конспект урока по развитию речи в 10 классе "Озеро-легенда"
план-конспект урока (10 класс) по теме

Голованова Елена Викторовна

"Озеро - легенда"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОЗЕРО - ЛЕГЕНДА

Слайд 3

Байкал- самое глубокое (до 1620 м.) озеро на земле

Слайд 4

Шаманский камень

Слайд 5

Не покладая рук Не покладая рук Не покладая рук В черном теле Трудиться без устали Тяжкий труд Не покладая рук Бездельничать Проматывала Растрачивала Проматывала Растрачивала Экономить

Слайд 6

Чайки кричали каждый раз: «Обернись, Ангара, обернись!» Это про нее говорят буряты: «Разоряет дочка старика Байкала!» Чайки кричали каждый раз, чтобы Ангара обернулась. Это про нее говорят буряты, что дочка разоряет старика Байкала.



Предварительный просмотр:

Конспект урока

Класс 10 «Б»

Тема «Озеро – легенда»

Цель: Подготовить учащихся  к изложению по тексту А.П. Муранова «Голубые очи планеты».  Закрепить навыки речевой деятельности по написанию изложения

Задачи:

Образовательная: подготовить учащихся к изложению, развить умения работать над текстом - повествование

Коррекционно-развивающая: развивать связную  устную речь, обогащение словарного запаса

Воспитательная: воспитание патриотического чувства и любви к родной стране.

Оборудование: презентация

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Мотивационно-мобилизующий  этап

Подготовка к работе на уроке. Сообщение темы и цели урока. 

Учитель:                     Гляжу, не нагляжусь на русское раздолье,

Желанней и родней не знаю я земли.

Здесь отчее крыльцо, знакомое до боли,

И детства боль, и в небе журавли…

Россия, Россия – нет слова красивей.

Любуюсь я тобой, дыханье затая,

                                      Россия, Россия, Отчизна милая моя!        (1 слайд)

       Каждого человека, любящего свою Родину, трогает и волнует наша простая и безыскусственная природа. Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране.

  • В каком государстве мы живем?

          Мы живем в стране — Российская Федерация.      

  Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разливы рек. Степей необъятный простор. Это – Россия.

        Ты смотришь в ясное голубое небо. Идешь лесными тропинками. Сидишь у прохладной речки. Это – Россия.

(2 слайд)

  1. Подготовка к активной учебной деятельности

Постановка учебной задачи. Актуализация  знаний.

Учитель: Об одном  из озер России  сложено много легенд, песен, сказаний, передающихся из поколения в поколение. И вот сегодня мы вами познакомимся с  одной из легенд о прекрасном озере.

(3 слайд)

Открываем тетради, записываем число, классная работа, тема урока «Озеро-легенда».

  • Догадались ли вы о каком озере пойдет речь?

БАЙКАЛ

Прослушайте стихотворение ОБОРИНА  НИКОЛАЯ

Окруженный стеной-стражей скал,

В зимний сон погрузился Байкал,

Крепко лютыми вьюгами скованный.

Даль кругом, необъятная даль!

Лед сверкает как чистый хрусталь..

Спит Байкал – богатырь заколдованный…

(4 слайд)

        Считается, что название озера произошло от якутских слов «бай» («богатый») и «кель» («озеро»).

     Байкал по своим размерам не уступает многим морям.

     В нем сосредоточено 20% всего мирового запаса пресной воды.

     Озеро, расположенное в горах в центре Азиатского континента, — удивительное по красоте, уникальное по объёму и качеству воды, — является национальной гордостью нашей страны.

(5 слайд)

  1.  Подготовка  к восприятию текста
  • Уточните значение слов

ЛЕГЕНДА - Поэтическое предание о каком-н. историческом событии.

БОГАТЫРЬ - Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. 2. перен. Человек очень большой силы, стойкости, отваги.

БЕЗУТЕШНЫЙ - Не находящий утешения, неутешный. Безутешная печаль

ПРИХОТЬ - Капризное желание, причуда.

АРТЕРИЯ  - 1. Кровеносный сосуд, проводящий кровь от сердца ко всем органам и тканям тела. 2. перен. Путь сообщения (высок.). Водные артерии страны.

  1. Знакомство с текстом

Учитель читает выразительно  текст. (Тексты на столах)

  1. Исследовательский этап (работа с текстом).
  • Тип текста (повествование)

Тип речи

Отвечает на вопрос

Описание

Каков? Какой предмет?

Повествование

Что? Где? Когда? С кем произошло?

Рассуждение

Почему автор утверждает что-то?

