Программа логопедических занятий по коррекции дизорфорграфии + календарно-тематическое планирование
рабочая программа по теме

Программа логопедических занятий по коррекции дизорфорграфии + календарно-тематическое планирование для 5-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuzi72_1389021396.doc184 КБ

Предварительный просмотр:

«Программа  логопедических занятий по коррекции дизорфографии»

(Рабочая программа  по логопедии для воспитанников 11-14 лет)

Кузнецова Ирина Николаевна,

учитель-логопед  

второй  категории

КГКОУ Детский дом 20 с.п. «Село Хурба»                                                                          Хабаровского края Комсомольского района


«Программа  логопедических занятий по коррекции дизорфографии +  календарно-тематическое планирование»

 

Пояснительная записка

       За последние десятилетия заметно возросло число детей, испытывающих трудности в обучении. Одним из проявлений школьной неуспеваемости является стойкое нарушение в усвоении и использовании правил орфографии (дизорфография).

        Чрезвычайно актуальной для школы становится проблема выявления коррекции детей с нарушениями письменной речи. Решение этой проблемы и должна обеспечить программа по дизорфографии. Орфографически правильное письмо является важнейшим условием не только школьной адаптации, но и в целом приобщения к языковой культуре.

    Таким образом,  будет актуально создание специальной программы по коррекции дизорфографии для учащихся 5-7-ых классов.

  Новизна программы заключается в тесной взаимосвязи между учителем – учеником - логопедом в работе по преодолению трудностей овладения и применения  грамматических правил. Новая технология включает в себя использование на логопедических занятиях по преодолению дизорфографии и уроках русского языка специально разработанных алгоритмов.

  Таким образом, учащиеся 5-7-ых классов,  страдающие дизорфографией, будут обеспечены  постоянной  специально организованной логопедической поддержкой.

Цель: создание условий для коррекции стойких специфических нарушений (недостатков) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленных недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций.

Задачи:

Обучающие

  •  формировать навык прогнозирования и распознавания «ошибкоопасных» мест;
  •  формировать навык запоминания и применения грамматического правила по алгоритму;
  •  совершенствовать навык грамотного письма;

Развивающие

  • развивать навыки различных форм языкового анализа (фонематического, морфемного, морфологического);
  • развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь;
  • развивать неречевые психические функции: произвольное внимание, память;

Воспитательные

  • воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельность;
  • воспитывать стремление к самостоятельности и самоконтролю;
  • воспитывать интерес к родному языку.

Возраст детей: обучающиеся 5-7 классов общеобразовательной школы.

Условия набора: обучающиеся «группы риска» - по результатам анализа итоговых и текущих работ по русскому языку.

Условия формирования групп: одновозрастные, добор в группы по результатам регулярного мониторинга письменных работ обучающихся.

Срок реализации: 3 года.

Формы и режим занятий:

1 год обучения: 36 часов, 1 раз в неделю по 1 часу.

2 год обучения: 36 часов, 1 раз в неделю по 1 часу.

3 год обучения: 36 часов, 1 раз в неделю по 1 часу.

Форма организации деятельности детей на занятии:

- групповая;

- индивидуальная.

Ожидаемые результаты:

В результате первого года обучения дети будут

знать:

-определения основных явлений, изучаемых в 5 классе;

-определения основных понятий, изучаемых в 5 классе;

-определения основных правил, изучаемых в 5 классе.

уметь:

- проводить различные формы языкового анализа на программном материале 5 класса;

- точно использовать слова различных частей речи, подбирать синонимы, антонимы, активно пользоваться различными способами словообразования;

- замечать орфограммы («ошибкоопасные» места);

- уметь пользоваться алгоритмами.

В результате второго года обучения дети будут

знать:

-определения основных языковых явлений, изучаемых в 6 классе;

 -определения основных орфографических правил, изучаемых в 6 классе;

уметь:

- проводить различные формы языкового анализа на программном материале 6 класса;

- уметь находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор;

- правильно писать слова с изученными орфограммами;

- находить и исправлять орфографические ошибки.

