Рабочие программы по логопедии для работы с обучающимися начальных классов 2014 – 2015 учебный год
рабочая программа на тему

Антонышева Александра Лукинична

Предлагаю две программы для занятий с детьми начальных классов: Рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи III - IV  уровня обучающихся 1 класса. Рабочая программа по коррекции недоразвития речи системного характера при ЗПР обучающихся 3 СКК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochie_programmy.doc224.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочие программы по логопедии

для работы с обучающимися начальных классов

2014 – 2015  учебный год

Рабочая программа

по коррекции общего  недоразвития речи  III – IV уровня

 обучающихся 1 б класса.                                                    

                                                                                                 

Пояснительная записка.

        Рабочая программа составлена на основе  примерной программы по коррекции общего недоразвития   речи   младших   школьников,  рекомендованной   МО   логопедов

г. Рыбинска.        

На изучение материала отводится 2 часа в неделю. Период обучения длится 30 учебных недель - 60 часов.

В программу внесены следующие изменения:

  1. В тематическое планирование занятий включен материал по постановке, автоматизации и дифференциации звуков из «Рабочей программы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 класса общеобразовательной школы». - Рыбинск, 2007
  2. В планируемые результаты усвоения коррекционной программы внесены метапредметные универсальные учебные действия, формирование которых предусмотрено в 1 классе, и  которые ученик осваивает на разных уровнях  в зависимости от возможностей самого ребёнка.

Обоснование внесенных изменений.

  1. Обучающимся 1 класса с ОНР III – IV уровня требуется коррекция звукопроизношения, так как у них нарушено произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков.
  2. Согласно требованию ФГОС НОО (2011г.)

Нормативно-правовое обеспечение:

Работа логопедического пункта организуется на основании:

  • Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 25 декабря 2008 г.)
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
  • Приказа Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 6 октября 2009 г. № 373
  • Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»
  • Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»
  • Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
  • Постановления Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.)
  • Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
  • Должностной инструкции учителя - логопеда средней общеобразовательной

 школы № 21.

Дети с общим недоразвитием речи III и IV уровня  (или нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВ ОНР)) 

Под указанным видом недоразвития понимается недостаточное по тем или иным причинам развитие лексики, грамматического строя и фонетико-фонематической стороны речи.

        Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. Вне такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе общения, но и оказываются в числе стойко неуспевающих.

           Характеристика группы.

  1. Нарушение фонетико-фонематического компонента речевой системы.
  1. Дефектное произношение  звуков, распространяющееся на несколько групп оппозиционных звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно автоматизировано.
  2. Недостаточная сформированность фонематических процессов. Вследствие этого у детей наблюдается:
  • недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
  • недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
  • трудности овладения письмом и чтением.
  1. Нарушение лексико-грамматического компонента речевой системы.
  1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству).
  2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций. Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
  • недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
  • трудности овладения учебными понятиями, терминами;
  • трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
  • недостаточное развитие связной речи.
  1. Психологические особенности.
  1. Неустойчивое внимание.
  2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
  3. Недостаточное развитие способности к переключению.
  4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
  5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
  6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
  7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Следствие:

  • недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
  • трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

Цель: Оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, испытывающим трудности в общении и обучении.

Задачи:

  • Своевременное выявление детей с речевым недоразвитием.
  • Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения и степенью его выраженности.
  • Профилактика нарушений формирования процессов чтения и письма у детей с речевыми нарушениями.
  • Отслеживание динамики формирования  навыков устной и письменной речи;
  • Формирование, развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению,  учебных умений и навыков.

Поурочное планирование

 логопедических занятий с группой обучающихся 1 б класса

с общим недоразвитием речи   III - VI уровня

 Группа № 2

№п/п

пройд.

буквы

Тема занятия

Количество часов

сентябрь

1-15

Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Состояние звукопроизношения.

1

Углубленное логопедическое обследование

1

2

Слова, обозначающие предметы. Лексическое значение слов. Слова, обозначающие неживые предметы: фрукты, овощи, одежда, обувь, посуда, мебель, инструменты, школьные принадлежности, транспорт.

