Использование игровых форм легоконструирования.
методическая разработка на тему

Невдобенко Наталья Николаевна

Использование игровых форм легоконструирования как средство создания психологической безопасной образовательной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_lego.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых форм легоконструирования  как средство создания психологической безопасности образовательной среды

Лего- это не только яркий, красивый конструктор, но и эффективное развивающее коррекционное и обучающее средство. Лего-педагогика - одна из самых распространенных ныне педагогических систем. В силу своей универсальности наборы Лего оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками, позволяющими разнообразить процесс обучения, в комплексе решать многие задачи, стоящие перед школой.

   Работа с Лего дает возможность ребенку проявить многие скрытые качества, свою индивидуальность; развивает мышление, внимание, сообразительность, фантазию, воображение, речь; учит программированию своих действий; развивает творческие способности детей; формирует моторные навыки; служит ненавязчивому закреплению материала, пройденного на уроках чтения, развития речи, истории, ОБЖ; способствует воспитанию положительных нравственных качеств личности (доброта, взаимопомощь, уважение к товарищам и к результатам их труда). При изучении этих и других предметов учащиеся не только воспринимают и запоминают содержание того, о чем говорит учитель, но и сами активно конструируют многочисленные познавательные модели. Лего побуждает работать в равной степени и голову, и руки учащихся. Работа с Лего помогает детям войти в мир социального опыта.

   Использование Лего в коррекционных школах направлено на коррекцию и развитие у учащихся познавательной, эмоционально-волевой, сенсомоторной сферы, повышение мотивации к обучению и навыкам коллективного взаимодействия и продуктивной деятельности. Данное средство используется на фронтальных и индивидуальных занятиях, уроках, при подготовке к обучению грамоте, для развития зрительно-пространственных представлений, в свободной конструктивно-игровой деятельности. Особое внимание у учеников обращается на коррекцию зрительно-пространственных нарушений, мелкой моторики руки, двигательной координации, то есть подготовке к обучению письму, счету, грамоте.

   Занятия и уроки организуются таким образом, чтобы все участники получали от них удовольствие. Непринужденная атмосфера занятий, доверительное общение учителя и ученика, игровые задания и упражнения с деталями Лего помогают снять напряжение у учащихся. Стимулируется и поощряется проявление детьми творческой инициативы и самостоятельности. Акцентируется внимание на развитие доброжелательного отношения к товарищам.

     Сейчас легоконструирование многие учителя используют в начальных классах. Они отмечают, что большинство учеников идут с большим интересом на занятия, где они совместно с учителем конструируют, строят программы.  Легоконструирование  помогает в усвоении школьной программы, и не только по одному предмету.

    Конструкторы Лего появились и у учащихся ГОУ СКОШ № 309. После этого наметилась определенная работа. Одной из задач является внедрение игровых приёмов Лего в изучение правил безопасного поведения. Проводятся  занятия, мастер-классы, конкурсы по данной проблеме.

  Каждый учитель знает, что школьники очень любят мастерить игрушки, а потом использовать их в своих играх. С этими игрушками дети играют обычно с большим интересом и особенно бережно относятся к ним. Школьники  принимают активное участие в занятиях по закреплению  навыков  применения  знаний  правил дорожного движения. Такую возможность с широким спектром деятельности в современном образовании предоставляют предметы легоконструирования.  Наша работа ориентирована на использование конструктора Лего  при изучении правил дорожного движения.    В конструкторе Лего и в обучении школьников безопасному поведению на дорогах и улицах много общего. Игрушки Лего развивают в детях лучшие качества, способствуют получению, закреплению знаний безопасного поведения на улице. Лего – конструктор даёт возможность проявить детям многие свои скрытые качества, индивидуальность и развить в себе те задатки, которые даны им природой.

   На дорогах Москвы с каждым годом возрастает интенсивность движения транспорта. К сожалению, этот процесс сопровождается увеличением дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети. Анализируя состояние детского дорожно-транспортного травматизма, можно сделать вывод, что дети гибнут из-за беспечности и незнания элементарных правил дорожного движения. В процессе знакомства с этими правилами наши учителя используют различные наглядно-практические формы обучения, в том числе, и занятия по легоконструированию.

 

 Конспект занятия по ПДД.

Тема:

Цель: научить применять    полученные теоретические знания по правилам дорожного движения;  создать  сюжетную композицию  на основании изученных правил с помощью деталей Лего.

Задачи урока:

  • Коррекционно-обучающие 

1.Систематизировать и закрепить полученные теоретические знания ПДД.

 2. Формировать умения и навыки конструирования Лего-моделей;

  • Коррекционно-развивающие

1.Развивать  мыслительные операции: анализ, сравнение, классификация,  

         обобщение.

2. Корригировать и развивать наглядно-образное мышление на основе выполнения практической работы.

3. Корригировать зрительное восприятие,  зрительно-пространственные представления.

  • Коррекционно-воспитывающие 

    1.Воспитывать самостоятельность в работе.

    2. Воспитывать   умение работать в команде.

Оборудование: наборы Лего, платы, дорожные знаки, карточки из « Дорожной азбуки».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учащиеся разделены на две команды «Светофор» и «Перекресток», перед ними  наборы Лего и карточки из «Дорожной азбуки».