В результате третьего года обучения дети будут:

знать:

-определения основных языковых явлений, изучаемых в 7 классе;

-определения основных орфографических правил, изучаемых в 7 классе;

уметь:

- проводить различные формы языкового анализа на программном материале 7 класса;

- уметь находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор;

- правильно писать слова с изученными орфограммами;

- находить и исправлять орфографические ошибки.

Способы определения результативности:

- тестирование в начале и конце учебного года.

Учебно-тематический план

1 год обучения

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

1

Тестирование

2

2

Повторение орфограмм, изученных в начальной школе.

4

3

Восполнение недостатков грамматического строя речи.

3

4

Дифференциация пунктограмм.

2

5

Восполнение недостатков лексического строя речи.

2

6

Дифференциация орфограммы на основе исторического и морфемного принципов.

11

7

Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа.

12

ВСЕГО

36

Содержание образовательной программы

1.Обследование неречевых психических функций.

Обследование умения концентрировать произвольное слухоречевое и зрительное внимание и память.

2. Повторение орфограмм, изученных в начальной школе.

Анализ и комментирование орфограмм корня. Дифференциация приставки и предлога на практической основе. Анализ и комментирование орфограмм имен существительных. Анализ и комментирование орфограммы обозначение мягкости согласных на письме.

3. Восполнение недостатков грамматического строя речи.

Развитие умения согласовывать слова в словосочетании по смыслу и грамматически. Распознавание окончаний различных частей речи в тексте. Дифференциация частей слова на практической основе.

4. Дифференциация пунктограмм.

Анализ и комментирование пунктограмм простого предложения. Анализ и комментирование пунктограмм сложного предложения.

5. Восполнение недостатков лексического строя речи.

Развитие умения подбирать ряд однокоренных слов. Развитие умения подбирать проверочные слова на изученные орфограммы.

6. Дифференциация орфограммы на основе исторического и морфемного принципов.

Анализ и комментирование орфограмм корня.  Анализ и комментирование орфограмм приставки.

7. Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа.

Анализ и комментирование орфограмм имени существительного. Анализ и комментирование орфограмм имени прилагательного.  Анализ и комментирование орфограмм глагола.  Повторение и закрепление изученных орфограмм имени существительного, имени прилагательного, глагола.

Учебно-тематический план

2 год обучения

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

1

Тестирование

2

2

Анализ и комментирование орфограмм, изученных в 5 классе (на уровне предложения и текста).

2

3

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова.

4

4

Дифференциация орфограмм на основе морфемного принципа.

5

5

Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа.

23

ВСЕГО

36

Содержание образовательной программы

1.Тестирование

2. Анализ и комментирование изученных орфограмм в 5 классе. (на уровне предложения и текста)

Работа с орфограммами (на уровне предложения и текста), вызывающими наибольшие затруднения у учащихся 6-ых классов.

3. Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова.

Звукобуквенный анализ слов со стечением согласных в середине слова. Звукобуквенный анализ слов со стечением согласных в начале и конце слова.

4. Дифференциация орфограмм на основе морфемного принципа.

Разбор слова по составу. Анализ и комментирование орфограмм в корне. Анализ и комментирование орфограмм приставки. Анализ и комментирование орфограммы сложных слов.

5. Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа.

Анализ и комментирование орфограмм имени существительного. Анализ и комментирование орфограмм имени прилагательного. Согласование  имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже. . Анализ и комментирование орфограмм глагола. Анализ и комментирование орфограмм имени числительного. Анализ и комментирование орфограмм местоимения.

Учебно-тематический план

3 год обучения

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

1

Тестирование

2

2

Анализ и комментирование орфограмм, изученных в 5,6 классах. (на уровне предложения и текста)

2

3

Дифференциация орфограмм на основе морфемного принципа.

13

4

Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа.

16

5

Диффиренциация пункторамм.

3

ВСЕГО

36

Содержание образовательной программы

1.Тестирование.

2. Анализ и комментирование орфограмм, изученных в 5,6 классах. (на уровне предложения и текста)

Работа с орфограммами (на уровне предложения и текста), вызывающими наибольшие затруднения у учащихся 7-ых классов.

