Конспект урока по предмету «Окружающий социальный мир» для обучающихся 6-«В» класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (II вариант обучения) «От колоска к хлебу».
план-конспект урока (6 класс)

Фидык Анжела Александровна

Цель данного урока: способствовать формированию представлений обучающихся об этапах процесса производства хлеба, а также о значении хлеба для человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_hleb_b_t.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

«От колоска к хлебу»

Цель: способствовать формированию представлений обучающихся об этапах процесса производства хлеба, а также о значении хлеба для человека.

Задачи: 

Обучающие:

- познакомить обучающихся со стадиями выращивания хлеба: подготовка поля, посев, сбор, хранение и переработка зерна;

- познакомить обучающихся с процессом выпечки хлеба и доставки готового хлеба в магазин;

- способствовать усвоению обучающихся словаря по теме хлеб: пахота, элеватор, комбайн, плуг, трактор, посев, а также профессий, задействованных в изготовлении хлеба (тракторист, пекарь, комбайнер, продавец);

- познакомить со злаковыми растениями: пшеница и разновидностями хлеба и хлебобулочных изделий.

Развивающие:

-Развивать речь, расширять словарный запас;

- развивать мелкую моторику, координацию;

- развивать познавательную активность, интерес к теме урока;

- развивать навыки контроля и самоконтроля в учебной деятельности;

- развивать навыки коммуникации, согласно индивидуальным особенностям каждого ученика.

Воспитательные:

- содействовать воспитанию уважительного отношения к хлебу, как к продукту питания и к труду людей, задействованных в производстве хлеба;

- способствовать пониманию важности хлеба в разные исторические периоды в жизни людей;

- воспитывать бережное отношение к хлебу и к продуктам питания в целом;

- воспитывать интерес к учебной деятельности, стремление достичь поставленной цели.

Оборудование: Презентация; спелые колоски пшеницы, мука ржаная и пшеничная, сушки, две деревянные ложки, тазик с зерном, образцы пророщенной пшеницы, деревянная модель ветряной мельницы, мельница для кофе; Кухонные весы. Карточки с этапами выращивания и производства хлеба, разрезные картинки хлебобулочных изделий; тарелка с разными сортами хлеба на шпажках. Индивидуальные ламинированные пособия (теневое лото, разрезные картинки) Индивидуальные карточки с заданиями: этапы производства хлеба, раздаточный материал «найди и раскрась».

Предварительная работа: 

Данный урок по предмету «Окружающий социальный мир», является комбинированным уроком и предполагает повторение и обобщение уже имеющихся знаний обучающихся, в сочетании с освоением нового материала.

Организационный момент.

-Здравствуйте ребята! Прозвенел звонок- начинается урок. Посмотрите на свои парты, всё ли готово к уроку? – да

Посмотрите друг на друга, все ли здесь, все пришли? – да

А теперь давайте вспомним правила, которые обязательно нужно соблюдать на уроке.  (Ученикам раздаются карточки с написанными или изображенными правилами поведения: «Соблюдай тишину», «Говори спокойно», «Сиди правильно», «Поднимай руку, когда хочешь что-то спросить или сказать», «Будь внимателен на уроке»).

Сообщение темы урока.

- Отлично! Я принесла волшебную коробку, смотрите, что в ней? – зерно (Презентация: слайд 1)

- Да, там кое-что спрятано, давайте попробуем отыскать это (дети ищут в зерне буквы х л е б).

- Какие вы молодцы! Что вы нашли? – буквы

- Давайте из этих буквы попробуем составить слово. (Один ученик выходит к доске и доставляет из букв слово «хлеб». (Презентация: слайд 2)

- Сегодня, мы будем говорить о хлебе и хлебобулочных изделиях. Мы с вами очень хорошо знакомы с хлебом, видим и едим его каждый день, он всегда есть у нас дома. Но думаю, мало кто из вас знает, насколько хлеб важный продукт и даётся он человеку целой больших усилий.

Для того, чтобы понять всю ценность хлеба, понять, какой путь он проходит, прежде чем попасть к на стол и люди каких профессий ему в этом помогают, мы с вами отправимся в необычное путешествие.

  1. Подготовка земли к посеву: вспашка, посев, рост посевов.

Закройте глаза, прислушайтесь, птицы запели, зажурчали ручьи, подул теплый ветер, наступила весна (аудиодорожка весна). Откройте глаза, мы с вами перенеслись на поле (Презентация: слайд 3). Как правило, именно в середине или конце апреля, начинается долгий и сложный путь хлеба к нашему столу. Но пока, у нас с вами есть только зерна. Как вы думаете, что же с ними нужно сделать? – посадить

Да, правильно, посадить в землю. Сажают зерно, на специальных полях, землю для этого нужно очень хорошо подготовить: вспахать, внести удобрения. Раньше это делали вручную или с помощью лошади и специального сельскохозяйственного орудия, которое называется плуг (Презентация: слайд 4).  Сейчас подготовка земли к посеву осуществляется с помощью тракторов. Как это происходит, мы сейчас посмотрим (презентация – видео слайд 5).

Вот так это происходит, а как называется профессия людей, которые управляют тракторами? – тракторист.  Давайте, мы с вами тоже посеем зерно. Вот в контейнере у нас уже подготовлена земля, давайте туда насыплем зерно (каждый ученик насыпает немного зерна, затем поливают водой).

Чтобы появились первые всходы, нужно время. Подождем? И немного отдохнем.

