Методические рекомендации по проведению музыкальных занятий в МДОУ
материал (музыка) по теме

Яковлева Марина Валентиновна

 

Музыка как часть культуры, искусство, отражающее окружающую действительность в звуковых художественных образах, является одним из средств воспитания и развития детей дошкольного возраста. Необходимо приобщать ребёнка к культуре и музыкальному искусству, развивать музыкально-художественную  деятельность. Основными видами музыкально-художественной деятельности  являются восприятие музыки (слушание), исполнение музыки (пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование), элементарное музыкальное творчество.

Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

Задачи:

  • Развивать музыкально-художественную деятельность;
  • Приобщать к музыкальному искусству;
  • Развивать музыкальность детей;
  • Развивать способность эмоционально воспринимать музыку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendaciidocx.docx50.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Липецкой области

Государственное (областное) бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Лебедянский педагогический колледж

(Г(О)БОУ СПО Лебедянский педагогический колледж)

ПЦК музыкальных дисциплин

Методические рекомендации

\по проведению музыкальных занятий в МДОУ

Преподаватель Яковлева М. В.

Лебедянь 2012


Музыка как часть культуры, искусство, отражающее окружающую действительность в звуковых художественных образах, является одним из средств воспитания и развития детей дошкольного возраста. Необходимо приобщать ребёнка к культуре и музыкальному искусству, развивать музыкально-художественную  деятельность. Основными видами музыкально-художественной деятельности  являются восприятие музыки (слушание), исполнение музыки (пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование), элементарное музыкальное творчество.

Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

Задачи:

  1. Развивать музыкально-художественную деятельность;
  2. Приобщать к музыкальному искусству;
  3. Развивать музыкальность детей;
  4. Развивать способность эмоционально воспринимать музыку.

Программно-методическое обеспечение

Автор

Название

Издательство

Каплунова И.М.

Новоскольцева И.А.

Ладушки

СПб ООО Музыкальная палитра, 2001

Буренина А.И.

Ритмическая мозаика

СПб ЛОИРО, 2000

Буренина А.И.

Топ-хлоп, малыши

М. Линка – Пресс, 2005

Кононова Н.Г.

Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах

М. Просвещение, 1990

Зимина А.И.

Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста

М.. Просвещение. 2004

Комиссарова Л.Ю.

Наглядно-дидактические средства музыкального воспитания дошкольников

М. Просвещение, 2001

Орлова Д.Е.

Учите детей петь, 5-6 лет

М. Просвещение. 1996

Орлова Д.Е.

Учите детей петь, 6-7 лет

М. Просвещение 1996

Бекина С.И.

Музыка и движение, 5-6 лет

М. просвещение  1983

Ледяйкина Е.Г.

Праздники для современных малышей

Ярославль академия развития 2002

Радынова О.П.

Музыкальные шедевры

СПб Гном 2004


Группа раннего возраста

Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Начинает проявлять интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям).

Вторая младшая группа

Музыкально-художественная деятельность детей продолжает носить синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит в синтезе искусств при организации практической деятельности (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.). Совершенствуется звукоразличение, слух: ребёнок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко — тихо, высоко — низко и пр.). Он может осуществлять элементарный музыкальный анализ (замечает изменения в звучании звуков по высоте, громкости, разницу в ритме). Начинает проявлять интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям).

Средняя группа

В музыкально-художественной деятельности дети эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжет музыкального произведения, понимать музыкальные образы. Активнее проявляется интерес к музыке, разным видам музыкальной деятельности. Дети эмоционально откликаются на звучание музыкального произведения, увлечённо говорят о нём (о характере музыкальных образов и повествования, средствах музыкальной выразительности, соотнося их с жизненным опытом). Музыкальная память позволяет детям запоминать, узнавать и даже называть любимые мелодии. Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на детском музыкальном инструменте, воспроизвести простой ритмический рисунок). Дети делают первые попытки творчества: создать танец, придумать игру в музыку, импровизировать несложные ритмы марша или плясовой.

