Дифференциация букв а-о
план-конспект урока по теме

Новоселова Татьяна Степановна

Конспект открытого логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differenciaciya_bukv_a_-_o.docx36.03 КБ

Предварительный просмотр:

     

                                                                                                  2011-2012 учебный год.

Тема: «Дифференциация букв о – а».

Цель: Учить различать гласные буквы о – а в слогах, в словах, предложениях.

Задачи: Учить детей сравнивать буквы о – а по начертанию, закреплять знания о правописании букв.

                Развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза.

                Уточнять, развивать пространственные представления учащихся.

                Развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, речевую память, пространственно – образное

                мышление; знакомить со словами – паронимами.              

                Воспитывать интерес к занятиям, чувство товарищества.

                 Следить за правильной посадкой учащихся. Планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей.

Оборудование: - магнитофон с аудиозаписью;

  1. -  стилизованное изображение букв;
  2. -  шнурки;
  3. - символы для обозначения букв; сигнальные карточки;
  4. - таблица со словами – паронимами;
  5. - карточки для самостоятельной работы;
  6. - рисунок ракеты.


Этапы занятия и

виды работы

Деятельность педагога

Деятельность учащихся (ребёнка)

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

I Организационный момент.

IIОсновная часть занятия. 1.Ориентировка в пространстве.

Пробы «Хеда».

2. Релаксация.

3. Сообщение темы.

4. Сравнение букв.

5. Закрепление знаний о правописании букв.

6.Игра «Отгадай букву»

 7.Конструирование букв.

8. Различение букв по условным значкам.

9.Различение гласных звуков.

10.Чтение слогов, слов с  помощью символов.

11.Работа со словами  - паронимами.

12. Динамическая пауза.

13.Различение букв на уровне предложения.

14.Дифференциация букв по размеру.

 

III Итог занятия.

«Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал».

Сегодня мы отправимся в весёлое путешествие в космическое пространство. Давайте проверим, все ли готовы выдержать испытания, все ли могут стать пилотами на нашем космическом  корабле. Чтобы быть хорошим пилотом, надо хорошо ориентироваться в пространстве. Все помнят, где находится левая рука? Поднимите её вверх. Теперь поднимите правую руку. У всех одинаково, никто не забыл.  

А теперь экзамен для пилотов:             - Дотроньтесь правой рукой до правого уха.                                            - Покажите правой рукой левое ухо.

А теперь в быстром темпе:

- правой рукой правое ухо; левой рукой – правое ухо;

- левой ладонью закройте правый глаз, правой ладонью закройте левый глаз.

Все прошли первый тур посвящения в пилоты и получают звёзды.

Можем отправляться в полёт.

Садитесь удобнее в кресла, пристегните ремни. Чтобы избежать перегрузок при взлёте положите руки на стол, голову на руки, закройте глаза.

 - Наш космический корабль медленно отрывается от земли и плывёт в воздушном пространстве. Вокруг неописуемая красота: на тёмном фоне сверкают, переливаются жёлтые, белые, лиловые звёзды. Слева и справа от нашего корабля видны хвосты падающих комет, встречаются спутники. Но что это? Впереди виден яркий свет. Это светится незнакомая планета, которая притягивает наши взоры. И наш корабль берёт курс на эту планету.  

 

Наш корабль не мог пролететь мимо прекрасной зелёной планеты и не устроить привал на чудесной поляне, где летают неземные бабочки.

Посмотрите внимательно, что напоминают вам эти бабочки?

-- Сегодня мы будем тренироваться в различении букв о – а.

-  Давайте сравним буквы.

- Из каких элементов состоят буквы?  -  Какой одинаковый элемент встречается у этих букв?

- Чем отличаются буквы друг от друга? С какой стороны от овала  находится крючок у буквы а?

- Теперь давайте вспомним, как мы пишем буквы а  о. Возьмите ручки. Обведём буквы по воздуху.

Начинаем писать букву с правого верхнего угла. Ведём руку вверх - налево, пишем овал. Затем опускаемся вниз, делаем закругление, заканчиваем овал.

( Учитель рисует на спине ученика букву).

- Пожалуйста, составьте букву а и о, используя шнурки.

Наше путешествие продолжается. Для того,  чтобы общаться с инопланетянами,  мы должны научиться правильно прочитывать их условные обозначения:

             о  -

             а  -

- Давайте попробуем обозначить гласные звуки с помощью символов инопланетян. Послушайте слова и выделите ударную гласную.