Учитель:

 – Ребята! С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей. Высокие скорости, интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными.

Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улице.

На прошлом занятии мы с вами  моделировали современный транспорт. Итак, какой транспорт чаще всего встречается на улицах нашего города?

Загадки о транспорте.

Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками. (Троллейбус)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем. (Велосипед)

Что за чудо этот дом!

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

-  А почему  правила дорожного движения должны знать и водители транспорта и пешеходы? Мы с вами не водим автомобиль, зачем же знать правила?

— Так значит всем важно знать их? А дорожные знаки так же важны? Почему?

Я буду загадывать вам загадки по дорожным знакам, а вы поднимайте карточки из «Дорожной азбуки» с отгадкой.

Шоссе шуршало шинами

Бегущими машинами.

Но возле школы сбавьте газ –

Здесь знак, водители, для вас.

Особый знак «Здесь дети»,

За них мы все в ответе.

И вы при этом знаке тоже,

Ребята, будьте осторожны! (Дети)

Это знак такого рода:

Он на страже пешехода.

Переходим с другом вместе,

Мы дорогу в этом месте. (Пешеходный переход)

И зайчишку, и Маришку,

И соседского мальчишку

Четко знак оповещает:

Въезд машинам запрещает. (Въезд запрещен)

Посмотри, силач какой:

На ходу одной рукой

Останавливать привык

Пятитонный грузовик. (Регулировщик)

 — Молодцы!  Какие знаки, помогающие пешеходам, вы еще знаете? («осторожно: дети», различные знаки пешеходных переходов,» скользкая дорога»,» ремонтные работы» и т.д.)

— Чтобы не попасть в неприятные ситуации в таком большом городе, как Москва, надо хорошо знать и выполнять правила поведения на улице. Вот некоторые из них.

Нельзя выбегать на дорогу из-за какого-либо большого препятствия: сугроба, кустов, киоска, машины. Водитель на дороге может не успеть тебя заметить.

Дорогу переходить по подземному переходу или у светофора, когда на тебя посмотрит его зеленый глаз.

А если поблизости нет ни светофора, ни подземного перехода? Тогда надо остановиться у дороги. Посмотреть сначала налево — - не едет ли машина, потом -направо. Убедиться, что дорога свободна, и только тогда ее переходить.

- Для чего применяется светофор? (Для регулировки уличного движения)

Где применяется светофор? (На перекрестках, на пешеходных переходах)

- Сколько секций у светофора? Какого они цвета?

Команды собирают из ЛЕГО-конструктора светофор.

— А теперь давай вспомним, как перейти дорогу, если мы только что вышли из автобуса или троллейбуса. Посмотрим на рисунок из «Дорожной азбуки» и расскажем, как следует поступить.

Практическая работа.

Работа в командах:

1. Команда «Светофор» моделирует улицу с пешеходными переходами различных видов.

2. Команда «Перекресток» моделирует улицу, показывая правила посадки и выхода пассажиров из автобуса.

 Итог.

 Защита проектов.

 Оценки.

 Фотографирование.

   Используя на уроках конструкторы Лего, дети становятся более активными, проявляют самостоятельность, совершают целенаправленные, осознанные действия, быстрее включаются в деятельность и занимаются с интересом. У детей  увеличивается количество и продолжительность эмоционально-положительных реакций.

  В процессе занятий повышается уровень общения, дети  обсуждают свои конструктивно-игровые действия, озвучивают действия своих персонажей. Диалоги детей становятся более продолжительными, логичными, с яркой эмоционально-интонационной окраской. Дети учатся самостоятельно объяснять предварительные намерения, составлять рассказы по просьбе учителя, используя выразительные средства. У детей развивается речь, представлений о цвете, форме, пространстве, развивается мелкая моторика рук. Происходит сплочение детского коллектива, формирование чувства ответственности друг за друга, обучение полезным навыкам безопасного поведения.

   Конструкторы Лего стремятся к развитию детского творчества, поощряеют детей к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов - настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение. Лего придерживается принципа: в игре дети учатся и развиваются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие межличностных отношений у детей младшего школьного возраста через использование игровых форм работы

Становление ребенка как личности происходит в коммуникативных играх, где моделируются человеческие взаимоотношения, существующие в сообществах взрослых людей. В ролевых играх, по мнению известно...

Использование игровых форм на уроках технологии

 Использование игровых форм на уроках технологии.        Как и все выступающие сегодня я согласна с тем, что учебные игры эффективное средство активизации познавательной деятельности учащихся.Разновид...

урок физкультуры с использованием игровых форм работы

урок направленный на развитие физических качеств школьников среднего звена  задачи:1.Краткая информация по теме:" Слагаемые здорового образа жизни"2.Развитие физических качеств, интеллекта3.Воспитание...

Использование игровых форм на уроке русского языка.

Конспект урока по русскому языку. 7 класс....

Методические пособие. «Использование игровых форм в патриотическом воспитании. Примеры игровых заданий»

Даются рекомендации для использования игровых форм в патриотическом воспитании. Даются примеры разнообразных заданий на тему «Блокада Ленинграда», которые можно использовать на уроках, вкл...