« Развитие и уточнение пространственных представлений »
план-конспект занятия по теме

Севидова Маргарита Юрьевна

Фронтальное логопедическое занятие по формированию пространственного восприятия и представлений, уточнению и расширению объёма зрительной памяти, развитию зрительного анализа и синтеза, формированию речевых обозначений зрительно-пространственных отношений, активизации познавательной деятельности, развитию общей и мелкой моторики, повышению активности и интереса к логопедическим занятиям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx20.12 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_2.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

фронтального логопедического занятия

с обучающимися 1 класса

Тема: « Развитие и уточнение пространственных представлений »

         Составила:  учитель-логопед

                          МБОУ «СОШ №5» г. Курчатов

               Курская область

    Севидова Маргарита Юрьевна

Тема. Развитие и уточнение пространственных представлений.

Цели: Формирование пространственного восприятия и представлений; уточнение и расширение объёма зрительной памяти; развитие зрительного анализа и синтеза; формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений; активизация познавательной деятельности; развитие общей и мелкой моторики; повышение активности и интереса к логопедическим занятиям.

Оборудование: домики с прорезными окошками; таблица к игре «Запомни и назови»; игра «Аквариум»; 2 предметные картинки с изображением джинсов; три картинки с изображением рыбок; раздаточный материал «Рыбки»; предметная картинка с изображением девочки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Проверка и уточнение представлений детей о схеме тела:

        а) учащиеся слушают стихотворение В. Берестова:

Стоял ученик на развилке дорог.

Где право, где лево - понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал.

Той самой рукою, которой писал,

И мячик кидал, и страницы листал,

И ложку держал, и полы подметал.

«Победа» - раздался ликующий крик:

Где право, где лево – узнал ученик.

        б) поднимите свою «главную» руку, назовите её (правая);

- поднимите другую руку, назовите её (левая).

У левшей ответы будут обратные.

Эти случаи доброжелательно рассматриваются и отмечается, что названия рук при этом остаются общепринятыми, что и  следует запомнить;

        в) учащиеся соотносят части тела с правой рукой, называют их (правая щека, нога). Точно так же соотносят части тела с левой рукой, называют их (левое колено …).

3. Определение направлений в пространстве:

        а) вытянуть в сторону правую руку, перечислить предметы, находящиеся с этой стороны, то есть справа.

        - аналогично – слева;

        - повернуть голову влево, вправо;

        - наклонить голову к правому плечу, к левому плечу, то есть вправо, влево;

б) сидя за столом определить его правый и левый края;

в) ответить на вопросы: кто сидит справа от тебя, а кто слева.

4. Игра «Открой окошки в домике».

Детям предлагается макет домика, в котором можно открывать окошки. В домике четыре окошка: два сверху, два снизу. Школьникам предлагается открыть правое верхнее окошко, нижнее левое окошко, верхнее левое окошко, закрыть правое нижнее окошко и т.д.

5. Развитие зрительно-пространственных взаимоотношений. Игра «Запомни и назови».

На доске полотно с изображением пяти предметов:

        а) учащиеся рассматривают и запоминают, как расположены предметы;

        б) образец закрывается;

        в) дети вспоминают, что было нарисовано:

                - в правом верхнем углу;

                - в левом нижнем углу;

                - в правом нижнем углу;

                - в левом верхнем углу;

                - посередине листа;

        г) проверка правильности выполнения (образец открывается).

6. Уточнение пространственных взаимоотношений:

        - стоя в колонне, назвать стоящего впереди, стоящего сзади;

        - стоя в шеренге, назвать стоящего слева, стоящего справа;

учить детей употреблять наречие между.

7. Знакомство со схемой тела стоящего напротив.

        а) Дети стоят в шеренге. Логопед, стоя к ним спиной, поднимает правую руку, просит учащихся поднять свою правую руку. Учитель, не опуская поднятой руки, поворачивается лицом к детям. Учащиеся, сопоставив положение поднятой руки учителя со своей, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих друг против друга;

        б) стоя попарно лицом друг к другу, по команде логопеда, один из каждой пары определяет сначала у себя, а затем у товарища правую руку, левое плечо и т. д. Второй ученик при необходимости исправляет ошибку, затем роли меняются;

        в) определить, какой рукой нам машет девочка из окна вагона (см. рис. 1);

        г) определить левый и правый карман у джинсов (см. рис. 2).

8. Физкультминутка.

9. Зрительный диктант:

        а) учащиеся рассматривают образец (три рыбки плывут направо, четыре – налево);

        б) запоминают последовательность;

        в) образец закрывается;

        г) дети рисуют по памяти предметный ряд или выкладывают из раздаточного материала;

        д) повторная демонстрация образца;

        е) проверка правильности выполнения - в различных вариантах контроля.

10. Игра «Аквариум».

Логопед раздает детям листы картона голубого цвета и наклейки с изображением морских обитателей. Учитель предлагает заселить подводный мир аквариума, располагая (наклеивая) его жителей:

- в правом верхнем углу;

- в левом нижнем углу;

- в правом нижнем углу;

- в левом верхнем углу;

- между обитателями аквариума;

- посередине аквариума.

Ученики выполняют задание, затем каждый, по просьбе логопеда, произносит слово аквариум или отвечает на вопрос: «Куда вы поселили морских обитателей?» (в аквариум).

