Формирование логических умений слабослышащих обучающихся 1 ступени образования посредством системы речевых упражнений на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП.
рабочая программа

 Захарова Наталия Викторовна

Описана система работы по формированию логических умений слабослышащих обучающихся 1-5 классов на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Формирование логических умений 18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Система упражнений для развития словесно-логического мышления слабослышащих учащихся 1-5 классов на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП.

Развитие научных знаний, широкое внедрение в образовательный процесс информационных технологий, современные тенденции в области образования определяют необходимость пересмотра задач, содержания, форм образования детей с нарушениями слуха. Специальные государственные Стандарты образования детей с нарушениями слуха строятся на основе методологического подхода, предусматривающего не простое накопление суммы знаний, а формирование «академических» достижений обучающегося, трансформирование уровня полученных знаний в области «жизненной компетенции».

В связи с этим изменяется роль участников педагогического процесса. Акцент  смещается на самостоятельный поиск, отбор, анализ, систематизацию и презентацию информации обучающимся.

   Методологической основой специального федерального Стандарта образования детей с нарушениями слуха является системно-деятельностный подход,  условием реализации которого выступает организация детского самостоятельного и инициативного действия, отказ от репродуктивных методов  обучения, опора на личностно-ориентированные технологии проблемно-поискового характера.

Известно, что нарушение слуха у ребенка негативно отражается:

 на его психическом развитии, на развитии речи,

существенно ограничивает познание окружающего мира,

затормаживает процесс овладения знаниями, умениями и навыками, обуславливает происхождение многообразных дефектов произношения.

Задачей работы по развитию слухового восприятия речи является формирование умений и навыков воспринимать речевой материал.  При этом на основе развивающейся слуховой функции у детей формируются прочные навыки слухозрительного восприятия устной речи окружающих, что, в свою очередь, оказывает благотворное воздействие на их речевое развитие. Повышается качество произносительной стороны устной речи, которая становится у слабослышащих значительно более внятной и выразительной. Недостатки речевого развития( ограниченность словарного запаса, усвоение неправильного лексического значения слов, смешения грамматических категорий и т.д.) наблюдаются у обучающихся длительное время. Все это ведет к своеобразию всей познавательной деятельности учащихся с нарушениями слуха, и задача педагога — помочь преодолеть ее специфические черты.

Индивидуальные занятия по РСВ и ФП являются неотъемлемой частью образовательного процесса детей с недостатками слуха, и, следовательно, носят развивающий характер, что понимается как развитие психических функций, мыслительной деятельности, активизация познавательных интересов, формирование способностей к саморазвитию и саморефлексии обучающихся. Развивающий характер упражнений в РСВ рассматривается как восприятие речевого материала, направленного на развитие мышления, психических функций ( осязания, внимания, памяти), воображения. Включение упражнений по развитию психических процессов решает взаимосвязанные задачи: развивает психические процессы  учащихся и пополняет слуховой словарь, развивая слуховое восприятие детей с нарушениями слуха.

Наиболее сложный познавательный процесс — мышление. Детей с нарушением слуха необходимо обучать всем видам мышления: наглядно-действенному, наглядно-образному, словесно-логическому. Речь и мышление находятся в единстве, их развитие — процесс взаимообразный. Поэтому интересно обратиться к рассмотрению проведения индивидуальных занятий по РСВ и ФП с точки зрения развития словесно-логического мышления детей с нарушением слуха.

Развитие логического мышления детей с недостатками слуха является необходимым условием их успешного обучения и развития. Переход к понятийному, отвлеченному мышлению совершается постепенно, по мере овладения детьми словарем, грамматическим строением языка, словесной речью. В логическом мышлении можно выделить две основные стадии: конкретно- понятийную и абстрактно-понятийную.

Конкретно-понятийная стадия является начальной формой развития логического мышления. Все мыслительные операции, которые формируются на этой стадии, тесно связаны с конкретным наглядным материалом, дети постоянно опираются на конкретные примеры, действия, образы как на основу  для рассуждения.      

