Коррекционно - развивающая программа «Развитие связной речи у учащихся с нарушением интеллекта» для 5-7 классов школ VIII вида.
методическая разработка (7 класс) на тему

Онипченко Олеся Владимировна

 

             Проблема коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у учащихся школы VIII вида является одной из самых актуальных задач логопедии.

           Коррекционная работа традиционно проводится с учётом нескольких направлений:

- дифференциация речевых единиц (форм слова, структуры предложения в речи);

- автоматизация грамматических форм в импрессивной и экспрессивной речи;

- закрепление правильных грамматических форм в письменной речи.

               Коррекционная работа осуществляется с учётом закономерностей нормального онтогенеза и развитии лексической системы языка. В процессе работы происходит  постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.

Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих умственно отсталым детям недостатков психофизического и речевого развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида станицы Старолеушковской Краснодарского края

Коррекционно - развивающая программа

 «Развитие связной речи у учащихся с нарушением интеллекта»

для 5-7 классов школ VIII вида.

Составили учитель-логопед: Онипченко Олеся Владимировна

Пояснительная записка.

             Проблема коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у учащихся школы VIII вида является одной из самых актуальных задач логопедии.

           Коррекционная работа традиционно проводится с учётом нескольких направлений:

- дифференциация речевых единиц (форм слова, структуры предложения в речи);

- автоматизация грамматических форм в импрессивной и экспрессивной речи;

- закрепление правильных грамматических форм в письменной речи.

               Коррекционная работа осуществляется с учётом закономерностей нормального онтогенеза и развитии лексической системы языка. В процессе работы происходит  постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.

Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих умственно отсталым детям недостатков психофизического и речевого развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности.

        Цель программы: исправление недостатков речевого развития ребенка: письменного и устного.

        Задачи:

  • Создать ребенку с ограниченными возможностями здоровья, возможность осуществлять содержательную деятельность в условиях оптимальных для его всестороннего речевого развития;
  • Обеспечить охрану и укрепление здоровья;
  • Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;
  • Стимулировать и поощрять речевое развитие во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой).
  • Развитие слухового и зрительного внимания.
  • Развитие фонематического анализа и синтеза.
  • Обогащение словаря;
  • Развитие связной речи;
  • Формирование лексико-грамматических отношений.
  • Закрепление навыков чтения и письма.

Особенности занятий: Календарно – тематический план курса занятий «Развитие речи» является групповым , на занятия отводится 40 минут.

5 классы - 3 раза в неделю, 6-7 классы - 2 раза в неделю.

Учитывая психологические особенности ребёнка, целесообразно давать материал небольшими дозами, дробно, с более постепенным, чем обычно усложнением, увеличивая количество закрепляющих упражнений, включая материал для повторения.

Основные задачи коррекционной программы по развитию речи:

  • Развитие фонематического восприятия;
  • Автоматизация поставленных звуков в связной речи;
  • Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;
  • Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;
  • Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения;
  • Определение положения звука по отношению к другим;
  • Обогащение словаря;
  • Развитие связной речи;
  • Формирование лексико-грамматических отношений;
  • Закрепление навыков чтения и письма.

Требование к знаниям детей:

  • Узнавать и различать гласные и согласные звуки;
  • Использовать гласные II ряда или ь для обозначения мягкости согласных на письме;
  • Различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
  • Производить звуко - буквенный разбор слогов и слов;
  • Подбирать слова на заданный звук;
  • Сравнивать слова со сходными звуками;
  • Строить звуковые схемы слогов и слов;
  • Восстанавливать предложения и текст с заданным звуком;
  • Самостоятельно писать зрительные и слуховые диктанты;
  • Переносить полученные знания и умения на другие виды деятельности.

Коррекционная работа по исправлению и развитию речи.

  • Такая работа проводится на логопедических занятиях, на уроках, самоподготовках и внеклассных занятиях. Воспитатель закрепляет материал, данный на логопедических занятиях в игровой и трудовой деятельности, на прогулке, в утренние и вечерние часы.
  • Наряду с речевой работой проводится обязательная работа по коррекции, совершенствованию и развитию голоса и дыхания, формированию и развитию познавательной деятельности – восприятия, мышления, внимания, памяти.

Основные принципы программы:

1.Принцип учёта этиологии и механизмов речевых нарушений.

2. Принцип качественного и количественного анализа результатов обследования  ( качественный для построения коррекционной работы; количественный –для отслеживания динамики коррекционной работы).

3. Принцип системности ( в коррекционной работе воздействовать на все компоненты речи).

4. Принцип комплектности ( комплексное медико – педагогическое воздействие на ребёнка. Тесная взаимосвязь всех участников коррекционного процесса).

5. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода (выбор коррекционных методик осуществляется с учётом индивидуальных особенностей ребёнка).

Содержание коррекционной работы реализуется на протяжении трёх взаимосвязанных этапов.