3. . Дифференциация орфограмм на основе морфемного принципа.

Анализ и комментирование орфограмм суффиксов.  Анализ и комментирование орфограмм приставки. Дефис между частями слова.

4. Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа.

Дифференциация причастий, глаголов, прилагательных на практической основе. Анализ и комментирование орфограмм причастия. Анализ и комментирование орфограмм деепричастия. Анализ и комментирование орфограмм наречия. Анализ и комментирование орфограмм предлога Дифференциация приставок и предлогов. Анализ и комментирование орфограмм союза. Дифференциация союзов и предлогов. Распознавание частиц в предложении на практической основе. Анализ и комментирование орфограмм частицы. Анализ и комментирование орфограмм междометия.

5. Дифференциация пунктограмм

Анализ и комментирование пунктограмм.

Список используемой литературы

  1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии. – Ростов-на-Дону., 2008.
  2. Власова Т.А. Обучение детей с задержкой психического развития. – М., 1981.
  3. Лалаева Р.И., Прищепова И.В., Выявление дизорфрграфии у младших школьников. – СПб, 1999.
  4. Прищепова И.В. Диагностика и коррекция дизорфографии у младших школьников. – СПб, 2003.
  5. Садовникова И.Н., Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1997.
  6. Скворцова И.В. Система работы по коррекции речи у детей с задержкой психического развития. – СПб, 1997.
  7. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Русский язык. Пишем грамотно. – М., 2009.
  8. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М., 1984.

Примерное планирование по коррекции дизорфографии

5 класс

по учебнику русского языка Т.А. Ладыженской

36 часа (1 раз в неделю)

Тема

Количество часов

Дата

Рек-ных

Фактич.

1

Первичное тестирование состояния письменной речи

1

2

Анализ и комментирование орфограмм корня (безударные гласные, проверяемые согласные, непроизносимые согласные)

2

3

Дифференциация приставки и предлога на практической основе.

1

4

Дифференциация личных окончаний глаголов по алгоритму

1

5

Анализ и комментирование орфограммы «Ь» после шипящих в именах существительных.

1

6

Развитие умения согласовывать слова в словосочетании по смыслу и грамматически.

1

7

Анализ и комментирование лексико-грамматических связей  простого предложения. Дифференциация пунктограмм.

1

8

Анализ и комментирование пунктограмм простого предложения

2

9

Анализ и комментирование лексико-грамматических связей сложного предложения.

1

10

Анализ и комментирование пунктограмм сложного предложения.

1

11

Анализ и комментирование орфограмм написания звонких и глухих согласных в словах.

1

12

Анализ и комментирование орфограммы обозначение мягкости согласных на письме.

2

13

Развитие умения подбирать ряд однокоренных слов.

1

14

Развитие умения подбирать проверочные слова на изученные орфограммы.

1

15

Распознавание окончаний различных частей речи в тексте.

1

16

Дифференциация частей слова на практической основе.

1

17

Анализ и комментирование орфограмм корня (чередование и беглые гласные)

1

18

Анализ и комментирование орфограммы приставки (гласные, согласные в приставке)

1

19

Анализ и комментирование орфограмм корня (лаг-лож, раст-ращ-рос)

1

20

Анализ и комментирование орфограмм корня (о-ё после шипящих, ы-и после ц)

1

21

Анализ и комментирование орфограммы существительного – имя собственное.

1

22

Анализ орфограммы существительного – правописание гласных в падежных окончаниях.

1

23

Анализ и комментирование орфограммы существительного – правописание о-е после шипящих и ц.

1

24

Алгоритм определения падежа имени прилагательного. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

1

25

Анализ и комментирование орфограмм прилагательных – о-е после шипящих, правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.

1

26

Анализ и комментирование орфограмм глагола – НЕ с глаголом, Ь после Ч в неопределенной форме.

1

27

Анализ и комментирование орфограмм глагола – правописание  -ТСЯ,-ТЬСЯ в глаголах.

1

28

Анализ и комментирование орфограмм глагола – буквы Е-И в корнях с чередованием. Правописание гласных перед суффиксом Л в прошедшем времени.

