Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СБО ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЁЛОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
    рабочая программа по теме

    Третьякова Елена Сергеевна

    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа

    социально-бытовая ориентировка

    Пояснительная записка:

    Проблема социализации учащихся с умеренной умственной отсталостью является наиболее значимой в процессе их обучения. Такие дети испытывают большие трудности в социальной адаптации, в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной психическим недоразвитием. Практическая направленность всего образовательного процесса, ориентированного на индивидуальные особенности каждого учащегося, - важная составляющая  предмета «Социально-бытовая ориентировка» в течении всех лет обучения в школе. В основу уроков по предмету положен интегративный подход, который предполагает освоение учащимися системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание  в социуме.

    В учебной программе в специальных (коррекционных) школах предмет "Социально-бытовая ориентировка" появился с 1986г., данной проблемой занимались следующие авторы: А.М.Щербакова, В.В. Гладкая, В.В. Воронкова, С.А. Казанкова, С.А. Львова, Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова, но ни учебников, ни рабочих тетрадей для учащихся ещё до сих пор нет, поэтому существует необходимость составления данной программы.

     Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

    Основной целью учебного предмета является подготовка учащихся к взрослой жизни через овладение ими навыками самообслуживания, общения, приспособление их к жизни в обществе, воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности. Исходя их цели, в процессе изучения предмета решаются следующие задачи: усвоить навыки ориентирования в общественной жизни, умение пользоваться общественным транспортом, навыками общения, использование табличек, указателей, навыки поведения в магазинах и других общественных местах.

    На всех этапах обучения у учащихся:

    • Формируются, затем уточняются и закрепляются основные бытовые  умения и навыки, обеспечивающие постепенное вхождение в социальную жизненную среду.
    • Формируются, закрепляются и постепенно расширяются социально-бытовые умения, навыки, операции, которые необходимы в процессе жизнедеятельности в разные временные периоды.
    • Формируются и вводятся в предметно - бытовое и межличностное общение с учётом индивидуальных особенностей учащихся невербальные и вербальные средства коммуникации

    Программа включает в себя следующие разделы: «Одежда и обувь», «Питание», «Жилище», «Культура поведения», «Транспорт», «Семья», «Торговля», «Средства связи», «Учреждения и организации».

    Предмет «Социально-бытовая ориентировка» является практическим, поэтому значительное количество часов отводится на проведение дидактических игр и упражнений, ролевых игр, практических упражнений, экскурсий.

    Необходимое количество часов на каждую тему определяет учитель, исходя из психофизических и индивидуальных особенностей детей.

    Первый класс:

    Первое полугодие

    Одежда и обувь. Обучение учащихся запоминанию названий одежды, различению одежды и обуви. Настольно-печатные игры и упражнения на распознавание одежды и обуви. Рассматривание иллюстраций об уходе за обувью. Средства ухода за обувью (вода, тряпочка, щётка). Практические упражнения по элементарному уходу за обувью (вымыть тряпочкой тёплой водой, насухо вытереть тряпочкой).

    Питание. Продукты питания. Формирование умения узнавать продукты питания по их названию или показу. Режим питания (завтрак, обед, полдник,  ужин). Рассматривание иллюстраций, картинок. Дидактические и ролевые игры, способствующие запоминанию названий продуктов питания.

    Культура поведения. Обучение детей соблюдению элементарных правил поведения (на уроке должны все трудиться, входить в класс вместе с учителем после звонка). Рассматривание иллюстраций, картинок, на которых изображены дети в классе, действия, которые они выполняют. Просмотр видеосюжетов о поведении детей во время уроков.

    Дежурство в классе. Обучение элементарным действиям (намочить тряпочку, отжать её, вытереть доску). Воспитание у учащихся желания выполнять трудовые поручения.

    Транспорт. Обучение детей умению называть или показывать на карточках транспорт.

    Наблюдения за движением транспорта по дороге. Рассматривание светофора. Упражнения в назывании цветов светофора.

    Второе  полугодие

     Одежда и обувь. Обучение учащихся различению верхней одежды. Дидактические игры на распознание верхней одежды. Рассматривание иллюстраций, на которых изображена грязная и чистая одежда. Средства ухода за одеждой (щётка). Практические упражнения по элементарному уходу за верхней одеждой с помощью педагога.

    Питание. Подготовка к приёму пищи (мытьё рук, сервировка стола, правильная посадка за стол). Дидактические игры на запоминание  основных приёмов пищи. Формирование элементарных умений по сервировке стола и запоминанию названий предметов посуды.