Старшая группа

В старшем дошкольном возрасте происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей: формируются начальные представления о видах и жанрах музыки, устанавливаются связи между художественным образом и средствами выразительности, используемыми композиторами, формулируются эстетические оценки и суждения, обосновываются музыкальные предпочтения, проявляется некоторая эстетическая избирательность. При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).

Подготовительная группа

Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей). Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально художественной деятельности. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.


Группа раннего возраста

Направления работы

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьёй

Слушание:

Обогащение, освоение, развитие слушательского опыта; слуховой сосредоточенности; умения различать  элементарный характер музыки, понимать простейшие музыкальные образы

Формы работы

Занимательная деятельность по музыкальному развитию:

-традиционные

-сюжетно-игровые

-доминантные

-интегрированные

Слушание соответствующей

возрасту народной,

классической, детской

музыки.

Создание соответствующей предметно-развивающей среды

Слушание музыкальных песен и сказочек

Беседа, консультация

Открытый просмотр

Совместные игры

Встречи по заявкам

Просмотр праздника

Совместный досуг

Мастер-класс

Развитие музыкально-слуховых представлений Обогащение, освоение,

развитие звукового сенсорного опыта

Экспериментирование со

звуками.

Музыкально-дидактическая игра

Музыкально-дидактическая игра

Игровое упражнение

Музыкально-ритмические движения:

  1. Упражнение
  2. Основное танцевальное движение
  3. Игра

Разучивание музыкальных

игр и танцев. Совместная пляска, игра, хоровод

Подвижная игра, хоровод с имитацией  игрового образа, подражательные движения под музыку

Пение

Развитие элементарных вокальных певческих умений в процессе подпевания взрослому

Совместное пение, подпевание

Самостоятельное пение в сюжетно-ролевой  игре и повседневной деятельности

Игра на детских музыкальных инструментах

Развитие  опыта манипулирования с предметами, звукоизвлечения; умения сравнивать разные по звучанию предметы

Музыкальное упражнение

Шумовой оркестр

Музыкальная игра

Игровое упражнение

Подражательное движениеЭкспериментирование

Творчество

Обогащение, освоение, развитие умений импровизировать простейшие музыкально-художественные образы в танцах

Музыкальная подвижная игра, хороводы

Музыкальная игра

Хоровод

Сюжетно-ролевая игра


Вторая младшая группа

Направления работы

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьёй

Формы работы

Слушание:

Обогащение слушательского опыта; развитие эмоционального отклика, умения различать весело-грустно, громко-тихо, быстро-медленно; отражать настроение музыки в движении, различать колыбельную, пляску, марш; развивать воображение, творчество.

Занимательная деятельность по музыкальному развитию:

-традиционные

-сюжетно-игровые

-интегрированные

-тематические

Слушание соответствующей

возрасту народной,

классической, детской

музыки.

Создание

соответствующей

предметно-

развивающей среды

Слушание музыкальных песен и сказочек

Беседа, консультация

Открытый просмотр

Совместные игры

Встречи по заявкам

Просмотр праздника

Совместный досуг

Мастер-класс

Семейный концерт

Домашнее музицирование

Развитие музыкально-слуховых представлений Обогащение, освоение,

развитие звукового сенсорного опыта, развитие чувства ритма

Экспериментирование со

звуками.

Музыкально-дидактическая игра

Музыкально-дидактическая игра

Игровое упражнение

Речевые попевки

Музыкально-ритмические движения:

  1. Основное движение

Высокий шаг, бег, прыжки, ходьба врассыпную, махи руками, шаг на всей ступне, простейшие образные движения

  1. Танцевальное движение

Поворот кистей, полупрясяд, кружение, подпрыгивание на месте, притопы, топающий шаг, полуприсяд.

  1. Пляска, игра, хоровод

Изменять движение со сменой характера, заканчивать с окончанием музыки

Разучивание музыкальных

игр и танцев.