Артикуляция гласных: а о у ы и

Постановка свистящих и сонорных звуков С, Л

1

3

Слова, обозначающие живые предметы: домашние и дикие животные, птицы, насекомые, профессии.

Артикуляция гласных: а о у ы и

Постановка свистящих и сонорных звуков.

1

4

Дифференциация слов, обозначающих живые и неживые предметы.

Закрепление звуков Л,С в позиции прямого слога

1

5

Слова, обозначающие действия предметов. Постановка вопроса к словам-действиям.

Закрепление звуков Л, С в позиции обратного слога, в словах со стечением согласных.

2

6

Дифференциация слов-предметов и действий. Подбор слов-предметов и слов-действий.

Автоматизация звуков Л, С.    Звуки СЬ, ЛЬ.

1

7

Слова, обозначающие признаки. Изменение слов-признаков по родам в соответствии с вопросами. Согласование в роде. Подбор слов-признаков, обозначающих  цвет, величину, материал, вкус.

Дифференциация С - СЬ, Л- -ЛЬ.   Постановка звука З.

2

8

Дифференциация слов-предметов, действий и признаков. Подбор слов в соответствии с вопросами КТО? ЧТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? КАКОЙ? Различение их.

Закрепление звука З в позиции прямого и обратного слога.

1

9

Предложение. Дифференциация понятий «предложение - слово».

 Постановка и закрепление произношения звука ЗЬ.

1

10

Предложение. Главные члены предложения. Выделение главных членов из предложения с прямым дополнением.

Дифференциация З - ЗЬ.      

1

11

Предложение. Предложение с косвенным дополнением. Практическое усвоение предложных конструкций.

Дифференциация  С - З.       Постановка  звука Ц.

1

12

Звуки речи. Способы их образования. Звуки и буквы. Закрепление произношения звука Ц в позиции обратного слога.

1

13

Звукобуквенный анализ и синтез. Звук и буква А. Выделение из ряда гласных, слогов, слов. Запись рядов гласных и слогов.  

Закрепление звука Ц в позиции прямого слога и в словах со стечением согласных.

2

14

Звукобуквенный анализ и синтез. Звук и буква О.

Выделение из ряда гласных, слогов, слов. Запись рядов гласных, слогов и слов.

 Дифференциация С - Ц.

2

15

Дифференциация  гласных  А – О по артикуляции, звучанию и написанию. Выделение и различение гласных из ряда гласных, слогов, слов, предложений. Автоматизация свистящих звуков.

2

16

Звукобуквенный анализ и синтез. Звук и буква У.

Выделение из ряда гласных, слогов, слов. Запись гласных, слогов и слов.

 Постановка шипящих. Звук Ш.

1

17

Дифференциация гласных  О – У по артикуляции, звучанию и написанию. Выделение и различение гласных из ряда гласных, слогов, слов, предложений.

Закрепление звука Ш в позиции прямого слога.

2

18

Звукобуквенный анализ и синтез. Звук и буква Ы.

Выделение из ряда гласных, слогов, слов. Запись гласных, слогов и слов.

 Закрепление звука Ш в позиции обратного слога.

1

19

Звукобуквенный анализ и синтез. Звук и буква И. Выделение из ряда гласных, слогов, слов. Запись гласных, слогов и слов. Обозначение мягкости согласных гласной И.

Звук Ш в словах со стечением согласных.

Постановка звука Ж и закрепление его в позиции прямого слога.

1

20

Дифференциация гласных  И – Ы по артикуляции, звучанию и написанию. Выделение и различение гласных из ряда гласных, слогов, слов, предложений.

Закрепление звука Ж в позиции обратного слога и в словах со стечением согласных.

2

21

Дифференциация гласных  И – У. по артикуляции, звучанию и написанию. Выделение и различение гласных из ряда гласных, слогов, слов, предложений.

Дифференциация Ш -Ж.

2

22

Сравнительный анализ односложных и двусложных слов. Слоговой анализ односложных и двусложных слов с опорой на гласные.

 Дифференциация С - Ш.

2

23

Слоговой анализ и синтез. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласной. Определение порядка слов в слове. Составление слов из слогов.

