Главные вкладки

    конспект урока по развитию речи в 10 классе "Озеро-легенда"
    план-конспект урока (10 класс) по теме

    Голованова Елена Викторовна

    "Озеро - легенда"

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ОЗЕРО - ЛЕГЕНДА

    Слайд 3

    Байкал- самое глубокое (до 1620 м.) озеро на земле

    Слайд 4

    Шаманский камень

    Слайд 5

    Не покладая рук Не покладая рук Не покладая рук В черном теле Трудиться без устали Тяжкий труд Не покладая рук Бездельничать Проматывала Растрачивала Проматывала Растрачивала Экономить

    Слайд 6

    Чайки кричали каждый раз: «Обернись, Ангара, обернись!» Это про нее говорят буряты: «Разоряет дочка старика Байкала!» Чайки кричали каждый раз, чтобы Ангара обернулась. Это про нее говорят буряты, что дочка разоряет старика Байкала.



    Предварительный просмотр:

    Конспект урока

    Класс 10 «Б»

    Тема «Озеро – легенда»

    Цель: Подготовить учащихся  к изложению по тексту А.П. Муранова «Голубые очи планеты».  Закрепить навыки речевой деятельности по написанию изложения

    Задачи:

    Образовательная: подготовить учащихся к изложению, развить умения работать над текстом - повествование

    Коррекционно-развивающая: развивать связную  устную речь, обогащение словарного запаса

    Воспитательная: воспитание патриотического чувства и любви к родной стране.

    Оборудование: презентация

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент. Мотивационно-мобилизующий  этап

    Подготовка к работе на уроке. Сообщение темы и цели урока. 

    Учитель:                     Гляжу, не нагляжусь на русское раздолье,

    Желанней и родней не знаю я земли.

    Здесь отчее крыльцо, знакомое до боли,

    И детства боль, и в небе журавли…

    Россия, Россия – нет слова красивей.

    Любуюсь я тобой, дыханье затая,

                                          Россия, Россия, Отчизна милая моя!        (1 слайд)

           Каждого человека, любящего свою Родину, трогает и волнует наша простая и безыскусственная природа. Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране.

    • В каком государстве мы живем?

              Мы живем в стране — Российская Федерация.      

      Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разливы рек. Степей необъятный простор. Это – Россия.

            Ты смотришь в ясное голубое небо. Идешь лесными тропинками. Сидишь у прохладной речки. Это – Россия.

    (2 слайд)

    1. Подготовка к активной учебной деятельности

    Постановка учебной задачи. Актуализация  знаний.

    Учитель: Об одном  из озер России  сложено много легенд, песен, сказаний, передающихся из поколения в поколение. И вот сегодня мы вами познакомимся с  одной из легенд о прекрасном озере.

    (3 слайд)

    Открываем тетради, записываем число, классная работа, тема урока «Озеро-легенда».

    • Догадались ли вы о каком озере пойдет речь?

    БАЙКАЛ

    Прослушайте стихотворение ОБОРИНА  НИКОЛАЯ

    Окруженный стеной-стражей скал,

    В зимний сон погрузился Байкал,

    Крепко лютыми вьюгами скованный.

    Даль кругом, необъятная даль!

    Лед сверкает как чистый хрусталь..

    Спит Байкал – богатырь заколдованный…

    (4 слайд)

            Считается, что название озера произошло от якутских слов «бай» («богатый») и «кель» («озеро»).

         Байкал по своим размерам не уступает многим морям.

         В нем сосредоточено 20% всего мирового запаса пресной воды.

         Озеро, расположенное в горах в центре Азиатского континента, — удивительное по красоте, уникальное по объёму и качеству воды, — является национальной гордостью нашей страны.

    (5 слайд)

    1.  Подготовка  к восприятию текста
    • Уточните значение слов

    ЛЕГЕНДА - Поэтическое предание о каком-н. историческом событии.

    БОГАТЫРЬ - Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. 2. перен. Человек очень большой силы, стойкости, отваги.

    БЕЗУТЕШНЫЙ - Не находящий утешения, неутешный. Безутешная печаль

    ПРИХОТЬ - Капризное желание, причуда.

    АРТЕРИЯ  - 1. Кровеносный сосуд, проводящий кровь от сердца ко всем органам и тканям тела. 2. перен. Путь сообщения (высок.). Водные артерии страны.

    1. Знакомство с текстом

    Учитель читает выразительно  текст. (Тексты на столах)

    1. Исследовательский этап (работа с текстом).
    • Тип текста (повествование)

    Тип речи

    Отвечает на вопрос

    Описание

    Каков? Какой предмет?

    Повествование

    Что? Где? Когда? С кем произошло?

    Рассуждение

    Почему автор утверждает что-то?

    • Как озаглавим текст? «Озеро-легенда», «Легенда о Байкале» и др.
    • Главная мысль текста

    Главная мысль этого текста — народ очень поэтично относится к окружающему его миру и выражает свою любовь к нему в легендах и сказаниях. Автор показывает, с какой любовью люди относятся к огромному озеру Байкал и бурной реке Анкаре; они сравнивают озеро и реку с людьми, наделяя их человеческими качествами.