I этап

1. Обучение связности высказывания:

- соблюдение порядка слов в предложениях;

- овладение навыком дифференциации связного текста от набора слов, словосочетаний, предложений;

- построение высказывания без пропуска членов предложения и излишних повторений;

- составление высказываний из 3-4 фраз, соединённых между собой цепным способом с использованием в качестве лексических повторов, личных местоимений, наречий.

2. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей:

- образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к, -ик, -чик-;

- образование и дифференциация возвратных и невозвратных глаголов;

- образование притяжательных прилагательных с суффиксом –ин-.

3. Формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм:

- дифференциация именительного падежа единственного и множественного  числа имён существительных;

- отработка беспредложных конструкций существительных единственного числа;

- согласование существительного и глагола настоящего времени третьего лица в числе.

II этап

1. Усвоение языковых средств межфразовой связи:

- усвоение грамматических моделей словосочетаний и предложений;

- ознакомление с грамматическими признаками частей речи.

2. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей:

- уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами  -оньк-,

-еньк-, -ышк-;

- образование существительных с суффиксом  -ниц-;

- образование существительных с суффиксом  -инк-, с суффиксом  -ин-.

3. Формирование наиболее сложных и менее продуктивных форм словоизменения:

- понимание и употребление предложно-падежных конструкций;

-закрепление беспредложных форм существительных множественного числа;

- согласование прилагательного с существительного в именительном падеже единственного и множественного числа.

III этап

1. Овладение более сложными видами средств межфразовой связи:

- закрепление системы языковых средств, реализующих связность речи.

2. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей:

- образование названий животных;

- притяжательные прилагательные;

- относительные прилагательные.

3. Закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению менее продуктивных форм словоизменения:

- закрепление навыка употребления предложно-падежных конструкций с именами существительными в косвенных падежах;

- согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах.

                                                 

Содержание программы.

5    К Л А С С

Всего 102 часа  в неделю 3 часа

Основные требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны:

ЗВУКОВАЯ СТОРОНА РЕЧИ

  • Звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие.
  • Дифференциация твердых и мягких согласных, парных звонких и глухих согласных, свистящих и аффрикат, сонорных звуков,  букв по оптическому, кинетическому сходству.

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

  • Слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета (введение новой терминологии).
  • Имена существительные близкие и противоположные по значению, собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
  • Имена существительные, обозначающие чувства человека, черты его характера.
  • Имена существительные, обозначающие явления природы, профессии трудовые навыки.
  • Изменение существительных по падежам.
  • Предлоги. Сложные предлоги.
  • Обогащение словаря наречиями времени, места, образа действия.
  • Морфемный состав слова. Словообразовательная роль приставок.
  • Дифференциация приставок и предлогов.
  • Многозначность имен существительных.
  • Предложение. Распространение предложений. Предложения с однородными членами предложения.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

  • Предложение и текст. Структура текста.
  • Составление описательного рассказа.
  • Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
  • Составление рассказа по данному началу и рисункам.
  • Составление рассказа по опорным словам.
  • Составление рассказа по сюжетной картине.
  • Творческое рассказывание.
  • Составление рассказа по теме и рисункам.
  • Составление рассказа по представлениям (из личного опыта).

Примерное тематическое планирование по развитию речи.

№п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная (авторская) программа

Рабочая программа по классам

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

Обследование речи детей

Звуки гласные и согласные

Безударные гласные

Слово. Состав слова

Дифференциация согласных

Имя существительное

Предложение

Слова, обозначающие качество предмета

Определение предмета по его признакам

Согласование прилагательного с существительным в роде

Родственные слова

Работа с деформированным текстом

Наречие

Деловое письмо

Изложение

Чтение по ролям

Драматизация сказки

Развитие связной речи

Диктанты

Итоговые занятия

Рубежная диагностика

6

2

2

9

19

3

13

2

1

1

3

3

3

1

2

2

1

16

4

4

6

Содержание программы.

6  К Л А С С

Всего 68  часов  в неделю 2 часа

Основные требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны:

Звуковая сторона речи.

  • Алфавит. Звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие.
  • Дифференциация гласных I-II ряда, звонких и глухих согласных,  свистящих и шипящих.

Лексико-грамматический строй речи.

  • Слово. Состав слова. Корень. Однокоренные слова. Окончание, приставки, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставки и суффикса. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Приставки и предлоги. Разделительный Ъ .
  • Части речи.

Общее понятие о частях речи: существительное, прилагательное и глагол. Умение различать части речи по вопросам и значению.

Связная речь.

  • Текст. Единство темы. Части текста.
  • Составление рассказа – описания.
  • Составление рассказа по опорным словам.
  • Составление рассказа по картине и данному началу включением в рассказ имен прилагательных.
  • Составление рассказа  по представлениям.
  • Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
  • Составление рассказа по опорным словам и плану.
  • Составление рассказа по предложенной теме.
  • Творческое рассказывание.
  • Работа с деформированным текстом.