1

29

Анализ и комментирование орфограмм глагола – правописание безударных личных окончаний глаголов.

1

30

Анализ и комментирование орфограмм глагола – Ь после шипящих в глаголах во втором лице единственного числа.

1

31

Закрепление изученных орфограмм глагола.

1

32

Повторение и закрепление изученных орфограмм существительного, прилагательное.

1

33

Итоговое тестирование состояния письменной речи

1

Примерное планирование по коррекции дизорфографии

6 класс

по учебнику русского языка М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой

36 часов (1 раз в неделю)

Тема

Количество часов

Дата

Рек-ных

Фактич

1

 Тестирование состояния письменной речи

1

2

Анализ и комментирование орфограмм, изученных в 5 классе. (на уровне предложения и текста)

1

3

Звукобуквенный анализ слов со стечением согласных в середине

2

4

Звукобуквенный анализ слов со стечением согласных в начале и конце слова

2

5

Разбор слова по составу

1

6

Анализ и комментирование орфограмм в корне (буквы О-А в корне  -КОС-/-КАС-)

1

7

Анализ и комментирование орфограмм в корне (буквы О-А в корне  -ГОР-/-ГАР-)

1

8

Анализ и комментирование орфограмм приставки (гласные  приставках ПРЕ-/ПРИ-)

1

9

Анализ и комментирование орфограммы сложных слов (соединительные гласные О, Е)

1

10

Анализ и комментирование орфограмм разносклоняемых имен существительных на –МЯ (буква И в падежных окончаниях имен существительных)

1

11

Анализ и комментирование орфограмм разносклоняемых имен существительных на –МЯ (буква Е в суффиксе –ЕН)

1

12

Анализ и комментирование орфограмм имени существительного (НЕ с существительными)

1

13

Анализ и комментирование орфограмм суффикса имени существительного (буквы Ч-Щ в суффиксах

–ЧИК-/-ЩИК-; гласные в суффиксах –ЕК-/-ИК-; гласные О-Е после шипящих в суффиксах)

1

14

Дифференциация орфограмм имени существительного

1

15

Согласование  имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.

1

16

Анализ и комментирование орфограммы НЕ с полными и краткими прилагательными.

1

17

Анализ и комментирование орфограммы -О- и -Е- после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.

1

18

Анализ и комментирование орфограммы одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.

1

19

Анализ и комментирование орфограммы правописание суффиксов прилагательных -к-, -ск-

1

20

Анализ и комментирование орфограммы дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

1

21

Анализ и комментирование орфограммы буквы Е и И в окончаниях глаголов I  и II спряжения.

1

22

Анализ и комментирование орфограммы мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.

1

23

Анализ и комментирование орфограммы гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева-) и –ыва- (-ива-)

1

24

Дифференциация орфограмм глагола.

1

25

Анализ и комментирование орфограммы Ь на конце и в середине числительных.

1

26

Анализ и комментирование орфограммы буква И в окончаниях количественных числительных.

1

27

Изменение по падежам составных количественных числительных.

1

28

Дифференциация орфограмм имени числительного.

1

29

Анализ и комментирование орфограммы НЕ в неопределенных местоимениях.

1

30

Анализ и комментирование орфограммы дефис в неопределенных местоимениях.

1

31

Анализ и комментирование орфограммы различение на письме приставок НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях.

1

32

Анализ и комментирование орфограммы слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.

1

33

Дифференциация изученных орфограмм.

1

34

Итоговое тестирование состояния письменной речи

1

ВСЕГО

36

Примерное планирование по коррекции дизорфографии

7 класс

по учебнику русского языка М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой

36 часа (1 раз в неделю)

Тема

Количество часов

Дата

Рек-ных

Фактич.

1

Тестирование состояния письменной речи

1

 

2

Анализ и комментирование орфограмм, изученных в 5,6 классах. (на уровне предложения и текста)

2

3

Дифференциация причастий, глаголов, прилагательных на практической основе.

