Особенности логопедических занятий с детьми 3 - 4 лет.
методическая разработка по теме

Черкашина Юлия Александровна

     Одним из наиболее сложных видов логопдической работы является развитие и коррекция речевых возможностей у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Малый опыт игровой деятельности, неполноценные знания об окружающем мире, а главное, недостаточно сформированный уровень физических способностей у детей данной категории не позволяют им заниматься каким-либо видом деятельности долго и качественно. В подобных случаях логопед вынужден тратить большую часть занятия на коррекцию поведения, а не речевых расстройств. Таким образом, предалагаем вашему вниманию разработку артикуляционных упражнений, которые можно проводить с детьми не только старшего, на среднего и даже младшего дошкольного возраста. Данная артикуляционная гимнастика представлина в виде понятных и доступных для малышей игр и упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_chelyusti.docx14.36 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для челюсти, язычка, губ и щёк.

     «Кусачки». Ребёнку дают мягкий кусок хлеба, пирожок или твёрдое печенье и просят быстро покусать зубами, а затем губами.

     «Бусинки». Кладём на тарелку крупные крошки печенья или маленькие круглые конфетки. Просим малыша собрать их губами, представив себе, что он собирает рассыпанные бусинки. Или, в качестве усложнения игры, губами перенести «бусинки» с одной тарелки на другую.

     «Тьфу». На тарелке лежат крошки. Ребёнок берёт губами с тарелки крошку, удерживает её между губ и сплёвывает обратно – «тьфу».

     «Воздушный поцелуй». Ребёнок прикладывает ладошку к губам, пытается её поцеловать и помахать ею. Для изменения игровой ситуации можно целовать зеркало, игрушку и т.д. Для того, чтобы губы лучше складывались и тянулись трубочкой, логопед слегка надавливает на уголки рта и выдвигает губы вперёд.

     «Хомячок». Ребёнок набирает в рот воды так, чтобы обе щёки надулись. Затем кулачками бьёт по щекам и с силой выпускает струю воды в раковину. Можно набирать много воды в рот и гонять её из одной щеки в другую.

     «Толстые щёки». Ребёнок открывает рот. Логопед засовывает в рот сладкую палочку и на внутренней стороне щёк рисует ею линии, кружочки и.т.д.

     «Полоскание». Ребёнок набирает в рот воды, полощет горло, рот. Затем выплёвывает воду.

     «Зубная фея». Чистим зубной щёткой губы, язык и щёки.

     «Облизывание тарелок». Намазываем гладкую поверхность тарелки вареньем, сгущённым молоком или другим продуктом, не противопоказанным конкретному ребёнку. Берём тарелку двумя руками и начинаем её облизывать, приговаривая при этом: «Ааах» или «Ааа».

     «Ах, как вкусно!». Посыпаем липкую тарелку мелкими крошками хлеба, сухарей, печений,  леденцов, сахаром. Ребёнок облизывает шершавую поверхность тарелки широким языком, не забывая, при этом, медленно и плавно приговаривать: «Ааах, как вкусно!».

     «Рыбалка». Посыпаем липкую тарелку боле крупными крошками. Ребёнок широко открывает рот, высовывает узкий язычок «жалом» и дотрагивается до крошки так, чтобы она прилипла к кончику языка. Таким образом, ребёнок должен съесть от 3 до 10 крошек. Выполнять это упражнение нужно быстро, чётко и резко. В качестве игровой ситуации ребёнку можно предложить поймать рыбку (сказать, что язык – это удочка, а крошки – рыбки).

     «Вкусное варенье». Намазываем ребёнку губы вареньем и просим облизать их языком по кругу. Либо намазываем только верхнюю или нижнюю губу и просим слизать варенье. Если эти упражнения не доступны ребёнку, то просим его просто высунуть язычок наружу, просовывая его между губ и, тем самым, слизать варенье.

     «Жевательная резинка». Даём ребёнку, если ему это не противопоказано, мягкую жевательную резинку в виде большого кома и просим его пожевать. Большой комок жевательной резинки разжёвывать очень сложно, поэтому ребёнок будет разрабатывать челюсти, работать языком, то есть активизировать и развивать подвижные органы артикуляции.

     «Жевательная конфета». Ребёнок разжёвывает жевательную конфету, приклеивает языком к твёрдому нёбу, а затем кончиком языка пытается её отодрать. Таким образом, малыш отработает произвольный подъём языка вверх.

     «Яблочко». Ребёнку кладут кусочек яблочка за щёку и просят языком вытащить его оттуда. Тоже производят с другой щекой.

     «Чашечка». Просим рёбенка высунуть широкий язык. Дотрагиваемся до середины языка специальным зондом, ложечкой или палочкой и делаем небольшое углубление в языке на несколько секунд в виде чашечки. В качестве игровой ситуации говорим: «Сейчас я налью тебе чаю (молока, компота…) ш-ш-ш.». Можно из пипетки капать воду в «чашечку», а затем проглатывать её.

     «Улитка». Аналогично делаем небольшое углубление в языке и начинаем зондом (смазанным в варенье, йогурте…) рисовать маленькие кружочки, как будто закручиваем раковину улитки.

     «Трубочка». Просим рёбенка высунуть широкий язык. Кладём сладкую палочку по желобку языка (средняя линия языка), от середины до кончика делаем небольшой нажим так, чтобы боковые края языка слегка загибались вверх. Затем плавно проводим сладкой палочкой по средней линии языка и вынимаем её изо рта.

     Данные артикуляционные упражнения предполагают очень простое игровое развитие артикуляционных навыков. Помните! Выполнение всех рекомендуемых упражнений должно проходить под бдительным контролем взрослого!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы с детьми с интеллектуальными расстройствами

Специфика работы в коррекционной школе обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями ребёнка, прежде всего снижением уровня аналити...

Особенности логопедической работы с детьми 3–4 лет, имеющими речевые нарушения. Презентация картотеки игр.

В раннем возрасте наблюдаются два (первый – 1–2 года жизни и второй – 3 года) критических периода в развитии речевой функции. В это время происходит такое интенсивное развитие мозга,...

«Особенности логопедической работы с детьми с минимальным снижением слуха»

Особенности устной речи у детей с минимальным снижением слуха.- Речь маловыразительна, монотонна.- Голос изменен.- Часто ускоренный темп речи.- Часто назализованная речь.- Выражены устойчивые фонетиче...

Особенности логопедической работы с детьми имеющими нарушения речи

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...

«ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ТНР ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА СШ»

laquo;ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ТНР ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  СО ШКОЛЬНИКАМИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА  СШ» Проблема нарушения письменной речи детей среднего...