Рабочая программа по логопедии. 5 класс КРО.
рабочая программа по теме

Родина Лариса Станиславовна

Программа предназначена для обучающихся 5 классов КРО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5_klass_dizorfografiya_.docx34.54 КБ

Предварительный просмотр:

Категория детей:  обучающиеся 5 класса КРО.

Срок обучения:  60 часов в учебном году.

Форма обучения: групповые и индивидуальные занятия. Продолжительность групповых занятий 40 минут, которые  проводятся 3 раза в неделю. Индивидуальные занятия проводятся по необходимости  в зависимости от структуры речевого дефекта от 1 до 3 раз в неделю, продолжительность индивидуальных занятий составляет 20 минут.

Пояснительная записка

        Дизорфография — специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи. Дети с дизорфографией принадлежат к той категории учащихся, которые особенно нуждаются в логопедической помощи. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть данное нарушение и в определенной мере предотвратить обусловленные ими отрицательные последствия.

Данная программа составлена с учетом степени проявления речевой патологии и основывается на следующих теоретических положениях:

- комплексное взаимодействие анализаторов (И.П. Павлов);

- компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, П.К.Анохин, В.В. Лебединский);

- поэтапное формирование умственных операций (А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин).

Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.

Цель программы: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся среднего школьного возраста.

Задачи программы:

  • Развитие фонематического анализа и синтеза;
  • Развитие  языкового  анализа и  синтеза  на уровне  слога,  слова,
    предложения и текста;
  • Формирование и развитие грамматически правильной речи;
  • Формирование и развитие выразительной, связной речи;
  • Обогащение словарного запаса;
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем;
  • Развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;
  • Развитие анализаторов, участвующих в акте письма:  слухового,
    зрительного, кинестетического.
  • Развитие     познавательных     процессов:     слухового     внимания,
    зрительного   внимания,   слуховой   памяти,   зрительной   памяти,
    логического мышления.

Календарно-тематический план для обучающихся 5 класса КРО.

Настоящий календарно-тематический план разработан для обучающихся 5 класса, имеющих нарушения устной и письменной речи, обусловленной НВОНР. План  разработан в соответствии с Государственной Программой по русскому языку для начальных классов общеобразовательной школы, структурой речевого дефекта и отражает современные подходы к коррекции нарушений письменной речи.

    Учебно-методическое обеспечение:

  1. Данилов И.В. «Система упражнений». – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
  4. Ишимова О.А., Бондарчук О. А. Логопедическая работа в школе. – М.: Просвещение, 2012.
  5. Козырева Л.М. «Развитие речи и внимания», «Развитие речи и памяти». Академия развития, 2007.
  6. Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.
  7. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. – М,: Парадигма, 2011.
  8. Ушакова О.Д. 95 упражнений на все правила русского языка. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013.-64 с.
  9. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: Когито – Центр, 1996 – 47 с.
  10. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. – М.: АРКТИ, 2007.
  11. Эдигей В. «Новое чтение». Учебный центр ПЕРСПЕКТИВА.

Содержание

Коррекционная работа по дизорфографии условно делится на несколько этапов:

Диагностический этап. Обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.

Подготовительный этап. Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со звуками.

Коррекционный этап (состоит из 3 этапов):

I Этап. Коррекционная работа на фонетическом уровне.

Тема занятия

Количество часов

1

Речь. Предложение. Слово. Звуки речи.

2

2

Работа над звуко - слоговым  составом слова

27

                                                                                           29 часов

Основные задачи I этапа:

  1. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова:
  2. Коррекция дефектов звукопроизношения;
  3. Развитие познавательной активности учащихся.

II этап. Коррекционная работа на лексико – грамматическом уровне.

Тема занятия

Количество часов

1

Состав слова

23

Основные задачи II этапа:

  1. Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
  2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи обучающихся за счет усвоения связи слов в предложении (согласование; предложное и беспредложное управление) и овладения моделями предложений различных синтаксических конструкций.

III этап. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

Тема занятия

Количество часов

1

Связь слов в предложении

4

2

Устная связная речь

4

8 часов

Основные задачи III этапа:

  1. Развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;

2. Установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

Оценочный этап. На последнем этапе оценивается эффективность коррекционной работы; проводится повторная проверка навыков

письма, анализируются различные виды письменных работ детей.

Тематическое планирование, 5 класс

Номер

п/п

Тема

Кол-во

часов

Диагностический этап

6

Коррекционный этап

1

Звуки речи и буквы. Органы речи. Образование звуков речи.

1

2

Слоговой анализ и синтез слов. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.

1

3

Анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов.

1

4

Гласные и согласные звуки и буквы. Алфавит.

1

5

Слоговой анализ и синтез слов. Ударение. Безударные гласные.

