Коррекционно-развивающее занятие «Мир профессий» для детей с нарушением интеллекта 7 класса
план-конспект занятия (7 класс) по теме

Цели: формирование у учащихся ответственного отношения к выбору специальности в ПУ, а затем и профессии.

Задачи:

  1. Актуализировать проблемы успешного выбора профессии;
  2. Формировать у подростков отношения к успеху как результату собственного труда;
  3. Формировать навык групповой работы, культуры спора;
  4. Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, элементы логического мышления;
  5. Стимулировать умственную деятельность; тренировать психические процессы (память, внимание)
  6. Формировать коммуникативные навыки; способствовать улучшению взаимоотношений между детьми; развивать умение согласовывать свои действия.
  7. Корректировать нарушения в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения, драматизация, чтение по ролям и т.д.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionno_razvivayushchee_zanyatie_mir_professiy.doc512 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное коррекционное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная школа-интернат VII – VIII вида»

Управление образования Администрации городского округа Электросталь Московской области

Коррекционно-развивающее занятие

«Мир профессий» для детей с нарушением интеллекта 7 класса

Подготовил воспитатель:

Дмитриев Денис Владимирович

г.о. Электросталь

2012г

Коррекционно-развивающее занятие "Мир профессий"

для детей с нарушением интеллекта 7 класса.

Цели: формирование у учащихся ответственного отношения к выбору специальности в ПУ, а затем и профессии.

Задачи: 

  1. Актуализировать проблемы успешного выбора профессии;
  2. Формировать у подростков отношения к успеху как результату собственного труда;
  3. Формировать навык групповой работы, культуры спора;
  4. Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, элементы логического мышления;
  5. Стимулировать умственную деятельность; тренировать психические процессы (память, внимание)
  6. Формировать коммуникативные навыки; способствовать улучшению взаимоотношений между детьми; развивать умение согласовывать свои действия.
  7. Корректировать нарушения в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения, драматизация, чтение по ролям и т.д.).

На доске: плакат, пословицы и поговорки о труде, профессиях и др.

Оборудование: мультимедиапроектор с экраном; книги, посвященные разным профессиям; ручки; плакаты с мудрыми мыслями о труде и людях труда; буквы алфавита; картинный материал; презентация.

Ход занятия

Учитель: (СЛАЙД 2). Ребята, мы проводим занятие на тему: "Мир профессий". Сегодня в мире существует более 10 тыс. профессий, а включая специальности, специализации, квалификации - свыше 40 тысяч. Действительно, целое море возможностей и вариантов. Трудно ориентироваться в современном мире профессий, но мы всё-таки попробуем.

Посмотрите, каждый из вас занял место вокруг одного из столов. Каждый сидящий за столом, таким образом, становится участником команды. Но, как в любой игре, необходимо как-то назвать свою команду. Поэтому мы проведём игру, которая называется.

ЗАДАНИЕ №1. "УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ"

Каждая команда вытянет одну букву алфавита, придумает на эту букву профессию и покажет её особенности другим группам (пантомимой, жестами, мимикой). Остальные команды должны отгадать название профессии. (Представитель от каждой команды подходит к столу, где разложены все буквы алфавита, вытягивает любую; команда совещается, показывает, остальные группы отгадывают профессию. Если возникают затруднения, можно воспользоваться самодельным альбомом "Азбука профессий").

Учитель: Придуманные вами профессии и составят название команды. Итак, у нас появились следующие команды Например:"Плотники", "Егеря", "Врачи", "Чертёжники", "Ювелиры".

Учитель: (СЛАЙД 3)Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил сквозь плотно стиснутые зубы : "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй добродушно молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий распрямился, отёр с лица капли пота, широко улыбнулся и сказал: "Я строю прекрасный  Шартрский собор".

 Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.

Вопрос командам: Почему? (Отвечают ребята).

Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.

Вопрос: Как вы думаете, почему? (Отвечают ребята).

