Рабочая программа по логопедии 1 класс
рабочая программа по теме

Родина Лариса Станиславовна

Рабочая программа для обучающихся 1 класса, имеющих ФФНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1 класс (ФФНР)30.09 КБ

Предварительный просмотр:

Категория детей:  обучающиеся 1 класса.

Срок обучения:  62 часа в учебном году.

Форма обучения: групповые и индивидуальные занятия. Продолжительность групповых занятий 40 минут, которые  проводятся 2 раза в неделю. Индивидуальные занятия проводятся по необходимости  в зависимости от структуры речевого дефекта от 1 до 3 раз в неделю, продолжительность индивидуальных занятий составляет 20 минут.

Пояснительная записка

Дети данной категории, имеющие фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельности. Эта категория обучающихся входит в группу риска и составляет значительный процент неуспевающих по русскому языку.

Данная программа составлена с учетом степени проявления речевой патологии и основывается на следующих теоретических положениях:

  • комплексное взаимодействие анализаторов (И.П. Павлов);
  • компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, П.К.Анохин, В.В. Лебединский);
  • поэтапное формирование умственных операций (А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин).

Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.

Цель программы: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся 1 класса.

Задачи программы:         

  • Развитие фонематического анализа и синтеза;
  • Развитие  языкового  анализа и  синтеза  на уровне  слога,  слова,
    предложения и текста;
  • Формирование и развитие грамматически правильной речи;
  • Формирование и развитие выразительной, связной речи;
  • Обогащение словарного запаса;
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем;
  • Развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;
  • Развитие анализаторов, участвующих в акте письма:  слухового,
    зрительного, кинестетического.
  • Развитие     познавательных     процессов:     слухового     внимания,
    зрительного   внимания,   слуховой   памяти,   зрительной   памяти,
    логического мышления.

        

Календарно-тематический план для обучающихся 1 класса.

Настоящий календарно-тематический план разработан для обучающихся 1 класса, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). План  разработан в соответствии с Государственной Программой по русскому языку для начальных классов общеобразовательной школы, структурой речевого дефекта и отражает современные подходы к коррекции нарушений письменной речи.

    Учебно-методическое обеспечение:

  1. Данилов И.В. «Система упражнений». – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Национальный книжный центр, Москва 2015.
  4. Ишимова О.А., Бондарчук О. А. Логопедическая работа в школе. – М.: Просвещение, 2012.
  5. Козырева Л.М. «Развитие речи и внимания», «Развитие речи и памяти». Академия развития, 2007.
  6. Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.
  7. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. – М,: Парадигма, 2011.
  8. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: Когито – Центр, 1996 – 47 с.
  9. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. – М.: АРКТИ, 2007.
  10. Эдигей В. «Новое чтение». Учебный центр ПЕРСПЕКТИВА.

        

Содержание

Коррекционная работа условно делится на несколько этапов:

Диагностический этап. Обследование устной речи обучающихся. Результаты обследования фиксируются в речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.

Подготовительный этап. Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со звуками.

Коррекционный этап. Коррекционная работа параллельно ведется в трех основных направлениях:

I Этап. Коррекционная работа на фонетическом уровне. 

Основные задачи I этапа:

  1. коррекция дефектов произношения;
  2. формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия;
  3. совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
  4. развитие слогоритмической структуры слова.

II этап. Коррекционная работа на лексическом уровне.

Основные задачи II этапа: 

  1. уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов;
  2. дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи;
  3. формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.

III этап. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

Основные задачи III этапа:

  1. уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи, путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций;
  2. развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

Оценочный этап. На последнем этапе оценивается эффективность коррекционной работы, проводится проверка навыков письма.

Тематическое планирование, 1 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

Диагностический этап

4

Подготовительный этап

4

Коррекционный этап

62

Слова, обозначающие предмет.

1

Слова, обозначающие действие предмета.

1

Слово и предложение. Анализ предложения. Составление предложений по графическим схемам: предмет-действие.

1

Составление предложений по графическим схемам: действие - предмет.

1

Слова, обозначающие признак предмета.

1

Составление предложений по графическим схемам: признак – предмет - действие.

1

Составление предложений по графическим схемам: действие - признак – предмет.

1

Синквейн.

1

Антонимы.

1

Синонимы.

1

Омонимы.

1

Звуки речи и буквы.

1

Звуковой (фонематический) анализ слов. Гласные звуки.

1

Звуковой (фонематический) анализ слов. Согласные звуки.

1

Звукобуквенный состав слова. Гласные и согласные буквы. Слог. Ударение.

1

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Гласные буквы 1 ряда: а, о, у, ы, э.

Звук и буква Аа.

1

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез.

Звук и буква Оо.

1

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез.

Звук и буква Уу.

1

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез.

Звук и буква ы.

1

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез.

Звук и буква Ээ.

1

Звуки согласные твердые - мягкие (1 способ смягчения: гласные 2 ряда).

1

Буква Яя.

1

Дифференциация букв А-Я.

Написание гласных ЧА-ЩА.

1

Буква Ёё.

1

Дифференциация букв О-Ё.

1

Буква Юю.

1

Дифференциация букв У-Ю.

Написание гласных ЧУ-ЩУ.

1

Буква Ы.

1

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез.

Звук и буква Ии.

1

Дифференциация букв Ы-И.

Написание гласных ЖИ-ШИ.

1

Буква Ее.

1

Дифференциация букв Э-Е.

1

Звуки согласные твердые – мягкие (2 способ смягчения: буква ь). Буква ь (функция разделения).

1

Звуки согласные звонкие - глухие (парные).

Дифференциация звуков Д-Т, Д’-Т’.

2

Дифференциация звуков З-С, З’-С’.

2

Дифференциация звуков Б-П, Б’-П’.

2

Дифференциация звуков Г-К, Г’-К’

2

Дифференциация звуков Ж-Ш.

2

Дифференциация звуков В-Ф, В’-Ф’.

2

Звуки согласные (непарные).

Дифференциация звуков С-Ш.

1

Дифференциация звуков З-Ж.

1

Дифференциация звуков Р-Л, Р’-Л’.

1

Дифференциация звуков С-Ц.

1

Дифференциация звуков Ч-Т’.

1

Дифференциация звуков Ч-Щ.

1

Дифференциация звуков Ч-Ц.

1

Оценочный этап

2

        Учитель-логопед Родина Л.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя – логопеда по коррекции нарушений письменной речи у школьников 2 – 4 классов

  Данная программа рассчитана на два года обучения. Система коррекционного обучения разделена на три этапа: фонетический, лексический и синтаксический. В начале обучения проводятся д...

Рабочая программа по логопедии. 3-4 классы КРО.

Программа предназначена для обучающихся 3-4 классов КРО....

Рабочая программа по логопедии. 5 класс КРО.

Программа предназначена для обучающихся 5 классов КРО....

Рабочие программы по логопедии для работы с обучающимися начальных классов 2014 – 2015 учебный год

Предлагаю две программы для занятий с детьми начальных классов: Рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи III - IV  уровня обучающихся 1 класса. Рабочая программа по коррекции недор...

Рабочие программы по логопедии для 1, 2 классов ФГОС

Программы разработаны с учетом рекомендаций ФГОС ОВЗ, с изменением количества часов на класс, внесения изменений в тематику занятий...

Рабочая программа по логопедии 2 класс

Рабочая программа для обучающихся 2 класса, имеющих нарушения письменной речи....

Рабочая программа по логопедии для 3 класса школы VIII вида

Рабочая программа по логопедии для обучающихся в3а классе разработана на основе базовой образовательной программы 1 - 4 классов (Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII ви...