Игровые приемы для автоматизации звуков
консультация

Елисеева Татьяна Константиновна

Консультация для молодых специалистов и родителей о закономерностях автоматизации звуков,об использовании игровых методов и приемов в работе с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_priemy_dlya_avtomatizatsii_zvukov.docx29.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Приемы автоматизации звуков у детей»

Татьяна Елисеева
Консультация для молодых логопедов «Приемы автоматизации звуков у детей»

МДОУ «Детский сад № 42» г. Ярославля

Приемы автоматизации звуков у детей

Подготовила учитель-логопед Елисеева Т. К.

11 марта 2019

В логопедической работе есть моменты, требующие упорной и, зачастую, монотонной, длительной тренировки ребёнка – этапы закрепления приобретённых произносительных умений (автоматизация звуков).

.

Что такое автоматизация

После постановки звука наступает время ввести новый звук в речь ребенка. Должно пройти некоторое время и множество тренировок, чтобы ребенок сам мог его безошибочно произнести. Почему так происходит?

Ответ на этот вопрос дал академик И. П. Павлов, изучавший условно-рефлекторные связи, формирующиеся в коре головного мозга человека. Любое автоматизированное движение мышц (рук и ног, языка и губ) сначала выполняется с участием сознания. Многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнять это движение бессознательно, не затрачивая на это массу энергии. Это называется «динамический стереотип», «автоматизм».

Для нас с вами, логопедов, автоматизация звуков - это этапы закрепления приобретённых произносительных умений в специально организованных упражнениях.

Длительность автоматизации.

Часто родители спрашивают, сколько времени займет работа над звуком.

Непрофессионально предварительно определять сроки автоматизации.

Скорость введения звуков в речь нельзя спрогнозировать по срокам, она зависит от многих факторов.

1. Совокупность личностных нарушенных и сохранных особенностей речи ребенка.

- От вида речевого нарушения. Например, сложнее звуки автоматизируются у детей с дизартрией. Преодоление дизартрии требует длительного периода.

-В случае отсутствия звука автоматизация проходит несколько легче, т. к. в коре головного мозга отсутствуют некоторые условно-рефлекторные связи, их нужно просто создать. В случае искаженного произношения или замены звука условные связи уже существуют, и их необходимо затормозить, одновременно подкрепляя новый динамический стереотип правильного произношения. Поэтому автоматизация идет дольше.

-В случае короткой уздечки работа по автоматизации затянется.

-От состояния фонематического слуха – у детей с недостаточно сформированным фонематическим слухом и фонематическим восприятием звук дольше не вводится в самостоятельную речь.

- От состояния психических процессов у ребенка – мышления, памяти, произвольного внимания, процессов произвольности, т. е. самоконтроля и сознательного управлении своими действиями.

-Соматически ослабленный ребенок, часто болеющий (часто пропускающий занятия) будет дольше автоматизировать звуки, т. к. любые пропуски в повторении откатывают процесс назад не на один день.

-Даже характер ребенка влияет на сроки автоматизации. Чем отрицательнее он относится к новому действию, тем дольше оно будет закрепляться

2. Личность учителя-логопеда, его мастерство, педагогический такт, темперамент.

3. Работа воспитателей.

4. Работа родителей.

Требования к фонетическому занятию.

1. Лексический материал должен быть насыщен изучаемым звуком и включать звуки, правильно произносимые ребенком.

2. Исключить слова, содержащие смешиваемый звук.

В словах не должно быть двух оппозиционных звуков. Например, если мы автоматизируем звук Р, который ранее ребенок произносил как Л, не должно быть слов, где одновременно встречаются оба эти звука : роль, зеркало… «Конфликтующими» звуками могут оказаться практически любые пары: С – Ш, С – З. Поэтому для каждого ребенка нужно делать отдельную подборку.

3. Включать упражнения на развитие внимания и памяти на материале с изучаемым звуком.

4. Включать упражнения по развитию фонематического слуха (даже тогда, когда они только ставятся).

5. Включать упражнения по практическому усвоению отработанных лексико - грамматических категорий.

Последовательность автоматизации звуков.

В процессе автоматизации звук последовательно проходит несколько этапов, и нарушать эту последовательность нельзя. Если еще не устоялось произношение звука в словах на медленном темпе, с возможными подсказками – ребенок не сможет произнести ни стихотворение, ни скороговорку.

Автоматизация изолированного звука.

Сначала звук необходимо закрепить изолированно, т. е. отдельно от всех других звуков.

Чем сложнее динамический стереотип (слово, звук, тем труднее он усваивается. Когда же он усвоен, то достаточно действия одного из его раздражителей, чтобы он полностью снова возник. Старый, неподкрепляемый стереотип некоторое время удерживается в коре мозга, затем постепенно уступает место новому, подкрепляемому.

Так, если звук Р вызывался такими раздражителями,

- как произнесение педагогом этого звука,

- показ артикуляции перед зеркалом и

- имитация движения языка рукой, то впоследствии достаточно только такого движения руки, чтобы ребенок произнес этот звук. Но когда один из группы новых раздражителей стереотипа некоторое время не применяется, а затем вновь пробуется, то возникает старый стереотип. Таким образом, разные динамические стереотипы (правильные и неправильные слова и звуки) как бы наслаиваются один на другой и взаимно соперничают. Следовательно, для закрепления нового слова или звука требуется систематическая тренировка их.

Как при постановке, так и на начальных этапах автоматизации обязательно используются дополнительные анализаторы.

Комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических) при помощи символов многократно усиливает фонематические представления ребенка.

Зрительной опорой являются символы звуков. (Звук «а» -девочка плачет, звук «у» - волк воет.)