Дифференциация З - Ж.         Постановка Щ.

2

24

Парные звонкие и глухие согласные. Звуки П., ПЬ и буква П. Выделение из слогов, слов. Запись слогов, слов, предложений.

Закрепление звука Щ в позиции прямого и обратного слога.

2

25

Парные звонкие и глухие согласные. Звуки Б, БЬ и буква Б. Выделение из слогов, слов. Запись слогов, слов, предложений.

Дифференциация Щ - СЬ.

2

26

Дифференциация согласных  П–Б по артикуляции, звучанию и написанию. Различение в слогах, словах и предложениях. Дифференциация в четкой позиции.

Постановка звука Ч, закрепление в позиции обратного слога.

2

27

Звонкие и глухие согласные. Звуки Т, ТЬ и буква Т. Выделение из слогов, слов. Запись слогов, слов, предложений.

Закрепление звука Ч в позиции прямого слога и словах со стечением согласных.

2

28

Звонкие и глухие согласные. Звуки Д, ДЬ и буква Д. Выделение из слогов, слов. Запись слогов, слов, предложений.

Дифференциация Ч - СЬ.

2

29

Дифференциация согласных Т-Д по артикуляции, звучанию и написанию. Различение в слогах, словах и предложениях. Дифференциация в четкой позиции.

Дифференциация Ч - Щ.

2

30

Звонкие и глухие согласные. Звуки С, СЬ и буква С. Выделение из слогов, слов. Запись слогов, слов, предложений.

 Автоматизация шипящих.

1

31

Звонкие и глухие согласные. Звуки З, ЗЬ и буква З. Выделение из слогов, слов. Запись слогов, слов, предложений.

 Дифференциация Ч - Щ - Ц.

1

32

Дифференциация согласных С-З по артикуляции, звучанию и написанию. Различение в слогах, словах и предложениях. Дифференциация в четкой позиции.

Постановка звука Р.

1

33

Звонкие и глухие согласные. Звуки К, КЬ и буква К. Выделение из слогов, слов. Запись слогов, слов, предложений.

 Закрепление звука Р в позиции обратного слога.

1

34

Звонкие и глухие согласные. Звуки Г, ГЬ и буква Г. Выделение из слогов, слов. Запись слогов, слов, предложений.

Закрепление звука Р в позиции прямого слога.

1

35

Дифференциация согласных К-Г по артикуляции, звучанию и написанию. Различение в слогах, словах и предложениях. Дифференциация в четкой позиции.

Р в словах со стечением согласных.

2

36

Звонкие и глухие согласные. Звук Ш и буква Ш. Выделение из слогов, слов. Запись слогов, слов, предложений.

 Постановка звука РЬ.

1

37

Звонкие и глухие согласные. Звук Ж и буква Ж. Выделение из слогов, слов. Запись слогов, слов, предложений.

Дифференциация Р - РЬ.

1

38

Дифференциация согласных Ш-Ж по артикуляции, звучанию и написанию. Различение в слогах, словах и предложениях. Дифференциация в четкой позиции.

Дифференциация Р - Л.

1

39

Парные звонкие и глухие согласные в конце слова. Оглушение звонких согласных в конце слова. Проверка парных согласных в конце слова.

 Автоматизация поставленных звуков.

3

40

Проведение итоговых проверочных работ. Количественный и качественный анализ ошибок.

Оценка результативности коррекционной работы. Подведение итогов работы за год.

3

                                                                                                                 Всего: 60часов

Планируемые результаты освоения обучающимися коррекционной программы в 1 классе.

