Рабочая программа для обучающегося 5 класса надомного обучения с тяжелой умственной отсталостью
рабочая программа (5 класс) по теме

Кульпина Лилия Романовна

Рабочая программа для обучающегося надомного обучения с тяжелой умтсвенной отсталостью состалена на основе программы «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» под редакцией кандидата психологических наук, профессора И. М. Бгажноковой, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Программа составлена с учетом психофизических и интеллектуальных особенностей развития ребенка. В содержание программы включены: пояснительная записка, учебно – тематический план и содержание тем по предметам «Чтение», «Письмо», «Математика», основные требования к знаниям и умениям обучающегося, список литературы, методическое обеспечение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное бюджетное образовательное учреждение Белебеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII  вида

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

ГБОУ Белебеевская

коррекционная школа VIII  вида

______________ ______________

«___» __________ 2012 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ Белебеевская коррекционная школа VIII  вида

______________ ______________

«___» __________ 2012 г.

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол №1 от 30.08.2012 г.

Рабочая программа  надомного обучения

для обучающегося 5 класса

____________________________________________

(ф.и.о. обучающегося)

Автор-составитель: учитель надомного обучения Л. Р. Кульпина

 

Белебей, 2012 г.

I. Пояснительная записка

Для ребенка с умственной отсталостью, обусловленной тяжёлыми органическими нарушениями центральной нервной системы, характерно позднее развитие, психофизический дефект, выражающийся в нарушениях двигательной сферы и всех сторон психики, значительном снижении интеллекта. Слабая познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности — это симптомы, прямо вытекающие из особенностей протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга у ребенка с выраженным нарушением интеллекта. 

Выраженное недоразвитие познавательной сферы обнаруживается в статических и локомоторных функциях, координации, точности и темпе произвольных движений. Большие затруднения ребенок испытывает при выполнении тонких дифференцированных движений рук и пальцев: он без помощи не может  шнуровать ботинки, завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, часто не соизмеряет усилий и роняет предметы, либо слишком сильно сжимает, давит их.

Внимание ребенка с выраженным нарушением интеллекта нарушено: оно малоустойчиво, ребенок легко отвлекается, не может сосредоточиться.  

Значительные отклонения отмечаются в области сенсорики. Выраженное нарушение интеллекта обуславливает особенности восприятий и ощущений ребенка, которые являются первой ступенью познания окружающего мира. Замедленная, ограниченная восприимчивость оказывает огромное влияние на весь ход психического развития. Отсутствие целенаправленных приёмов – анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения  адекватных способов действий – приводит к тому, что деятельность приобретает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный  характер, ребенок очень плохо ориентируются в окружающей обстановке.

Для мышления ребенка с выраженным нарушением интеллекта свойственны беспорядочность, бессистемность использования имеющихся представлений и понятий. Особенно заметно недостатки мышления проявляются при обучении обучающегося учебным предметам.

В тесной связи с грубым нарушением интеллекта находится глубокое недоразвитие речи: ребенок не понимает значения многих слов, особенно тех, которые выражают качества, свойства и отношения предметов. Речь у не возникает и почти не развивается в течение ряда лет. Отсутствие речи компенсируется жестами, нечленораздельными звуками, что свидетельствует о глубоких локальных поражениях речевых зон коры. У него резко отстаёт от нормы одна из основных функций речи – регулирующая: инструкции педагога практически не воспринимаются (кроме простых бытовых инструкций «Сядь», «Подними» и т.д.).

Память механическая, находится на низком уровне. Все новое усваивается очень медленно и только после многократного повторения. Смысловая память и логически опосредованное запоминание отсутствуют.

Все глубокие нарушения и дефекты, присущие ребенку с выраженным нарушением интеллекта, со всей полнотой и яркостью проявляются в учебной деятельности: здесь играют свою роль и низкий уровень познавательных возможностей, и трудности организации деятельности, и нарушения моторики. 

В эмоциях ребенка с выраженным нарушением интеллекта отсутствуют многообразие и дифференцированность, ему свойственны косность, тугоподвижность эмоциональных проявлений. Он теряет интерес к продолжению занятия, если задание вызывает у него трудности или если одно и то же задание предлагается ему многократно. Попытки взрослого продолжить занятия с ребенком, вызывают у него негативные реакции: крик, плач, убегание, физическое сопротивление при попытках удержать его.