1

6

Предложение. Слово.

1

7

Антонимы. Синонимы. Омонимы.

1

8

Однозначные и многозначные слова.

1

9

Звуки согласные твердые и мягкие (1 способ смягчения: гласные 2 ряда).

1

10

Дифференциация гласных [а-я].

1

11

Дифференциация гласных [о-ё].

1

12

Дифференциация гласных [у-ю].

1

13

Дифференциация гласных [ё-ю].

1

14

Дифференциация гласных [ы-и].

1

15

Звуки согласные твердые и мягкие (2 способ смягчения: буква ь).

1

16

Буква Ъ

1

17

Звуки согласные твердые и мягкие (2 способ смягчения: буква ь).

1

18

Дифференциация звуков [в-ф], [в'-ф'].

1

19

Дифференциация звуков [п-б], [п'-б'].

1

20

Дифференциация звуков [д-т], [д'-т'].

1

21

Дифференциация звуков [с-з], [с''].

1

22

Дифференциация звуков [к-г], [к''].

1

23

Дифференциация звуков [ш-ж].

1

24

Дифференциация звуков [с-ш].

1

25

Дифференциация звуков [з-ж].

1

26

Дифференциация звуков [с-ц].

1

27

Дифференциация звуков [ч-т'].

1

28

Дифференциация звуков [ч-щ].

1

29

Дифференциация звуков [ч-ц].

1

30

Предлоги.

3

31

Морфемный анализ и синтез слов. Окончание и основа.

1

32

Морфемный анализ и синтез слов. Корень слова.

Однокоренные слова.

3

33

Морфемный анализ и синтез слов. Сложные слова.

1

34

Морфемный анализ и синтез слов. Суффикс.

1

35

Морфемный анализ и синтез слов. Приставка.

1

36

Дифференциация предлогов и приставок.

1

37

Звонкие и глухие согласные (парные) в корне слова.

1

38

Двойные согласные. Непроизносимые согласные.

1

39

Имя существительное. Морфологические признаки.

2

40

Имя прилагательное. Морфологические признаки.

2

41

Глагол. Морфологические признаки.

2

42

Словосочетание и предложение.

1

43

Словосочетание. Согласование в числе.

1

44

Словосочетание. Согласование в роде.

1

45

Падежное управление.

3

46

Связь слов в предложении (словосочетании)

1

47

Работа над текстом. План к каждой части рассказа.

1

48

Работа над текстом. Рассказ по серии картинок.

1

50

Работа над текстом. Выборочный пересказ.

1

51

Работа над текстом. Краткий пересказ.

1

Оценочный этап

2

        

Список литературы

  1. Аманатова М.М., Андреева Н.Г., Тосуниди О.М. Справочник школьного логопеда. –Ростов н/Д: Феникс, 2010.
  2. Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Просвещение,1989.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.
  4. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
  6. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., 1991.
  7. Козырева Л.М. «Развитие речи и внимания», «Развитие речи и памяти». Академия развития, 2007.
  8. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2003.
  9. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968.
  10. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Союз, 2001.
  11. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М.: Просвещение, 1983.
  12. Мазанова Е.В.Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.
  13. Милостивенко Л.Т. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. –СПб., 1995.
  14. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.,1994.
  15. Правдина О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, 1969.
  16. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.
  17. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. – М,: Парадигма, 2011.
  18. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1995.
  19. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 2000.
  20. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. – М.: АРКТИ, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя – логопеда по коррекции нарушений письменной речи у школьников 2 – 4 классов

  Данная программа рассчитана на два года обучения. Система коррекционного обучения разделена на три этапа: фонетический, лексический и синтаксический. В начале обучения проводятся д...

Рабочая программа по логопедии. 3-4 классы КРО.

Программа предназначена для обучающихся 3-4 классов КРО....

Рабочие программы по логопедии для работы с обучающимися начальных классов 2014 – 2015 учебный год

Предлагаю две программы для занятий с детьми начальных классов: Рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи III - IV  уровня обучающихся 1 класса. Рабочая программа по коррекции недор...

Рабочие программы по логопедии для 1, 2 классов ФГОС

Программы разработаны с учетом рекомендаций ФГОС ОВЗ, с изменением количества часов на класс, внесения изменений в тематику занятий...

Рабочая программа по логопедии 1 класс

Рабочая программа для обучающихся 1 класса, имеющих ФФНР....

Рабочая программа по логопедии 2 класс

Рабочая программа для обучающихся 2 класса, имеющих нарушения письменной речи....

Рабочая программа по логопедии для 3 класса школы VIII вида

Рабочая программа по логопедии для обучающихся в3а классе разработана на основе базовой образовательной программы 1 - 4 классов (Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII ви...