Совместная игра, пляска, хоровод

Подвижная игра, хоровод с имитацией  игрового образа, подражательные движения под музыку

Пение

Развитие элементарных вокальных певческих умений в процессе подпевания взрослому (передавать звукоподражание, брать дыхание , передавать в интонациях характер песни)

Пение по образцу, совместное пение, подпевание

Самостоятельное пение в сюжетно-ролевой  игре и повседневной деятельности

Игра на детских музыкальных инструментах

Развитие  опыта

звукоизвлечения;

умения ритмично играть на доступных музыкальных инструментах

Шумовой оркестр

Музыкальное упражнение

Речевая игра

Музыкальная игра

Игровое упражнение

Подражательное движение

Экспериментирование

Творчество

Обогащение, освоение, развитие умений импровизировать простейшие музыкально-

художественные образы в музыкальных играх и

танцах, исполнять доступный репертуар самостоятельно

Сюжетная музыкальная подвижная игра,

Хороводы

Музыкальная игра

Хоровод

Сюжетно-ролевая игра


Средняя группа

Направления работы

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьёй

Формы работы

Слушание

Обогащение, освоение опыта слушания музыки, музыкальных впечатлений, слушательской культуры, умений интерпретировать характер музыкальных образов, ориентируясь в средствах их выражения понимать и интерпретировать выразительные средства( тембр, динамика, темп, регистр, жанр, характер).

Занимательная деятельность по музыкальному развитию:

-традиционные

-сюжетно-игровые

-интегрированные

-тематические

Музыкально- дидактическая игра.

Беседа интегративного

характера.

Интегративная

деятельность

Создание

соответствующей

предметно-

развивающей среды

Слушание музыки,

сопровождающей

проведение

режимных моментов

Беседа, консультация

Открытый просмотр

Совместные игры

Встречи по заявкам

Просмотр праздника

Совместный досуг

Мастер-класс

Семейный концерт

Домашнее музицирование

Развитие музыкально-слуховых представлений 

 Обогащение, освоение, развитие звукового сенсорного опыта, развитие чувства ритма. Развитие представлений о свойствах музыкального звука

Музыкальное упражнение

Экспериментирование со

звуками.

Музыкально-дидактическая игра

Музыкально-дидактическая игра

Игровое упражнение

Речевые попевки

Музыкально-ритмические движения:

Обогащение, освоение, развитие двигательного восприятия метроритмической основы музыкальных произведений

  1. Основное движение

Прыжки, бег, махи руками, маршировка, мягкий шаг, с высоким поднимание колена, полуприсяд,  хлопки, притопы, кружение действия с предметами

  1. Танцевальное движение

По одному, по кругу, в паре

  1. Пляска, игра, хоровод

Хороводный шаг, соблюдать правила хоровода и игры, сочетать пение с движением

Разучивание музыкальных

игр и танцев.

Двигательный,

пластический,

танцевальный этюд

Музыкальная

подвижная игра.

Интегративная

деятельность.

Концерт-импровизация

(на прогулке)

Пение

Развитие координации слуха и голоса; певческих навыков (чистоты, интонирования, дыхания,

дикции, слаженности)

Совместное и индивидуальное

музыкальное исполнение.

Музыкальное упражнение.

Попевка. Распевка.

Самостоятельное пение в сюжетно-ролевой  игре и повседневной деятельности

Игра на детских музыкальных инструментах

Развитие  опыта  звукоизвлечения; умения ритмично играть на доступных музыкальных инструментах (соло, ансамбль, шумовой оркестр)

Музыкальное упражнение

Совместное музицирование

Шумовой оркестр

Музыкальная игра

Игровое упражнение

Подражательное движение

Экспериментирование

Творчество

Обогащение, освоение, развитие потребности и желания пробовать себя в попытках самостоятельного исполнительства; умений выбирать предпочитаемый вид исполнительства;

умений переносить накопленный опыт музыкально-художественной деятельности в самостоятельную

деятельность; умений импровизировать, проявляя творчество в процессе исполнения музыки

Творческое задание.