Ребенок данной категории способен к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, со многими резкими отклонениями от нормы. Поэтому требуется создание специальных (коррекционных) условий для обучения данной категории детей.

С этой целью на основе программы «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» под редакцией кандидата психологических наук, профессора И. М. Бгажноковой, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, составлена индивидуальная программа для обучающегося надомного обучения 5 класса.

Индивидуальная программа составлена с учетом психофизических и интеллектуальных особенностей развития ребенка.

В содержание программы включены: пояснительная записка, учебно – тематический план и содержание тем по предметам «Чтение», «Письмо», «Математика», основные требования к знаниям и умениям обучающегося, список литературы, методическое обеспечение, приложения к программе, рецензия.

Чтение и письмо являются сложными видами интеллектуальной деятельности, элементами которой может овладеть ребенок с выраженным нарушением интеллекта. Поэтому в ходе обучения курсам «Чтение», «Письмо» проводится комплексная работа по развитию речи, активизации познавательной деятельности, обучения элементам чтения и письма с учетом индивидуальных возможностей обучающегося.

В процессе изучения курса «Математика» обучающийся с выраженным нарушением интеллекта получает тот уровень общеобразовательных, трудовых знаний, умений и навыков, который необходим ему для социальной адаптации. Обучающийся должен не просто овладеть определённым объёмом математических знаний, но и уметь их использовать в процессе трудового обучения, занятий по социально-бытовой ориентировке, изучения других предметов, а также в быту. Обучение счёту  школьника с выраженным нарушением интеллекта возможно лишь на практической наглядной основе. Обучающийся под руководством учителя выполняет манипуляции с конкретным предметами, и лишь затем произведённые действия оформляются в словах и цифрах. 

Актуальность: Интеллектуальное недоразвитие приводит к нарушению познавательной деятельности, которая лежит в основе овладения ребенком социальным опытом, без которого он не сможет стать полноценным членом общества. У ребенка с выраженным нарушением интеллекта затруднено или отсутствует взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Специальное коррекционное обучение будет способствовать формированию адекватного функционирования ребёнка в социальной среде.

Новизна: Индивидуальный подход в обучении, создание специальных (коррекционных) условий, сочетание традиционных и инновационных технологий в обучении ребенка с выраженным нарушением интеллекта.

Цель:  Формирование социально-значимых умений и  навыков у ребенка с выраженным нарушением интеллекта.

Задачи:

  • организация доступной учебной деятельности: грамота, чтение, счёт и т. д.;
  • формирование устойчивого интереса к деятельности при выполнении заданий, серии заданий;
  • формирование умения заканчивать занятие, соблюдая общепринятые нормы поведения;
  • закрепление освоенных учебных знаний в разных видах самостоятельной деятельности;
  • расширение и закрепление коммуникативных умений с использованием неречевых средств;
  • формирование и закрепление знаний о себе, как «Я», других людях, формирование правил социального поведения.

Направленность программы: Организация коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающегося с выраженным нарушением интеллекта, результатом которого должна стать посильная самостоятельная практическая деятельность обучающегося с выраженным нарушением интеллекта.

Отличительные особенности: Индивидуальная программа обучения обучающегося с выраженным нарушением интеллекта предполагает воспитание и обучение, как слитное, нераздельное единство, будь то обучение самообслуживанию или обучение письму, чтению, счету на основе индивидуального психолого-педагогического наблюдения. Для лучшего усвоения материала необходимо перед каждым разделом изучаемого материала необходимо проводить подготовительную работу. Ведется большая работа по закреплению и многократному повторению пройденного материала, так как ребенку с нарушением  интеллектуального развития свойственно быстрое забывание. 

Возраст для обучающегося: 12 лет.

Сроки: Программа рассчитана на один учебный год.

Формы и режим занятий: Занятия проводятся три раза в неделю (понедельник, среда, пятница) по два урока в учебном кабинете школы. Основной формой обучения является урок. Но познавательная деятельность ребенка с нарушением интеллекта нарушена и развивается значительно медленнее, чем у детей с нормальным интеллектом. Особенности ребенка с выраженным нарушением интеллекта с их быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, затруднениями при необходимости применять умственные усилия требуют внесения игровых моментов, частой смены форм работы, перерывов для отдыха.

