Рабочая программа по РСВ 4 класс
рабочая программа на тему

Рабочая программа по РСВ с календарно-тематическим планированием, 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_4_klass.docx39.05 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида»

                                      РАССМОТРЕНО          СОГЛАСОВАНО         УТВЕРЖДАЮ

                                      На заседании МО           Зам.директора по УВР      Директор

                                       Протокол N ___  __      Зотова Т.И.                          Сиприкова С.А.      

                                       От «___»______2013 г. «___»________2013 г.       «___»_______2013 г.

Рабочая программа

Чухачевой Тамары Васильевны ,

учителя-дефектолога высшей  квалификационной  категории

                                                                          2013- 2014 учебный год

                        Класс  5-б(вспомогательный)

                        Количество обучающихся 4

Содержание

1. Список обучающихся

2. Пояснительная записка

3. Программно-методическое обеспечение

4. Календарно-тематическое планирование индивидуальной реабилитации

Список обучающихся

Фамилия, имя обучающегося

Дата рождения

Диагноз

Функциональное состояние слухового восприятия

1.

Борисевич Алеша

15.01.2002

Двуст. н/с т/у 3 ст

Интеграц время 3 с/с

2.

Кравцов Влад

15.06.2002

Глухота слева, т/у 4 ст справа

Селект -1:-5 дв

Интеграц время 3 с/с,узкая динамика

3.

Пасынок Данил

31.10.2001

глухота

Интеграц. Время 2 с/с

4.

Чайкова Валерия

05.12.2001

глухота

Интеграц вр 2 с/с

Пояснительная записка

Рабочая программа  индивидуальных занятий по слухоречевой реабилитации  обучающихся с нарушением слуха составлена в соответствии с Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида, М., Просвещение, 2005 г.

   Обучение осуществляется с использованием специальной звукоусиливающей аппаратуры Верботон Г-20,  индивидуального слухового аппарата  с учетом индивидуальных слухоречевых особенностей обучающихся и направлено на  развитие  слухоречевого и общего развития неслышащих детей.

Задачи:

  • Развитие слухового восприятия обучающихся с нарушением слуха;
  • Формирование  и коррекция  произносительных навыков;
  • Формирование и коррекция  устной  речи обучающихся  в соответствии с программными требованиями на основе развивающегося слухового восприятия с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
  • Активизация мыслительной деятельности неслышащих  обучающихся в   процессе работы над развитием слухового восприятия и устной речи;
  • Развитие и совершенствование коммуникативных навыков
  • Терапия функциональных проблем, выявленных на этапе функциональной диагностики

Занятия проводятся  из расчета 3 часа в неделю на каждого обучающегося.

                                               

                                                        Учет в индивидуальной реабилитации

  • Заключения невролога и психиатра;
  • Рекомендаций педагога-психолога.
  • Данных аудиологического обследования;
  • Данных функциональной диагностики и рекомендаций специалиста;

Развитие слухового восприятия.

Работа по развитию слухового восприятия предусматривает формирование у детей речевого поведения на основе активного использования развивающегося слухового и слухо-зрительного восприятия устной речи при постоянном применении звукоусиливающей аппаратуры и индивидуальных слуховых аппаратов. Активное речевое поведение проявляется в умении вступать в контакт со слышащими людьми. Для этого формируется слухо-зрительное восприятие.

           Основу формирования слухового восприятия составляют умения  неслышащего учащегося воспринимать определенный речевой материал на слух и слухо-зрительно, воспроизводить его, действовать адекватно воспринятому.

На индивидуальных  реабилитационных занятиях в I- V классе   основным способом восприятия речевого материала является слуховой. Слухо-зрительное восприятие используется как вспомогательное средство. Начиная с VI класса предусматривается тренировка учащихся в слухо-зрительном восприятии устной речи с последующим опознаванием речевого материала на слух.

           Специальная работа по развитию слухового восприятия предусматривает обучение учащихся различать, опознавать и распознавать речевой материал: фразы, словосочетания, слова, слоги.

