Представление опыта работы
методическая разработка по теме

Антонина Павловна Жукова

Данный материал  поможет при подготовке защиты опыта учителя профессионально - трудового обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_opyta.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

/ слайд №1

Представление опыта работы по теме:

«Формирование навыков социально-трудовой адаптации на уроках цветоводства».

/ слайд №2

"Чтобы избегать ошибок, надо набираться опыта;

чтобы набираться опыта, надо делать ошибки "

                                                                                                     Лоуренс Питер

     Добрый день уважаемые коллеги, члены жюри.

     Наверное, каждый из участников конкурса, готовясь к сегодняшнему этапу, задавал себе множество вопросов: чем поделиться с коллегами, о чем и как рассказывать, с чего начать, какую тему выбрать? И я - не исключение.

     С чего же начался мой учительский опыт? С первого урока? С первых шагов по школьным коридорам? Или немного раньше? Когда впервые начала задумываться о будущей профессии, о важности своего выбора? Вопрос кем быть – никогда не вызывал у меня раздумий. Я точно знала - что моя жизнь будет связана с воспитанием детей. С теплотой в душе я вспоминаю мою первую учительницу, быть похожей на которую мне хотелось с первого дня в школе. Именно желание быть помощником и наставником детям стало определяющим. Учительский труд – это каждодневная работа со своим удачами и неудачами, победами и поражениями. И каждый день я для ребят:

  • руководитель
  • участник
  • советник
  • товарищ
  • наблюдатель

Иногда бывает очень трудно, но ни разу я не пожалела, что выбрала этот путь, став учителем. 

     Целью своей педагогической деятельности ставлю желание научить детей самостоятельно мыслить,  самому сопоставлять факты и искать информацию, помочь детям раскрыться и развить творческие способности, научить любить себя и окружающих.

     Что ожидает человека, когда он приступает к самостоятельной жизни в обществе, прекращая исполнять роль учащегося, ведомого учителем? Современному обществу требуются активные, талантливые и практически направленные специалисты, способные к адаптации в социальной среде.  

     Основной задачей  коррекционной школы является подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к трудовой деятельности. Исходя из этого, я начала работу над  темой  «Формирование навыков социально – трудовой адаптаци на уроках цветоводства».

/ слайд №3

     Целью    моей  работы является поиск эффективных путей социальной адаптации учащихся через трудовое обучение, включение детей с нарушениями интеллекта в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей.

/ слайд №4

     В работе была выдвинута следующая  гипотеза: если  процесс трудового обучения является своеобразной моделью реальной трудовой деятельности  (основной составляющей социальной адаптации)  то,  следовательно, при  правильной  организации                   трудового обучения социальная адаптация будет более успешной.

/ слайд №5

     Исходя из цели и гипотезы, были сформулированы  следующие конкретные задачи:

/ слайд №6

  1. Изучение теоретических основ  адаптивной системы трудового обучения детей с нарушением интеллекта, разработанных на основе передового педагогического опыта;
  2. Подбор методик  исследования  сформированности  навыков социально – трудовой адаптации;
  3. На основании исследований и диагностики психофизических данных детей с нарушениями интеллекта выявить особенности  формирования навыков  социально – трудовой адаптации;
  4. Разработка заданий и упражнений по формированию навыков социально – трудовой адаптации у детей с ограниченными возможностями здоровья.

/ начинаю собирать цветок – сердцевина

     Социальная адаптация учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида является сложным процессом, требующим поиска педагогических  путей  ее реализации.

     Мое кредо в работе с детьми - от целенаправленного обучения к формированию социально - адаптированной личности.

     Для реализации его в своей системе работы я выделяю несколько направлений. 1-е направление - создание условий для организации продуктивной работы на уроке или на объектах труда. Это внешнее и внутреннее оформление кабинета, его эстетика. Это оборудование рабочего места ученика и обеспечение его всем необходимым для выполнения практической работы в соответствии с возрастом.

     Непременным требование  является поддержание порядка, чистоты и эстетики на рабочем месте, как при выполнении практической работы, так и после ее завершения.

/ прикрепляю 1 лепесток

     2-е направление - содержание программы трудового обучения. Оно должно максимально подходить как к особенностям детей, так и к условиям их текущей и предполагаемой будущей жизни. Моя программа позволяет рационально организовать учебно - воспитательный процесс на уроках цветоводства. Изучение материала по цветоводству, комнатному и декоративному садоводству  дает учащимся полное представление об объекте труда, о способах посадки и ухода за растениями. Это способствует социальной адаптации учащихся, развивает их умственный и сенсомоторный потенциал, положительно влияет на личностные свойства воспитанника, помогает в выборе профессии.

/ прикрепляю 2 лепесток

     3- е направление в системе работы по социальной адаптации - это включение в содержание уроков и целенаправленное рассмотрение практической значимости и необходимости в жизни изучаемого материала или выполняемого задания.

     Свою роль, как учитель, я вижу в том, чтобы учить ребенка видеть красоту,  от труда получать радость и удовлетворение.