Учитель: Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.

ЗАДАНИЕ № 2. (Карточка №1) "Закончить предложения". Сейчас каждая команда получит карточку с пятью предложениями, которые необходимо закончить. А потом мы посмотрим, что у вас получилось:

Люди работают ради…

Настоящий труд – это…

При выборе профессии люди часто не учитывают…

В любом профессиональном труде самое важное…

Счастье – это…

Пока дети заканчивают предложения, учитель вывешивает тексты этих предложений на доску с чистым листом для ответов, которые будут записываться за ребятами.

(Записали, зачитали).

Учитель: (СЛАЙД 4)Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков.

1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я".

2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.

3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.

А. Хочу - своё желание.

Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.

В. Надо - потребности рынка труда.

4. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.

5. Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.

Учитель: А сейчас слово предоставляется вам, ребята.

1 –Беляева А. (СЛАЙД 5)

"У меня растут года.

Будет и 17.

Где работать мне тогда?

Чем заниматься?"

Эти стихи Владимира Владимировича Маяковского "Кем быть?" знакомы нам с детства. Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни, сам. Но так было не всегда...

2 – Беляева А.

Летят столетия, как птицы,

Как в книге - мудрые страницы…

А начиналось всё с нуля:

Юной, суровой была Земля.

Человек был жалок и слаб,

Пылинка природы, раб.

Не сбейся с пути, не ищи, не перечь!..

Но мозг работал, возникла речь.

И руки, приказ исполняя теперь,

К вершинам науки открыли дверь.

3 –

Трудились люди, мечтали, терпели,

Изобретали не то, что хотели.

Было порою и трудно, и сложно,

Но, как оказалось, всё же возможно.

4 –

Работают руки, а мысли идут.

Какой простор для фантазии тут!

Жизнь заставляет: не бойся, дерзай!

Запоминай, изучай, осязай!

5 –

Могут спросить: "Где же знаний вершины?"

Изобрели механизмы, машины.

Техника - в помощь, с природой - на "ты".

Нет, и не будет вершин для мечты!

Учитель: В современном обществе существует множество видов труда, десятки тысяч! Каждый из них предъявляет свои требования к человеку, и каждый труд может стать профессией. Но профессии разделяются ещё на специальности. Например, профессия - инженер. Специальности - инженер-механик, инженер-программист, инженер-строитель и т.д.

ЗАДАНИЕ №3 (Карточка №2 )«Единое множество».

 Каждая группа получает карточку с названием профессии и с предметами.

Задача ребят – подобрать необходимые предметы для работы в данной профессии (пометив их крестиком на карточке) и сосчитать их количество.

1.     плотник

2.     повар  

Учитель: Человеческая мысль не стоит на месте, люди придумывают новое, появляются, изобретаются новые профессии. Но очень часто получается, что новое - это хорошо забытое старое. На базе старых профессий рождаются другие, которые… А, впрочем, давайте посмотрим и послушаем… (Инсценировка по рассказу Евгения Пермяка "Маляр с золотой медалью")

(СЛАЙД 6)

Автор(Шапош.А.) – Знаете, ребята, а у нас сосед есть: маляр Корней. У него четыре сына: Иван, Степан, Василий и Петя. Пришло время Пете ремесло выбирать. Говорит ему отец:

Отец(Гужев А.) – Будь, Петя, как я, как братья твои, маляром. Хорошее ремесло.

Петя(Мухаммед.А.) – Папа, я же школу закончил с золотой медалью. Как же я могу с таким образованием маляром быть, мазаным ходить?

Отец – А ты поезжай, посмотри, как твои братья работают. Тогда решишь.

Автор – Приехал Петя к старшему брату, Ивану, в Тулу. Брат Дворец культуры кистями расписывает, да так красиво, что зависть берёт.