(Палец, сурок, кошка,  марка, ночка,  чашка, поезд, сказка.)

-  А теперь запишите в тетрадь гласную букву, символ которой я показываю.

- А теперь давайте проверим, сможем ли мы с помощью этих знаков прочитать и записать слоги, слова.

- Назовите слова, которые прочитали.

- Запишите слова, поменяв букву,  а на букву о.

(Тачка –

 Пачка -).

- Наш корабль попал в зону невесомости. Мы сможем её преодолеть, если правильно выполним задания. Будьте внимательны.

  1. Правая рука – вперёд.
  2. Левая рука – за головой.
  3. Хлопните в ладоши, поменяйте положение рук.
  4. Правая  рука – на правое плечо.
  5. Левая рука – на поясе.
  6. Хлопните в ладоши, поменяйте положение рук.

1.- К нам пришли письма по космической почте от жителей другой планеты. Они не понимают значения слов, которые мы записали, и не могут ими пользоваться. Просят помочь им составить предложения с этими словами.

2.- Только что поступил сигнал SOS. Космический корабль из соседнего класса потерпел бедствие. Мы должны его спасти.  Для этого надо исправить ошибки в предложении.

Старая скозка лучше навой.

Пилоты соседнего корабля прислали телеграмму. Прочитайте слова телеграммы, расставив буквы по размеру.

спопмаосищьбо

- Подходит к концу наше космическое путешествие.

- Какие буквы учились различать?

Учащиеся выполняют задания по словесной инструкции логопеда

Учащиеся сидят за партами, положив голову на руки и закрыв глаза.

Отвечают на вопросы.

Записывают число и тему занятия в тетрадь.

Отвечают на вопросы

Сравнивают буквы.

Дети пишут буквы в воздухе.

Ребёнок узнаёт букву по ощущениям.

Составляют буквы с помощью шнурков.

Учащиеся работают с сигнальными карточками.

Ученики записывают буквы в тетрадь. Один ребёнок  работает у доски.

Дети читают таблицы на доске.

П                     М

Н                     Л

В                      Р

Т      к – т    к

Д      м – д      м

Т      чка - т   чка

П       чка– п     чка

Ученики записывают слова в тетрадь. Сверяют свою запись с записью на доске.

Учащиеся выполняют упражнения.

Получают конверты. Выполняют задания по карточкам с учётом индивидуальных возможностей.

Читают получившиеся предложения.

Дети работают в тетрадях, один ученик у доски.

Создание эмоционально - положительного настроя на работу.

Уточнение и развитие пространственных представлений.

Развитие слухового внимания.

Развитие умения выполнять задание логопеда по словесной инструкции.

Релаксация.

Развивать зрительное восприятие.

Закреплять представления о соотношении в пространстве  элементов букв.

Развитие пространственного восприятия.

 

Развитие тактильных ощущений посредством дермалексии.

Развитие пространственно-образного мышления.

Развитие фонематического восприятия.

Развитие зрительной, слуховой памяти.

Чередовать динамические и статические движения.

Развивать координацию движений.

Развивать логическое мышление

Развитие фонематического восприятия, орфографической зоркости.

Развитие зрительного восприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация букв В и З

Конспект группового занятия с учащимися 2-3 классов.  Цель занятия - учить детей различать  строчные буквы В и З. Задачи занятия - развитие оптико-пространственных представлений и графо-мото...

Занятие на тему:"Дифференциация букв "п" и "т" по их оптическому сходству".

В данной работе представлены задания на дифференциацию букв п,т по их оптическому сходству....

Конспект группового занятия с детьми НВОНР (смешанная дисграфия) 2 класс Тема: Дифференциация букв П-Т.

Данный материал - это разработка логопедического занятия по устранению оптической дисграфии. Конспект составлен в виде таблицы, содержит этапы урока, действия логопеда. действия учащихся, теоретическо...

Дифференциация букв ц-ч

Конспект логопедического занятия с элементами нейропсихологической методики "Дельфины"...

Логопедическое занятие «Дифференциация букв п - т в словах и предложениях», 2 класс, технологическая карта занятия

Логопедическое занятие «Дифференциация букв п - т в словах и предложениях» и технологическая карта занятия. p { margin-bottom: 0.21cm; }a:link { color: rgb(0, 0, 255); text-decoration: underl...