Методические рекомендации по проведению групповых занятий с заикающимися на этапе закрепления навыков здоровой речи
методическая разработка на тему

Данные методические рекомендации предлагают форму организации занятий, краткое описание целей, задач, этапов и методов групповой работы. Кратко описываются приемы и методы создания доверительной обстановки в группе и методы создания коммуникации, способствующей эмоциональному созреванию заикающихся пациентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл групповая работа с заикающимися27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Афанасьева Е.С, Адонина Л.А.

Методические рекомендации по проведению групповых занятий с заикающимися на этапе закрепления навыков здоровой речи

Введение

Заикание - нарушение речи, неизбежно сопровождающееся различными невротическими изменениями и обычно нарушениями в коммуникативной сфере.     Нередко лечение продолжается годами, а проводимых мероприятий недостаточно для успешной абилитации человека. Речь может меняться, но отношение к собственной речи, стили поведения и эмоционального реагирования в различных ситуациях общения и на повседневные трудности остаются прежними. Следовательно, повышение качества жизни не происходит. Зачастую можно наблюдать, что исчезнувшие симптомы заикания возвращаются к пациенту снова. Также часты случаи, когда пациенты с заиканием могут свободно говорить в специально созданной ситуации общения, однако продолжают говорить с запинками в повседневной жизни или в стрессовых ситуациях.

Исходя из того, что заикание в большинстве случаев является логоневрозом, т.е. речевой формой невроза, понятна необходимость работы также и над эмоциональными трудностями пациентов и имеющимися проблемами с коммуникацией.

Психолого-педагогическая коррекция способствует улучшению техники речи, снижению фиксации на речевом дефекте, расширению коммуникативных и адаптационных возможностей.        

      Одним из эффективных методов работы можно считать работу в группе, в которой можно  свободно выражать мысли, исследовать эмоции, знакомиться с новыми моделями поведения, чувствовать принадлежность к коллективу, получить опыт в решении проблем, возникающих при межличностном взаимодействии. Так как занятие проходит в форме свободной дискуссии, участники постоянно могут использовать полученные речевые навыки,  всесторонне анализировать те случаи, когда заикание появляется вновь, и исследовать причины, вызывающие заикание.

Группа пациентов, страдающих заиканием, обладает рядом специфических черт: относительная гомогенность состава в сочетании с фиксацией на дефекте речи создает почву для повышенной псевдосплоченности на основе похожих жалоб и проблем, а значит, тормозится развитие моделирующей и коррекционной функций группы. Ожидания заикающихся в отношении лечения, зачастую подкрепленные опытом предыдущих обращений за помощью, обычно предполагают технические приемы  коррекции речи, суггестивную психотерапию, но никак не конфронтацию со своими личностными проблемами и конфликтами. Заикающиеся не только испытывают речевые и эмоциональные затруднения, но и отличаются тенденцией к монологическому высказыванию, своеобразным «коммуникативным эгоцентризмом». Поэтому групповая работа с заикающимися пациентами должна быть протяженной по времени и направленной на  формирование и развитие навыков эмоциональной коммуникации участников.

  1.   Состав и длительность группы

     Рекомендуемое количество  участников группы -  4-10 человек. Желательно, чтобы среди участников группы были женщины (известно, что заикание значительно больше распространено среди мужчин). Возраст участников от 18 и старше. Пациенты моложе 18 лет могут объединяться в отдельную группу. Состав участников группы необходимо по возможности оставлять постоянным, можно вводить в группу новых участников после обсуждения с действующими участниками группы.

        Обычно те пациенты, которые прошли общий курс коррекции речи, легко могут быть включены в такую работу. Полезно будет участие пациентам-заикающимся, имеющим логофобический синдром и без одного из его компонентов – речевых судорог, когда заикающийся может говорить гладко и в то же время испытывать страх.

      Длительность одного группового занятия – 1,5 часа. Групповые занятия проводятся раз в неделю.

 

  1. Цели и задачи группы

     Целью работы является педагогическая, психологическая и социальная адаптация логопедических пациентов.

      В процессе работы группы решаются следующие задачи:

-  закрепление навыков свободной речи,

-  уменьшение эмоционального напряжения, связанного с общением,

-  повышение эмоциональной компетенции,

- преодоление некоторых привычных стереотипов поведения, в том числе сформированных в связи с нарушенной речью, и усвоение новых стилей поведения.

     

   3.  Краткое описание этапов  групповой работы.