Петя – Приехал я ко второму брату в Москву. Второй брат, Степан, без кистей потолки и стены красит. В руках у него "пистолет", а из "пистолета" голубым лучом краска бьёт и на стены ровным слоем ложится. Полчаса - час и комната готова.

Петя – И такой почёт Степану ото всех, что зависть берёт.

Автор - Приехал Петя к третьему брату, Василию, на автомобильный завод. Третий брат, как доктор, в белом халате, стоит, на приборы смотрит и проверяет, как автоматическая камера сама по себе легковые автомобили красит.

Автор– Да так хорошо красит, что зависть берёт. Вернулся Петя к отцу и говорит:

Петя– Далеко, отец, твоя специальность шагнула. Буду и я на маляра учиться, чтобы нашу родовую профессию ещё дальше пронести и выше поднять.

Отец– Разве одна наша малярная профессия такова? Все они по-старому называются, да по-новому понимаются. Всякую из них надо дальше нести да выше поднимать. Для этого и учатся 10 лет. Да и этих-то десяти годов другой раз маловато бывает.

(Участники сценки занимают свои места за столами).

Учитель: Ребята, хорошо, если рядом с вами находится человек, который может посоветовать в выборе профессии, помочь освоить. Но вот представьте себе, что вы – современные люди XXI века – попадаете на … необитаемый остров!

ЗАДАНИЕ № 4: "Необитаемый остров" (листочки, ручки)

На этом острове есть все условия для жизни: пресная вода, рыба в реках, птицы и звери в лесах, фруктовые деревья… А у вас, совершенно случайно, оказались семена подсолнечника и гороха, пшеницы и моркови, а также топор, пила, молоток, моток верёвки… Короче, что-то среднее между островом Робинзона Крузо из книги Даниэля Дефо и таинственным островом капитана Немо из книги Жюля Верна…

Ваша задача: Каждая команда составляет список из 10 видов профессиональной деятельности, которые являются самыми необходимыми, на ваш взгляд, для того, чтобы выжить на необитаемом острове. Время!

(На доске на лист бумаги записываем итоговый выбор 10 профессий).

Учитель: Посмотрите, ребята, сколько профессий необходимо освоить, чтобы выжить человеку. А знаете ли вы, сколько должно потрудиться людей, чтобы мы смогли прочитать книгу, включить свет, сесть на стул?.. А сколько людей приняли участие в том, чтобы мы смогли обуться? одеться? Или, если спросить по-другому, "Из чего сделано платье?" На этот вопрос нам ответит поэт Овсей Дриз.

Если шерсти овечьей пастухи настригут,

Если с шерстью овечьей поезда побегут,

Если те, что у ткацкой машины стоят,

Разноцветные ткани наткут для ребят,

Если доменщик сварит хороший металл,

О котором на фабрике мастер мечтал,

Если сделает мастер иглу для портного,

Пару ножниц, утюг электрический, новый, -

Значит, мальчика можно поздравить с обновой! -

Так ответил портной, надевая очки

И иглой пришивая стальные крючки.

Учитель: Посмотрите, оказывается, каждый человек, внося свою посильную лепту в общий труд, в итоге работает не только для других людей, но и на себя тоже. А, может быть, наоборот, работая на себя, в итоге получается, что результат труда - для всех людей.

ЗАДАНИЕ № 5: (Карточка №3)Сейчас все команды получат карточки с пятью названиями профессий.

Ваша задача: назвать как можно больше понятий, связанных с деятельностью людей предложенных профессий (инструменты, результаты, условия работы и т. д.). Н-р: оператор ПК (монитор, дискета, принтер, файл и т. д.)

  1. столяр (станок, молоток, гвозди, пиломатериалы, мебель и т. д.)
  2. штукатур-маляр (кисть, краски, покраска, побелка, эмаль и т. д.)
  3. повар (поварешка, кастрюли, столовая, посуда, продукты и т. д.)
  4. портной (игла, швейная машинка, ателье, нитки, материал и т.д.)
  5. механизатор (трактор, зап.части, сеялка, урожай, мотор и т.д.)