Концерт-импровизация

Музыкальная игра

Хоровод

Сюжетно-ролевая игра


Старшая группа

Направления работы

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьёй

Формы работы

Слушание

Обогащение, освоение, развитие представлений об

эмоциональных состояниях и чувствах, способах их

выражения; опыта слушания музыки, музыкальных впечатлений, слушательской культуры; представлений о средствах музыкальной выразительности, о жанрах и музыкальных направлениях; понимания характера музыки

Занимательная деятельность по музыкальному развитию:

-традиционные

-сюжетно-игровые

-интегрированные

-доминантные

-тематические

Слушание соответствующей

возрасту народной, классической, детской музыки.

Музыкально-

дидактическая игра.

Беседа

Создание

соответствующей

предметно-

развивающей среды

Слушание музыки,

сопровождающей

проведение

режимных моментов

Беседа, консультация

Открытый просмотр

Совместные игры

Встречи по заявкам

Просмотр праздника

Совместный досуг

Мастер-класс

Семейный концерт

Домашнее музицирование

Развитие музыкально-слуховых представлений Обогащение, освоение, развитие звукового сенсорного опыта, развитие чувства ритма

Развитие представлений о свойствах

музыкального звука;

Экспериментирование со

звуками.

Музыкально-дидактическая игра

(интегративного характера,

Элементарного музыковедческого содержания).

Интегративная

деятельность

Музыкально-дидактическая игра

Игровое упражнение

Музыкально-ритмические движения:

Обогащение, освоение,развитие умений использовать музыку для передачи собственного

настроения; танцевальных умений

  1. Основное движение

Прыжки, бег, спокойный шаг, поскоки,   пружинящий шаг, прямой галоп, действия с предметами

  1. Танцевальное движение

По одному, по кругу, в паре, тройке, с перестроениями

  1. Пляска, игра, хоровод

Элементы русского танца, игровые образы

Разучивание музыкальных

игр и танцев.

Совместное и

индивидуальное

музыкальное

исполнение.

Музыкальное

упражнение.

Двигательный,

пластический,

танцевальный этюд

Музыкальная

подвижная игра.

Интегративная

деятельность.

Концерт-

импровизация

(на прогулке)

Пение

Развитие координации слуха и голоса; певческих навыков (чистоты, интонирования, дыхания,

дикции, слаженности)

Совместное и индивидуальное

музыкальное исполнение.

Музыкальное упражнение.

Попевка. Распевка.

Самостоятельное пение в сюжетно-ролевой  игре и повседневной деятельности

Игра на детских музыкальных инструментах

Развитие  опыта  звукоизвлечения;

умения ритмично играть на доступных музыкальных инструментах (соло, ансамбль, шумовой оркестр)

Музыкальное упражнение

Ритмическая игра

Шумовой оркестр

Мелодический ансамбль

Сольное исполнение

Музыкальная игра

Игровое упражнение

Подражательное движение

Экспериментирование

Творчество

Обогащение, освоение, развитие: умений самостоятельного, сольного исполнения; умений импровизировать, проявляя творчество в процессе изменения окончания музыкальных произведений;

умений разворачивать игровые сюжеты по мотивам

музыкальных произведений

Творческое задание.

Концерт-

Импровизация

Музыкальная

сюжетная игра

Музыкальная игра

Хоровод

Сюжетно-ролевая игра


Подготовительная группа

Направления работы

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьёй

Формы работы

Слушание

Обогащение, освоение, развитие представлений о многообразии музыкальных форм и жанров, композиторах и их музыке; опыта слушания музыки, музыкальных впечатлений, слушательской культуры; умений элементарного музыкального анализа

Занимательная деятельность по музыкальному развитию:

-традиционные

-сюжетно-игровые

-интегрированные

-доминантные

-тематические

Слушание соответствующей

возрасту народной, классической, детской музыки.

Музыкально-

дидактическая игра.

Беседа интегративного музыковедческого содержания

Создание

соответствующей

предметно-

развивающей среды

Слушание музыки,

сопровождающей

проведение

режимных моментов

Беседа, консультация

Открытый просмотр

Совместные игры

Встречи по заявкам

Просмотр праздника

Совместный досуг

Мастер-класс

Семейный концерт

Домашнее музицирование

Развитие музыкально-слуховых представлений

 Обогащение, освоение, развитие звукового сенсорного опыта, развитие чувства ритма. Развитие представлений о свойствах

музыкального звука;

Экспериментирование со

звуками.

