 – 92.
  3. Ньокиктьен Ч. Детская дисфазия. Сообщение 2: современные представления о нейробиологических механизмах // Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – М., 1994. – Т. 94. – № 1. – С. 79 – 84.
  4. Сухотина Н.К. Состояние здоровья учащихся начальной школы // Охрана психического здоровья и подростков / Материалы IV съезда педиатров России, Москва, 17 – 18 нояб.  1998. – М., 1998. – С. 89.
  5. Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте // Пер. с чешск. В.В. Язвикова. – М.: Медицина, 1986. – 255 с.
  6. Benilova S., Davidovich L. Programm for the correction of emotional and behavioral disorders of children with disrupted development // The Book of Programme & Abstracts / 27th World Congress of the International Association of Logopedics and Phoniatrics, 5-9 August 2007 – Technical University of  Denmark, 2007. – P. 158.  
  7. Gwerder F. Das Syndrom der leichten fruhkindlichen Hirnssschadigung //  Bern. – 1976. – P. 74 – 76.
  8. Бенилова С.Ю. Эмоционально-поведенческие нарушения и их коррекция у детей с расстройствами развития речи // Сб. трудов Международной научно-практической конференции «Российская семья – семья XXI века» 22−23 октября 2008 г. / Институт семьи и воспитания РАО, Российский гуманитарный научный фонд. – М., 2008.
  9. Бенилова С.Ю. Анализ клинико-анамнестических данных при дисфазии и афазии развития у дошкольников // Журн. «Вопросы психического здоровья детей и подростков», № 2. – Москва, 2008 (8) – С. 42 – 54.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Дифференцированное обучение учащихся на уроках русского языка в 6 классе"

Сегодняшний этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования и воспитания. Перед современной школой стоит ряд вопросов о том, как сделать урок эффек...

Методическая разработка "Организация учебной деятельности на уроке английского языка по технологии "Дебаты" на примере урока в 10 классе

Данная работа представляет собой разработку урока английского языка по технологии "Дебаты", которую я использую на старшем этапе обучения. Урок разработан в соответствии с УМК "Английский с удовольств...

Методическая разработка для учителей на тему: "Урок и типы уроков".

Данная разработка помогает повторить теоретический материал по теме: "Урок и типы уроков".Разработка предназначена для педагогов всех классов....

Методическая разработка Конспект открытого индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий с учащимся 3 класса коррекционной школы VIII вида. «Автоматизация звука «с» с использованием методики «Закрытая карт

Тип занятия- индивидуальное Цель-  Автоматизация звука «с» в словах, предложениях, коррекция оптической дисграфии, формирование умения задавать вопросы и с их помощью выяснять со...

Методическая разработка "Рекомендации для организации логопедической работы по формированию речевого дыхания как основы звучащей речи"

В методической разработке   рассмотрены рекомендации по формированию речевого дыхания у детей....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОНР 1 УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ».

Работа предназначена для логопедов-практиков, нуждающихся в практических методах коррекции ОНР 1-ого уровня развития речи....