Рабочая программа по рисованию
календарно-тематическое планирование по теме

Пятикова Анжела Викторовна

Рабочая программа по рисованию для обучающихся 3 класса коррекционной школы интерната 8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. ( Москва «Просвещение» 2010 года).

   Изобразительное искусство как школьный учебный  предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

     Целью программы обучения является:

использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы.

Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные

 задачи :                                                  

1.Способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

2.Находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходства и различие;

3.Содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

4.Ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

5.Исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократных повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

6.Дать учащимся знания  элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

7.Знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

8.Развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.                                                                                                                                                                              

    Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Основные направления коррекционной работы:

 - учить школьников различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений;

- узнавать и показывать геометрические фигуры и тела;

- определять разницу по величине между предметами одной и той же формы;

- ориентироваться на плоскости листа бумаги;

- развивать моторику руки;

- формировать навыки и умения владения карандашом;

- различать цвета: желтый, красный, синий, зеленый, коричневый, черный, белый;

- учить раскрашивать рисунок: соблюдать направление штрихов, не оставлять пробелов, не выходить за пределы контура.

Нормативно-правовая   база.

1.  Положение о специальной (коррекционной) школе.

2.  Регионально учебный план, составленный на основе приказа Министерства образования РФ №29/2065-п от 10, 04,2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии».

3.  Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (под редакцией В.В. Воронковой), Издательство М. «Просвещение» 2010 г

Базисный учебный план по программе 1 час в неделю, 35 часов в год (34,5 недели)

Программа рассчитана на 36 часов.

I четверть — 9 ч

II четверть — 7 ч

III четверть — 11 ч

IV четверть — 8 ч

Всего — 35 ч

Прежде, чем  приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить.                                                               

Подготовительные занятия

Главная задача подготовительных занятий - формирование и обогащение чувственного опыта(умения видеть, слышать, осязать), являющегося  необходимой предпосылкой  развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.

    В подготовительный период обучения используется разнообразный игровой и графический материал, проводится работа , направленная на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков.

      Декоративное рисование

На уроках декоративного  рисования учащиеся  знакомятся с лучшими образцами декоративно- прикладного искусства. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, знакомятся с художественной резьбой по дереву, кости, керамикой и другими предметами быта.

Краткие беседы о декоративно- прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают формированию у учащихся эстетического вкуса.

Рисование с натуры

Рисованию с натуры обязательно предшествует  наблюдение изображаемого предмета, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.

Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах- научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.

Рисование на темы

 Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений; соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием.

                Беседы об изобразительном искусстве

Беседы об изобразительном искусстве- важное средство нравственного и художественно- эстетического воспитания школьников.

В 1-3 классах ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров(преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки такой работы не отводятся, а выделяется 10-15 минут в начале или в конце урока.

В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся могли узнать и правильно назвать изображенные предметы.

                                       

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Учащиеся должны уметь:

  • правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
  • самостоятельно располагать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
  • ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
  • правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
  • делить лист на глаз на две и четыре равные части;
  • анализировать с помощью учителя строение предмета;
  • изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности:
  • рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
  • в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше: изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
  • различать и называть цвета и их оттенки;
  • узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
  • анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.

   Учащиеся должны знать:

  • цвета;
  • строение изображаемого предмета;
  • правила построения узора в полосе, квадрате, круге.

Методическое пособие для учителя:

1. Обучение рисованию. Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон Москва «Просвещение» 1992 г.

2. Поурочные планы. Е. В. Алексеева «Изобразительное искусство»

3 класс I и II часть. Волгоград 2006 г.

                                                                 

Содержательные линии

 №

Содержательные линии

К-во

часов

Коррекционно-развивающие задачи

Проблемы, возникающие      при       изучении

        Педагогический

             мониторинг

  1.

 Рисование с натуры.

   13

Коррекция восприятия. Развивать умение передавать в рисунке основные их свойства. Учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы. Развивать умения определять последовательность выполнения рисунка.

Передача перспективного сокращения верхнего и нижнего оснований.

Беседа, практическая
(творческая) работа

  2.

  Декоративное рисование.

   12

Развивать умение проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Учит рисовать узоры геометрических и растительных форм в полосе и квадрате. Развивать способность анализировать образец, определять структуру узора, форму и цвет составных частей.

Располагать элементы узора, правильно их чередовать по форме и цвету.

Самостоятельная работа.

  3.

  Рисование на темы.

   5

Коррекция памяти. Развивать умение передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной книги..

Рисование предметов, передающих расположение в пространстве.

Творческая работа

  4.

