Диагностика речевых расстройств у учащихся младших классов коррекционной школы.
материал по теме

Щербинина Елена Богратовна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.odt24.59 КБ

Предварительный просмотр:

          Диагностика речевых расстройств у учащихся младших классов

 коррекционной школы.

    Проблема диагностики речевых расстройств имеет большое теоретическое и практическое значение. С теоретической точки зрения, вопрос диагностики речевых нарушений связан с проблемой нарушений речи. С точки зрения практической, обоснованное решение этого вопроса способствует более правильному комплектованию речевых групп, боле целенаправленному и дифференцированному логопедическому воздействию.

  Речь представляет собой сложнейший физиологический, психический, мыслительный, языковой, сенсомоторный процесс, в котором переплетаются как более элементарные (сенсомоторный, гностико — практический), так и высокоорганизованные уровни (смысловой, языковой). В связи с этим речь и ее нарушения изучают многие науки: медицина, психология, лингвистика и др. При этом они касаются и классификации речевых расстройств в различных аспектах: клиническом, патофизиологическом, психолингвистическом.

   В логопедии существуют 2 традиционные классификации нарушений речи: психолого — педагогическая и клинико — педагогическая. Они рассматривают речевые расстройства в различных аспектах. Но вместе с тем даные той и иной классификации дополняют друг друга и служат общим задачам: комплектованию групп детей с различной речевой патологией и осуществлению системного, дифферецированного логопедического воздействия с учетом симптоматики и механизмов нарушений речи.

    Психолого — педагогическая класссификация ориентирована прежде всего на выявление речевой симптоматики (симптологический уровень) на основе психолого — линвистических критериев.Симптологический уровень анализа речевых нарушений позволяет описать внешние симптомы недоразвтитя речи у детей, выявить нарушенные компоненты речи (общее недоразвитие, фонетико — фонематическое недоразвитие).

    При одной и той же патологии языковая система может страдать по — разному. И наоборот, одна и та же симптоматика может наблюдаться при различных по механизмам формах речевых нарушений.Так, например, общее недоразвитие речи может наблюдаться и при стертой форме дизартрии, при моторной алали, при детской афазии.

    В процессе же логопедической работы важно учитывать как уровень несформированности речи, нарушенные компоненты речи, так и механизмы, формы речевых нарушений. Единство этих двух аспектов логопедической диагностики дает возможность более дифференцированно корригировать нарушения речи.

   Логопедическая диагностика должна идти от общего к частному: от выявления комплекса речевых симптомов к уточнению механизмов речевой патологии, к уточнению взаимодействия между речевой и неречевой симптоматикой, к опредеоению структуры речевого дефекта

   Клинико — педагогическая класификация строго не соотнесена с клиническими синдромами. Она акцентирует внимание на тех нарушениях, которые должны стать объектом логопедического воздействия.

    Необходимыми являются медицинские данные, клинические характеристики, которые позволяют уточнить тот или иной логопедический диагноз. Клинические характеристики ориентированы на объяснение причин возникновения речевых расстройств, на лечение ребенка, а не на систему коррекции, развития речи.

    Для комплектования речевых групп и осуществления диференцированной коррекционно — логопедической работы важны оба критерия диагностики: и симптологический,и клинико — педагогический. Логопедическая диагностика, ставыщая перед собой коррекционно — развивающие задачи, должна рассматриваться а рамках существующих в логопедии классификаций (психолого — педагогической, клинико — педагогической), логопедическое заключение — с учетом пересечения этих двух классификаций. При формулировке логопедического заключения целесообразно учитывать поэтапность обследования: от определения симптоматики речевых расстройств, выявления нарушенных компонентов к уточнению механизмов и структуры речевого дефекта (т. е. формы нарушений речи).

    Схема логопедического  обследования .

  1. Исследование неречевых психический  функций.

Общие данные, полученные из наблюдения за ребенком в процессе обследования:общительность, особенности внимания, характер игровой деятельности, индивидуальные особенности.

 - Состояние слухового внимания

 - Исследование зрительного восприятия.

 - Исследование зрительно — пространственного гнозиса и праксиса.

 - Состояние общий моторики

  1. Исследование фонетической стороны речи.

-исследование звуко — слоговой структуры слов;

-состояние звукопроизношения;

-анатомическое строение артикуляционного аппарата;

-состояние речевой моторики;

-состояние дыхательной и голосовой функции;

-особенности просодической стороны речи.

     3.Исследование лексики и грамматического строя речи (импрессивной и экспрессивной):

  • - пассивный словарь;

-понимание форм единственного и множественного числа существительных;

- понимание предложно-падежных конструкций;

- понимание и использование предлогов;

- существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

  1. Состояние связной речи:
  • работа с сюжетной картинкой;
  • работа с серией картинок.

       Литература:

   « Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения» сборник методическиз рекомендаций, г.Санкт — Петербург, «Детство — Пресс», 2002г.

Государственное  бюджетное специальное (коррекционное) образовательное  учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа №22 VIII вида города Армавира Краснодарского края

Мастер-класс по теме

«Диагностика речевых расстройств

у детей младшего школьного возраста»

для учителей-логопедов и учителей-дефектологов города Армавира

Щербинина Елена Богратовна,

учитель-логопед высшей категории

ГБС(К)ОУ общеобразовательной

 школы № 22  VIII вида города Армавира

г. Армавир

2013 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательной работы в младших классах коррекционной школы.

В настоящее время особо остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей, проживающих в специальных (коррекционных) домах - интернатах...

« Развитие интонационного слуха у учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида на уроках музыки»

Дети с умственной отсталостью, как правило, характеризуются низким уровнем развития музыкального слуха и музыкальной памяти, ладового и ритмического чувства. Певческий диапазон их ограничен, у многих ...

Неделя русского языка и литературного чтения ( с элементами логопедии) в младших классах коррекционной школы

План проведения тематической недели по русскому языку и литературному чтению  в младших классах коррекционной школы...

РОЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ

РОЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИУЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ                     КОР...

Нарушения чтения у учащихся младших классов общеобразовательных школ. Консультация для учителей начальных классов общеобразовательных школ.

Нарушения чтения у учащихся младших классов общеобразовательных школКонсультация для учителей начальных классов общеобразовательных школ    Начало школьной ...

Педсовет. Выступление на тему: « Развитие интонационного слуха у учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида на уроках музыки».

Дети с умственной отсталостью, как правило, характеризуются низким уровнем развития музыкального слуха и музыкальной памяти, ладового и ритмического чувства. Певческий диапазон их ограничен, у многих ...

Конспект индивидуального коррекционно-логопедического занятия с учащейся 4 класса коррекционной школы 8 вида. ТЕМА: «Знакомство с аппаратно-программным комплексом «Нейрокурс» с БОС»

Конспект занятия  по теме "Знакомство с аппаратно-программным комплексом "Нейрокурс" с БОС разработан для учащегося 4 класса специальной коррекционной школы 8 вида.Данное занятие проведено мной н...