Абстрактно-понятийная стадия является завершающей формой развития логического мышления. На этой стадии  дети начинают мыслить абстрактными понятиями, общими законами, усваивают систему понятий. Преобразования происходят и в мыслительных операциях: они обобщаются,  расширяются возможности их применения и переноса в различные новые ситуации.  У детей появляется способность рассуждать, обосновывать свои рассуждения, доказывать правильность полученных выводов, осознавать и контролировать процесс рассуждения.

 Полноценное развитие абстрактно-понятийного мышления полностью зависит от уровня речевого развития детей, а успешность формирования логических операций во многом определяется степенью участия речи в процессе мыслительной деятельности.

Выдвигая в качестве задачи развитие абстрактно-понятийного мышления слабослышащих детей, следует иметь в виду, что достижение этой цели возможно лишь при условии достаточно высокого уровня их речевого развития.  Логическое мышление есть мышление речевое, в котором слово является и основой, и средством, и результатом этого процесса. У слабослышащих детей на начальном этапе обучения такие широкие речевые возможности, как правило, еще отсутствуют, что затрудняет процесс формирования логического мышления и требует поиска таких путей и способов его развития, которые были бы адекватны речевым возможностям учащихся.

      Экспериментальная проверка степени сформированности логических знаний и умений у слабослышащих детей показала, что ученики, закончившие обучение по программе начальных классов, не овладевают  элементами логики как побочным продуктом усвоения учебного материала. Отсюда вытекает необходимость проведения специально организованной работы, направленной на формирование у учащихся приемов логического мышления.

Общелогические умения можно условно разделить на три группы: классификация, определения, умозаключения. В каждую из этих групп в качестве элементов входят такие умения:

выделение признаков предметов,

оперирование признаками предметов,

сравнение предметов,

группировки,

установление родо-видовых отношений,

обобщение,

конкретизация,

поиск закономерностей и построение умозаключений,

 решение логических задач

Перечисленные умения формируются от класса к классу концентрически, с постепенным усложнением используемого материала.

При подборе упражнений мы руководствовались следующими задачами:

представить упражнения на развитие всех операций мышления(анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, конкретизации, абстракции);

подобрать задания, которые в наибольшей степени активизируют речевую деятельность ученика;

подобрать речевой материал актуальный для обучающихся и соответствующий их речевым и слуховым возможностям;

расположить задания в порядке нарастания сложности.

Первоначальные логические умения связаны с оперированием признаками предметов.

Задание на выделение признаков предметов

Послушай и скажи, что может быть:

1 кл.: красный …, большой …, горячий …

2 кл.: сладкий …, колючий …, сильный …

3 кл.: толстым или тонким - …;

          коротким или длинным - ...;

          горячим или холодным - …;

          открытым или закрытым - …;

          высоким или низким - … .

Задание на узнавание предметов по перечисленным признакам

Послушай, отгадай.

 1 кл.: пушистый, ходит, мяукает;

           дождь, пасмурно, листопад

2 кл.: белый, сладкий, твердый;

          имеет четыре ножки и спинку.

3 кл. :имеет три стороны и три угла;

 зеленая, прыгает, квакает;

 имеет четыре стороны и четыре угла;

 имеет пять сторон и пять углов;

 продолговатый, зеленый твердый.

4 кл.:  под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки

5 кл.: то рыжая, то серая, а по названию белая

Задание, направленное на сравнение предметов ( установление сходства и различия по существенным или несущественным признакам)

Послушай и скажи чем похожи.

1 кл. : арбуз и яблоко;

           кукла и машинка;

2 кл. : молоко и кефир;

           собака и лошадь;

           стул и табурет;

3 кл. : квадрат и треугольник;

           снег и град;

           брюки и шорты

4 кл. : трава и лягушка;

           пылесос и веник;

          лягушка и заяц;

          самолет и птица;

          самолет и автомобиль.