1

4

Дифференциация суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени (- ущ-(-ющ-); -ем-(-им-)

1

5

Дифференциация гласных (а, я; е) перед  -н- в полных и кратких страдательных причастиях

1

6

Анализ и комментирование орфограмм суффикса в полных страдательных причастиях прошедшего времени (-н-, -нн-)

1

7

Анализ и комментирование орфограмм суффикса кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных (-н-, -нн-)

1

8

Анализ и комментирование орфограмм причастия –НЕ с причастиями

1

9

Анализ и комментирование орфограмм суффикса страдательных причастий прошедшего времени

(буквы Е - Ё после шипящих)

1

10

Анализ и комментирование пунктограмм при деепричастном обороте.

1

11

Анализ и комментирование орфограмм деепричастия – НЕ с деепричастиями

1

12

Дифференциация деепричастий совершенного и несовершенного вида.

1

13

Анализ и комментирование орфограмм наречия (слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е)

1

14

Анализ и комментирование орфограмм наречия (буквы Е-И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий)

1

15

Анализ и комментирование орфограмм наречия (одна и две буквы Н в наречиях на О-Е)

1

16

Анализ и комментирование орфограмм наречия (О и Е после шипящих на конце наречия).

1

17

Анализ и комментирование орфограмм наречия (буквы О и А на конце наречий)

1

18

Анализ и комментирование орфограмм наречия (дефис между частями слова в наречиях)

1

19

Анализ и комментирование орфограмм наречия (слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных)

1

20

Анализ и комментирование орфограмм наречия (Ь после шипящих на конце наречий)

1

21

Дифференциация изученных орфограмм наречия.

1

22

Анализ и комментирование орфограмм предлога (слитное и раздельное написание производных предлогов)

2

23

Дифференциация приставок и предлогов.

1

24

Анализ и комментирование орфограмм союза (слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ)

1

25

Дифференциация союзов и предлогов.

1

26

Дифференциация изученных орфограмм наречия, предлога, союза.

1

27

Распознавание частиц в предложении на практической основе.

1

28

Анализ и комментирование орфограмм частицы (раздельное и дефисное написание частиц)

1

29

Анализ и комментирование орфограмм частицы (отрицательные частицы НЕ и НИ)

1

30

Анализ и комментирование орфограмм частицы (различение частицы НЕ и приставки НИ)

1

31

Дифференциация частиц, приставок, союзов.

1

32

Анализ и комментирование орфограмм междометия (дефис в междометиях)

1

33

Повторение изученных орфограмм.

1

34

Тестирование.

1

ВСЕГО

36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 класса "В мастерской у пчёлки Майи".

В конспекте представлены различные логопедические задания, направленные на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на развитие тонкой моторики рук. В ходе занятия использу...

Презентация "Подгрупповое логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 классов "В мастерской у пчёлки Майи"

Презентация разработана в поддержку логопедического занятия. В ней представлены различные логопедические задания на развитие языкового анализа и синтеза, на развитие тонкой моторики рук,  зритель...

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения ( коррекция звукопроизношения + развитие речи) " Дикие животные и птицы. Подготовка к зиме. Звуки С и С\' в предложениях"

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №698 Московского района Санкт-Петербурга « Пансион»   Интегрированно...

Программно-методическое обеспечение Программа логопедических занятий для специальной (коррекционной) школы . Тематическое планирование логопедических занятий для 1 – 7 классов.

Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 час...

конспект логопедического занятия по коррекции письменной речи, коррекции слоговой структуры слова. для учащихся 4 класса с ОВЗ."Слоги. Слова. Профессии".

Материал включает презентацию, подробный конспект занятия, приложение - наглядный материал. Предназначен для учащихся 4 класса с ИН лёгкой степени. Материал может быть использован для занятий с учащим...

Коррекционно-развивающая программа логопедических занятий для обучающихся «Коррекция нарушений письма» (5 класс)

Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи. Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое разви...

«Применение моторной программы в структуре логопедического занятия по коррекции звукопроизношения»

Статья посвящена применению учителем-логопедом моторного планирования на логопедических занятиях по коррекции звукопроизношения. ...