Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 3 класс
рабочая программа на тему

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для 3 специального (коррекцинного) класа VII вида

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа предназначена для обучающихся 3 специального (коррекционного) класса VII  вида Муниципального казённого учреждения общеобразовательной школы-интерната «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» (МКУОШИ «Панаевская ШИС(П)ОО») составлена на основе:

  1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012)
  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
  3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  4. Планируемых результатов начального общего образования
  5. Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального казённого учреждения общеобразовательной школы-интерната «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» (приказ № 219 от 29.08.2013 г)
  6. Программы развивающих занятий во 3-м классе «Психологическая азбука»/Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. – М.:Генезис, 2012.

Общая характеристика учебного курса

Особенность данной рабочей программы заключается в том, что она модифицирована через формы занятий, методы и приемы обучения и объем изучаемого материала, для обучения учащихся 3 специального  (коррекционного) класса VII вида.  

Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчёркивается, что «особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».

        В последние годы наблюдается рост числа детей, имеющих отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.

У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются трудности в обучении и поведении вследствие микроорганических нарушений головного мозга, социально-педагогической запущенности и психосоматических нарушений.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем, нарушения внимания и памяти, зрительно-моторной координации. Все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование) недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.  Наряду с указанными особенностями психических процессов у детей с задержкой психического развития отмечаются недостатки речевого развития, нарушения эмоционально-волевой сферы, эмоциональная незрелость.
        В связи с переходом начальной школы на обучение по новому образовательному стандарту перед педагогом-психологом встают новые профессиональные задачи, успешно решать которые можно только в тесном сотрудничестве с учителем. С помощью рабочей программы школьный педагог-психолог может решать задачи психолого-педагогического сопровождения реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в частности задачу формирования коммуникативных и личностных универсальных учебных действий.

Основная концептуальная идея программы: через работу с материалом психологии как науки и с психологическим материалом как содержанием внутреннего мира каждого конкретного ученика, через построение связи между этими пространствами посредством метафоризации психологических представлений – к самопознанию и личностному развитию.

Основной принцип, лежащий в основе обучения курсу, - принцип метафоризации психологических представлений, благодаря которому достигается единство общего материала психологии с психологическим материалом конкретной личности.

Цель программы – развитие личности ребенка, в частности его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности.

Задачи:

  1. расширение и углубление знаний  об окружающем мире;
  2. развитие у обучающихся  психических процессов: внимание, память, мышление, речь, восприятие, воображение;
  3. развитие мыслительных операций: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
  4. развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков;
  5. развитие чувства сплоченности, ответственности друг за друга, формирование опыта нравственного поведения;
  6. развитие самостоятельности, самоконтроля, саморегуляции;
  7. коррекция отклоняющегося поведения.

Описание места учебного курса в учебном плане

         На проведение коррекционно-развивающих занятий по учебному плану МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» во 3 специальном (коррекционном) классе VII вида отводится 1 час в неделю  (34 учебные недели).

Для реализации программы выбрана рабочая тетрадь  Вачков И.В., Аржакаева Т.А., Попова А.Х «Психологическая азбука. 2 класс». М.: Генезис, 2012.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

        

За последнее десятилетие в российском обществе в представлениях о целях образования и путях их достижения произошел кардинальный сдвиг: от признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования к пониманию первоочередной важности подготовки учащихся к взрослой жизни, воспитания самостоятельной, ответственной и социально-активной личности, готовой с успехом решать реальные жизненные задачи, умеющей сотрудничать и мобильной в условиях изменения рынка труда. Основная концептуальная идея программы: через работу с материалом психологии как науки и с психологическим материалом как содержанием внутреннего мира каждого конкретного ученика, через построение связи между этими пространствами посредством метафоризации психологических представлений – к самопознанию и личностному развитию.

Основной принцип, лежащий в основе обучения курсу, - принцип метафоризации психологических представлений, благодаря которому достигается единство общего материала психологии с психологическим материалом конкретной личности.

Планируемые образовательные  результаты

        

 Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.

Личностными результатами изучения данной программы являются:

  1. Мотивационная основа для усвоения знаний по психологии.
  2. Ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии.
  3. Усвоение моральных ценностей: «дружба»,  «толерантность», «сопереживание», развитие эмпатии.

                Метапредметные результаты: 

  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты:

  • Осознавать и оценивать особенности своего характера как причин успешности/неуспешности общения в школе;
  • Уметь работать в паре, группе;
  • Иметь мотивацию на самопознание и самоизменение;
  • Сформированность мотивации достижения результата;
  • Уметь решать на уровне представления проблемы творческого характера;
  • Уметь применять полученные знания, умения и навыки на практике.

Содержание учебного курса

Раздел «Введение в психологию общения»

Диагностическое занятие. Новая встреча с психологией. Начало путешествия в Страну Общения. Что взять с собой в путешествие? Что я знаю о себе?

Обучающийся научится:

  • Навыкам эффективного взаимодействия и сотрудничества.
  • Осознавать важность общения со сверстниками и взрослыми.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Рефлексивной позиции в сфере общения.

Раздел «Психология отношений: Ты-Я-Он/Она = Мы»

Как и почему начинаются ссоры? Сказка о конфликте и контакте. Качества, важные для общения. Какие мы в общении? Я общительный или замкнутый? Королевство Разорванных связей. Свои и чужие. Девчонки+мальчишки=… Друзья и недруги.

Обучающийся научится:

  • Осознавать причины своих ссор, уметь действовать согласованно.
  • Осознавать важность общения со сверстниками и взрослыми.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Рефлексивной позиции в сфере общения.

Раздел «Сокровища и тайны дружбы»

Дружба – это…  Мы-дружная команда! Правила доброжелательного общения. Дружная страна. Как  мы все  похожи! Какие мы все разные! Сказка о Другой Точке Зрения. Скажи мне, кто твой друг…

Обучающийся научится:

  • Формулировать собственное мнение и позицию.
  • Учитывать разные мнения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Стремлению к координации различных позиций в сотрудничестве.

Раздел «Поддержка в общении»

Комплимент-это… Что другие ценят во мне? Что я ценю в себе? Давайте говорить друг другу комплименты!

Обучающийся научится:

  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
  • Строить монологическое высказывание.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • эмпатии как пониманию чувств других людей и сопереживанию им.

Раздел «Сочувствие и сопереживание»

Как мы переживаем эмоции? Мы умеем выражать свои эмоции! Как мы понимаем эмоции других? Мы умеем сопереживать! Итоговая диагностика.

Обучающийся научится:

  • Умению строить понятные для партнера высказывания.
  • Формулировать собственное мнение.
  • Обучающийся получит возможность научиться:
  • эмпатии как пониманию чувств других людей и сопереживанию им.

Тематическое планирование

Наименование раздела, темы

Кол. часов

Виды деятельности ученика

1. Введение в психологию общения (6 часов)

1.1

Объединяемся играя.

1

Принимают участие в психологических играх на взаимодействие, сплочение.

1.2

Диагностическое  занятие.

1

Отвечают на вопросы тестов, учатся анализировать.

1.3

Новая встреча с психологией

1

Пишут рассказ «Как я провел лето», работают в парах.

1.4

Начало путешествия в Страну Общения

1

Составляют коллективный рассказ. Работают в паре, придумывают подарок группе. Работают в рабочей тетради.

1.5

Что взять с собой в путешествие?

1

Работают в рабочей тетради. Работают в команде.

1.6

Что я знаю о себе?

1

Работают в рабочей тетради. Анализируют задание «Как меня оценивают одноклассники»

  1. Психология отношений: Ты-Я-Он/Она=Мы (9 часов)

2.1

Как и почему начинаются ссоры?

1

Работают в паре, в рабочей тетради. Каждая пара изображает в виде скульптуры слово, написанное на карточке. Участвуют в обсуждении.

2.2

Сказка о конфликте и контакте.

1

Рисуют в паре иллюстрацию к сказке. Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы друг друга.

2.3

Качества, важные для общения.

1

Работают в рабочей тетради. Оценивают свои качества характера.

2.4

Какие мы в общении?

1

Участвуют в игре «передача хлопка по кругу», работают в рабочей тетради.

2.5

Я общительный или замкнутый?

1

Подбирают антоним к слову «общительный». Работают с карточками, участвуют в сценках.

2.6

Королевство Разорванных Связей.

1

Работают в рабочей тетради. Участвуют в обсуждении сказки.

2.7

Свои и чужие.

1

Работают в команде. Сравнивают характеристики характера. Участвуют в ролевой игре.

2.8

Девчонки+мальчишки=…

1

Дают описание качеств характера мальчиков и девочек. Сравнивают характеристики. Участвуют в ролевой игре.

2.9

Друзья и недруги.

1

Дают описание качеств характера друзей и недругов.  Сравнивают характеристики. Участвуют в ролевой игре.

  1. Сокровища и тайны дружбы (9 часов)

3.1

Дружба- это…

1

Работают в мини-группе. Высказывают свое мнение по проблеме. Участвуют в обсуждении «Что такое дружба»

3.2

Мы-дружная команда!

1

Работают в мини-группе. Высказывают свое мнение по проблеме. Участвуют в конкурсе- игре «Дружная команда»

3.3

Правила доброжелательного общения.

1

Работают в рабочей тетради.  Выполняют задание «Правила доброжелательного общения»

3.4

Дружная страна.

1

Участвуют в играх на сплочение, взаимодействие.

3.5

Как мы все похожи!

1

Отвечают на вопросы, находят сходства в характере друг друга.

3.6

Какие мы все разные!

1

Находят различия в характере друг друга, участвуют в обсуждении.

3.7

Сказка о Другой Точке Зрения.

1

Участвуют в игре, участвуют в обсуждении, придумывают продолжение сказки.

3.8

Скажи мне, кто твой друг…

2

Участвуют в психологической игре, участвуют в обсуждении

  1. Поддержка в общении (4 часа)

4.1

Комплимент- это…

1

Участвуют в обсуждении, участвуют в беседе «Что такое комплимент», делают комплименты друг другу.

4.2

Что другие ценят во мне? Что я ценю в себе?

1

Работают в команде, выполняют задания, распределяют роли внутри команды.

4.3

Давайте говорить друг другу комплименты!

2

Слушают аудиозапись, отвечают на вопросы. Участвуют в игре «Ладошка по кругу».

  1. Сочувствие и сопереживание  (6 часов)

5.1

Как мы переживаем эмоции?

1

Работают с карточками Люшера. Отвечают на вопросы. Участвуют в игре «Эмоциональное домино» в парах.

5.2

Мы умеем выражать эмоции!

1

Описывают свое натроение словами. Принимают участие в этюдах (показывают ситуацию). Работают в команде (без слов, с помощью жестов и мимики передают эмоцию)

5.3

Как мы понимаем эмоции других?

1

Называют  цвет своего настроения. Работают в паре в игре «Скульптор и скульптура» (изображают определенную эмоцию)

5.4

Мы умеем сопереживать!

1

Подбирают ассоциацию для своего настроения. Придумывают и рассказывают свою историю о чувствах. Пишут письмо Мастеру Общения.

5.5

Итоговая диагностика

2

Работают на бланках тестов. Отвечают на вопросы теста.

Описание учебно-методического и

материально-технического обеспечения

 образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение для учителя:

  1. «Психологическая азбука. Программа развивающих занятий во 3-м классе»/Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. - М.:Генезис, 2013
  2. Методическое пособие "Уроки общения в начальной щколе» /Е.А.Сорокоумова.- М.:АРКТИ, 2009
  3. Методическое пособие «Я учусь учиться»: Психологический курс развивающих занятий для младших школьников / Т.Н.Князева. – М.:АРКТИ, 2009
  4. Как преодолеть трудности в обучении детей/ Авт.-сост. А.Ф.Ануфриев, С.Н. Костромина. – М.: Издательство «Ось-89», 2009
  5. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия.-М.:АРКТИ, 2008
  6. Тропинка к своему Я/ Авт.-сост. О.В. Хухлаева. -  М.: Генезис, 2009
  7. Логика, речь, моторика, творческие способности. Игровые обучающие занятия с детьми /Л.В. Мищенкова. – Ярославль: Академия развития, 2009
  8. Интеллектуальный марафон: 1-4 классы /Т.Н.Максимова. – М.:ВАКО, 2009

Литература для учащихся: 

  1. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 3 класс.- М.:Генезис, 2012

Технические средства обучения

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления  таблиц. 
  • Магнитная доска. 
  • Персональный компьютер с принтером. 
  • Аудио/видеомагнитофон.
  • CD/DVD-проигрыватели.
  • Телевизор с диагональю не менее 72 см.
  • Мультимедийный проектор.
  • Экспозиционный экран. Размер не менее 150 х 150 см
  • CD-диски «Звуки природы», «Водная стихия»

Программы компьютерной обработки психологических тестов:

  • «Диагностика школьной адаптации»
  • «Диагностика личностных отклонений подросткового возраста»
  • «Невербальные тесты интеллекта»
  • «Тест Амтхауэра»
  • «Тест Кэттелла»


Список используемой литературы

  1. Айхингер А., В. Холл "Психодрама в детской групповой терапии". -М: ГЕНЕЗИС, 2009
  2. Бабкина Н. В. Радость познания. - М.: 2008 г.
  3. Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". -М.: Цитадель, 2009.
  4. Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007.
  5. Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 2007.
  6. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная диагностика в сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2008.
  7. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2009.
  8. Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.
  9. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2007.
  10. Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "aCT", СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.
  11. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 2007.
  12. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 2008 г.
  13. Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2009.
  14. Леванова Е. А., Волошина А. Е. "Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия". - ПИТЕР, 2009 г.
  15. Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 2008.  
  16. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Гимнастика для ума" - М.: 2007
  17. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИТЕР, 2007.
  18. Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ГЕНЕЗИС, 2007 г.
  19. Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2008
  20. Фопель К. "Как научить детей сотрудничать" - М.: ГЕНЕЗИС, 2009.

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

  1. Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php
  2. "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I september.ru
  3. "Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti
  4. "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru
  5. Презентации на сайте: http://www.danilova.rг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 1 классов с общим недоразвитием речи

Данная  рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий с обучающимися 1 классов, имеющими общее недоразвитие речи 3 -4 уровня -авторская. Сформулированы цель, задачи работы и р...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)

В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе

Рабочая    программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для 1 – 4 классов

Программа разработана на основе:Закона «Об образовании»;Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования;Инструктивного письма Минобразования ...

Адаптированная комплексная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития), Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.

Адаптированная  комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 20...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Дефектологические занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант) (5 – 8 классов)

Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 5–8 классов с умственной отсталостью (...