Итог игры – проверка правильности выполнения задания.

11. Подведение итогов занятия.

        Учащиеся оценивают свою работу, рассказывают что повторили и чему научились на занятии.



Предварительный просмотр:

            Индивидуальное занятие

                      по теме:

 «Дифференциация звуков [с] –[ш]»

 с обучающимся 1 класса, имеющим                              логопедическое заключение :     фонематическое недоразвитие речи.

                                      Составила:

                                 учитель- логопед                                     МБОУ

                                      «СОШ № 5»

                                       Севидова М.Ю.

                                г. Курчатов

                                    2014г.

Цель:  - Развивать слуховую и произносительную дифференциацию              звуков  [с-ш] в слогах, и словах;

 -формировать навыки звуко-буквенного анализа;

- развивать зрительное внимание и артикуляционную моторику, речевое дыхание;

- устранять дефектное произношение [ш] в слогах, словах и предложениях;

- развивать моторику пальцев рук;

- расширять и обогащать словарный запас обучающегося.

Оборудование:

- ноутбук, артикуляционные профили [с] [ш], таблица слогов, слов (со звуками с-ш), счётные палочки, предметные картинки(шарик, самолёт и др.), цифровой ряд.

                                         Ход занятия:

  1. Организационный момент .
  2. Проверка домашнего задания.
  3.  Сообщение темы занятия.

Логопед предлагает отгадать загадки и выкладывает предметные картинки-подсказки:

-Что за птица: песен не поёт,

 Гнёзда не вьёт

 Людей и груз везёт. (Самолёт)

-Твой хвостик я в руке держал, ты полетел, я побежал.

 (Шарик воздушный)

Ученик отгадывает загадки, находит предметные картинки, соответствующие отгадкам.

- Какой первый звук в названии этих картинок  (с, ш).

Сегодня на занятии  мы будем учиться различать звуки  с – ш .

Дует на листья тёплый и холодный ветерок (тёплая воздушная струя на[ш], холодная – на [c]).

Логопед объясняет различия в артикуляции [c-ш].

(Профили артикуляции.)

  1.  Артикуляционная гимнастика.

Упражнения для губ: «Улыбка» - «Заборчик» - «Трубочка» - «Хоботок» - «Бублик» , «Причешем губки»

Чередование «Улыбка - хоботок».

Упражнения для языка :

-«Горка», «Чашечка», «Качели », «Почистим верхние зубки», «Почистим нижние зубки», «Протиснуть язычок сквозь зубы », «Покусаем язычок», «Подуй на чубчик», «Задуй свечу», «Надувание щёк».

5. Работа с ПК.

 Сегодня нам предлагают задания по различению звуков герои мультфильма «Смешарики»:

5.1. Назови что нарисовано? (слайд 1)

 Какой звук прячется в имени? (слайд 2)

 Какой звук по счёту в слове? (слайд 3)

 Работа по цифровой  линейке.

5.2.Нюша предлагает интересные задания:

 Назови слова (слайд 4)

 Какое слово отличается от других? Чем отличается? (слайд 5)

5.3. Лосяш предлагает выполнить задания с карандашом(слайд 6)

  1. Самомассаж ладоней карандашом.
  2. Самомассаж кончиков пальцев.
  3. Закрутим винтик.
  4. Циркач.
  5. Ходьба с коромыслом.
  6. Лягушка.
  7. Удержим флажок.
  8. Качели.
  9. Трудолюбивый человек.
  10.  Лесенка.
  11.  Насос.
  12.  Дудочка.
  13.  Стряхнуть кисти рук.

5.4.Совунья приготовила для вас следующее задание:

Прочитай слова, найди лишнее слово. Объясни, почему ты считаешь его лишним? (слайд 7).

5.5.Бараш предлагает выложить буквы с и ш из счётных палочек.

5.6.Крош приготовил такое задание: распредели слова по наличию звуков с и ш по наличию      (карточки со словами). Проверка правильности выполнения задания (слайд 9)

5.7.Скажи в каких именах смешариков присутствуют [с, ш].(слайд 10).

Я показываю картинку героя мультфильма, а ты должен поднять нужную букву с или ш.

6.Чтение слогов (слоговые таблицы)

7.Чтение слов (карточка)

8.Игра «Замени [ш] на [c] »

шутки - сутки

штуки - стуки

шкала – скала

штопор – стопор

шпоры – споры

штык – стык

шрам – срам

шок – сок

штиль – стиль

марш – марс

ваш – вас

наш – нас

мышь – мыс

плюш – плюс.

9.Итог урока

Понравилось ли тебе занятие?

 Какое задание смешариков было самым интересным для тебя?

За что бы ты себя похвалил?

Приз от смешариков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у младших школьников на логопедических занятиях

В данном материале представлена работа по развитие и уточнение пространственно-временных представлений у младших школьников на логопедических занятиях в условиях логопункта общеобразовательной школы....

Развитие и уточнение пространственных представлений.

Конспект занятия  в 1классе с группой НВОНР...

Конспект логопедического занятия "Уточнение пространственных представлений. Ориентировка на листе" для 1 класса (ЗПР).

Формирование психологичесикх предспосылок для формирования процессов чтения и письма, в частности, ориентировка на плоскости....

"Развитие и уточнение пространственных представлений у детей с ОВЗ"

Конспект открытого дефектологического занятия в 1 классе...