5 кл. :( слова) конь, день, лень;

           ножницы, деньги, грабли;

          Париж, Волга, Иван;

          смелый, красивый, добрый.

Послушай и скажи, чем различаются.

1 кл. : книга и тетрадь; ромашка и василек;

2 кл. : кукла и девочка; ваза и банка;

3 кл. : нож и ножницы; столб и дерево;

4 кл. : наволочка и пододеяльник; велосипед и автобус;

5 кл. : солнце и луна; река и озеро; подберезовик и мухомор;

           дерево и куст; роза и ромашка.

Более сложные мыслительные операции — это классификация, систематизация, абстрагирование и обобщение.

Задание на обобщение, связанное с нахождением общего признака у предметов или группы предметов

 Послушай и назови одним словом:

1 кл.: морковь, лук, картофель; ворона, голубь, воробей;

         кошка, свинья, собака; груша, банан, киви.

2 кл.: мак, ромашка, василек; Вера, Катя, Лена; платье, пальто,

         кофта; круг, квадрат, овал.                              

3 кл.: клюв, перья, крылья; салат, запеканка, борщ; шиповник,

                      смородина, крыжовник.

4 кл.: корабль, мотоцикл, трамвай;

         нора, логово, берлога;

         малина, смородина, клубника;

         борщ, бульон, солянка;

         кисель, сок, компот;

        пельмени, омлет, каша.

5кл: воспитатель, водитель, инженер;

        доброта, честность, смелость.

Задания, связанные с обобщением и нахождением родовых понятий

Послушай и продолжи ряд слов.

1кл: стол , диван, ...;

        понедельник, вторник, ...;

        зима, лето, …

2кл: малина, черника, …;

        сосна, липа, …;

        тетрадь, карандаш, …;

        ночь, день, …;

        желтый, зеленый, …;

        Коля, Сережа, ….

3кл: лисичка, подберезовик, …;

        врач, летчик, ...

 4кл: телевизор, утюг,..;

         дождь, иней,

5кл: шишка, желудь, …;

        катер, яхта…

Послушай и назови лишнее слово.  Объясни свой выбор.

1 кл. : шкаф, стул, тарелка, диван;

2 кл. : береза, дуб, орех, липа;

           Кукла, юла, рюкзак, кубик;

           Воробей, дом, грач, соловей;

           Окно, потолок, стул, дверь.

3 кл. : дуб, дерево, осина, ель, сосна;

           Самолет, пароход, транспорт, поезд;

            Оля, Катя, Ваня, Ира;

           Молоко, мясо, сметана, кефир;

           Горький, горячий, кислый, сладкий;

           Собака, кошка, животное, коза.

4 кл.: зеркало, ручка, окно, колесо;

          Шкаф, диван, ручка, телевизор;

          Девочка, кровать, дом, мышка;

          11, 5, 24, 18;

          3, 6, 13, 8.

5 кл. : белый, читать, тяжелый, сладкий;

           Играть, зеленый, рисовать, бегать.

       Задание, направленное на умение находить родовое (обобщающее) понятие и видовое (конкретное) отличие

        Слушай слова, возьми табличку, положи в  таблицу.

2 кл.: Электроприбор для уборки, освещения, глаженья ( утюг, пылесос, лампа)

Послушай и дополни предложение.

1кл: берлога - это дом для ____

2 кл.: хлебница - это посуда для ____;

          Сахарница – это посуда для ____;

          Дом, в котором учатся дети, называется ____;

         Участок земли, на котором растут овощи, называется____;

         Кисточка – это предмет, которым______;

3 кл.: яблоня — это дерево, на котором растут _____;

         Слива – это дерево, на котором растут________;

         Букварь – это книга, по которой дети учатся_____;

         Шофер – это человек, который ________;

         Четные числа – это числа, которые делятся_____;

        Нечетные числа – это числа, которые_____;

4 кл.: глагол — это часть речи, которая ______;