/ прикрепляю 3 лепесток

     Четвертым направлением в системе работы по социальной адаптации является использование различных   форм  и методов работы, повышающих интерес детей к процессу познания, мотивацию к учению и практическим действиям на уроках цветоводства, на развитие самоконтроля, на самореализацию, первоначально, путем расширения возможностей самостоятельно решать учебные задачи с выходом в повседневную жизнь.

Работая в этом направлении, применяю общеизвестные в методике обучения учащихся методы и приемы: словесные и наглядные. Однако особое внимание уделяю специфическим методам и приемам:

  • Метод упражнений применяю как основу формирования трудового приема у учащихся различными способами.
  • Метод практическая работа, выполняемая разными способами.
  • Прием практического показа направляю на формирование правильного поэтапного выполнения работы.
  • Иногда    использую прием от трудового задания к планированию. Суть его такова: записываю задание на доске и предлагаю спланировать ход практической работы. При этом учащиеся могут опираться на различные источники информации по данной теме (это технологические карты, карточки слов, рисунки, предметные образы и др).
  • Использую прием – совместная работа учителя с учащимся, это создает особый эмоциональный положительный настрой на выполнение задания. На мой взгляд, это самый действенный универсальный наглядный метод обучения.
  • Прием учитель и ученик – одна пара. Помогает мне в выработке у учащихся скоростных и профессиональных навыков при выполнении практической работы.
  • Прием рефлексивная оценка ситуации, применяю для ее анализа, способа поиска действия, определения учебной цели.
  • Прием работа с графиками, таблицами, символами и др. обозначениями (на примере пакетов с семенами).
  • Прием включение учащихся в роль ведущего направлен на воспитание качеств человека, способного быть ответственным, лидером, оказать помощь в нужную минуту, принимать правильное решение.

     При организации практических работ применяю различные формы.

     При выполнении объемного задания выбираю групповую форму. При такой форме организации учитываю интересы учащихся, если они не мешают общему плану работы.

Индивидуальную работу планирую так, чтобы каждый ученик знал, что от него требуется в конечном итоге, и мог ее выполнить.

      Для поддержания здоровья в течение рабочего времени использую несколько видов трудовой деятельности. Сменяемость задания поддерживает работоспособность. При выполнении самого задания предлагаю чередовать различные позы и устраивать отдых самим в зависимости от условий труда.

     Целевая установка, объем задания и время ее выполнения, анализ выполненной работы, подведение итогов в конце урока - приучает к исполнительности, дисциплинирует учащихся.          

/ прикрепляю 4 лепесток

     Социально - адаптированная личность формируется при правильной объективной и обоснованной оценке  ее трудовой деятельности - это 5-е направление. В оценке ЗУН учащихся у меня свои подходы. При оценке результата учитываю индивидуальные особенности ученика,  правильность выполнения работы.  

     При оценке труда применяю так же стимулирующие оценки: похвалу «молодец», «лучший ученик», «старательный ученик», «умница».

/ прикрепляю 5 лепесток

     6 – е направление в моей работе - использование информационных технологий на уроках цветоводства. Это помогает  снизить нагрузки, создать благоприятную эмоциональную атмосферу для полноценного обучения и воспитания учащихся.

/ прикрепляю 6 лепесток

     Посмотрите, пожалуйста, какой замечательный цветок у меня получился. Я надеюсь, что со временем он принесёт хорошие плоды и добротные семена.

     В заключение приведу слова ученика и соратника Антона Семеновича Макаренко, Виктора Николаевича Терского: « Почему у нас многие не любят свою работу? Да больше всего потому, что не умеют ее хорошо делать. Работая через пень - колоду, дела своего не полюбишь. Каждый любит делать то, что он умеет делать хорошо. И поэтому, может быть, главное в нашем деле - учить детей хорошо делать свою работу».

     В этом определена роль педагога  трудового обучения.  Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я стараюсь находить что- то новое и вместе с детьми идти вперед.

Спасибо за внимание!!!

Представление опыта работы по теме:

 ««Формирование навыков

социально - трудовой адаптации

на уроках цветоводства»

                                                   учителя цветоводства

                                                                           Жуковой А. П.

2013 – 2014 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА работы по методической теме: "Формы и методы работы по созданию на уроках русского языка развивающей языковой среды".

По данной теме работаю два года, вижу необходимость анализа своей работы для дальнейшей коррекции в плане методических приёмов и применения технологий. Представляю  опыт работы, результаты деятел...

Методические рекомендации заместителя начальника МсСВУ по учебной работе Ереминой И.А. по представлению опыта работы преподавателя на конкурсе "Педагог года"

Материал содержит рекомендации по структуре создания и описания педагогического опыта преподавателя на конкурсе "Педагог года"....

Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики»

Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики». Так же материал содержит презентацию....

Представление опыта работы. «Система работы учителей естественно - научного цикла по подготовке учащихся к ГИА»

Представление опыта работы.«Система работы учителей естественно - научного цикла по подготовке учащихся к ГИА»...

Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....