Ученик научится:

  • Соотносить звуки с буквами, которые их обозначают; использовать в активной речи термины звук, буква;
  • Правильно произносить все пройденные звуки, дифференцировать их.
  • Последовательно выделять звуки из слов, написание которых не расходится с произношением;
  • Различать гласные и согласные звуки, твердые, мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, правильно называть их, использовать в активной речи термины гласный звук, согласный звук, твердый согласный, мягкий согласный, глухой согласный, звонкий согласный;
  • Различать все пары звонких и глухих согласных, правильно обозначать их на письме в четкой позиции.
  • Правильно писать строчные и заглавные буквы и их соединения; различать сходные по начертанию буквы (о-а, и-у, л-м, и-ш, г-п, Е-З)
  • Выделять предложение (заглавной буквой и точкой); использовать термин предложение; вычленять слова из предложений, состоящих из двух-пяти слов; использовать термин слово;
  • Списывать с печатного и рукописного текста слова и предложения;
  • Писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением и предложение, состоящее из таких слов;
  • Читать сознательно, правильно, плавно небольшие тексты;
  • Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
  • Различать слова-предметы, слова-признаки и слова-действия; ставить вопросы что? кто? какой? какая? какое? что делает? Дифференцировать их.

Ученик получит возможность формировать метапредметные универсальные учебные действия: 

Регулятивные УУД

  • Принимать и сохранять учебную задачу.
  • Определять цель выполнения заданий на уроке.
  • Планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
  •  Переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.
  • Овладевать способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей.

Познавательные УУД

  • Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в тетради и словаре.
  • Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
  • Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
  • Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему, устанавливать последовательность основных событий в тексте.
  • Использовать знаково-символические действия.
  • Формулировать проблемы с помощью учителя.
  • Включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

Коммуникативные УУД

  • Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, уметь слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою
  • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Уметь договариваться.
  • Слушать и понимать речь других.
  • Обсуждать в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила
  • Уметь задавать учебные вопросы.
  • Иметь первоначальные навыки работы в группе:

(распределить роли, распределить обязанности, уметь выполнить           работу; осуществлять контроль)

  • Понимать смысл простого текста; знать и применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре)

Рабочая программа

по коррекции  недоразвития речи

 системного характера обучающихся  3 в СКК                        

                                                                                           

Пояснительная записка.

        Рабочая программа составлена на основе примерной программы по коррекции общего недоразвития   речи   младших   школьников,  рекомендованной   МО   логопедов

г. Рыбинска.        

        На изучение материала отводится 3 часа в неделю. Период обучения длится 32 учебных недели - 95 часов.

В программу внесены следующие изменения:

  • В планируемые результаты усвоения коррекционной программы внесены метапредметные  универсальные учебные действия, формирование которых предусмотрено в 3 классе, и которые ученик осваивает на разных уровнях  в зависимости от возможностей самого ребёнка.

Обоснование внесенных изменений.

  • Согласно требованию ФГОС НОО (2011г.)

Нормативно-правовое обеспечение:

Работа логопедического пункта организуется на основании:

  • Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 25 декабря 2008 г.)
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
  • Приказа Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 6 октября 2009 г. № 373
  • Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»
  • Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»
  • Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
  • Постановления Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.)
  • Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
  • Должностной инструкции учителя - логопеда средней общеобразовательной

 школы № 21.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющими недоразвитие речи системного характера, обусловленного ЗПР.

       При ЗПР имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным интеллектом. Характерным признаком клинической картины нарушений у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей, с особенностями протекания речевой деятельности в целом. У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения устной и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи.                             

 Характеристика группы.

Нарушение фонетико-фонематического развития речи.

  1. Дефектное произношение  звуков, распространяющееся на несколько групп оппозиционных звуков.
  2. Несформированность фонематических процессов. Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
  • несформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
  • несформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
  • трудности овладения навыками письма и чтения.

Нарушение лексико-грамматического развития речи.

  1. Лексический запас резко ограничен, в пределах обихода, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому признаку).
  2. Несформированность грамматического строя речи. Неточное использование предложно-падежных конструкций, присутствие множественных аграмматизмов.

      Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

  • непонимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
  • трудности овладения учебными понятиями, терминами;
  • невозможность формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
  • недоразвитие связной речи.
  1. Психологические особенности.

Неустойчивое внимание.

Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

Недоразвитие способности к переключению.

Несформированность словесно-логического мышления.

Неспособность к запоминанию преимущественно словесного материала.

Несформированность произвольности в общении и деятельности.

Следствие:

  • несформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
  • трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

        Нарушения речи у детей с ЗПР вызывают серьёзные трудности в организации собственного речевого поведения и отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми. Следствием этих трудностей является снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации, незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.