    Культура поведения. Поведение  в столовой. Обучение учащихся элементарным правилам поведения в столовой.

    Транспорт. Создание специально организованных образовательных условий для проигрывания ситуации поведения пешеходов при переходе через дорогу. Рассматривание иллюстраций, картинок о правильном поведении пешеходов на дороге.

    Второй класс:

    Первое полугодие

    Одежда и обувь. Продолжение обучения учащихся умениям различать виды одежды. Рассматривание  одежды, которую носят осенью. Рассматривание иллюстраций, на которых изображены люди в одежде в осенний период. Соотнести изменения в природе с одеждой на людях. Игры и игровые упражнения на запоминание демисезонной одежды.

    Способы ухода за одеждой (чистка, стирка). Средства по уходу за одеждой. Оборудование для стирки одежды (стиральная машина).

    Питание. Уточнение и запоминание учащимися режима питания (завтрак, обед, полдник, ужин). Рассматривание иллюстраций, картинок, на которых изображены дети в различные часы приёма пищи.

    Воспитание аккуратного,  бережного отношения к посуде и навыков её безопасного использования.

    Жилище. Знакомство учащихся с обобщённым понятием «жилище». Жилище человека (дом, квартира). Рассматривание дома, квартиры на иллюстрациях, просмотр видеофильмов.

    Помещения в доме (комната, кухня, спальня).

    Семья. Обучение учащихся называнию собственного имени и фамилии, имён членов семьи. Рассматривание семейных фотографий и называние членов семьи.

    Культура поведения. Знакомство учащихся с правилами обращения к взрослым людям. Формирование у детей уважительного отношения к людям, старшим по возрасту. Чтение учителем художественной литературы, просмотр видеофильма.

    Транспорт. Обучение учащихся умениям показывать и называть транспорт. Виды пассажирского транспорта. Дидактические игры на формирование умения определять вид транспорта, по словесной инструкции учителя.

    Второе полугодие

    Одежда и обувь. Продолжение обучения учащихся умениям различать виды одежды. Рассматривание одежды, которую носят зимой. Рассматривание зимней куртки. Сравнение зимней и демисезонной. Соотнесение изменений в природе с одеждой  на людях. Игры и упражнения на запоминание зимней одежды.

    Способы ухода за одеждой (чистка и стирка). Элементарные средства по уходу за зимней одеждой (щётка, вода). Оборудование для стирки одежды (стиральная машина).

    Питание. Режим питания (завтрак, обед, полдник, ужин). Рассказ учителя о необходимости и важности приёма пищи в определённое время суток, о значении питания в жизни человека. Подбор картинок с изображением продуктов для завтрака.

    Создание образовательных условий для практических занятий по сервировке стола к обеду. Воспитание аккуратного, бережного отношения к посуде.

    Жилище. Продолжать знакомить учеников с обобщённым понятием «жилище». Дом, квартира. Рассматривание интерьера дома, квартиры (картинки, иллюстрации, видеосюжеты). Знакомство с мебелью, необходимой для сна.

    Практические упражнения, дидактические и ролевые игры, способствующие усвоению учащимися понятий «дом», «квартира».

    Семья. Обучение учащихся умениям различать членов семьи. Рассматривание иллюстрации «Семья». Показ членов семьи на иллюстрации по просьбе учителя.

    Транспорт. Обучение учащихся правильному поведению при посадке в пассажирский транспорт и выходе из него.

    Третий класс:

    Первое полугодие

    Одежда и обувь. Расширение представлений учащихся о различных видах одежды: узнавание и называние реальных предметов одежды, изображений на картинках.

    Формирование навыка аккуратного ношения одежды. Уход за одеждой (стирка, чистка). Средства по уходу за одеждой (мыло, стиральный порошок, щётка). Практические упражнения по уходу за собственной одеждой.

    Питание. Формирование представлений учащихся о значении воды в жизни людей. Посуда для воды.

    Жилище. Дальнейшее знакомство учащихся с названием предметов мебели. Дидактические игры  и упражнения, компьютерные игры на запоминание предметов мебели и их расположение в комнате.

    Культура поведения. Обучение учащихся правилам поведения дома. Воспитание у детей вежливости, заботы о своих близких. Чтение учащимся произведений художественной литературы, просмотр видеосюжетов, проведение ролевых игр.

    Транспорт. Дальнейшее обучение учащихся правильно входить в транспорт и выходить из него. Ролевые игры на развитие умения входить в транспорт,  выходить из него, приобрести билет.