    • Выписать образ отца и дочери Ангары.

    Отец

    Дочка Ангара

    Разъяренный

    Старый

    Богатырь

    Суровый

    Разбушевавшийся

    Ковыров

    Черняев

    Солодов

    Константинов  

    Молодая

    Красавица

    Стремительная

    Транжира (расточительница)

    Беглянка

    Шишкина

    Холодцов

    Антохин

    Федоров

    • Проследить связь предложений в тесте

    Синоним

    Фразеологизм

    Антоним

    В черном теле

    Трудиться без устали

    Тяжкий труд

    Не покладая рук

    Бездельничать

    Проматывала

    Растрачивала

    Бросала на ветер

    Пускать на ветер

    Экономить

    • Работа с предложениями с  прямой речью

    Чайки кричали каждый раз: «Обернись, Ангара, обернись!»

    Это про нее говорят буряты: «Разоряет дочка старика Байкала!»

    Чайки кричали каждый раз, чтобы Ангара обернулась.

    Это про нее говорят буряты, что дочка разоряет старика Байкала.

    • Составление  цитатного плана текста

    1

    Широкая известность Байкала.

    Черняев

    Антохин

    2

    Древняя легенда.

    3

    Жил суровый Байкал с красавицей дочерью Ангарой

    4

    Трудятся без устали 336 сыновей

    Ковыров

    Константинов

    5

    Все  проматывала сестра

    6

    Тоска Ангары в подводной темнице о юном богатыре Енисее

    7

    Освобождение Ангары

    8

    Погоня за беглянкой.                                                                (6 слайд)

    Солодов

    Федоров

    9

    Смертоносные посланцы

    10

    Путь  влюбленных к Студеному морю

    11

    Легенда переплетается с былью

    Шишкина

    Холодцов

    12

    Река Ангара – полноводная артерия

    1. Подведение итогов урока 
    • О чем нам повествует легенда?

    Учитель: Делим  текст на четыре части и подготовимся к  пересказу каждой из них Выставление оценок

    1. Домашнее задание

    Вспомнить текст по плану

    1

    Широкая известность Байкала.

    2

    Древняя легенда.

    3

    Жил суровый Байкал с красавицей дочерью Ангарой

    4

    Трудятся без устали 336 сыновей

    5

    Все  проматывала сестра

    6

    Тоска Ангары в подводной темнице о юном богатыре Енисее

    7

    Освобождение Ангары

    8

    Погоня за беглянкой.                                                                

    9

    Смертоносные посланцы

    10

    Путь  влюбленных к Студеному морю

    11

    Легенда переплетается с былью

    12

    Река Ангара – полноводная артерия

    Вставить пропущенные буквы и запятые

    И ни о каком другом озере не сложе…о так много легенд и сказаний, песен и стихов, поэм и ра….казов. В них звучит (не) только большая любовь и поч…тание   но еще и (не)что такое  что внушает ув..жение  подчеркивает величие присущее только Байкалу и резко выделяющее его из всех озер земного шара.

    Бу..то в давние времена там  где нынче плещутся воды Байкала и начинает свой бег стремительная река Ангара жил суровый б..гатырь по имени Байкал с дочерью Ангарой краше которой (не) было на свете.

    Вставить нужные по смыслу слова в  предложениях

    Однажды (прослышала, услышала, заинтересовалась) Ангара от странствующих певцов о жившем за горами юном богатыре Енисее, о его красоте и силе и полюбила его. Но (суровый, злой, несчастный) старик прочил ей иную судьбу, решив (выдать замуж, женить) за старого богатого Иркута.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока по развитию речи в 1 классе школы 1,2 вида

    Обучение разговорной речи осуществляется на всех уроках  по всем учебным дисциплинам и во  внеурочное время.В соответствии с ведущими принципами обучения произношению и развития речив школах...

    Конспект урока по развитию речи на тему "Мебель"

    Коррекционный урок по развитию речи в 3 классе...

    Конспект урока по развитию речи на тему "Зимние забавы детей"

    Конспект урока разработан для учащихся 4 класса коррекционных школ VIII вида...

    План- конспект урока по развитию речи"Что такое тип речи".

    План- конспект урока по развитию речи " Что такое ти речи"....

    Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

    Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

    Конспект урока по развитию речи и окружающему миру Тема урока:"Весна"

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439  Петродворцового района Санкт-Петербурга   Конспект урока по развитию речи и окружающему мируТема урока: «Весна»...

    Конспект урока по развитию речи 2 класс «Особый ребенок» Тема: «Игрушки и школьные принадлежности» (урок повторение)

    Конспект урока по развитию речи2 класс «Особый ребенок»Тема: «Игрушки и школьные принадлежности»(урок повторение)Цель: Стимулирование речевых функций учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта.Задачи:...