Речевые упражнения для обучающихся с СНР
методическая разработка на тему

Попеляева Татьяна Леонидовна

Эти игры пригодятся для работы с детьми,имеющие СНР. Полезны учителям-логопедам, дефектологам, родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevye_igry_dlya_obuchayushchikhsya_s_snr.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры для обучающихся  с системным нарушения речи

С обучающими, имеющие системное  нарушения речи наиболее эффективными являются игровые приёмы. Используя их улучшаются  результаты, как речевой деятельности, так и развитие в целом.

Ниже приводится описание некоторых приемов и способов.

Дифференциация звуков на слух

Ребёнок выполняет действие молча.

1. Подними нужный символ (например, флажок). Взрослый произносит слоги, слова, в которых определенный звук находится в разном положении. Ребёнок должен поднять символ, если есть заданный звук.

2. Найди необходимый символ среди многих. Взрослый и ребёнок определяют наиболее адекватные символы, присущие тому или иному звуку, например, звук [с] — это насос, [ж] — это жук, [з] — звонок и т.д. При произнесении различных слов взрослым ребёнок должен поднять соответствующий символ, если в слове есть тот или иной звук.

3. Сделай соответствующие движения на заданный звук. Взрослым и ребёнком определяются наиболее адекватные символы, присущие тому или иному звуку, например, звук [с] — это пролетающий самолет (рукой), [и] — это улыбка, [щ] — щётка (чистит щёткой) и т.д. При произнесении различных слов ребёнок должен показать движение или соответствующий символ, как заранее определено, в случае, если в слове есть тот или иной звук.

4. Превратись в заданный звук. Взрослым и ребёнком определяются наиболее адекватные позы-символы, присущие тому или иному звуку, например, звук [ч] — это Чебурашка, [о] — это олень, [т] — топор и т.д. При произнесении различных слов ребёнок должен изобразить соответствующий символ в случае, если в слове есть тот или иной звук.

5. Подними подходящую букву. Взрослый произносит слоги, слова, в которых определенный звук находится в разном положении. Ребёнок должен поднять букву, если звук находится в том положении, которое заранее определено и взаимно оговорено.

Дифференциация звуков в произношении

Изолированные звуки

1. Узнай звук по артикуляции.

Логопед показывает артикуляцию того или иного звука, который ребёнок должен назвать, если он правильно определил его.

2. Узнай звуки по символам. Логопед показывает символ того или иного звука, который ребёнок должен назвать, если он правильно определил его. Символом звука может служить как поза тела, та или иная фигурка, предмет, так и его графическое изображение.

3. Выбери среди многих. Логопед называет слоги, слова, в которых присутствует определённый звук. Ребёнок должен хлопнуть в ладоши, если звук есть в этом слове или слоге. Также можно из нескольких картинок, изображающих предметы, выбирать ту, в названии которой есть нужный звук.

4. Правильно неправильно (преднамеренные ошибки логопеда). Тут открывается большой простор для творчества логопеда, так как в это занятие можно включить практически все виды игр, единственным изменением в которых будет их периодическое намеренно ошибочное проведение. Например, показывать на то или иное слово, звук, неправильный символ. Или определять звук неправильным движением и т.д.

5. Звукоподражание, стихи - потешки (ребёнок считает, сколько раз прозвучал заданный звук).

В процессе произнесения речевого материала ребёнок отхлопывает, отстукивает, встает, садится тогда, когда услышал нужный (оговоренный) звук.

Дифференциация в слогах

1.   Повтори за мной цепочку слогов «за-жа-за» и т.д.

2. Узнай символы, проговори слог с гласным звуком. Например, при предъявлении символа «насос» ребенок произносит звук [с] с любым (определенным) гласным звуком — «са», «со» и т.д.

3.  Сколько раз услышишь хлопки, столько раз произнеси заданный слог (2 — «за», 3 — «жа») и т.д.

4.  Хлопни столько раз, сколько я произнесу слогов, повтори их.

5.  Перепутаница. Ребёнок хлопает, логопед преднамеренно произносит слог большее или меньшее количество раз.

 6. Считалка. Логопед показывает цифры, ребёнок произносит слоги соответствующее количество раз. (Попутно формируются элементарные математические представления.)