Ожидаемый результат: В результате специального обучения и воспитания у обучающегося с выраженным нарушением интеллекта будут формироваться социально-значимые умения и  навыки.

Формы подведения итогов: Показатели самостоятельности обучающегося по четвертям.


II. Учебно-тематический план

Чтение (2 часа в неделю)

п/п

Тема

Всего

часов

Теорит.

часы

Практ.

часы

1.

Подготовительные упражнения:

Мы учимся читать!

1

1

0

2.

Звук. Буква:

Гласные звуки и буквы. Соотнесение звука и буквы.

4

4

0

Согласные звуки и буквы. Соотнесение звука и буквы.

22

22

0

Твердый знак

2

2

0

Мягкий знак

4

4

0

Алфавит

1

1

0

Повторение «Гласные и согласные звуки и буквы».

3

3.

Слово, слог. Образование и чтение слогов, слов:

Слушание, произнесение и чтение слогов, слов с данными согласными

11

11

0

4.

Предложение. Чтение предложений и коротких текстов:

Чтение предложений и коротких рассказов

14

14

0

5.

Внеклассное чтение

7

7

0

Итого:

69

69

0


III. Содержание программы

Чтение (2 ч. в неделю)

Тема 1. Подготовительные упражнения (1 ч.)

  • Различение неречевых звуков окружающей действительности.
  • Имитация звуков окружающей действительности.
  • Соотнесение звука с его источником.
  • Определение направления звука.
  • Характеристика звука по силе звучания (громкий, тихий).

Тема 2. Звук, буква (36 ч.)

  • Различение заданного звука: выделение среди других звуков, выделение в слоге.
  • Изучение звуков и букв: соотнесение звука и буквы (А, О, У, ы, Э, И, Е, Ё, Ю, Я;  П, С, К, В, Р, Н, З, М, Д, Т, Б, Г, Л, Ш, Ч, Ф, Х, Ж, Ц, Щ, Й, ъ, ь).
  • Называние (указывание) буквы по названному звуку.
  • Формирование зрительных эталонов букв на основе восприятия их в виде целостных нерасчлененных структур: нахождение заданной буквы среди букв или знаков; нахождение буквы в зашумленном изображении с опорой на образец; узнавание букв, наложенных друг на друга; выделение из ряда правильно написанной буквы с опорой на образец.
  • Анализ и синтез отдельных элементов буквенных кодов: складывание букв из палочек, полосок по образцу; конструирование  букв  из предложенных элементов; дополнение недостающего элемента буквы (с использованием всех возможных вариантов); преобразование букв на основе общих элементов, называние и сравнение графических сходных букв; .
  • Фиксация буквой начального звука в словах.
  • Формирование зрительных эталонов букв: нахождение заданной буквы среди других букв или знаков; нахождение буквы в зашумленном изображении с опорой на образец; узнавание букв, наложенных друг на друга; выделение из ряда правильно написанной буквы с опорой на образец; складывание букв из палочек, полосок по образцу; конструирование возможных букв из предложенных элементов; дополнение недостающего элемента буквы; называние и сравнение графически сходных букв (Е – Ё, Б – Д и т.д.).
  • «Печатание» рука в руке изученных букв и слов: по образцу, под диктовку, дописывание недостающих элементов.
  • «Печатание» рука в руке имени, фамилии обучающегося.

Тема 3. Слово, слог (11 ч.)

  • Продолжение практического знакомства со словом, как единице         речи.
  • Выделение заданного слова в ряду других слов.
  • Самостоятельное показывание предмета, обозначаемого словом по заданию учителя (с опорой на предметные и сюжетные картинки, личный опыт ребенка).
  • Упражнения в проговаривании слогов в сопровождении ритмических движений (хлопки, шаги, взмахи рук и т.д.)

Образование и «чтение» слогов (в порядке изучения звуков и букв):

  • Закрытые двухбуквенные слоги. Чтение протяжно и кратко, составление из букв разрезной азбуки после звукобуквенного анализа; чтение изолированно, по следам анализа; чтение слоговых таблиц.
  • Открытые двухбуквенные слоги. Сравнение с закрытыми двухбуквенными слогами. Чтение протяжно и кратко, составление из букв разрезной азбуки после звукобуквенного анализа; чтение изолированно, по следам анализа; чтение слоговых таблиц Зайцева.
  • Закрытые трехбуквенные слоги, составляющие слово (нос, сон, кот и т.д.).
  • Согласные с мягкими согласными.
  • «Печатание» слогов в тетради по карандашному образцу рука в руке (в соответствии с индивидуальными возможностями обучающегося).