Физкультминутка

Посадили мы зерно
Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает,
Солнце нежно пригревает
Подрастает зернышко-
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает
К земле низко прижимает.

  1. Жатва

Проходит время и появляются первые ростки, посмотрите, как они выглядят. (Учитель показывает взошедшие ростки пшеницы в контейнерах, которые сажали дети две недели назад)

Но нужно еще подождать, а пока, мы с вами закрываем глаза и внимательно слушаем (аудиодорожка звуки лета). Наступил самый жаркий месяц, июль. Открывайте глаза. (Презентация: слайд 6)

Потянулся наш росток,
Превратился в колосок

Педагог раздет каждому ученику спелые колоски пшеницы.

- Вот такие колоски выросли на поле, они уже пожелтели и готовы к жатве. Жатва- это процесс уборки злаковых культур. Раньше это тоже делалось вручную, (Презентация: слайд 7) а сейчас с помощью специальной техники – комбайнов. Давайте посмотрим, как это происходит (Презентация: слайд 8)

А куда же потом попадает зерно? После жатвы зерно на машинах отправляется в зернохранилища – элеваторы. (Презентация: слайд 9)

Нейрозарядка «Отвези зерно на элеватор»

Мы с вами сейчас немного поиграем. Каждый ученик по очереди выходит, зачерпывает деревянной ложкой зерно, идет по одной из цветных дорожек, наклеенных на полу и высыпает зерно в емкость «Элеватор». (Презентация: Слайд 10 музыкальное сопровождение)

  1. Помол муки

Из зернохранилища, зерно продолжает свой путь дальше, его ждет интересный процесс превращения в муку – помол.

Посмотрите, на экран, знаете ли вы что это? – мельницы (Презентация: слайд 11) 

Молодцы! Раньше, зерна перемалывали в муку с помощью ветряных или водяных мельниц.

Ветряная мельница – игрушка- рассматриваем, дуем

Сейчас, зерна отправляют на специальные мукомольные заводы (Презентация: слайд 12) 

Перемалываем зерно с помощью кофемолки.

Далее мука отправляется на хлебозаводы или в магазины. Сегодня, мы принесли муку Она может быть разная пшеничная (сделанная из зерен пшеницы) или ржаная (сделанная из зерен ржи).

Давайте ее потрогаем и скажем: Мука, какая? Пакет пшеничной и ржаной муки (белая, рассыпчатая, серая)

Задание «Найди и раскрась» Учащимся раздаются листы с заданием и карандаши. Учащиеся выполняют задание.

  1. Хлебозавод.

А что же происходит на хлебозаводах? Там, из муки делают тесто и выпекают хлеб и другие хлебобулочные изделия. (Презентация: слайд 13)

 Теневое лото. А у меня для вас задание: Теневое лото на тему «хлебобулочные изделия» на каждого ученика.

  1. Магазин.

Все эти хлебобулочные изделия затем отвозят в продуктовые магазины, где мы можем их купить.

Закрепление изученного материала.

Последовательные картинки. Один ученик идет к доске и проговаривает этапы производства хлеба по картинкам. Остальные ученики работают за партами «Приклей картинки по порядку»

Хлеб во времена блокады Ленинграда.

Ребята, вот мы с вами и узнали, какой долгий путь проходит хлеб прежде, чем попасть к нам на стол. Любой продукт питания, а в особенности хлеб, очень ценны, потому что достаются большим трудом.  Такой продукт, как хлеб – стал особенно ценным для нашего города в период Великой Отечественной войны. В период блокады Ленинграда, очень много людей погибли от голода.  Можно сказать, единственной надеждой на спасение был паёк – кусочек хлеба в 125 грам.  Блокадный хлеб - это знак памяти и символ жизни, его наличие означало надежду на выживание для ленинградцев. Сейчас январь, а значит впереди особые дни для нашего города, а именно День прорыва блокады Ленинграда (18 января) и День полного освобождения Ленинграда от блокады ( 27 января). (Презентация: слайд 14)

Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на заре —
сто двадцать пять блокадных грамм
с огнем и кровью пополам.
О. Ф. Берггольц.

Учитель предлагает посмотреть, как выглядит количество хлеба в 125 грамм, используя кухонные весы. Учащиеся кладут на весы кусочки хлеба взвешивая его.

Итоги урока.

Завершить наш урок мы хотим очень важными правилами бережного отношения к хлебу, как продукту труда людей и символу жизни для нашего города. (Презентация: слайд 15) Учащимся раздаются полоски бумаги с текстом. Ученики по очереди зачитывают правила.

В тарелке на шпажках кусочки хлеба, булки и других изделий из муки: педагог предлагает детям попробовать.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа по теме «Польза бытовых электроприборов и правила пользования ими» для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью девятого года обучения.

Конспект  классного часа предназначен для детей с умеренной умственной отсталостью. Материал содержит конспект....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» для обучающихся 5-х классов с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Рабочая программа   для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на   основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отста...

Технологическая карта урока адаптивной физической культуры для обучающихся 5 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

В ходе введения ФГОС каждый учитель сталкивается с важностью и необходимостью достижения обучающимися  планируемых образовательных результатов, сформулированных не в виде перечня знаний, ум...

Конспект урока по предмету "Окружающий социальный мир" по теме "Электроприборы", 5 класс.

Конспект урокка по предмету Окуржающий социальный мир по теме: Электроприборы. 5 года обучения...

Особенности обучения в классе с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Глубокое психологическое понимание  особенностей обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, позволит педагогу  уверенно  строить  взаимодействие  с данной катег...