  Беседы об изобразительном искусстве проводятся на 8 уроках.

   5

Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и репродукциях художественных картин характерные признаки времён года, передаваемые средствами изобразительного искусства.

Беседа.

 

 ВСЕГО:

  35

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству

I четверть (9ч) 

Тема урока

Количество

Часов

Дата

Обязательный минимум

Формы и виды контроля

Знать

Уметь

1

2

3

4

6

7

8

1.

Рисование с натуры осенних листьев.

1

 

Знать названия листьев различных деревьев

Уметь изображать с натуры листья различных деревьев, анализировать форму и цвет листьев, применять среднюю (осевую) линию – главного направления формы листа.

Самостоятельная работа

2

Рисование узора в полосе из веток с листочками

1

 

Знать правила построения узора в полосе.

Уметь делить полоску на равные части и использовать природные формы в декоративном рисовании; определять структуру узора (повторение элементов), форму, цвет составных частей.

Творческая работа

3

Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями.

1

 

Знать строение (конструкцию) изображаемого предмета: части дерева.

Уметь обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве. Уметь видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной формы.

Самостоятельная работа

4

Беседа по картинам Левитана «Золотая осень»

1

 

Знать признаки осени.

Уметь компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов. Уметь изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов – выше, близких предметов – крупнее дальних.

Беседа

5

Рисование на тему «Парк осенью»

1

 

6

Рисование с натуры предметов различной формы и цвета. Яблоко, груша.

1

 

Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги.

Уметь различать и изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности. Различать и называть цвета и их оттенки.

Самостоятельная работа

7

Рисование с натуры морских сигнальных флажков.

1

 

Уметь изображать предмет прямоугольной формы с правильной передачей пропорций. Уметь правильно располагать лист бумаги (горизонтально). Размещать изображение посередине листа бумаги.

Самостоятельная работа

8

Рисование с натуры доски с узором для резки овощей.

1

 

Знать о необходимости сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом.

Уметь применять осевую линию, передавать примерные пропорции предмета и относительную величину его частей; правильно располагать изображение на листе бумаги с учётом пропорций и формы предмета.

Самостоятельная работа.

9

Рисование шахматного узора в квадрате.

1

 

Знать правила построения узора в квадрате

Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части; совершенствовать навык проводить прямые, горизонтальные и вертикальные линии. Правильно чередовать цвета.

Самостоятельная работа

II четверть (7ч) 

1

Рисование геометрического орнамента в квадрате

1

 

. Знать правила построения узора в квадрате.

Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части (8 частей). Совершенствовать навык проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии

Самостоятельная работа

2

Рисование с натуры игрушечного домика.

1

 

Знать конструкцию изображаемого предмета (фундамент - подставка, столбы, бревна, окошко, крыша, труба).

Уметь рисовать предмет сложной формы, части которого повторяют известные учащимся графические образы (прямоугольник, квадрат, треугольник), называя формы этих частей (на что похоже).

Самостоятельная работа

3

Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка - готовая форма

1

 

Знать о характерных особенностях росписи гжельской керамики (цвет и элементы росписи).

Уметь составлять растительный узор с простым чередованием элементов в круге (по краю и в середине), правильно выделять и располагать элементы узора гжельской керамики (цветы, ветки, листья, завитки разных оттенков синего цвета на белом фоне).

Беседа

4

Рисование с натуры будильника круглой формы.

1

Знать правила и приемы рисования предметов шаровидной формы

Уметь рисовать предметы округлой формы. Передавать в рисунке не только общий графический образ предмета, но и его существенные признаки и характерные для детали (стрелки, кнопка, циферблат и т.д.)

Самостоятельная работа

5

Рисование с натуры двухцветного мяча.

1

 

Знать правила и приемы рисования предметов шаровидной формы

Уметь изображать в рисунке самую тёмную часть (тень), более светлую (полутень) и яркие светлые пятнышки (блики).

Правильно раскрашивать мяч круговыми движениями руки

Самостоятельная работа

6

Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели).

1

 

Знать правила построения узора в полосе

Уметь чередовать отдельные элементы узора по форме и цвету.

Самостоятельная работа

7

Беседа по картинам на тему: «Зима пришла» (И. Шишкин «Зима», К.Юон «Русская зима».

1

 

Знать характерные признаки хвойных деревьев; строение (части) дерева.

Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления о ранее увиденных предметах (ёлочных игрушках). Учить располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше, используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка)

Беседа

III четверть (11ч) 

1

Рисование узора на на рукавичке (выкройка рукавички – готовая форма из картона)

1

 

Знать правила построения узора.