Цель: Оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, испытывающим трудности в общении и обучении.

Задачи:

  • Своевременное выявление детей с речевым недоразвитием.
  • Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения и степенью его выраженности.
  • Профилактика нарушений формирования процессов чтения и письма у детей с речевыми нарушениями.
  • Коррекция устной и письменной речи.
  • Отслеживание динамики формирования  навыков устной и письменной речи;
  • Формирование, развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению,  учебных умений и навыков.

Поурочное планирование

 логопедических занятий с группой обучающихся 3в СКК с нарушением письма, обусловленным  недоразвитием речи системного характера.

Группа № 5

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

1

Углубленное логопедическое обследование

1

2

 Повторение.

9

2.1

Слоговой анализ и синтез. Деление слов на слоги. Определение порядка слогов в слове. Составление слов из слогов. Слогообразующая роль гласной.  Перенос слов.

3

2.2

Слогоритмическая структура слова. Слогоритмическая структура двусложных слов. Трехсложных слов.

3

2.3

Нахождение безударной гласной в слове. Нахождение проверочных слов из ряда родственных. Подбор проверочных слов. Правописание безударной гласной в корне  слова.

3

4

Антонимы. Использование их в речи.

2

5

Синонимы. Использование их в речи. Подбор синонимов различных частей речи.

2

6

Многозначные слова. Использование их в речи.

2

7

Состав слова. Корень слова. Родственные слова. Подбор родственных слов различных частей речи.

2

8

Сложные слова.

2

9

Суффиксальное образование  существительных. Уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами –К, -ОК, -ИК. С чередованием парных глухих и звонких согласных в корне. С суффиксами УШК,-ЫШК, -Ц, -ОНЬК,-ЕНЬК с чередованием согласных в корне.

3

10

Суффиксальное образование существительных. Название детенышей животных и птиц в единственном и множественном числе с чередованием звуков в корне. С заменой производного слова.

2

11

Суффиксальное образование существительных. Существительные, обозначающие названия профессий.

2

12

Суффиксальное образование имен прилагательных. Образование качественных прилагательных от глаголов. От прилагательных.

3

13

Притяжательные прилагательные. Относительные прилагательные.

2

14

Суффиксальное образование глаголов. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Возвратные и невозвратные глаголы.

2

15

Префиксальное образование слов. Приставка, ее роль в изменении значения слова. Пространственное и временное значение приставок. Приставочный способ образования слов.

2

16

Префиксальное образование глаголов. Глаголы совершенного и несовершенного вида.

1

17

Дифференциация временных глагольных форм. Образование слов с помощью приставок от глагольных основ.

2

18

Правописание приставок. Приставки с гласными А, О. Приставка С-.

2

19

Различение грамматических категорий на основе анализа состава слова. Анализ разбора по составу существительных, прилагательных, глаголов.

1

20

Состав слова. Обобщение.

2

21

Дифференциация предлогов и приставок. Правописание. Составление словосочетаний с использованием предлогов и приставок. Нахождение в тексте слов с предлогами и приставками.  Обобщение.

5

22

Предложение.

1

23

Дифференциация понятий «предложение», «слово».

1

24

Подлежащее и сказуемое главные члены предложения.

Однородные подлежащие. Однородные сказуемые.

2

25

Предложение как речевая единица. Членение текста на предложения. Составление предложений из слов, данных в разбивку.

2

26

Предложение простое распространенное. Словосочетание и предложение.

2

27

Согласование в числе. Изменение существительных по числам.

1

28

Изменение глаголов настоящего времени по числам. Согласование в числе существительных и глаголов настоящего времени.

1

29

Изменение прилагательных по числам. Согласование в числе существительных и прилагательных.

1

30

Род имен существительных. Определение рода. Дифференциация существительных мужского, женского и среднего рода.

2

31

Согласование в роде. Изменение имен прилагательных по родам. Согласование существительных и прилагательных единственного числа в И.п.

2

32

Дифференциация глаголов прошедшего времени мужского, женского и среднего рода. Согласование существительных и глаголов в прошедшем времени.