       Условно можно обозначить три этапа.

       На первом этапе работы обозначаются и обсуждаются цели, задачи, правила, режим работы, прочие технические вопросы.

        Одна из особенностей работы с пациентами в амбулаторных условиях состоит в том, что пациенты, испытывающие на занятиях слишком сильное напряжение, всегда имеют возможность избежать неприятных переживаний, прервав курс коррекции речи или часто пропуская встречи. Поэтому важно с первого занятия включить во взаимодействие всех участников, создать доброжелательную и безоценочную атмосферу. Также важно соблюдать временные границы и регулярность встреч.

     Второй этап является основным. Работа в группе  осуществляется в ходе свободного диалога. Участники учатся свободно выражать свои мысли, реакции, участвовать в диалогах, дискуссиях, возможно, в конфликтных ситуациях, неизбежно возникающих в ходе межличностного общения, проявлять инициативу во взаимодействии, распознавать и анализировать эмоции и коммуникацию, как собственные, так и согруппников, давать и получать обратные связи о своих поступках и эмоциях, наблюдать и анализировать групповые взаимодействия, таким образом повышая эмоциональную компетенцию и упражняясь в свободной речи.

В ходе этой работы постепенно выявляются и корректируются особенности поведения участников, мешающие им полноценно общаться в группе и, следовательно, в повседневной жизни.

У этого процесса пять стадий.

  1. Мы помогаем участнику увидеть, как он воздействует на окружающих, если он сам этого не видит. (Вы его обижаете)
  2. Мы помогаем участнику увидеть, как именно происходит это воздействие.
  3. Мы помогаем участнику понять, как это поведение вредит его коммуникации с окружающими. (Человек, которого вы обижаете, злится на вас и не хочет с вами общаться)
  4. Мы прибегаем к помощи группы при работе с сопротивлениями, не позволяющими увидеть что-то из вышеперечисленного.
  5. Мы помогаем участнику увидеть варианты иного поведения. (Если бы вы должны были рассказать Ане, что на самом деле к ней чувствуете, что бы вы сказали?)

У стороннего наблюдателя за сессией группы может сложиться впечатление, что все происходит случайно, однако эта видимость обманчива. Со стороны цель неочевидна, однако она должна структурировать и направлять весь процесс. То есть пищей для изучения становятся все высказывания отдельных участников, которые и составляют взаимодействие в группе – коммуникация мыслей и чувств и функционирование участников в соответствии с этими выражениями. В процессе работы группа анализирует особенности коммуникации участников и помогает выработать новые навыки общения.

Опыт группы дает возможность пациенту впоследствии функционировать определенными способами.

  1. Он дает всем участникам группы право говорить и слушать. Об этом свидетельствует демократическое распределение времени и внимания.
  2. Он своим поведением показывает, что ценит и уважает коммуникацию участников группы по поводу их проблем.
  3. Групповой опыт позволяет ему функционировать так, словно он признает ценность принадлежности к группе.
  4. Его манера держаться отражает принятие того факта, что эмоциональные проблемы есть у всех.
  5. Своим поведением он показывает, что признает различие точек зрения и установок окружающих.

       На третьем, завершающем, этапе обсуждаются результаты проведённой работы, отмечаются происшедшие изменения, как в групповых взаимодействиях, так и каждого участника индивидуально; обсуждается полученный опыт и реакции участников в связи с окончанием групповой работы.

     4. Роли ведущего группы и ее участников

      Ведущий  организует регулярную и постоянную возможность встреч участников, следит за соблюдением временных границ, следит за  соблюдением правил группового взаимодействия и постепенно обучает членов группы этому, помогает группе вовлечь в процесс коммуникации всех участников, показывает значимость и влияние  эмоций в процессе общения, обучает распознавать и анализировать обнаруженные чувства и происходящие процессы в коммуникации в текущем же моменте. Ведущий применяет в речи мягкую интонацию, позволяет участникам перебивать себя, приучает к самостоятельному ведению разговора, к ощущению значимости их собственных высказываний.

      Ожидается, что участники регулярно посещают занятия, соблюдают основные правила, речевая активность каждого из участников группы примерно одинакова в течение встречи. Они занимаются самоисследованием и наблюдают за поведением и эмоциями других участников, дают обратную связь и получают её. Могут в связи с этим изменять поведение и оценку собственных поступков, возможностей, эмоций, самооценку.