          Существительное – это часть речи, которая____;

          Прилагательное – это часть речи, которая______

5 кл. : художник — это человек, который _____;

           Масленка – это посуда для _____;

           Улей  - это жилище_______;

Одними из основных форм мышления являются суждения и умозаключения. Выводы могут идти от общего к частному или от частного к общему. Учащиеся с нарушениями слуха постепенно овладевают словами разной меры общности, грамматическим оформлением речи, овладевают знаниями, что позволяет формировать приемы, присущие словесно-логическому мышлению, вносить системность, последовательность в мыслительную деятельность. Формирование суждений и умозаключений возможно проводить на материале логических задач, которые служат средством развития слухового восприятия.

Задания, связанные с построением умозаключений

Послушай и дополни.

       4кл.: Все деревья — растения. Береза — это дерево. Значит, береза _______;

             Если слово стоит в начале предложения, то оно пишется____;

             Все рыбы живут в воде. Карась – это рыба. Значит, карась____.

   5 кл.: Все четные числа делятся на 2. Число 46 — четное. Значит,________;

            Если яблоко меньше шарика, то шарик______;

            Если сестра моложе брата, то брат_______;

            Если сегодня вторник, значит завтра _____;

            Если завтра будет суббота, значит сегодня ______.

Решение элементарных логических задач ( требуют смекалки, сообразительности, умения устанавливать причинно-следственные связи)

 Послушай задачу и ответь.

1 кл. : Сколько хвостов у пяти коров?

2 кл. : Сколько лап у двух собак?

3 кл. : В коробке лежат 3 белых кубика и 2 черных. Ученик вынул 4 кубика. Есть ли среди них черный кубик?

4 кл.: Моего друга зовут Иван Алексеевич, Как зовут отца моего друга?

5 кл.: У Ани, Иры и Миши были два яблока и одна груша. У девочек были одинаковые фрукты. Что у кого было?

Представленные упражнения, включающие материал для развития словесно-логического мышления служат средством для РСВ, способствуют речевому и общему развитию обучающихся с нарушением слуха. Опыт применения упражнений показал повышенный интерес к ним учащихся, позитивное влияние на познавательную деятельность в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

речевой материал для индивидуальных занятий

Звук [с]Занятие 1. Четко произнести прямые слоги:· са – са – сысы – сы – саса – сы – са – сысы – са – сы – саи т. д.· са – со – су – сысо – су – сы – сасу – сы – са – сосы – са – со – суи т. д.· ...

Совершенствование скоростно-силовой подготовки обучающихся среднего звена посредством применения специальных упражнений в учебно-тренировочном процессе.

Итоги экспериментально-опытной работы: Совершенствование скоростно-силовой подготовки обучающихся среднего звена посредством применения специальных упражнений в учебно-тренировочном процессе....

Использование развивающих упражнений при развитии речевого слуха на индивидуальных занятиях

Использование развивающих упражнений оказывает позитивное влияние как на процесс развития слухового восприятия, так и на познавательную деятельность учащихся в целом. Включение упражнений по развитию...

«Формирование метапредметных компетенций обучающихся на основе развития видов речевой деятельности на уроках русского языка и литературы»

Новизна и теоретическая значимость методической разработки  состоят в том, что выявлены и теоретически обоснованы средства формирования метапредметных компетенций на основе развития видов речевой...

Доклад на тему «Формирование метапредметных компетенций обучающихся на основе развития видов речевой деятельности на уроках русского языка и литературы»

Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию реше...

РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Тонкая моторика -  это координированные движения пальцев и кистей рук. У детей с органическим поражением головного мозга непосредственно с нарушением познавательной деятельности обнаруживается на...

Формирование метапредметных умений обучающихся малокомплектной школы посредством включения в игровую деятельность на уроках математики

В работе рассматривается актуальность формирования метапредметных умений, выявлены причины затруднения обучения в условиях ФГОС в сельских малокомплектных школах, представлены примеры игровых ситуаций...