Главные вкладки

    Особенности логопедической работы с детьми с интеллектуальными расстройствами
    статья на тему

    Шмидт Татьяна Алексеевна

    Специфика работы в коррекционной школе обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями ребёнка, прежде всего снижением уровня аналитико-синтетической деятельности, с другой - особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Особенности логопедической работы с детьми с интеллектуальными расстройствами

    Специфика логопедической работы в коррекционной школе обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями ребенка, прежде всего снижением уровня аналитико-синтетической деятельности, с другой - особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.

    Можно выделить следующие особенности логопедической работы с детьми с интеллектуальными нарушениями в коррекционной школе.

    1) В связи с тем, что у умственно отсталых детей ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы в коррекционной школе должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.

    2) С учетом характера нарушений речи логопедическая работа в коррекционной школе должна проводиться над речевой системой в целом. На каждом логопедическом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи.

    3) В процессе логопедической работы в коррекционной школе важно основываться на принципе поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин,Д. Б. Эльконин и др.). Это необходимо для того, чтобы от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления перейти к организации действия во внутреннем плане.

    4) В логопедической работе с умственно отсталыми детьми необходим постепенный, последовательный переход от одного этапа к другому, что связано с особенностями мыслительной деятельности этих детей.

    5) Особенностями логопедической работы в коррекционной школе являются максимальное включение анализаторов, актуализация ощущений разной модальности, а также использование максимальной и разнообразной наглядности. В процессе логопедической работы широко используются схемы, муляжи правильной артикуляции звуков, разрезная азбука, игровые упражнения, технические средства обучения.

    6) Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности (например, преобладание процесса возбуждения или процесса торможения): психические особенности ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику   речевых расстройств, их механизмы и т.д.

    7) Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики умственно отсталого ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, особенно в 1-2 классах, необходимо включать упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.

    8) Содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. В процессе логопедической работы осуществляется коррекция нарушений речи, закрепляются правильные речевые навыки, формируется практический уровень усвоения языка. Таким образом, логопедическая работа должна подготавливать детей к усвоению программы по русскому языку. Этот факт обусловливает необходимость строить содержание логопедической работы в школе с учетом программы по русскому языку в данном классе.

    9) Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую.

    10) Особенностью логопедической работы в коррекционной школе является тщательная дозировка заданий и речевого материала. Специфика познавательной деятельности детей с отклонением в развитии обусловливает необходимость постепенного усложнения заданий и речевого материала, любая задача должна быть максимально разложена на простейшие задачи. Одно и то же задание выполняется сначала на простом речевом материале, затем  на более сложном. В связи с этим цели занятия должны быть изложены ребенку чрезвычайно конкретно, в доступной форме.

    11) Для эффективного усвоения правильных речевых навыков необходим определенный, не очень быстрый темп работы.

    12) Следует поддерживать у ребенка интерес к исправлению речи, воздействовать на его эмоциональную сферу.

    13) В связи с тем, что нарушения речи у детей носят стойкий характер, логопедическая работа в коррекционной школе осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми.

    14) Несформированность контроля, слабость волевых процессов у детей с отклонением в развитии обусловливает необходимость тесной связи работы логопеда, учителя, воспитателя и родителей.

    15) Логопед должен проводить работу в тесной связи с медицинским персоналом, чтобы реализовывать комплексный медико-педагогический подход к устранению речевых нарушений и проводить коррекцию речевой патологии на благоприятном фоне.

    16) Логопед при перспективном планировании, учитывая необходимость участия в логопедической работе с детьми учителей, воспитателей и родителей, должен уделять большое внимание работе с педагогическим коллективом школы и родителями по пропаганде логопедических знаний.

    В логопедической работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, учитываются закономерности развития детской речи в онтогенезе. Периоды развития речи ребенка от появления гуления, лепета, аморфных слов, словесных сочетаний, распространенных предложений, до рассказывания.

    Обследование состояния речевого развития проводится 2 раза – в начале и конце учебного года.

    Развитие импрессивной речи

    Основная задача заключается в накоплении пассивного словарного запаса. Детям предлагается запомнить, как называются их игрушки, части тела, предметы одежды, предметы туалета, предметы домашнего обихода, с которыми ребенок ежедневно соприкасается, отдельные названия предметов и явлений окружающей его жизни, названия животных, которых ребенок часто видит. Работа над формированием словаря осуществляется путем рассматривания тематических картинок, обыгрывания различных действий, описания предметов и др. Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые ребенок совершает сам и близкие ему люди.

    Развитие экспрессивной речи

    Одно из главных условий логопедической работы – проведение мероприятий, способствующих развитию смысловой стороны речи. В экспрессивную речь переводится только то, что ребенку понятно и имеется в его импрессивной речи. После того как у детей возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо начать работу по воспроизведению ударного слога, а затем интонационно-ритмического рисунка одно-, двух-,

    трехсложных слов (звуковой состав слова ребенок может воспроизводить приближенно). Важным в развитии речи на этом этапе будет научить детей объединять два слова в одном предложении, например «Дай шарик».

