"Использование игровых приемов при постановке звуков"
методическая разработка по теме

Новикова Лилия Назметдиновна

Этапы работы постановки звуков -с, -ш. Дифференциация звуков -с, -ш.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etapy_raboty_po_zvukoproiznosheniyu.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Использование игровых приемов при постановке звуков"

                                                                                       

      Для того, чтобы успешно решать коррекционные задачи, учителя-логопеды широко используют разнообразный наглядно-дидактический материал, помня о том, что слово, связанное с восприятием предмета, усваивается легче.

                        Не повторял ли в течение  всей своей жизни  К.Д.Ушинский, что наглядности при обучении никак не отделить от обучения родному языку, что главную цель наглядного обучения составляет упражнение наблюдательности, логического мышления и развития умения выражать свои выводы и наблюдения в словах.

                          Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминание. Сделать обучение наглядным - значит создать у ребенка зрительные образы, обеспечить восприятие окружающего, включить непосредственно в практическую деятельность, связать  обучение с жизнью.                                                                                                                                                                                                                                                                       Формирующий этап проводится  с целью преодоления нарушений звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.

На данном этапе логопедическая работа  организуется с учетом структуры речевого дефекта, учитываются произносительные возможности ребенка.

Например. детям,  находящимся на этапе постановки звука с, были предложены следующие задания:

- артикуляционная гимнастика

- пальчиковая гимнастика

- дыхательная гимнастика.

Дальше работу продолжаем, выполняя упражнение «Насос». Цель - добиваться правильного изолированного, длительного произношения звука с.  Возьмём насос, и будем накачивать шину. Воздух выходит из насоса и сердито свистит: «с с с».

После того как у детей появился изолированный звук с, мы переходим к упражнениям на закрепление изолированного звука. Для этого  использую игру «Договори слово». Ребёнку предлагается договаривать слова - произнося последний звук. При этом ребенок должен был выбрать нужную картинку.

Ча…(с)

Ле…(с)

Но…(с) ква…(с)

Ри…(с)

После успешного закрепления изолированного звука мы переходим к следующему этапу - автоматизация звука в слогах.

Сначала использовались упражнения, в которых нужно было произнести звук с в прямых слогах.

Упражнение «Произнеси слоги»

Инструкция: Я показываю ребенку карточку со слогом, он должен слог проговорить четко, медленно и при этом придумать слова с этим слогом или показать картинку. Например: Са-д, са-ни и т.д. Со-к, со-м и т.д. И так со всеми слогами.

«Доскажи словечко». Ребёнку предлагалось договорить слово, произнося слог (са).

Инструкция:  показываю ребенку картинку, даю устную инструкцию                    « я начну, а ты продолжи»

Ли…(са) ро…(са) плак…(са)

Ко…(са)

Добавляя слог (сы).

Инструкция: На столе лежат картинки в единственном числе у логопеда, во множественном числе у ребенка. Я показываю ребенку картинку, где предмет нарисован в единственном числе, выбери картинку, где этих предметов много.

Например: Оса - осы

О…(сы) ко…(сы)

У…(сы) ве…(сы)

Бу…(сы) но…(сы)

После закрепления звука с в прямых слогах мы перешли к упражнениям - произнесение звука с в обратных слогах. Для этого использовала следующие задания.

«Произнеси слоги» ас - ос - ус - ыс    ыс - ус - ос - ас

яс - ёс - юс - ис     ес - ис - ос - ёс

После того, когда звук с был автоматизирован в слогах, мы перешли на этап автоматизации данного звука в словах.

На автоматизацию звука с в словах предлагаются такие задания, как «Произнеси слово»

Инструкция: Предлагается наглядный материал картинки. Просим ребенка произнести слова четко, медленно, что нарисовано на картинке.

Сад,  квас

Сок, сом, нос,

Суд, сук ус, уксус

Сын, сыр,

Упражнение «Назови второй слог, а потом всё слово»

Инструкция: Предлагается наглядный материал картинки (слоги). Логопед показывает ребенку слоги, он повторяет и раскладывает перед ним, полученное слово проговаривает. Просим ребенка произнести слова четко, медленно, что нарисовано на картинке. И еще раз произнести второй слог.