 7. Назови слоги по символу. Логопед показывает символ, а ребёнок называет те слоги, в которых есть звук, соответствующий тому или иному символу.

 8.  Право-лево. Логопед отстукивает (например, левая рука — «за», правая — «жа»), а ребёнок, наблюдая и считая, сколько раз и какой рукой логопед отстукивает, повторяет это количество раз слоги «за» и «жа».

 9. Добавь слог в конце слова. Логопед называет слог, а ребёнок добавляет из имеющихся или оговоренных нужный, по его мнению (например: ко — «жа», ко — «за»). Также можно пользоваться символами для предъявления первого слога логопедом.

Дифференциация в словах

1. Придумай слово на заданные символы. Логопед показывает символ того или иного звука, а ребёнок придумывает слово с его участием в разном (оговоренном) положении.

2.  Замени звук в слове. Логопед называет тот или иной слог, а ребёнок заменяет в нём на оговоренный (или любой, с той или иной группой звуков — звонкие, глухие, шипящие, свистящие) звук.

3. Отдай слова по символам. Каждый из участвующих в игре собирает в домики или корзиночки по предъявляемым логопедом символам того или иного звука (слога) слова или картинки с изображением предметов. Побеждает тот, кто больше наберёт слов или картинок.

4. Кто больше придумает слов. Логопед выбирает символ, картинку, слог, на который ребёнок придумывает слова, получая за них очко (дается фишка). Побеждает тот, кто наберёт больше очков (фишек).

5.   Делай, как видишь, не делай, как слышишь (путаница). Логопед договаривается с ребёнком о том, что, допустим, в красную коробочку будут класть картинки, слова, в которых есть тот или иной звук. Затем дает искаженную инструкцию, а ребёнок должен, не обращая внимания на неё, сделать правильный выбор.

6.  Найди четвертый лишний предмет. Логопед раскладывает несколько карточек с изображением предметов, а ребёнок называет их. По заданию логопеда ребёнок определяет, какое слово лишнее.

7. Составь цепочку. По заданию логопеда ребёнок выкладывает предметные картинки на определенные звуки, например [з] или [ж] в длинную — круговую или любую другую схему. В дальнейшем он должен «прошагать» по картинкам с заданным звуком, называя предметы, которые там изображены.

8.  Игра в лото. Логопед даёт инструкцию: разложить в две, три стопки слова или карточки с определенной позицией (местом) звуков, определённым звуком. Второй вариант: направо — одни, налево — другие. При соревновании двух-трёх детей побеждает тот, кто набрал большее количество слов или карточек.

9.  Придумай слова. Логопед задаёт определенный слог или звук, на который ребёнок придумывает слова. Можно усложнить задачу, определяя положение звука или слога в слове (в начале, середине, конце).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование речевых упражнений

Большой интерес для логопеда представляют речевые упражнения. Такие упражнения в стихотворном вари­анте можно использовать как на занятиях, так и в других видах деятельности, например в качестве физку...

Отработка глагола CAN в речевых упражнениях

В начальной школе очень просто увлечь учащихся показом занимательного видео, с помощью которого легко отработать лексико-грамматический материал в разговорной речи....

Научно- практический семинар "Объяснение грамматического материала и его тренировка в системе доречевых и речевых упражнений."

Основной целью обучения грамматике в средней школе является формирование у учащихся грамматических навыков....

Речевые упражнения для развития основных видов чтения на основе аутентичного материала сказки "Джозефа Редьярда Киплинга "Кошка, гулявшая сама по себе".

Обучение навыкам чтения является важной составляющей языковой компетенции школьника. В процессе формирования навыков чтения обучающиеся учатся читать аутентичные тексты различных жанров. При это...

Формирование логических умений слабослышащих обучающихся 1 ступени образования посредством системы речевых упражнений на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП.

Описана система работы по формированию логических умений слабослышащих обучающихся 1-5 классов на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП....

«Технология биоэнергопластики (кинезиологические и нейропсихологические игры и упражнения) при коррекции речевых нарушений у обучающихся с ОВЗ»

      Воспитание здорового и всесторонне развитого ребёнка остаётся наиболее актуальной проблемой в практике развития и воспитания, это говорит о необходимости поисков эффективны...