Учитель: Ребята, наше знакомство с миром профессий в рамках классного часа подходит к концу. Настало время последнего задания.

ЗАДАНИЕ № 6(Листок, карандаши): Рефлексия, то есть обратная связь.

Нарисовать картину вашего настроения по итогам классного часа. Нарисуйте мысли, которые вызвала у вас тема "МИР ПРОФЕССИЙ".

Ребята рисуют, комментируют. Учитель вывешивает рисунки на доску.

Учитель: Посмотрите, с каким хорошим настроением мы закончили работу! Подводя итог нашего занятия, хочу привести слова Константина Дмитриевича Ушинского: "Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет".

Спасибо, ребята, за работу! Всего доброго, до свидания!

КАРТОЧКА № 2

--------------------------------------------------------------------------------------------

КАРТОЧКА № 2

КАРТОЧКА № 3

  1. столяр
  2. штукатур-маляр
  3. повар
  4. портной
  5. механизатор

----------------------------------------------------------

КАРТОЧКА № 3

  1. столяр
  2. штукатур-маляр
  3. повар
  4. портной
  5. механизатор

КАРТОЧКА № 1

  1. Люди работают ради…
  2. Настоящий труд – это…
  3. При выборе профессии люди часто не учитывают…
  4. В любом профессиональном труде самое важное…
  5. Счастье – это…

КАРТОЧКА № 1

  1. Люди работают ради…
  2. Настоящий труд – это…
  3. При выборе профессии люди часто не учитывают…
  4. В любом профессиональном труде самое важное…
  5. Счастье – это…

Используемый материал: 

1. Алексеева М. Н., Артеменкова Л. Ф. Психология лиц с умственной отсталостью: учебное пособие. – Ставрополь, 2010.

 2. Бтажнокова М. М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. – 1994. - №1. – С.11.

3. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников / Под ред. Долгобородова Н. П., В.Ф. Мачихиной –М., 1999.

4. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология. - 1999. - №6.

5. Жидкина Т. С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.

6. Зейгарник Б. В. Психология личности: норма и патология. / Под ред. М. Р. Гинзбурга. — М.: Институт практической психологии, 1998.

7. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие. / Под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Академия, 1998.

8. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы /Под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: Педагогика, 1999.

9. Тиганов А. С. Патология психического развития. – М.: Психология, 2000.

10. Тупаногов Б.К. Коррекционно – педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития // Дефектология. – 1994. - №4. – С.9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно - развивающая программа «Развитие связной речи у учащихся с нарушением интеллекта» для 5-7 классов школ VIII вида.

Проблема коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у учащихся школы VIII вида является од...

Коррекционно - развивающая программа «Развитие связной речи у учащихся с нарушением интеллекта» для 5-7 классов школ VIII вида.

Проблема коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у учащихся школы VIII вида является од...

Коррекционно - развивающая программа «Развитие связной речи у учащихся с нарушением интеллекта» для 5-7 классов школ VIII вида.

Проблема коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у учащихся школы VIII вида является од...

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у детей с нарушением интеллекта средствами фитбола и аэробики

Одной из приоритетных задач современного общества является создание благоприятных условий для образования, воспитания, успешной психофизической коррекции, социально-трудовой адаптации и интеграции умс...

Программа коррекционно-развивающих внеурочных занятий (кружковой работы) «Развивайка - 1» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)

Материал содержит программу формирования нейропсихологического пространства проблемного ребёнка и адресован педагогам-психологам специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида...

«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с расстройствами аутистического спектра» 1 класс

Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...

Педагогическая разработка. Коррекционно-развивающее занятие с учителем-дефектологом в 3 классе для детей с нарушениями интеллекта (Вариант 1)

Конспект коррекционно-развивающего занятия с учителем-дефектологом на тему: "Нумерация чисел в пределах 20-и"...