Формирование произносительной стороны речи.

           Задачи обучения глухих школьников произношению включают формирование и развитие внятной речи, что является залогом успешной коммуникации с окружающими.

           В процессе обучения реализуется аналитико-ситетический концентрический полисеснсорный метод. Большое значение придается выработке у учащихся соответствующих слуховых дифференцировок. В обучении применяется  звукоусиливающий аппарат Верботон  Г 20 и специальные компьютерные программы.

    Работа включает в себя:

  • Развитие речевого дыхания для формирования правильного навыка пользования речевым дыханием при произнесении слов,  предложений.,  фраз;
  • Работа над голосом для формирования навыка пользоваться  голосом нормальной высоты, тембра;
  • Работа над звуками и их сочетаниями для развития правильного воспроизведения звукового состава слова.

Задачи

индивидуальной  слухоречевой реабилитации

 обучающихся 5 класса (вспомогательного).

  • Научить ребенка различать и опознавать на слух простые предложения; предложения с однородными членами, словосочетания;
  • Развивать навыки правильно  использовать речевое дыхание, слитно воспроизводить словосочетания, слова, фразы;
  • Научить различать на слух и воспроизводить элементы ритмико-интонационной структуры  речи;
  • Формировать навыки произношения звуков в словах, словосочетаниях и фразах;
  • Совершенствовать произношение согласно правилам орфоэпии;
  • Научить передавать в речи различные оттенки высказывания.

Виды слухо-речевой деятельности,

используемые в ходе индивидуальной    реабилитации.

1. Вводная беседа по содержанию темы (спонтанная беседа – в соответствии со слухоречевыми возможностями

   обучающегося)

2. Лексическая  работа..

3. Ответы на вопросы по содержанию темы.

4. Составление предложений (с опорой на вопросы и иллюстрации, по вопросной  схеме)

5. Составление диалога и работа с ним (пересказ с опорой на иллюстративный материал и без опоры)

6. Выполнение грамматических упражнений  на пройденном материале.

7. Слуховой диктант.                                                                    

Основные требования к умениям обучающихся.

Учащиеся к концу 3 класса должны уметь:

  1. Воспринимать на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них ( считывать с губ) речевой материал согласно программным требованиям;
  2. Воспринимать программный речевой материал  без ИСА (на голое ухо) в соответствии с индивидуальными слуховыми возможностями;
  3. Соблюдать орфоэпические нормы произнесения согласно  программным требованиям.
  4. Соблюдать ударения в двух-трехсложных словах.
  5. Воспроизводить слова в нормальном темпе, голосом нормальной высоты и тембра (при условии овладения голосовыми модуляциями)
  6. Воспроизводить фразы слитно в нормальном темпе.
  7. Использовать в самостоятельной речи произносительные умения.
  8. Самостоятельно использовать в речевом общении невербальные средства коммуникации.

Программно – методическое обеспечение реабилитационного процесса.

1. Программа специальных коррекционных общеобразовательных учреждений 1 вида Москва  «Просвещение», 2005 г.

2.Ф.Ф.Рау, Н.Ф.Слезина  «Произношение»  2 класс. Москва «Просвещение», 1988 г.

3. А.Н. Пфафенродт, М.Е.Кочанова «Произношение» 2кл. Москва « Просвещение», 2006 г.

4. И.З.Трубачёва,  Е.Д. Дейнега «Чтение» 2кл.  Москва  «Просвещение»,  1991 г.

5. Т.С.Зыкова, З.Г. Кац. «Развитие речи» 2 кл. Москва «Просвещение», 2006 г.

6. Е.Г. Речицкая. «Солнечный зайчик». Москва, изд. « Владос», 2000 г.

7. Е.П.Кузьмичёва, И.Ф.Федосова «Развитие слухового восприятия». Москва,  «Просвещение», 1992 г.