Музыкально-дидактическая игра

(интегративного характера,

Элементарного музыковедческого содержания).

Интегративная

деятельность

Музыкально-дидактическая игра

Игровое упражнение

Музыкально-ритмические движения:

Обогащение, освоение,развитие умений использовать музыку для передачи собственного

настроения; танцевальных умений

  1. Основное движение

Прыжки, бег, спокойный шаг, поскоки,   пружинящий шаг, прямой галоп, действия с предметами

  1. Танцевальное движение

По одному, по кругу, в паре, тройке, с перестроениями

  1. Пляска, игра, хоровод

Элементы русского танца, игровые образы

Разучивание музыкальных

игр и танцев.

Совместное и

индивидуальное

музыкальное

исполнение.

Музыкальное

упражнение.

Двигательный,

пластический,

танцевальный этюд

Музыкальная

подвижная игра.

Интегративная

деятельность.

Концерт-

импровизация

(на прогулке)

Пение

Развитие координации слуха и голоса; певческих навыков (чистоты, интонирования, дыхания,

дикции, слаженности)

Совместное и индивидуальное

музыкальное исполнение.

Музыкальное упражнение.

Попевка. Распевка.

Самостоятельное пение в сюжетно-ролевой  игре и повседневной деятельности

Игра на детских музыкальных инструментах

Развитие  опыта  звукоизвлечения;

умения ритмично играть на доступных музыкальных инструментах (соло, ансамбль, шумовой оркестр)

Музыкальное упражнение

Ритмическая игра

Шумовой оркестр

Мелодический ансамбль

Сольное исполнение

Музыкальная игра

Игровое упражнение

Подражательное движение

Экспериментирование

Творчество

Обогащение, освоение, развитие: умений самостоятельного, сольного исполнения; умений импровизировать, проявляя творчество в процессе изменения окончания музыкальных произведений;

умений разворачивать игровые сюжеты по мотивам музыкальных произведений, умений комбинировать и создавать элементарные оригинальные фрагменты мелодий, танцев

Творческое задание.

Концерт-импровизация

Музыкальная

сюжетная игра

Музыкальная игра

Хоровод

Сюжетно-ролевая игра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению открытого занятия

Методические рекомендации по проведению открытого занятия...

Методические рекомендации по проведению практических занятий по дисциплине "Менеджмент"

Данные материалы предназначены для проведения практических занятий по дисциплине "Менеджмент"для специальности "Менеджмент".Помогают преподавателю формулировать и выполнять цели урока и проводить заня...

Методические рекомендации по проведению практического занятия по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для студентов специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания составлены для проведения практического занятия по учету операций по продаже готовой продукции и финансовых результатов. Вводу и редактированию информации, формированию отч...

Методические рекомендации по проведению открытых занятий и мастер-классов в УДОД

Данный материал создан с целью систематизации знаний педагога дополнительного образования по организации, проведению и анализу открытых заниятий и мастер-классов. Помощь в определении различий в прове...

Методические рекомендации по проведению практических занятий по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» и внеклассной работе по направлению «Туризм и краеведение»

Методические рекомендации по определению сторон света по часам , времени по компасу, а также примеры контрольно-измерительных материалов для проверки ЗУН, а также для использования при проведении меро...

Методические рекомендации по проведению групповых занятий с заикающимися на этапе закрепления навыков здоровой речи

Данные методические рекомендации предлагают форму организации занятий, краткое описание целей, задач, этапов и методов групповой работы. Кратко описываются приемы и методы создания доверительной обста...

Методические рекомендации по проведению профилактических занятий в рамках программы «Соревнование классов, свободных от курения».

Проведение профилактических занятий помогает учащимся не только узнать новую информацию о здоровом образе жизни, но также лучше познать себя. Предлагаемая схема взаимодействия «класс – куратор – коорд...