    Второе полугодие

    Одежда и обувь. Обучение учащихся умению узнавать и различать виды обуви (уличная, сменная). Овладение способам застёгивания, обуви (шнуровка, молния, липучки).

    Питание. Обучение учащихся сортировке стола к чаю. Игры и упражнения: узнай, покажи, назови посуду, необходимые для чаепития. Сервировка стола к чаепитию.

    Средства для ухода за посудой (жидкость для мытья посуды, губка). Практическое занятие «Мытьё бокалов, чашек».

    Жилище. Продолжение знакомства учащихся с называнием предметов мебели. Работа с предметными и сюжетными картинками.

    Культура поведения. Дальнейшее обучение учащихся правилам поведения в транспорте. Ролевые игры с включением ситуаций в автобусе. Объяснение и совместное выполнение правильных действий.

    Транспорт. Обучение детей умению переходить через дорогу по пешеходному переходу по зелёному сигналу светофора. Рассматривание иллюстраций с изображением светофора и пешеходного перехода.

    Четвёртый класс:

    Первое полугодие

    Одежда и обувь. Уход за обувью (чистка специальной губкой, щёткой). Средства по уходу за обувь: виды щёток, губок, крем для обуви. Практические действия по уходу за собственной одеждой (стирка носков, носового платка).

    Питание. Обучение детей узнаванию продуктов питания, которые можно употреблять после покупки в магазине без специальной обработки (хлеб, сыр, колбаса), продукты питания, требующие специальной обработки (мясо, крупы, яйца).

    Жилище. Выучивание с детьми адреса их проживания. Обучение обращаться к милиционеру, кондуктору (я потерялся).

    Семья. Называние детьми членов семьи и их имён. Узнавание на фотографиях членов семьи.

    Культура поведения. Поведение в семье. Обучение детей вежливому обращению к членам семьи. Отработка умения обращаться с просьбой к маме, бабушке и другим членам семьи. Уметь просить прощение.

    Транспорт. Дальнейшее обучение учащихся умениям переходить улицу по пешеходному переходу по зелёному сигналу светофора. Упражнения на узнавание сигналов светофора, действия пешехода при смене сигналов.

    Торговля. Обучение детей называнию или показу  на иллюстрациях магазинов, в которых продают продукты питания, фотографии наименований магазинов и продовольственных отделов (гипермаркет, супермаркет, молочный отдел, мясной, овощной). Дидактические игры и упражнения, компьютерные игры на запоминание продуктов в специализированных отделах магазинов.

    Второе полугодие

    Питание. Дальнейшее знакомство учащихся с посудой для приготовления пищи и правилам ухода за ней. Посуда для приготовления различных блюд. Дидактические игры и упражнения на узнавание и называние предметов, в которых готовят еду.

     Практические действия: мытьё посуды .

    Жилище. Уют в доме. Рассматривание иллюстраций, фотографий, видеосюжетов с различными интерьерами. Беседы о том, какие предметы делают комнату красивой.

    Практические действия по проведению влажной уборки. Средства, необходимые для влажной уборки.

    Семья. Воспитание понимания учащимися того, что в семье все друг другу помогают, у каждого есть свои обязанности.

    Культура поведения. Обучение детей навыкам правильного поведения в школе. Взаимодействие со старшими.

    Практические действия по формированию навыка вежливого общения со взрослыми.

    Транспорт. Дальнейшее обучение учащихся правильному поведению в транспорте.

    Практическое занятие «Поездка в транспорте».

    Торговля. Обучение детей диалогу покупателя с продавцом. Ролевые игры. Практическое занятие покупка продуктов вместе с педагогом.

    Список используемой литературы:

    1.Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя Под.ред. А.М.Щербаковой. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.;

    2.Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.;

    3.Воронкова В.В., Казанкова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида : пособие для учителя. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006г.;

    4.Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. 5 - 9 классы. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005г.

    5.Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова. Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб.:2011

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Уровни прохождения и усвоения программы обучения детей с умеренной и выраженной степенью умственной отсталости"

    Данная диагностика адресованна детям с умеренной и выраженной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната....

    Методическая разработка к уроку по теме: «Почему нужно есть много овощей и фруктов», 2 «Б» класс «Особый ребёнок» (дети с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости).

    Урок разработан для учеников 2 «Б» класса  «Особый ребёнок» (дети с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости)....

    Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 5 класс для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости

    Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности предназначена  для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости...

    Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости и расстройствами аутистического спектра 1 класса.

    Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости и расстройствами аутистического спектра 1 класса....

    Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 3 класса (ФГОС УО).

    Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 3 класса....