    В коррекционной работе используются следующие логопедические приемы: называние предметов или предметных картинок; просьба передать, взять, отдать и т.д. предмет; договаривание начатых логопедом фраз со зрительной опорой на предмет или его изображение; называние действий в повелительной форме. Необходимым условием является многократное проговаривание детьми усвоенных слов.

    Формирование предложений из нескольких слов

    Активизация речи осуществляется путем ответов на вопросы, поставленные к несложным сюжетным картинам (Кто, что это? Что он, она делает?); дети обучаются подбирать названия предметов к названным действиям (Лежит кто? Что? Мама, девочка, мальчик, собака, кошка, книга, тетрадь, ложка…); учатся договаривать слова, словосочетания в разучиваемых стихотворениях, и др.

    Формирование грамматического строя речи

    Дети обучаются выражать связь между словами с помощью окончаний с правильным их оформлением. С помощью вопросов логопед исправляет порядок слов в предложении, следит за тем, чтобы ребенок не опускал глагола и употреблял его в нужной форме, согласуя в числе и лице с существительным. Правильное употребление частей речи в числе, роде, падеже, употребление предложно-падежных конструкций.

    Формирование звукопроизношения, слоговой структуры слова

    Работа над развитием просодической стороны речи включает в себя развитие дыхания, преодоление твердой атаки гласных, передача основных видов интонации. Усложняя работу над слоговой структурой слов, в отрабатываемые слова вводится стечения согласных звуков. Вводятся специальные артикуляционные упражнения для постановки звуков.

    Формирование, коррекция звукопроизношения осуществляется по обычной для всех детей схеме: постановка звука, автоматизация его в слогах, словах, предложениях, и дифференциация. Этап автоматизации звука у детей с нарушениями интеллекта занимает гораздо больше времени, чем у их нормально развивающихся сверстников.

    Развитие мелкой моторики осуществляется с помощью пальчиковых игр, упражнений, массажа, самомассажа ладоней и др.

    Вся логопедическая работа с детьми с умственной отсталостью была бы малоэффективна при отсутствии тесного продуктивного контакта с другими педагогами, специалистами, родителями. Именно они обеспечивают востребованность тех навыков, над которыми работает учитель-логопед.

    Содержание индивидуальных коррекционно-абилитационных программ должно включать комплекс мероприятий, направленных на формирование социальных умений и навыков, компенсацию и устранение различных дефектов и зависит от структуры речевого дефекта, симптоматики нарушений возрастного и индивидуального развития ребенка. В работе учителя-логопеда должны присутствовать специфические приемы, способствующие преодолению отклонения в развитии у детей.

    Педагогические методы и приемы коррекции занимают ведущее место среди всех используемых видов работ. Выбор метода определяется характером речевого нарушения, целями и задачами логопедического воздействия, этапом работы, особенностями ребенка. На занятиях должны использоваться все разнообразие словесных, наглядных и практических приемов, которые обязательно сочетаются между собой между собой и отвечают теме занятия.

    Медицинская направленность логопедической работы занимает чуть меньше места, но она тоже важна. Она включена в структуру каждого логопедического занятия. Здесь находят применение разнообразные виды массажа: ручной и зондовый, по локализации воздействия: сегментарно – рефлекторный и точечный, по характеру воздействия: седативный (успокаивающий) и стимулирующий (возбуждающий). Это релаксационные

    упражнения, пассивная гимнастика, активная гимнастика как общая, так и артикуляционная, направленная на выработку необходимых движений языка, губ для произнесения каких- либо звуков. Для работы над голосом, дыханиемполезна дыхательная гимнастика с сопровождением речи и без нее.

    Психологическая направленность логопедической работы такжеприсутствует в программном содержании. Так для детей, имеющих проблемы в эмоционально-волевой сфере, должны проводиться психогимнастика с мимическими упражнениями, во время которой проводится работа по развитию мышц лица и артикуляционного аппарата.

    Список литературы

    1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол.фак.пед.вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.

    2. Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков / В. В. Ковалев. - М.: Медицина, 1985. – 288 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

    Здоровьесберегающие технологии – это специально организованное взаимодействие детей и педагога;  процесс , направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка...

    Особенности логопедической работы с детьми 3–4 лет, имеющими речевые нарушения. Презентация картотеки игр.

    В раннем возрасте наблюдаются два (первый – 1–2 года жизни и второй – 3 года) критических периода в развитии речевой функции. В это время происходит такое интенсивное развитие мозга,...

    «Особенности логопедической работы с детьми с минимальным снижением слуха»

    Особенности устной речи у детей с минимальным снижением слуха.- Речь маловыразительна, монотонна.- Голос изменен.- Часто ускоренный темп речи.- Часто назализованная речь.- Выражены устойчивые фонетиче...

    Особенности логопедической работы с детьми имеющими нарушения речи

    Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...

    «ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ТНР ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА СШ»

    laquo;ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ТНР ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  СО ШКОЛЬНИКАМИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА  СШ» Проблема нарушения письменной речи детей среднего...

    Протокол №2 от 8.12.2016 г Заседание городских методических объединений учителей -логопедов. "Представление диагностического инструментария и ознакомления с особенностями логопедической работы с детьми с РАС"

    На методическом объединение учиелей -логопедов по "Представлению диагностического инструментария и ознакомления с особенностями логопедической работы с детьми с РАС", представила методическу...