7. «Русский язык для детей» в 2-х книгах. Институт фонетики филос. факультета  университета г. Загреб (Хорватия)

8. Лобзякова М.И. «Учимся правильно и четко говорить» в 2-х книгах Москва «Вентана-Граф», 2003 г.

9. Лебедева И.Л. «Трудный звук, ты наш друг» в 5-х книгах Москва « Вентана-Граф», 2003 г.

10. А.И.Богомолова « Нарушение произношения у детей» Москва «Просвещение», 1971 г.

11. Назарова Л.П. «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха» Москва «Владос»,  2001 г.

12. Рау Ф.А. «Методика обучения произношению» Москва  «Просвещение», 1976 г.

13. Филичева Т.Б. «Основы логопедии» Москва «Просвещение», 1989 г.

14. Рау Ф.Ф. «Устная речь глухих» Москва «Педагогика»,1973 г.

15. Кузнецова Е.П. «Развитие устной речи  у глухих школьников». Москва  «Издательство НЦ ЭНАС»,

      2003 г.

                                               Календарно-тематическое планирование

индивидуальной реабилитации 5-в класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Сроки изучения темы

Программный лексический материал (слова, фразы)

1.

Педагогическое обследование состояния слуха и речи обучающихся

3 час

 2.09-7.09

Диагностический материал:

Тест Э. Леонгард (50 сбалансированных  слов)

2.

Тема. «Я – ученик»

9 час.

9.09-20.09

Здравствуй, до свидания, Аппарат работает?  

Как тебя зовут? Как зовут учителя?  Как твоя фамилия? Надень наушники, сними наушники. Как ты слышишь? Я слышу хорошо (плохо, я не слышу). Дай книгу, тетрадь, карандаш, ручку. Убери (покажи, попроси) ручку, тетрадь, карандаш. У тебя есть …? Положи … справа. Попроси синий карандаш

2.1.

Вводная беседа, лексическая работа с опорой на иллюстративный материал

2 час

2.2.

Предъявление фраз, работа над восприятием и пониманием лексического материала

2 час.

2.3.

Составление предложений с опорой на иллюстративный материал.

2 час

2.4.

Составление краткого текста, работа с деформированным текстом

2 час

2.5.

Слуховой диктант.

1 час

3.

Тема.  «Мой класс.»

7 час.

23.09-5.09

В каком классе ты учишься? Как зовут учителя? Как зовут воспитателя? Как зовут других учителей? Сколько человек в твоем классе? Сколько девочек? Сколько мальчиков? Как ты учишься?

Словарь: парта, доска, шкаф, стол, стул, окно, пол, стена.

3.1.

Вводная беседа, лексическая работа с опорой на иллюстративный материал

1 час

3.2

Предъявление фраз, работа над восприятием и пониманием лексического материала

1 час

3.3

Составление предложений с опорой на иллюстративный материал.

2час

3.4

Составление краткого текста, работа с деформированным текстом

2 час

3.5

Слуховой диктант.

1час

4.

 Тема «Сезонные изменения в природе. Осень.»

12 час.

7.10-19.10

Какое сегодня число? Какой сегодня день недели? Какое время года? Назови осенние (зимние) месяцы? Какая погода осенью? Какое настроение осенью? Зимой?

Словарь: небо серое, холодно. тепло, сентябрь, октябрь, ноябрь, идет дождь, дует ветер, листопад, желтые и красные листья, сегодня, было вчера, будет завтра, снег, лёд, вьюга, мороз.

4.1

 Вводная беседа, лексическая работа с опорой на иллюстративный материал

2часа

4.2

 Ответы на вопросы по содержанию темы.

2час

4.3

 Составление предложений (с опорой на вопросы и иллюстрации, по схеме).

2час

4.4

 Пересказ

1час

4.5

 Выполнение грамматических упражнений

2часа

4.6

Слуховой диктант

1 час

4.7

Составление диалога и работа с ним

2 часа

5.

Тема « Сезонные изменения в поведении животных»

9час.