Образование и чтение слов (в порядке изучения звуков и букв, слоговых структур)

  • Чтение (указывание) слов с опорой на картинку.
  • Составление слов из данных слогов с опорой на картинку.
  • Глобальное «чтение» (указывание) слов, наиболее часто встречающихся в жизни обучающегося (имя, фамилия ребенка; чай, хлеб, суп…; класс, столовая, парта…; названия дней недели, месяцев и др.). Составление индивидуальных альбомов изученных слов.
  • «Печатание» слов в тетради по карандашному образцу рука в руке (в соответствии с индивидуальными возможностями обучающегося).

Тема 4. Предложение

  • Продолжение практического знакомства с предложением, как единицей речи.
  • Совместное с педагогом составление предложений по наблюдаемому действию, по ситуационной картинке, по предметной картинке, с опорой на личный опыт.

Чтение предложений и коротких текстов

  • Из двух, трех слов сопряженно с педагогом.
  • Подражание ритму, темпу и мелодике речи педагога при чтении.
  • Составление совместно с педагогом предложений из двух, трех слов (с опорой на картинку).
  • Выслушивание небольших текстов из двух, трех предложений. Соотнесение их с картинками.

Тема 5. Внеклассное чтение

А. К. Толстой «Осень».  И. Токмакова «Зима». А. С. Пушкин «Кораблик». А. С. Пушкин «Ветер». А. Барто «Игрушки». Е Благинина «Черёмуха». С. Я. Маршак «Детки в клетке».

IV. Основные требования к знаниям и умениям обучающегося

Должен знать:        

  • правила поведения в классе;
  • названия знакомых предметов;

Должен уметь:

  • определять источник звука;
  • слушать небольшое по объему и простое для понимания произведение (рассказ, сказку, стихотворение);
  • соотносить предметы с их названием;
  • «печатать» букв, слогов, слов в тетради по карандашному образцу рука в руке.

II. Учебно-тематический план

Письмо (2 часа в неделю)

п/п

Тема

Всего

часов

Теорит.

часы

Практ.

часы

1.

Развитие графических умений

18

12

6

2.

Звук. Буква:

Гласные звуки и буквы. Соотнесение звука и буквы.

6

5

1

Согласные звуки и буквы. Соотнесение звука и буквы.

27

23

4

Твердый знак

2

2

0

Мягкий знак

4

4

0

Алфавит

1

1

0

Гласные и согласные звуки и буквы

2

0

2

3.

Слово, слог. Письмо слогов со сходными буквенными знаками.

10

10

0

Итого:

69

69

0


III. Содержание программы

Письмо (2 часа в неделю)

Тема 1. Развитие графических умений (18 ч.)

  • Правильная посадка во время письма.
  • Смена динамических поз во время занятия: сидя – во время письма, стоя, лежа и др. – во время выполнения других заданий.
  • Игровые упражнения на активизацию движений кистей рук, пальцев («пальчиковая гимнастика»).
  • Рисование на нелинованной бумаге  линий в различном направлении:
  1. Рисование вертикальных линий различной длины; рисование вертикальных линий от начальной точки.
  2. Рисование горизонтальных линий различной длины; рисование вертикальных линий от начальной точки.
  • Рисование вертикальных и горизонтальных линий по двум точкам («Лестница», «Забор» и т.д.).
  • Произвольное рисование наклонных линий в разных направлениях («Ветки дерева» и др.).
  • Рисование прямых наклонных линий в разных направлениях из одной начальной точки («Астра», «Солнышко» и т.д.).
  • Рисование прямых наклонных линий в заданном направлении от начальной точки («Ежик» и т.д.).
  • Рисование прямых наклонных линий по двум точкам («Елочка»).
  • Вычерчивание на нелинованной бумаге фигур по трафарету, шаблону, контуру, опорным точкам.
  • Использование разнообразных материалов: мел, карандаш, краски, фломастеры и т.д.
  • Соблюдение режима работы в тетради: письмо слева направо, рабочая строка, поля и т.д.
  • Обводка бордюров из изученных линий и геометрических фигур.
  • Рисование изученных печатных букв, слогов, слов (по карандашному образцу рука в руке).

