Как помочь заикающимся дошкольникам
консультация по теме

Агафонова Наталья Викторовна

Данный материал адресован родителям дошкольников. Он поможет расширить компетентность родителей в области организации речевой среды для заикающегося ребенка в условиях семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_zaikayushchimsya_doshkolnikam.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

                Как помочь заикающимся дошкольникам

Заикание – это такое нарушение плавности речи, при котором запинки, повторение и растягивание звуков, слогов сопровождается мышечным напряжением – судорогой – произносительного аппарата. Говорящий ребенок с трудом передает сообщение, а собеседник испытывает напряжение, воспринимая такую речь.

Заикание может возникнуть внезапно вследствие психической травмы – испуга, конфликта, неожиданного изменения образа жизни или нарастать постепенно, иногда в течение нескольких недель, месяцев.

Для заикания характерно волнообразное течение. Состояние речи заикающихся дошкольников может меняться в зависимости от времени года, суток, после перенесенного  заболевания. По-разному дети говорят в домашней обстановке и в коллективе сверстников. Иногда речь ухудшается  и без видимой причины. Даже при успешном лечении  недуга бывают периоды ухудшения речевого состояния. Но если они наступают реже, и каждое ухудшение слабее предыдущего, то результат лечения заикания можно считать положительным.

Советы родителям

  • Начните работу над речью ребенка с организации щадящего речевого режима (продолжительность его примерно 1-2 недели). В это время важно, чтобы у малыша реже возникала необходимость говорить. Попробуйте организовать всех членов семьи для соблюдения данного требования.
  • Избегайте ситуаций, которые чрезмерно возбуждают или  смущают ребенка. По возможности ограничьте общение с ним людей, отрицательно влияющих на его эмоциональное состояние.
  • После охранительного речевого режима следует переходить к активным занятиям по развитию речевых способностей. Но не забывайте о волнообразном течении заикания. В периоды улучшения речевого состояния нужно заниматься больше: читать, беседовать, заучивать стихи, инсценировать диалоги, сказки, пересказывать короткие рассказы. В моменты ухудшения речи предпочтительнее неречевые занятия: игры с конструктором, мозаикой, водой и песком, рисование, лепка, изготовление поделок из бумаги, природного материала.
  • С уважением относитесь к ребенку, внимательно слушайте его, не перебивайте. Помните, что дети подражают речи окружающих взрослых. Постарайтесь говорить медленно, без излишней эмоциональности. Употребляйте простые, понятные дошкольнику слова.
  • Оберегайте ребенка от физических и умственных перегрузок, особенно перед ночным сном. Вечером не рекомендуется длительно смотреть телевизор, играть в компьютерные и подвижные игры, много читать.
  • Приучите ребенка к настольным играм (лото, домино и др.), к занятиям с конструктором, строительным материалом, к составлению изображений из пазлов. Такие игры не только успокаивают, но и развивают тонкую моторику пальцев рук.
  • При знакомстве с новой книгой сначала рассмотрите с ребенком иллюстрации, потом расскажите ее содержание. Речь взрослого при пересказе менее напряженная, чем при чтении вслух.
  • Во время просмотра детских передач, мультфильмов желательно, чтобы кто-то из взрослых находился рядом с ребенком и объяснял, если что-то покажется ему непонятным или пугающим.
  • Часто заикающиеся дети разговаривают без запинок с игрушками, животными или, надев маску сказочного персонажа. Поощряйте подобную речевую активность.
  • Заикающемуся ребенку очень полезно петь и двигаться под музыку. Используйте такие занятия в домашних условиях.
  • Лучший способ оздоровления детей с таким речевым недугом, как заикание – ежедневная зарядка, регулярные прогулки на свежем воздухе с включением игр. Во время прогулок старайтесь, чтобы ребенок не перевозбуждался, меньше было игр с элементами соревнования. Спортивные игры должны способствовать выработке ритмичного плавного дыхания, поэтому лучше ходить с ребенком в бассейн, на лыжные прогулки, заниматься аэробикой, художественной гимнастикой.
  • Заикающимся детям необходимо наблюдаться у невролога, детского психолога и одновременно заниматься с логопедом. Чем раньше подобрано необходимое лечение и начата логопедическая работа, тем благоприятней прогноз устранения заикания у ребенка.

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Желаю вам терпения, настойчивости и успехов в воспитании правильной речи  у ваших замечательных малышей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям заикающегося школьника

В работе с заикающимся учеником ведущая роль принадлежит родителям, и исход заикания во многом зависит от них самих, их силы воли и работоспособности...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности и в дальнейшем...

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАВНОЙ РЕЧИ У ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В настоящее время от логопеда в детском саду требуется не только знание практических приёмов коррекции речи при заикании у детей дошкольного возраста, но и понимание целост...

Методические рекомендации по проведению групповых занятий с заикающимися на этапе закрепления навыков здоровой речи

Данные методические рекомендации предлагают форму организации занятий, краткое описание целей, задач, этапов и методов групповой работы. Кратко описываются приемы и методы создания доверительной обста...

Развитие просодических компонентов речи у заикающихся дошкольников

Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и , вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном т...

Коспект занятия с заикающимися дошкольниками

В конспекте занятия с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста представленны формы работы по развитию правильного темпа и ритма речи, работа над модуляцией и силой голоса, интонационной выраз...