  • Как озаглавим текст? «Озеро-легенда», «Легенда о Байкале» и др.
  • Главная мысль текста

Главная мысль этого текста — народ очень поэтично относится к окружающему его миру и выражает свою любовь к нему в легендах и сказаниях. Автор показывает, с какой любовью люди относятся к огромному озеру Байкал и бурной реке Анкаре; они сравнивают озеро и реку с людьми, наделяя их человеческими качествами.

  • Выписать образ отца и дочери Ангары.

Отец

Дочка Ангара

Разъяренный

Старый

Богатырь

Суровый

Разбушевавшийся

Ковыров

Черняев

Солодов

Константинов  

Молодая

Красавица

Стремительная

Транжира (расточительница)

Беглянка

Шишкина

Холодцов

Антохин

Федоров

  • Проследить связь предложений в тесте

Синоним

Фразеологизм

Антоним

В черном теле

Трудиться без устали

Тяжкий труд

Не покладая рук

Бездельничать

Проматывала

Растрачивала

Бросала на ветер

Пускать на ветер

Экономить

  • Работа с предложениями с  прямой речью

Чайки кричали каждый раз: «Обернись, Ангара, обернись!»

Это про нее говорят буряты: «Разоряет дочка старика Байкала!»

Чайки кричали каждый раз, чтобы Ангара обернулась.

Это про нее говорят буряты, что дочка разоряет старика Байкала.

  • Составление  цитатного плана текста

1

Широкая известность Байкала.

Черняев

Антохин

2

Древняя легенда.

3

Жил суровый Байкал с красавицей дочерью Ангарой

4

Трудятся без устали 336 сыновей

Ковыров

Константинов

5

Все  проматывала сестра

6

Тоска Ангары в подводной темнице о юном богатыре Енисее

7

Освобождение Ангары

8

Погоня за беглянкой.                                                                (6 слайд)

Солодов

Федоров

9

Смертоносные посланцы

10

Путь  влюбленных к Студеному морю

11

Легенда переплетается с былью

Шишкина

Холодцов

12

Река Ангара – полноводная артерия

  1. Подведение итогов урока 
  • О чем нам повествует легенда?

Учитель: Делим  текст на четыре части и подготовимся к  пересказу каждой из них Выставление оценок

  1. Домашнее задание

Вспомнить текст по плану

1

Широкая известность Байкала.

2

Древняя легенда.

3

Жил суровый Байкал с красавицей дочерью Ангарой

4

Трудятся без устали 336 сыновей

5

Все  проматывала сестра

6

Тоска Ангары в подводной темнице о юном богатыре Енисее

7

Освобождение Ангары

8

Погоня за беглянкой.                                                                

9

Смертоносные посланцы

10

Путь  влюбленных к Студеному морю

11

Легенда переплетается с былью

12

Река Ангара – полноводная артерия

Вставить пропущенные буквы и запятые

И ни о каком другом озере не сложе…о так много легенд и сказаний, песен и стихов, поэм и ра….казов. В них звучит (не) только большая любовь и поч…тание   но еще и (не)что такое  что внушает ув..жение  подчеркивает величие присущее только Байкалу и резко выделяющее его из всех озер земного шара.

Бу..то в давние времена там  где нынче плещутся воды Байкала и начинает свой бег стремительная река Ангара жил суровый б..гатырь по имени Байкал с дочерью Ангарой краше которой (не) было на свете.

Вставить нужные по смыслу слова в  предложениях

Однажды (прослышала, услышала, заинтересовалась) Ангара от странствующих певцов о жившем за горами юном богатыре Енисее, о его красоте и силе и полюбила его. Но (суровый, злой, несчастный) старик прочил ей иную судьбу, решив (выдать замуж, женить) за старого богатого Иркута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по развитию речи в 1 классе школы 1,2 вида

Обучение разговорной речи осуществляется на всех уроках  по всем учебным дисциплинам и во  внеурочное время.В соответствии с ведущими принципами обучения произношению и развития речив школах...

Конспект урока по развитию речи на тему "Мебель"

Коррекционный урок по развитию речи в 3 классе...

Конспект урока по развитию речи на тему "Зимние забавы детей"

Конспект урока разработан для учащихся 4 класса коррекционных школ VIII вида...

План- конспект урока по развитию речи"Что такое тип речи".

План- конспект урока по развитию речи " Что такое ти речи"....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Конспект урока по развитию речи и окружающему миру Тема урока:"Весна"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439  Петродворцового района Санкт-Петербурга   Конспект урока по развитию речи и окружающему мируТема урока: «Весна»...

Конспект урока по развитию речи 2 класс «Особый ребенок» Тема: «Игрушки и школьные принадлежности» (урок повторение)

Конспект урока по развитию речи2 класс «Особый ребенок»Тема: «Игрушки и школьные принадлежности»(урок повторение)Цель: Стимулирование речевых функций учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта.Задачи:...