2

33

Дифференциация частей речи. Различение грамматических категорий по лексико-грамматическим признакам.

1

34

Предлоги. Конкретно-пространственное значение предлогов. Употребление предлогов в глагольных предложно-падежных конструкциях.

1

35

Формирование словоизменения существительных. Управление. Закрепление форм винительного падежа существительных. Беспредложные конструкции с прямым дополнением.

3

36

Формирование словоизменения существительных. Управление. Закрепление форм родительного падежа существительных с ударным окончанием в единственном и множественном числе. С безударным окончанием. Беспредложные и предложные конструкции с косвенным дополнением в Р.п.

3

37

Формирование словоизменения существительных. Управление. Закрепление форм дательного падежа существительных. Беспредложные и предложные конструкции с косвенным дополнением в Д.п.

2

38

Формирование словоизменения существительных. Управление. Закрепление форм творительного падежа существительных.  Значение орудийности. Замена сравнительного оборота существительным в Т.п. Модели беспредложных и предложных конструкций с косвенным дополнением в Т.п.  

3

39

Формирование словоизменения существительных. Управление. Закрепление форм предложного падежа существительных. Модели предложных конструкций с косвенным дополнением в П.п. Модели предложных конструкций с обстоятельством места.

3

40

Закрепление падежных форм существительных. Сопоставление падежных форм. Использование моделей предложно-падежных конструкций. Обобщение.

3

41

Проведение четвертных проверочных работ. Количественный и качественный анализ ошибок.

Оценка результативности коррекционной работы. Подведение итогов работы за год.

4

Всего: 95 часов

Планируемые результаты освоения обучающимися коррекционной программы в 3  классе.

Ученик научится:

  • Писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы;
  • Списывать с печатного текста 5-6 предложений
  • Разбирать по составу слова, ясные по структуре;
  • Различать всеми способами( по вопросу, значению,  составу) и называть части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, личные местоимения;
  • Подбирать однокоренные слова разных частей речи;
  • Определять число и род имен существительных, глаголов прошедшего времени и имен прилагательных. Дифференцировать формы единственного и множественного числа и формы женского, среднего, мужского рода глаголов, существительных и прилагательных по лексико-грамматическим признакам. Согласовывать имена прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; имена существительные и глаголы прошедшего времени в роде и числе;
  • Склонять имена существительные, преобразовывать их в начальную форму;
  • Изменять глаголы по временам;
  • Кратко характеризовать любую из изученных частей речи (используя памятки): начальная форма, род, склонение, число, падеж имен существительных. Начальная форма, род, число имен    прилагательных; начальная форма, время, число (в настоящем и будущем времени), род в прошедшем времени глаголов.
  • Восстанавливать деформированные предложения;
  • Составлять предложения из заданных слов;
  • Различать предложение и слово, виды предложений по интонации;
  • Проводить элементарный синтаксический разбор предложения: выделять грамматическую основу предложения; называть главные и второстепенные члены предложения, употреблять термины  подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения;
  • Устанавливать связь между словами  в словосочетании, распознавать главное и зависимое слово;
  • Находить в простом предложении однородные главные члены;
  • Озаглавливать текст;
  • Восстанавливать деформированный текст;
  • Составлять текст по плану;
  • Записывать текст по плану и опорным словам.

Ученик получит возможность формировать метапредметные универсальные учебные действия: 

Регулятивные УУД

  1. Организовывать свое рабочее место.
  2. Самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных заданий в учебном  процессе и жизненных ситуациях.
  3. Определять цель учебной деятельности с помощью  и самостоятельно.
  4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
  5. Определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе  образцов.
  6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
  7. Оценка своего задания по представленным параметрам.

Познавательные УУД

  1. Прогнозировать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения нового материала;
  2. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)
  3. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
  4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Коммуникативные УУД

  1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
  2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом  учебных и жизненных  ситуаций.
  3. Читать вслух и про себя художественные и научно-популярные тексты, понимать прочитанное.
  4. Выполняя различные роли в группе, уметь договариваться и сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
  6. Критично относиться к своему мнению
  7. Принимать точку зрения другого.