Самостоятельно размещать выкройку рукавички посередине листа бумаги. Уметь правильно располагать элементы оформления на рукавичке; определять структуру узора (повторение или чередование).

Самостоятельная работа

2

Рисование симметричного узора по образцу.

1

 

Знать о существующем в природе явлении осевой симметрии.

Уметь рисовать симметричный узор, применяя осевую линию

Самостоятельная работа

3

Рисование на тему «Ёлка зимой в лесу»

1

 

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета

Уметь передавать в рисунке, следуя натуре, расположение кубиков в постройке, их форму, цвет, соблюдать приблизительные пропорции её частей.

Творческая работа

4

Рисование с натуры молотка.

1

 

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (молотка).

Правильно располагать лист бумаги (вертикально). Уметь рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний.

Самостоятельная работа

5

Рисование с натуры  несложного по форме инструмента (шпатель).

1

 

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (шпателя).

Уметь рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Сравнивать натуру с рисунком.

Самостоятельная работа

6

Рисование с натуры теннисной ракетки.

1

 

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (теннисной ракетки)

Уметь рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги.

Самостоятельная работа

7

Беседа по картинам К.Юона «Конец зимы», «Полдень».

1

 

Знать характерные признаки хвойных деревьев; строение (части) дерева

Уметь на основе графического образа и его словесного обозначения восстанавливать путём конкретизации представление о ранее наблюдавшем предмете

Беседа

8

Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой»

1

 

Творческая работа

9

Декоративное рисование-оформление поздравительной открытки к 8 марта.

1

 

Знать правила построения узора на листе бумаги.

Уметь определять структуру узора, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги.

Самостоятельная работа

10

Рисование по образцу орнамента из квадрата.

1

 

Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геометрической форме с учётом симмет. расположения элементов

Самостоятельная работа

11

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

1

 

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета

Самостоятельная работа

IV четверть (8ч) 

1

Рисование узора из растительных форм в полосе.

1

 

Знать правила построения узора в полосе

Уметь рисовать узоры из растительных форм в полосе. Определять структуру узора (чередование элементов), форму, цвет составных частей

Самостоятельная работа

2

Рисование с натуры весенней веточки.

Беседа по картинам

А. Саврасова «Грачи прилетели», И.Левитана «Март»

1

 

Знать о работе художника, её особенностях.

Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства

Беседа

3

Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы).

1

 

Знать правила построения узора в квадрате.

Уметь рисовать узоры из геометрических фигур в квадрате, использовать осевые линии.

Самостоятельная работа

4

Рисование на тему: «Деревья весной»

1

 

Знать элементарные правила изображения деревьев.

Уметь располагать изображения в определённом порядке (ближе, дальше), используя лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

Творческая работа

5

Рисование на тему: «Праздник Победы»

(праздничный салют)

1

 

Знать значение праздника.

У. соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием;

Творческая работа

6

Декоративное рисование на тему «Узор в квадрате»

1

 

Уметь правильно располагать элементы оформления на предмете, определять структуру узора (повторение или чередование).

Творческая работа

7

Рисование с натуры куста земляники с цветами.

1

 

Знать строение изображаемого предмета: части растений.

Уметь рисовать с натуры куст земляники с правильной передачей особенностей их формы, цветовой окрашенности.

Самостоятельная работа

8

Беседа по картинам на тему: «Разноцветные краски лета» (А.Куинджи. «Берёзовая роща», А.Пластов «Сенокос»)

1

 

Знать строение изображаемого предмета: части растений

Уметь рисовать с натуры цветы, используя правила расположения рисунка на листе бумаги в связи с размерами и необходимостью зрительного равновесия форм, цвета.

Беседа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ФГОС рисование

Рабочая программа ФГОС, рисование, для 1 и 2 классов...

Рабочая программа по рисованию ученика 4 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа разработана на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель - НИИ дефектологии АПН СССР.- Москва, 1983. Учебный предмет Рисование проводится 2часа в н...

Рабочая программа по рисованию

Пояснительная запискаПредлагаемая программа по предмету «Рисование» во 3-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида направлена на развитие у учащихся с умерен...

Рабочая программа "Лепка, рисование, ручное творчество" для учащихся 5 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Лепка, рисование, ручное творчество" для учащихся 5 класса с ТМНР (8.2)...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «РИСОВАНИЮ» для 4 класса

         Примерная адаптированная рабочая программа  по изобразительному искусству составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного обр...

Рабочая программа по рисованию 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по рисованию предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа по рисованию для 5 класса ФГОС

Рабочая программа по рисованию составлена в соответствии с ФГОС, предназначена для учащихся адаптивной школы....