21.10-2.11

5.1

Вводная беседа, лексическая работа с опорой на иллюстративный материал

1час

Как время года? Назови зимние месяцы? Сколько их? Какое время года ты любишь? Какая погода зимой?  Что делают звери зимой? Где живет …? Чем питаются звери зимой?

Словарь: зима, декабрь, январь, февраль, снег, лед, метель, мороз, холодно, названия животных, нора, дупло, берлога, грибы, шишки, трава.

5.3

 Ответы на вопросы по содержанию темы.

1час

5.4

 Составление предложений (с опорой на вопросы и иллюстрации, по схеме).

1час

5.5

 Составление диалога и работа с ним

2часа

5.6

Пересказ

1час

5.7

 Выполнение грамматических упражнений.

2часа

5.8

 Слуховой диктант.

1час

6.

Тема « Социально-  правовое воспитание Моя семья.»

10 час.

5.11-16.11

6.1

Вводная беседа, лексическая работа с опорой на иллюстративный материал

1час

Назови имя, фамилию, отчество. Сколько тебе лет? Где ты живешь? Сколько человек в твоей семье? Как зовут маму? Как зовут папу? Как зовут сестру (брата)? Назови свой адрес?

Словарь: мама, папа, семья, брат, сестра, бабушка, дедушка, домашний адрес

6.2

 Ответы на вопросы по содержанию темы.

1час

6.4

 Составление предложений (с опорой на вопросы и иллюстрации, по схеме).

2часа

6.5

 Пересказ

1час

6.6

 Составление диалога и работа с ним

2часа

6.7

 Выполнение грамматических упражнений.

2часа

6.8

 Слуховой диктант.

1час

7.

Сезонные изменения в природе. Поздняя осень. Начало зимы.

12 час.

18.11-30.11

7.1

Вводная беседа, лексическая работа с опорой на иллюстративный материал

2часа

Какое сегодня число? Какое время года? Назови осенние месяцы? Какая погода ранней осенью?Какое настроение? Какая погода поздней осенью? Какое настроение поздней осенью? Что делают люди? Как люди готовятся к зиме? Что делают звери и птицы? Как они готовятся к зиме?

Словарь: небо, серое, холодно – тепло, сентябрь, октябрь, ноябрь, идет дождь, дует ветер, листопад,  красные, желтые, сухие листья, снег, лед, вьюга, мороз.

7.3

 Ответы на вопросы по содержанию темы. Пересказ.

2час

 7.5

 Составление предложений (с опорой на вопросы и иллюстрации, по схеме).

2час

7.7

 Выполнение грамматических упражнений.

2час

7.8

 Составление диалога и работа с ним

3час

7.9

  Слуховой диктант.

1час

8.

Подготовка к новогодним праздникам.

 Новый год.

15час.

2.12-30.12

8.1

Вводная беседа, лексическая работа с опорой на иллюстративный материал.

1час

Почему праздник назвали НОВЫЙ ГОД?

Какие подарки ты получаешь в этот день?

Что ты даришь друзьям и близким?

Кто дарит детям подарки?

Словарь: елка, Новый год, Дед Мороз, Снегурочка, подарок, хоровод, веселый праздник.

СТИХИ К НОВОГОДНЕМУ УТРЕННИКУ

8.2

 Ответы на вопросы по содержанию темы

2часа

8.3

 Составление предложений (с опорой на вопросы и иллюстрации, по схеме).

3час

8.4

 Работа с деформированным текстом.

1час

8.5

 Выполнение грамматических упражнений.

2часа

8.6

 Составление диалога и работа с ним

3часа

8.7

  Пересказ

2часа

  8.8

Слуховой диктант

1час

9.

Тема «Формирование здорового образа жизни..»

Здоровье.

Зимние забавы.

14час.

9.1

Вводная беседа, лексическая работа с опорой на иллюстративный материал

2часа

9.3

 Ответы на вопросы по содержанию темы.

2часа

Назови зимние месяцы.

Когда начались зимние каникулы?

Когда закончились?

Чем ты занимался дома?