Ко - су - ля   ко - сын - ка

По - су - да    ле - со - чек

Ри - су - нок   ку - со чек

Упражнение «Повтори»

Инструкция: Мы проговариваем вместе с детьми слоги, а затем показывается картинка и ребенок самостоятельно проговаривает это слово.

Са - са - коса    са - са - колбаса

Са - са - оса   су-су- лису

Сы - сы - бусы    со - со - колесо

Со - со - соки    сы - сы - осы

В игре «Магазин» мы упражняемся в правильном произношении звука  с в словах, выделяя его более длительным произношением.

Детям предлагается поиграть в магазин. Для этого дети должны, придя в магазин выбрать игрушку (в названии которой есть звук, с), которую хотят купить, показывая всем детям громко её назвать.

«Что есть в магазине?» (сахар, сок, соль, колбаса, масло, весы)

В этих же целях  использую игру «Знаешь ли ты?»

Детям предлагаются вопросы, на которые помогают ответить картинки лежащие на столах. Тот, кто нашел правильный ответ на вопрос, выходит и чётко называет предмет, изображённый на картинке. Вопросы:

«На чём можно ездить?» (самокат, санки, коляска, и т. д.)

«Кто живёт в зоопарке?» (сова, сом, слон, лиса, суслик)

После того как дети назвали правильно предметы и животных, изображённых на картинках, они должны были ответить на вопрос: «Какой звук повторялся во всех этих словах?»

Упражнение «Замени первый звук в слове на звук с»

Инструкция: Я даю детям по две карточки, сначала ребенок произносит первую карточку, затем вторую и  спрашиваю, в чем разница, какой мы звук заменили на какой и где(вначале)?

Бок - сок   бор - сор

Дом - сом   лук - сук    мода - сода

«Замени последний звук в слове на звук с»

Инструкция:  даю детям по две карточки, сначала ребенок произносит первую карточку, затем вторую и  спрашиваю, в чем разница, какой мы звук заменили на какой и где(в конце )?

бак - бас нож - нос   морж - морс и т.д.

Для постановки звука "л", также проводятся подготовительные упражнения, затем начинаем с изолированного звука, выполняя упр-ие "Полетим на самолете" л-л-л  -  длительное произнесение звука л.

Следующий этап: произнесение звука  л  в слогах, можно использовать с наглядностью и  провести в игровой форме. Например, положить карточку с тремя грибочками и ребенок столько раз произнесет слог  ла, затем карточку с 4-мя цветами, где надо произнести 4 раза слог   ло  и т.д. увеличивая кол-во предметов и меняя слоги /лу, лы, лэ/.

Следующее упр-ие "Запомни, повтори" /произнесение прямых и обратных слогов/

ла - ло - лу - лы ла - лу - ло - ла

ло - лу - ла - лы ла - лы - лу - ло

(произнесение звука в обратных слогах)

ал - ол - ул - ыл ыл - ул - ол - ал

ал - ял - ол ёл - ол - ул.

Игра "Разложи картинки" /по звуковым линейкам/

На столе разложены картинки со звуком  л  в начале слова, в середине и в конце, Ребенок раскладывет их по звуковым линейкам.

Лапа. лук. луна

пила, вилы

стол, стул, пенал и т.д.

Затем  проводятся упр-ия со стечением согласных.

 Игра "Подбери слово"

Инструкция:  предлагаю ребенку словосочетания, где первое слово говорю я, а второе показываю на картинке и ребенок продолжает. Например: Карие глаза, большой класс, красный флаг и т.д.

Упр-ие "Подбери предмет к действию"

Инструкция: Произнесение слова сопровождается показом картинки.

Логопед начинает: лаял кто? ребенок подбирает картинку пес и повторяет все словосочетание /лаял пес/ , кот лакал, мальчик пел. папа колол и т.д.

Игра "Закончи предложение» - дополнить предложения по картинкам. Ребёнку предлагается закончить предложение, найдя соответствующую картинку. Например:

Дядя Лука копает клумбу (лопатой).

Володя и Слава плывут на (лодке).

Клава мыла ладони (мылом).

Володя поехал на (велосипеде).