Тема 2. Звуки и буквы (42 ч.)

  • Повторение изученных звуков и букв (А, О, У, ы, Э, И, Е, Ё, Ю, Я;  П, С, К, В, Р, Н, З, М, Д, Т, Б, Г, Л, Ш, Ч, Ф, Х, Ж, Ц, Щ, Й, ъ, ь).
  • Соотнесение звука и буквы.
  • Определение звука и буквы в слове.
  • Фиксация буквой начального звука в словах.
  • Формирование зрительных эталонов букв: нахождение заданной буквы среди других букв или знаков; нахождение буквы в зашумленном изображении с опорой на образец; узнавание букв, наложенных друг на друга; выделение из ряда правильно написанной буквы с опорой на образец; складывание букв из палочек, полосок по образцу; конструирование возможных букв из предложенных элементов; дополнение недостающего элемента буквы; называние и сравнение графически сходных букв (Е – Ё, Б – Д и т.д.). Соотнесение рукописного варианта с печатным вариантом буквы.
  • Правила соединения букв при рукописном написании.

Тема 3. Слог, слово (10 ч.)

  • Запоминание целостных образов слов, состоящих из изученных букв (чай, молоко, мыло, хлеб и т. д.), соотнесение слов с предметами, которые они обозначают. Составление индивидуальных альбомов изученных слов.
  • Письмо рука в руке изученных букв и слов: по образцу, под диктовку, дописывание недостающих элементов.
  • Письмо рука в руке имени, фамилии обучающегося.
  • Образование и письмо рука в руке закрытых трехбуквенных слогов, составляющих слово (нос, дом, кот и т.д.).
  •  Образование и письмо рука в руке слов с изученными слоговыми структурами. Соотнесение слов с предметами, картинками. Чтение слоговых таблиц.
  • Закрепление режима работы в тетради: письмо слева направо, рабочая строка, поля.

IV. Основные требования к знаниям и умениям обучающегося

Должен знать:        

  • правила поведения в классе;
  • правильную посадку во время письма;
  • названия знакомых предметов.

Должен уметь:

  • выполнять простые, доступные инструкции педагога;
  • различать и показывать  с помощью учителя гласные и согласные звуки и буквы;
  • писать по карандашному образцу  рука в руке элементы букв, буквы, слоги.

II. Учебно-тематический план

Математика (2 часа в неделю)

п/п

Тема

Всего

часов

Теорет.

часы

Практ.

часы

1.

Пространственные  и временные представления

5

5

0

2.

Основы счёта:

Соотношение количества, числа и цифры.

Место числа в числовом ряду.

Счет в прямой  и обратной последовательности в пределах 10.

Повторение «Счет в пределах 10»

Присчитывание и отсчитывание по 1

Десяток.

Состав чисел 1 – 5.

Состав чисел 6 – 10

Сравнение чисел и предметных совокупностей.

Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 5.

Решение простых арифметических задач.

Составление и решение примеров на нахождение суммы и остатка в пределах 10.

58

53

5

3.

Геометрический материал:

Узнавание плоских геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат.

Объемные формы: шар, куб.

Понятия о форме предметов

6

6

0

Итого:

69

64

5


III. Содержание программы

Математика (2 часа в неделю)

Тема 1. Пространственные и временные представления (5 ч.)

  • Расположение предметов в пространстве (на плоскости): впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, близко, далеко, над, под и др.
  • День – ночь.
  • Времена года: зима, весна, лето, зима. Наблюдения в течение года за изменениями в природе. Поделки из природного материала, аппликации, рисунки.

Тема 2. Основы счета (58 ч.)

  • Узнавание и показ цифр 1 – 9. Практические задания по закреплению образа цифры: раскрашивание, размазывание пластилином по контуру цифры, показ цифр на телефоне, пульте управления.
  • Соотнесение числа с количеством предметов в пределах 1 – 10.
  • Присчитывание и отсчитывание по единице.
  • Простейшие арифметические операции: сложение, вычитание.
  • Правила работы с калькулятором.

Количественные представления

  • Много, мало, один.
  • Сравнение групп предметов: больше, меньше.