В какие игры играют ребята зимой на улице?

Назови зимние виды спорта.

Какой нравится тебе?

СЛОВАРЬ: коньки, лыжи, санки, хоккей, фигурное катание,  играть в снежки, строить снежную крепость, бросать, лепить, строить, люблю, не люблю, нравится, интересно.

9.5

 Составление предложений (с опорой на вопросы и иллюстрации, по схеме).

3час

9.6

Работа с деформированным текстом.

1час

9.7

Выполнение грамматических упражнений.

2часа

9.8

Составление диалога и работа с ним

3час

 

9.9

  Слуховой диктант.

1час

10.

 Тема «Столовая.»

9 час.

10.1

Вводная беседа, лексическая работа с опорой на иллюстративный материал.

1час

Где ты завтракаешь, обедаешь, ужинаешь?

Кто готовит еду?

Кто моет посуду?

Ты моешь руки перед едой?

Почему нужно мыть руки перед едой?

Словарь: ем - ел, завтракаю- завтракаем, обед – обедаю, ужин – ужинаю, мою – моем, посуда, дайте, пожалуйста…, я хочу – не хочу, повар, посудница, спасибо.

10.2

 Ответы на вопросы по содержанию темы.

1час

10.3

 Составление предложений (с опорой на вопросы и иллюстрации, по схеме).

2час

10.4

 Выполнение грамматических упражнений.

2часа

10.5

 Составление диалога и работа с ним

2часа

10.6

  Слуховой диктант.

1час

11.

Тема «Сезонные изменения в природе. Весна»

9час.

11.1

Вводная беседа, лексическая работа с опорой на иллюстративный материал

1час

Какое время года наступило?

Назови весенние месяцы?

Назови середину весны?

Какая погода весной?

Какое настроение весной?

Что делают люди весной?

Словарь: март, апрель, май, сосулька, капель, бегут ручьи, рыхлый грязный снег, на дорогах лужи, прилетели птицы, ярко светит солнце, дети пускают кораблики.

11.2

 Ответы на вопросы по содержанию темы.

1час

11.3

 Составление предложений (с опорой на вопросы и иллюстрации, по схеме).

1час

11.4

 Составление диалога и работа с ним

3 часа

11.5

Грамматические упражнения

2 часа

11.6

  Слуховой диктант.

1час

12.

Тема «Птицы и звери весной.»

10час

12.1

Вводная беседа, лексическая работа с опорой на иллюстративный материал

1час

Как изменяется природа в зависимости от времени года?

Что делают птицы летом?

(осенью, зимой, весной)?

Изменяется ли поведение животных зимой, осенью, весной, летом?

Что делают медведи зимой? А весной?

Какие еще животные спят зимой?

Что делают зайцы, волки, лисы зимой?

А летом?

12.2

Составление предложений с опорой на схемы

2часа

СЛОВАРЬ: берлога, нора , собираются в стаи, улетают на юг, меняют шубу, запасают припасы, страдают от холода, вьют гнезда.

12.3

Составление диалога и работа с ним

3часа

12.4

Пересказ

1час

12.5

Грамматические упражнения

2 часа

12.6

Слуховой диктант

1час

13.

 Тема « Скоро лето»

9час

Какое время года? Назови летние месяцы? Какая погода летом? Где ты отдыхаешь летом? Что ты будешь делать летом?

Словарь: яркое солнце, жаркое погода, цветы, бабочки, птицы, река, отдыхать, загорать, купаться, гулять.

13.1

Вводная беседа, лексическая работа с опорой на иллюстративный материал

1час

13.3

  Составление предложений с опорой на схемы

2часа

13.4

Составление диалога и работа с ним

3 часа

13.5

Пересказ

1час

13.6

Слуховой диктант

1час

13.7

Выполнение грамматических упражнений

1час

14.

Итоговая диагностика.

      Педагогическое обследование состояния слуха.

      Проверка произносительных навыков.

      Диагностика состояния речи.

3часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...