Для автоматизации звука  ш  можно использовать следующие игровые упр-ия:

«Закончи предложение» - ребёнку предлагается закончить предложение, произнося последнее слово в нём, отчётливо проговаривая звук.

Я иду, и ты …(идёшь).

Я пою, и ты …(поёшь).

Я несу, и ты …(несёшь).

Я беру, и ты …(берёшь).

«Исправь ошибку» - ребёнку предлагается послушать стихи, в которых надо исправить ошибку, меняя последнее слово. /по картинкам - подсказкам/

С другом мы играем в … чашки,

Пили чай из бело … шашки!    

                                                                                                                                                                                                         

 Вылезла из норки … шишка,

На неё упала … мышка!

Мы с сестрой посуды …шили,

И наряды куклам … мыли!

Игра «Угадай, что в руке». На столе стоят предметы. Дети рассматривают и называют их. После того, как предметы убираются, дети по очереди подходят к столу. Сзади в руку ребёнка даётся один предмет, который надо на ощупь определить и назвать (шапка, мишка, карандаш, камешки, шнурок, шарик и др.). обращать  внимание на то, чтобы ребёнок выделял звук ш в словах, произнося его чуть длительнее других звуков.

После того, как звук ш  автоматизирован в словах, детям можно предложить задания на автоматизацию звука ш в слогах, в словах и в предложениях.

Инструкция: Дети сначала слушают слоги, затем показываю картинки с этими слогами и ребенок произносит слова, затем  ребенку предлагаю повторить предложения.

«Повтори, чётко произнося ш»

ша - ша - ша, ша - ша - ша,

шапка, шайба, шар, лапша.

Ши - ши - ши, ши - ши- ши,

Шило, шина, малыши.

Ша - ша - ша, ша - ша - ша,

Наша Маша хороша.

Звук ш мы автоматизировали в предложениях, но детям трудно различать звуки ш и с, потому что язык ещё не приучился быстро менять рабочее положение при произнесении слов со смешиваемыми звуками. Поэтому требуется дифференциация этих звуков.

Цель данного этапа - научить ребенка правильно распознавать и узнавать смешиваемые звуки.

Работу мы начинаем с различия звуков как по акустическим, так и по артикуляционным их свойствам. Работа заключается в том, что мы сопоставляем и выделяем их основные признаки: например, холодный воздух выходит из насоса и свистит (с, с, с) - когда мы произносим звук с, язык лежит за нижними зубами;  и тёплый воздух идет когда шипит змея  (ш, ш, ш) - когда мы произносим звук ш, язык поднимается вверх.

На развитие фонематического слуха предлагается задание «Разложи правильно» - ребёнок рассматривает предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки с и  ш, которые надо  разложить на две части. К Картинке насос слова со звуком  с , а к картинке со змеей - слова со звуком  ш.

Игра «Покажи». Детям показать и называть предметные картинки. Ребёнок должен показать ту картинку, которая соответствует названию. (Миска - мишка, каска - кашка, ска - Машка, крыса - крыша).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых приемов для развития артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи.

Дефекты речевой моторики у детей с различными нарушениями речи выражаются по-разному: в ограни­чении подвижности языка, губ, челюсти, в нарушении переключения с одного артику­ляционного уклада н...

Использование игровых приемов при развитии координации движений на уроках ритмики у детей с нарушениями интеллекта

Элемент игры  очень важен на   занятиях  ритмикой. Ведь само по себе обучение не всегда привлекает детей с ограниченными возможностями здоровья.  Упражнения развивают чувство ...

Использование игровых приемов (брошюра)

 Использование игровых приемов на уроках истории в 5 – 6 классах как метод стимулирования познавательной деятельности  учащихся и развития интереса к предмету...

Сообщение «Использование игровых приемов по предметно-практической деятельности на занятиях для детей с ТМН с использованием методов альтернативной коммуникации»

«Использование игровых приемов по предметно-практической деятельности на занятиях для детей с ТМН с использованием методов альтернативной коммуникации»...

Игровые приемы для автоматизации звуков

Консультация для молодых специалистов и родителей о закономерностях автоматизации звуков,об использовании игровых методов и приемов в работе с детьми...

Использование игровых приемов на этапе автоматизации звуков.

При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже ...