Дифференциация букв Г-К и звуков, которые они обозначают.
план-конспект занятия по теме

Кравченко Ольга Валерьевна

Конспект логопедического занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9._konsekt_zanyatiya_kravchenko_o.v.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ:

«Дифференциация  букв  Г – К и звуков,

                  которые они обозначают»

Подготовила:

Кравченко Ольга Валерьевна,

учитель-логопед.

Цель: учить различать буквы  Г-К и звуки, которые они обозначают.

Задачи:

- учить сравнивать звуки [г]- [к] по их артикуляторным и акустическим признакам;

- дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости;

- развивать фонематический слух, навыки фонематического анализа;

- расширять и уточнять словарный запас;

- развивать общую и мелкую моторику, внимание, память, дикцию;

- закреплять правописание парных согласных в словах;

- создавать положительный эмоциональный настрой у детей.

Лексическая тема: «Птицы».

Оборудование: карточки (буквы Г, К, [г], [к], [г’], [к’]), карточки с заданиями, картинки с изображением птиц (зяблик, жаворонок, трясогузка, кукушка, галка, глухарь, иволга, скворец), подставки, картинка иволги для проведения зрительной гимнастики, компьютеры.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятие к нам пришли гости, поприветствуем  их.

-Я очень рада видеть вас на занятии, и надеюсь, что сегодня в знаниях мы поднимемся на одну ступеньку выше.

 - Проверим посадку.

-Руки на месте? (на месте)

-Ноги на месте? (на месте)

-Локти у края? (у края)

 -Спина прямая? (прямая)

- Для начала вспомним правила поведения.

На занятии наши глаза внимательно смотрят и всё … (видят).

Наши уши внимательно слушают и всё … (слышат).

Наши головы хорошо и быстро … (думают).

Наши языки четко и громко … (говорят).

- Дикцию или четкое произношение будем тренировать с помощью скороговорок.

II. Речевая разминка. Работа со скороговорками.

III. Введение в тему занятия.

Послушайте стихотворение Сергея Погореловского «Как Мишка деда рассердил».

Пишет Миша-Михаил:

«Дед Герасим гол забил».

Все читают, восклицают:

— Ай да старый, гол забил!

Дать во все газеты дедовы портреты!

 — Нет,— сказал сердито дед, —

Мишкин дайте в них портрет!

Писал диктовку в школе,

А думал о футболе.

Оттого-то КОЛ

Превратился в ГОЛ,

И за этот ГОЛ

Получил он КОЛ.

- В чем ошибка Мишки?

-Какие два значения имеет слово кол?

- Назовите первые звуки в словах кол, гол. ([г], [к])

На доску вывешиваются карточки со звуками [г], [к].

- Как мы назовем эти звуки?

- Вы догадались, чему мы будем учиться сегодня на занятии?

- Правильно. Молодцы!

IV. Характеристика звуков. Соотнесение звука с буквой. 

- Что похожего в этих звуках?

-  Чем различаются эти звуки?

 - А как проверить, какой звук звонкий, а какой глухой?

- Определите, какой звук звонкий, а какой глухой удобным для вас способом.

- Скажите, у звуков [г], [к] есть мягкие пары или они всегда твердые?

            (На доску вывешиваются карточки  [г’], [к’])        

- Какой буквой на письме обозначаются звуки [г],  [г’]?

 (На доску вывешивается карточка с  буквой Г)

- Какой буквой на письме обозначаются звуки [к],  [к’]?

 (На доску вывешивается карточка с  буквой  К)

- Охарактеризуем звуки с помощью значков. (Колокольчики  и наушники синего и зеленого цвета).

V. Дифференциация звуков в слогах и звукосочетаниях.

- Поиграем в игру «Кто внимательный?».

Если услышите звук [г] стойте на месте, если услышите звук  [к] – приседайте.

Ка, гу, го, ку, га, гры, крю, ига.

- А теперь усложним игру. Если услышите мягкие звуки [г’], [к’] к основному движению добавляйте хлопок.

Ки, ге, ку, го, ги, кря, еги, ука, уга, еки, юга.

VI. Работа со словами. Определение местоположения места звука в слове.

Включается запись «Пение птиц».

- Обратите внимание. Сегодня у нас оформлена выставка. Назовите тему выставки?

- Можете ли вы их назвать?

- А вы знаете, какие из этих птиц перелетные, а какие оседлые?

- Известно ли вам, что птицам посвящен специальный праздник, который называется  «Международный день птиц». Это интернациональный экологический ежегодный  праздник, который в  России является самым известным из «птичьих» праздников. Кто знает, какого числа он празднуется? (1 апреля).

- Вернемся к нашей выставке. Что общего в названии этих птиц?

- Давайте еще раз произнесем названия птиц и определим местоположение изучаемых звуков в слове.

VII. Зрительная гимнастика.

- Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя.

Подготовим наши глаза к письменной работе.

(учащиеся прослеживают движение картинки  с изображением иволги; закрывают глаза; следят за пальцем, который двигается от носа вдаль и обратно)

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоим им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть.

И опять пора в дорогу,

Пролететь им надо много.

Вот и родина. Ура!

Приземляться нам пора!

VIII. Звуковой анализ слов.

- Поиграем в игру «Шифровальщики». Вы запишите транскрипцию названия птицы, а потом поменяетесь тетрадями и расшифруете слова друг друга. Названия птиц написаны у вас на карточках. Переверните их. Прочитайте. Начали!

- … , расшифруй слово.

- … , теперь ты.

- Молодцы! Поменяйтесь обратно тетрадями.

-  А я для вас тоже приготовила зашифрованное слово.

Вешаю на доску  карточку [тр’исагуска])

- Расшифруйте транскрипцию и запишите слово буквами?

- Как записали слово? (трясогузка)

- Почему написали Я?

- Почему написали З?

- Можно проверить словом «огузок» - это бедренная часть животного. А еще есть гласная О, которая соединяет два корня. Но об этом вы еще узнаете на уроках русского языка. А сейчас мы это запомним.

IX. Пальчиковая гимнастика.

- А теперь немножко отдохнем.

Чтобы буквы красиво писать,

Будем пальчики мы разминать.

На дорожку прилетела         (поочередно соединяют пальцы с большим пальцем – обе руки)

Птичка трясогузка -

Пестренькая блузка!             (перебирают пальцами обеих рук около груди)

Зоркий черненький глазок, (соединяют большой и указательные пальцы в круги около глаз)

Острый, тоненький носок.     (соединяют указательные пальцы обеих рук у носа)

Бегала, скакала,                             (перебирают пальцами на столе)

Хвостиком качала.                      (качают ладонями обеих рук)

Насекомых на лету               (показывают руками птичку)

Ловко так хватала.                (соединяют пальцы в виде клюва, имитируя ловлю насекомых).

X. Дифференциация букв  г-к.

- Продолжим работу.

- На карточках записано стихотворение. Закройте уши и прочитайте его.

Работа по карточкам.

ТРЯСОГУЗКА.

 Прилетела к Вере в гости

 Трясогузка - длинный хвостик.

 То найдёт на грядке семя,

 То спешит куда-то в тень.

 Длинным хвостиком всё время

 Ей покачивать не лень.

                     ( В. Степанов)

- … , выпиши слова с буквой Г.

- … , выпиши слова с буквой К.

- … , прочитай слова, которые ты выписал.

- … , прочитай слова, которые ты выписал.

- Закрываем тетради.

XI. Правописание звонких и глухих согласных.

- Мы говорили о звуках [г]-[к], [г’]-[к’]. Какие еще парные согласные вы знаете? … , говори твердые пары, а … будет говорить мягкие пары.

- Займите место за компьютером. (Выполняют задания на компьютере)

XII. Итог занятия.

-  Подведем итог. О каких звуках говорили?

- Что вы можете о них сказать?  Давайте по очереди будем говорить по одному признаку?

- Вы сегодня молодцы, хорошо справились с поставленными задачами. Я рада вашим успехам.  Наше занятие закончено.  Спасибо, до свидания!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация букв а-о

Конспект открытого логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии...

Дифференциация букв В и З

Конспект группового занятия с учащимися 2-3 классов.  Цель занятия - учить детей различать  строчные буквы В и З. Задачи занятия - развитие оптико-пространственных представлений и графо-мото...

Занятие на тему:"Дифференциация букв "п" и "т" по их оптическому сходству".

В данной работе представлены задания на дифференциацию букв п,т по их оптическому сходству....

Конспект группового занятия с детьми НВОНР (смешанная дисграфия) 2 класс Тема: Дифференциация букв П-Т.

Данный материал - это разработка логопедического занятия по устранению оптической дисграфии. Конспект составлен в виде таблицы, содержит этапы урока, действия логопеда. действия учащихся, теоретическо...

Дифференциация букв ц-ч

Конспект логопедического занятия с элементами нейропсихологической методики "Дельфины"...

Логопедическое занятие «Дифференциация букв п - т в словах и предложениях», 2 класс, технологическая карта занятия

Логопедическое занятие «Дифференциация букв п - т в словах и предложениях» и технологическая карта занятия. p { margin-bottom: 0.21cm; }a:link { color: rgb(0, 0, 255); text-decoration: underl...


 

Комментарии

Звизжова Екатерина Романовна

Очень интересная разработка конспекта НОД, спасибо за публикацию, обязательно применю в своей работе