Игры и упражнения на уроках ритмики и ОЗВ
методическая разработка по теме

Бухамер Наталья Геннадьевна

Совсем маленькие дети, не умеющие говорить с обыкновенной лёгкостью, заменяют слова мимикой и жестами. Развитие ребёнка идёт от движений и эмоций к слову. Поэтому, вполне естественно, что  детям 1 – 4 классов коррекционной школы легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела.

Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки.

 Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребёнка, помогают творчески использовать пластическую выразительность.

 Помочь ребёнку раскрепоститься и ощутить возможность своего тела можно на уроках ритмики и озв (обязательное занятие по выбору)  с помощью разнообразных музыкально -  ритмических  упражнений и игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_na_urokakh_ritmiki_i_ozv.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное казенное  специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – Верх-Ирменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида

       Доклад по теме семинара

 «ИГРЫ  И  УПРАЖНЕНИЯ  НА       УРОКАХ  РИТМИКИ  И  ОЗВ"

                                                           ВЫПОЛНИЛА  учитель музыки

                                                    Бухамер Н. Г.

                     

                                         Верх – Ирмень

                                                  2014год

     Совсем маленькие дети, не умеющие говорить с обыкновенной лёгкостью, заменяют слова мимикой и жестами. Развитие ребёнка идёт от движений и эмоций к слову. Поэтому, вполне естественно, что  детям 1 – 4 классов коррекционной школы легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела.

Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки.

 Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребёнка, помогают творчески использовать пластическую выразительность.

 Помочь ребёнку раскрепоститься и ощутить возможность своего тела можно на уроках ритмики и озв (обязательное занятие по выбору)  с помощью разнообразных музыкально -  ритмических  упражнений и игр.

Преподавание ритмики и ОЗВ  в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья средствами  музыкально-ритмической деятельности.

Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные урокам ритмики и ОЗВ, способствуют общему развитию младших школьников, исправлению недостатков физического развития, общей речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.

 Цель уроков ритмики и ОЗВ:

Развитие слухомоторных координаций и речедвигательных навыков у детей на материале песен и игр.

 Музыкально – ритмические   упражнения  на уроках ритмики и ОЗВ  предполагают решение следующих задач:

 - Учить ориентироваться в пространстве; находить своё место.

 - Развивать мимическую артикуляционную моторику.

 - Развивать мелкую моторику, чувство ритма в сочетании с музыкой.

 - Развивать и закреплять умение координировать слова с движением.

 - Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса; умение допевать фразу до конца.

 - Воспитывать уважение к старшим , любовь к Родине.

 

 Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим телом. У детей 1 – 4 классов отсутствие этих умений проявляется в двух видах: как перенапряжение (зажим) всех или отдельных групп мышц или как излишняя разболтанность, развязность. Поэтому наряду с упражнениями и играми необходимы и музыкальные виды деятельности. К ним относятся:

     - хоровое (классное), сольное пение;

     - слушание музыки;

     - музыкально – ритмические движения;

     - инсценирование песен, сюжетов сказок;

     - рассказы детей (размышления) по поводу услышанной и исполненной  музыки.

 Первый период 1 класс  (6 – 8) лет. Дети накапливают опыт восприятия музыки, первоначальные музыкальные впечатления, опыт музыкально – слуховых и ритмических представлений, интонирование мелодии голосом.

Для разучивания используются игры и песни звукоподражательного характера (голоса птиц, животных, звуки окружающей действительности). Песни и игры просты и доступны для детей этого возраста, ритмический рисунок состоит из четвёртых – восьмых длительностей. Темп и сила звучания средние.

 Далее во втором,  третьем , четвёртом  классе происходит развитие координации слуха и голоса, музыки и движения, идёт накопление знаний, овладение исполнительскими умениями. Подбираются игры и песни о природе. Окружающей действительности. Все игры, песни и упражнения строятся на материале, посильном для учеников. С детьми, обладающими худшими данными ведётся индивидуальная работа, которая приносит  определённые  результаты.

 

Разработанная система  уроков ритмики  является  эффективным средством преодоления неадекватного поведения свойственного умственно отсталым детям включает  несколько разделов:

 

  1. Общеразвивающие упражнения: это колонны,  повороты,  круговые движения головы; движения рук в разных направлениях (отведение рук в стороны и скрещивание их перед собой с обхватом плеч; неторопливые приседания  с напряжённым разведением коленей в сторону; круговые движения ступни; приседание с одновременным выставлением ноги вперёд, в сторону.
  2. Упражнения на координацию движений ребята также делают на каждом уроке: взмахом отвести правую ногу в сторону и поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши повернуть голову в сторону противоположную взмаху ноги. Ребята учатся одновременно прохлопывать и протопывать ритмические рисунки в среднем и быстром темпе с музыкальным сопровождением, а также самостоятельно составлять простые ритмические рисунки.
  3. Раздел «Упражнения на расслабление мышц» подразумевает выпрямление рук в суставах и напряжение всех мышц от плеча до кончиков пальцев; ослаблять напряжение, давая плечам, кистям пальцам активно согнуться, а также перенести тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону.

4. В разделе «Упражнения с музыкальными инструментами» ребята учатся правильно сгибать и разгибать кисти рук, встряхивать их, сжимать пальцы в кулаках и разжимать; исполнять гаммы на детском пианино, аккордеоне в пределах одной октавы в быстром темпе; разучивают несложные мелодии.

5.  Раздел «Игра под музыку» подразумевает: передачу в движении частей музыкального произведения, передачу в движении динамического нарастания в музыке, сильной доли такта, самостоятельное ускорение и замедление разных движений, упражнение в передаче игровых образов при инсценировки песен. Ребята придумывают свои варианты движений к играм и пляскам. Подвижные игры с пением и речевым сопровождением проводятся в течении всего года.

 6.  Раздел «Танцевальные упражнения» знакомит обучающихся с элементами русской пляски: приставные шаги с приседанием, полуприседание с выставлением ноги на пятку и т. д. Ребята продолжают учиться ходить парами (боковой галоп, поскоки), осваивают движения народных танцев. В течении всего года повторяются элементы танцев по программе предыдущего  класса.

В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определён их объём. А так же указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально – ритмической деятельности. На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в изложенной последовательности.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

 специальное музыкальное обучение, игры и упражнения на уроках ритмики и ОЗВ органично включены в единый воспитательный процесс. Уроки строятся с учётом потенциальных возможностей каждого ребёнка и его сохранных способностей. Также уроки по ОЗВ «Игры и упражнения для красивого движения» позволяют с наибольшей полнотой реализовать творческие способности и потребности детей с проблемами в развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка"Игры и упражнения на уроках изобразительного искусства"

Методическая копилка "Игры и упражнения на уроках изобразительного искусства"     предназначена для учителей изобразительного искусства....

«дидактические игры и упражнения на уроках счета в коррекционной школе»

Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной категории детей. Включение в урок дидактической игры, котора...

Методическое пособие «Игры и упражнения на уроках изобразительного искусства»

Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки...

Статья "Психотехнические игры и упражнения на уроках адаптивной физкультуры как средство активизации психических процессов у учащихся с ограниченными возможностями здоровья"

Научно-методическая статья " Психотехнические игры и упражнения на уроках адаптивной физкультуры как средство активизации психических процессов у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (...

Игры и упражнения на уроках изо.

Здесь предоставлены различные игровые задания на уроках изо,позволяющие в игровой форме закрепить пройденный материал....