5.Некоторые методы, применяемые при работе в группе

Эмоциональное подпитывание

Часто пациент нуждается в получении определенных эмоций, таких, как одобрение, восхищение, чувство принадлежности к сообществу, и группа может обеспечить ему эти чувства. Группа также может помочь пережить в безопасной обстановке тяжелые и неприятные чувства, с которыми обычно пациент избегает соприкасаться.

«Наведение мостов»

Ведущий помогает участникам говорить друг о друге, о чувствах и мыслях друг друга, включая в разговор как можно больше участников группы. Для этого ведущий спрашивает одного участника, что он думает о чувствах и мыслях другого участника. Это стимулирует к разговору обоих участников, к ним могут присоединиться и другие.

Прогрессивная эмоциональная коммуникация

Участники группы учатся говорить о своих чувствах по отношению к окружающим, избегая оценок, осуждения и грубости. Поощряется называние участниками своих эмоций вместо вынесения суждений.

Анализ сопротивлений, мешающих коммуникации

Группа при помощи ведущего выявляет особенности общения пациента, разрушающие коммуникацию, и помогает найти другие способы установления эмоционального контакта с участниками группы.

  1.  Ожидаемые результаты

      Ожидается, что в результате работы расширится диапазон ситуаций, в которых пациенты будут способны пользоваться свободной плавной речью, в связи с повышением эмоциональной  устойчивости, появлением новых стилей поведения, развитием коммуникативных способностей и эмоциональной компетенции.

Рекомендации по подготовке и сопровождению групповой работы.

        Специалисту необходимо пройти обучение ведению группы. Неоценимую помощь может оказать собственный опыт участия в группах, способствующих развитию эмоциональной коммуникации.

     Рекомендуется регулярная консультативная помощь других специалистов – логопедов, психологов, психотерапевтов  (интервизорские, супервизорские группы) для лучшего понимания динамики группы, изменений, происходящих с ее участниками, решения проблем, возникающих в работе с группой. Важно постоянно координировать работу всех специалистов, занимающихся обследованием и лечением заикающихся, продумывать сочетание различных методов коррекции с учетом индивидуальных особенностей каждого пациента. При такой взаимодополняющей работе работа в группах становится эффективно действующим инструментом в рамках комплексной психолого-медико-педагогической системы коррекции заикания.

Литература:

  1. Миссуловин Л.Я. Заикание, учебное пособие. – СПб, 1999
  2. Миссуловин Л.Я. Патоморфоз заикания. – СПб, 2002
  3. Кьел Рудестам. Групповая психотерапия. -  СПб, 1999        
  4. Шкловский В.М. Заикание. – М., 1994
  5. Шевцова Е.Е. Преодоление рецидивов заикания. - М.,2005
  6. Louis R. Ormont. Cultivating the Observing Ego in the Group Setting. – International Journal of Group Psychotherapy, 45 (4), 1995
  7. Hyman Spotnitz. The Concept of Goals in Group Psychotherapy, 1985


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению открытого занятия

Методические рекомендации по проведению открытого занятия...

Методические рекомендации по проведению музыкальных занятий в МДОУ

Музыка как часть культуры, искусство, отражающее окружающую действительность в звуковых художественных образах, является одним из средств воспитания и развития детей дошкольного возраста. Необхо...

Методические рекомендации по проведению практических занятий по дисциплине "Менеджмент"

Данные материалы предназначены для проведения практических занятий по дисциплине "Менеджмент"для специальности "Менеджмент".Помогают преподавателю формулировать и выполнять цели урока и проводить заня...

Методические рекомендации по проведению практического занятия по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для студентов специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания составлены для проведения практического занятия по учету операций по продаже готовой продукции и финансовых результатов. Вводу и редактированию информации, формированию отч...

Методические рекомендации по проведению открытых занятий и мастер-классов в УДОД

Данный материал создан с целью систематизации знаний педагога дополнительного образования по организации, проведению и анализу открытых заниятий и мастер-классов. Помощь в определении различий в прове...

Методические рекомендации по проведению групповой консультации

Методические рекомендации по проведению групповой консультации по теме: «Принятие управленческих решений» по дисциплине: Менеджмент специальность 100701 «Коммерция (по отраслям)...

Методические рекомендации по проведению практического занятия - психологический тренинг невербальных навыков «Угадай эмоцию».

Мной разработаны методические рекомендации по проведению практической работы - тренинга "Угадай эмоцию" -  в рамках практических занятий по дисциплине "Психология общения"....