Проектная деятельность по программе патриотического воспитания 1-4 классов «С чего начинается Родина»
проект по теме

Устюгова Юлия Станиславовна

Гражданско-патриотическое воспитание - сегодня одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.

Данная программа - это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели - воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою родину.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность

по программе патриотического воспитания

1-4 класс «С чего начинается Родина»

Составила учитель начальных классов МКС (К)ОУ школы-интерната № 5 Устюгова Ю.С.

При составлении программы я опиралась на закон об образовании РФ, где сказано, что воспитание – специально организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства.

Также на Государственную программу  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»

Программа включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.
          Проведение единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации обеспечивает достижение целей патриотического воспитания.

 

Актуальность

Работая учителем в коррекционной школе VIII вида, я обратила внимание на то, что наши воспитанники имеют крайне низкий кругозор представлений об окружающем, о Родине, о родном крае.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.

Данная программа – это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.

Ведь с воспитания чувств привязанности к родной семье, родной школе, родной улице, городу начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Целевое назначение программы

Цель программы: Воспитание гуманной личности, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

 Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

  1. Обеспечение научно-методических, материально-технических условий для реализации программы: наличие методической литературы, пособий, художественной литературы для детей, организация экскурсий, создание развивающей среды в классах и группах и т.д.
  2. Формирование чувства привязанности к своему дому, школе, друзьям в школе, своим близким.
  3. Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
  4. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России.
  5. Воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.
  6. Воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России.

Принципы реализации программы

В основу реализации программы положены следующие принципы:

  • Принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с учителем, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
  • Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: Родная семья, Родной город; Родная природа; На пороге большого мира; О труде людей; О народном творчестве; Твои защитники.
  • Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.
  • Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.
  • Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у учащихся желание выполнять виды заданий, стремиться к достижению результата.

Содержание программного материала

I Блок.  

Родная семья.  Родной город

Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые он осознаёт себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети получают знания о своём ближайшем окружении, семье, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким, окружающим его людям. Уточняются представления детей об именах близких людей, их занятиях, семейных историях, традициях.

Ожидаемые результаты  по 1 блоку:

  • Знать своё ближайшее окружение.
  • Знать имена близких людей, семейные традиции.
  • Название города, рек.
  • Символ города – герб.
  •  Уметь объяснить символическое значение герба.
  • Знание народов, населяющих родной город.
  • Знать достопримечательности родного города.

II Блок.  

Родная природа

Знакомя детей с природой, педагог должен не только сообщать им конкретные знания, но и вызывать в душе каждого ребёнка эмоциональный отклик.

Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по-своему привлекателен, и, описывая его, ребёнок учится определять своё отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках.

Встречи с природой возбуждают фантазию ученика, способствует развитию творчества ребёнка.

Таким образом, знакомя детей с природой, учитель формирует у них нравственное и эстетическое отношение к действительности.

Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, желание сделать свой край прекраснее.

Любовь к природе определяется, прежде всего, действенным, бережным отношением к ней.

Ожидаемые результаты по 2 блоку:

  • Знать животных, птиц, растений родного края.
  • Уметь объяснить назначение заповедников,    Красной книги РФ.
  • Знать правила поведения в лесу.
  • Уметь правильно себя вести около водоёмов.

III Блок.  

На пороге большого мира

На занятиях этого блока учащиеся получают географические сведения о территории России. Во 2 классе знакомятся с государственными символами России: герб, флаг и гимн. В 4 классе расширяются представления о значении государственных символов России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Дети знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируется представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре.

Ожидаемые результаты по 3 блоку:

  • Знать название страны и столицы.
  • Знать и уметь объяснить символическое значение государственных символов России.
  • Знания о столице России – Москве.
  • Знание народов населяющих РФ.
  • Знать названия крупных городов и рек России.
  • Знать названия растений, животных и птиц России.

IV Блок.  

О труде людей

С малых лет следует воспитывать положительное отношение к труду и трудящемуся человеку, на конкретных примерах показывать детям общественную значимость труда взрослых, раскрывать богатство человеческих отношений в труде.

Ожидаемые результаты по 4 блоку:

  • Знать, где и кем работают родители.
  • Знать названия профессий (дворник, продавец, маляр, врач, учитель, почтальон, столяр, плотник, портниха и т.д.)
  • Знать, чем занимаются люди разных профессий.
  • Знать названия предприятий своего города и что там производят.
  • Иметь свои обязанности по дому.