Понятия о размере

  • Большой – маленький. Выполнение инструкций педагога (принести, дать, поставить на место большую/маленькую игрушку и т. д.).
  • Длинный – короткий, толстый – тонкий. Закрепление размеров в игровых, бытовых ситуациях.
  • Организация игр, изобразительная деятельность.

Тема 3. Геометрический материал. Понятия о форме предметов(6 ч.)

  • Узнавание плоских геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат.
  • Конструирование знакомых ребенку предметов: солнце, цветок, дом, елка и т.д.
  • Объемные формы: шар, кубик (куб).  Выполнение простейших построек из модулей – домик, ворота, скамейка и т.д.

IV. Основные требования к знаниям и умениям обучающегося

Должен знать:        

  • правила поведения в классе;
  • правильную посадку во время письма;
  • названия знакомых предметов;

Должен уметь:

  • выполнять простые, доступные инструкции педагога;
  • различать и показывать  с помощью учителя цифры в пределах 10;
  • писать по карандашному образцу  рука в руке элементы букв, буквы, слоги;
  • выполнять с помощью учителя практические задания по закреплению образа цифры: раскрашивание, размазывание пластилином по контуру цифры, показ цифр на телефоне, пульте управления;
  • конструировать с помощью учителя знакомые ребенку предметы: солнце, цветок, дом, елку и т.д;
  • выполнять с помощью учителя простейшие постройки из модулей – домик, ворота, скамейка и т.д.


Методическое обеспечение:

  1. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. – М.,  2000 г.
  2. Аслаева Р. Г. Основы специальной  педагогики и психологии: Учебное пособие. – Москва: Социально-гуманитарные знания, 2007. – 224 с.
  3. Вильшанская А. Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 112 с.: ил.
  4. Воронкова В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1 – 4 классах вспомогательной школы. – М., 1988.
  5. Воронкова В. В., Коломыткина И. В. Букварь для коррекционных образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 1998.
  6. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы/Бгажнокова И. М., Ульянцева  М. Б., Комарова С. В. И др. под ред. И. М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2012. – 239 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
  7. Житко И. В. 200 развивающих упражнений для подготовки ребенка к школе: практическое пособие – Мн.: Юнипресс, 2006. – 80 с. – (Серия «Обучение и развитие»).
  8. Лещинская Т. Л. Букварик. Подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 96 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
  9. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студентов высш. пед.  учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208 с.
  10. Математика: Учебник для 1 класса коррекционных образовательных учреждений VIII  вида/ под. ред. А. А. Хилько. – М.: Просвещение, 1999. – 289 с.
  11. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2007. – 120 с. (Специальная психология)
  12. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы/под ред. И. М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2010. – 181 с. – (Коррекционная педагогика).
  13. Перова М. Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе: Учеб. для студентов дефектол. фак.  пед. ин-тов. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989. – 336 с.
  14. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская и др.; под. ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 320 с.
  15. Скворцова И. В. Программа развития и обучения дошкольника: Логопедические игры для детей 4 – 6 лет. – СПб.: Изд. дом «Нева», 2004. – 240 с.
  16. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/ Л. И. Аксёнова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980. – 240 с.
  17. Федосова Н. А. От элемента к букве. Рабочая тетрадь. – М.: Издательство «Ювента», 2005. – 80 с.: ил.
  18. Эк В. В. Дидактический материал по математике для учащихся 3 класса вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1992. – 159 с.
  19. Эк В. В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида: пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2005. – 221 с.
  20. Якубовская Э. В., Комарова С. В. Ступеньки к грамоте. Пропедевтика обучения чтению и письму: Учебно-наглядное пособие для подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2004.

Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа математика 4 класс надомное обучение

Рабочая программа математика 4 класс надомное обучение...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» для обучающихся 5-х классов с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Рабочая программа   для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на   основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отста...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (адаптированная) для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 9 класс

Рабочая адаптированная  программа  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  9 класса   детализирует и раскрывает содержание общего образования  для ОВЗ (вариант...

Конспект урока по предмету «Окружающий социальный мир» для обучающихся 6-«В» класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (II вариант обучения) «От колоска к хлебу».

Цель данного урока: способствовать формированию представлений обучающихся об этапах процесса производства хлеба, а также о значении хлеба для человека....