Примерное тематическое планирование по развитию речи.

№п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная (авторская) программа

Рабочая программа по классам

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Обследование речи детей

Алфавит. Звуки гласные и согласные.

Дифференциация гласных второго ряда

Звонкие и глухие согласные

Лабиализованные гласные

Дифференциация сонорных

Дифференциация свистящих

Дифференциация согласных

Мягкий  знак

Состав слова

Правописание безударных гласных в корне слова

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Приставка и предлог

Разделительный Ъ знак

Чтение по ролям

Работа с деформированным текстом

Развитие связной речи

Диктанты

Итоговые занятия

Рубежная диагностика

4

1

6

7

2

1

1

7

3

5

1

1

3

1

2

1

1

6

4

4

4

Содержание программы.

7 К Л А С С

Всего 68  часов  в неделю 2 часа

Основные требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны:

Звуковая сторона речи.

1. Звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие.

2. Дифференциация твердых и мягких согласных, парных звонких и глухих согласных, свистящих и аффрикат, сонорных звуков, букв по оптическому, кинетическому сходству.

Лексико – грамматический строй речи.

  • Слово. Состав слова. Однокоренные слова.
  • Предложение. Распространенное и нераспространенное предложение. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение.
  • Обращение.
  • Приставки и предлоги.
  • Имя существительное. Значение в речи. Имена существительные, обозначающие явления природы. Профессии, трудовые процессы, чувства человека, характер. Имена существительные близкие и противоположные по значению. Многозначность существительных. Образное сравнение.
  • Имя прилагательное, значение в речи. Имена прилагательные, описывающие живой, неживой предмет, окружающий мир. Близкие  и противоположные по значению имена прилагательные, употребление имен прилагательных в прямом и переносном значении. Имена прилагательные, передающие портрет человека, его характер, чувства.
  • Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
  • Притяжательные, относительные прилагательные.

Связная речь.

  • Текст. Единство темы. Части текста.
  • Составление рассказа – описания.
  • Составление рассказа по опорным словам.
  • Составление рассказа по картине и данному началу включением в рассказ имен прилагательных.
  • Составление рассказа по представлениям.
  • Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
  • Составление рассказа по опорным словам и плану.
  • Составление рассказа по предложенной теме.
  • Творческое рассказывание.

Примерное тематическое планирование по развитию речи.

№п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная (авторская) программа

Рабочая программа по классам

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

Обследование речи детей

Алфавит. Звуки гласные и согласные, звонкие и глухие.

Дифференциация звонких и глухих согласных.

Твердые и мягкие согласные.

Слово. Состав слова.

Предложение.

Обращение.

Дифференциация свистящих.

Дифференциация аффрикат.

Дифференциация р-л.

Дифференциация по оптическому сходству.

Приставки и предлоги.

Имя существительное.

Имя прилагательное.

Чтение по ролям.

Работа с деформированным текстом.

Развитие связной речи.

Сочинение по опорным словам.

Проверочные работы.

Диктанты.

Итоговые занятия.

Рубежная диагностика.

4

1

6

2

3

3

1

1

1

1

2

2

7

8

2

1

7

1

3

4

4

4

Список литературы:

1.     Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. — М., 1991.

2.     Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб., 1995.

3.     Корпев А.Н. Методика раннего выявления дислексии у детей. — СПб., 1991.

4.     Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М., 1983.

5.   Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Учебно - методическое пособие. 2003.

6.   Лалаева Р.И . Логопедическая работа в коррекционных классах. Изд. центр Владос, 1995.

7.   Мазанова Е. В. Коррекция аграмматической дисграфии.  Издательство ГНОМ и Д, М., 2006 .

8.   Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. Из опыта работы. — СПб., 1995.

9.   Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их  предупреждение у младших школьников. – М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа развития психомоторики и сенсорных процессов, учащихся с общим психическим недоразвитием «Развиваемся, играя»

Данная программа разработана для сенсорного и психического развития детей с общим стойки недоразвитием[6], она осуществляется в течение первых четырех лет обучения с учащимися  1 - 4 классо...

Коррекционно - развивающая программа «Развитие связной речи у учащихся с нарушением интеллекта» для 5-7 классов школ VIII вида.

Проблема коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у учащихся школы VIII вида является од...

Коррекционно - развивающая программа «Развитие связной речи у учащихся с нарушением интеллекта» для 5-7 классов школ VIII вида.

Проблема коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у учащихся школы VIII вида является од...

Коррекционное занятие «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для развития восприятия пространственных отношений «Зима» 4 класс школа VIII вида

Коррекционное занятие разработано по теме "Моделирование расположения предметов в пространстве и на листе бумаги "...

Коррекционно - развивающая программа по «Развитию речи» для 1-4 классов школ VIII вида.

Цель программы: исправление недостатков устного и письменного речевого развития умственно отсталого ребёнка. Задачи:·        Создать ребёнку с ограниченн...