V Блок.  

О народном творчестве

Очень важно привить детям чувства любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа.

Народное творчество  - это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания школьников.

На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, потешками,  праздниками  и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством.

Формируется у воспитанников общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте. Учат детей любить и ценить народную мудрость.

Ожидаемые результаты  по 5 блоку:

  • Знание народных примет о природе.
  • Знать народные промыслы: дымковские игрушки, жостовские подносы, хохломская роспись и т.д.
  • Знание народных праздников: Рождество, Масленица, Пасха и т.д.
  • Знать народные песни, частушки.
  • Знать народные традиции разных национальностей, населяющих РФ: русских, татар, башкир, мордвы и т.д.

Таким образом, работа по ознакомлению детей с народным творчеством является важной стороной общей работы по формирования патриотических чувств, воспитанию любви к нашей Родине, её великому народу.

VI Блок.  

Твои защитники

В этом блоке формируется уважительное отношение к армии РФ. К людям, которые в ней служат – военным.

Ожидаемые   результаты  по   6   блоку:

  • Знать знаменательные даты: День Победы, 23 февраля – день защитника Отечества.
  • Знать героев-земляков.
  • Знать памятные места (улицы, площадь, парк, обелиски и т.д.), именованные в честь героев-земляков.
  • Иметь представления о современном вооружении, об особенностях службы в разных родах войск.

Результаты по освоению программы:

  1. Дети знают свои ФИО, сколько им лет.
  2. Знают имена своих близких, чем они занимаются.
  3. Учащиеся знают свой адрес.
  4. Знают, в каком городе они живут, имеют о нем представления.
  5. Ребята знают, как зовут одноклассников, что им нравится, как зовут учителей.
  6. Ребята знают, как называется их страна, столица, крупные города России.
  7. Знают государственную символику.
  8. Дети участвуют в классных, школьных мероприятиях.
  9. Знают знаменательные даты ( День Победы, 23 февраля и т.д.)
  10. Знают основные предприятия города.
  11. Ребята имеют представления о людях разных профессий (дворник, плотник, почтальон, уборщица, сторож и т.д.)
  12.  Учащиеся умеют себя вести в лесу, парке, около водоёмов.

Заключение

Реализация программы способствует усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями, а также способствует воспитанию патриотических чувств.

Наблюдения окружающего способствует развитию образного и элементов логического мышления. А это самое важное в коррекционно-воспитательной работы.

Окружающая жизнь даёт реальную возможность показать детям основные права и обязанности гражданина России, право на труд, отдых, образование, обязанность честно трудится, жить в дружбе, защищать страну от врагов.

Таким образом, эта программа помогает детям с ограниченными возможностями здоровья  VIII  вида социально адаптироваться в школьной жизни, а  в дальнейшем и во взрослой, выбрать профессии, которые им подойдут, при этом адекватно оценивать свои возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7-ом классе "С чего начинается Родина ?"

Тема: «С чего начинается Родина?»  (интегрированный урок на основе краеведческого материала;    урок   сотворчества)     Цели:1.Отработ...

классный час для обучающихся 7 класса "С чего начинается Родина"

Воспитание патриотизма - одна из главных задач воспитания. Знаиние символов государства, его достижений должно отличать образованного человека. Любовь к своей Родине начинается с маленькой точки , с м...

Программа «Патриотическое воспитание учащихся кадетских классов средствами физической культуры и спорта»

«Патриотическое воспитание учащихся кадетских классов средствами физической культуры и спорта»...

Классный час патриотического направления "С чего начинается Родина?"

Цели:создавать условия для развития чувства патриотизма, осознания себя гражданином РФ и Амурской области, своей ответственности за будущее страны;способствовать активизации гражданской позиции, осозн...

Рабочая программа внеурочной деятельности (патриотическое направление) «С чего начинается Родина?» для 5 класса

Программа «С чего начинается Родина?» помогает выявить талантливых, инициативных детей и дать им возможность самовыразиться, она ориентирована на активную жизненную позицию ребенка, приобщ...

"С чего начинается Родина?" внеклассное мероприятие по патриотическому воспитанию

Внеклассное мероприятие по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина?»...