Использование мелких игрушек (тигр, машина, собака для «р»)

Используется и дополнительный жестовый символ.

С - качаем насос (сжатые ладони движутся вверх-вниз);

Ц - тише, спит малыш (указательный палец к губам);

Как сделать, чтобы дети как можно чаще и с удовольствием захотели повторять поставленный звук снова и снова. Использование игровых приёмов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука.

«Пианино»

Поочередно нажимай на каждую клавишу и произноси звук.

«Звуковая разминка»

Ребенок подражает предметам, насекомым, издающим похожий звук

Например: с – насос, з – комар

«Машинку кати – звук правильно произноси»

Ребенок катит по дорожке (траектории дорожек меняются: прямые, прерывистые, волнистые, зигзагообразные) игрушечную машинку и произносит звук (либо тянет, либо произносит отрывисто)

«На ладошку посмотри, силу голоса смени»

Перед ребенком выкладываются ладошки 3 цветов. Обозначения: красный – тихо, желтый – средняя сила голоса, зеленый – громко. В зависимости от того какую ладошку поднимает взрослый, ребенок произносит заданный звук с разной силой голоса.

«Кольцо на палец надевай – звук красиво называй»

Ребенок массажным кольцом массирует поочередно пальцы, надев кольцо на палец, произносит автоматизируемый звук.

«На кружочек наступи – звук красиво повтори»

Ребенок шагает пальцем или ногами по разложенным кругам и, наступив на каждый новый круг, называет нужный звук.

«Кто больше?»

За каждое правильное произнесение звука взрослый и ребенок берут себе по одному предмету, что означает количество правильно произнесенных звуков.

«Кто дольше?»

Ребенок и взрослый соревнуются в правильном и длительном произношении звука. Игру можно использовать для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков.

«Звук произноси - мяч кати»

Игру можно проводить сидя на полу — в кругу или парами, произносить нужный звук и передавать мяч плавно перекатывая товарищу.

“Упражнение с волчком”

Пока волчок крутится, ребенок произносит отрабатываемый звук.

“Дорожка”

На стене прикреплена схема: длинная полоса, короткие полосы, точки. Ребенок передвигает по этим линиям игрушку, символизирующую звук, произносит звук соответственно длительно, коротко или отрывисто.

“Лабиринт”

По нарисованному лабиринту ребенок проводит пальчиком, рисует маркером, проговаривая звук

“Магический экран”.

Обводка и рисование по различным линиям через “магический экран” (это игровое пособие продается в магазинах, работа с ним вызывает у детей огромный интерес) с одновременным произнесением звука.

“Поющая веревочка”

Выкладывая веревочку (разноцветные шнурки, тесемки разные по фактуре) по нарисованной линии, тянем звук.

“Ступеньки”

1. Нужно прошагать пальчиками по нарисованным ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук.

2. Ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек или спичек. Задание остается прежним.

3. Ступеньки или узор выкладывают на коврографе

“Живые игрушки”

Использовать маленькие игрушки, символизирующие разные звуки. Ребенок берет игрушку, например, кузнечика, и, перепрыгивая с цветка на цветок, называет звук “ч”.

«Волшебная палочка»

Взрослый отстукивает палочкой, то количество звуков, которое должен произнести ребенок.

“Цветные бусинки” (на резинке)

На резинке прикреплены цветные бусины. Ребенку нужно щелкать пальчиками только по бусинам определенного цвета, называя нужный звук.

«Выполни движение»

Сочетание произнесение звука с движениями туловища.

«Собери бусы»

Нанизывать бусины, баранки, резинки для волос на веревки, карандаши и проговаривать звук.

Автоматизация звука в слогах.

После того, как звук получается правильно, приступаем к автоматизации в слогах.

Автоматизацию в слогах можно начинать

-как с прямых (согласный +гласный, так и с обратных (гласный + согласный) слогов. Это будет зависеть от того

- какой звук вводится в речь (аффрикаты автоматизируются от обратных слогов,

-от способа постановки и

-от возможностей ребенка.

Следует учитывать, что гласные О и У дают соседнему с ними согласному дополнительную лабиализацию. Поэтому сначала отрабатывают слоги типа СА, СЭ, СЫ и только потом СО и СУ. А вот слоги со стечением согласных (ШКА, ПША) либо отдельно вообще не отрабатывают, т. к. хватает автоматизации в словах, либо (в случае общего недоразвития речи) слоги со стечением отрабатываются после слов с открытыми слогами.

Первое время нужно новый звук произносить утрированно (чуть дольше, сильнее, чем другие звуки). Это необходимо для того, чтобы слуховой анализатор зафиксировал новое звучание как образец, и в дальнейшем, когда новый звук «подровняется» под другие, сверял его звучание с образцом. Это временно, в потоке речи органы артикуляции вынуждены будут равномерно распределять усилия на все звуки.

На первых порах надо поддерживать новые звуки всеми средствами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля

Учитывая, что слог не имеет для ребенка никакого смысла – заранее надо придумать, как его увлечь этим делом – соединением двух звуков в одно целое.

При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности применять предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей можно использовать те же приёмы и упражнения, что и при автоматизации звука. Только произносить надо заданные слоги.

«Пирамидка»

Собирая пирамидку, ребенок проговаривает заданный слог.

«Горка»

На листе бумаги нарисована горка, а на ней флажки. На флажках написаны слоги или слова на автоматизируемый звук. Ребёнок пальчиком по лыжне и, «объезжая» флажки проговаривает или повторяет за взрослым слоги, слова.

«Новогодняя гирлянда»

Ребёнок дотрагивается до новогодней игрушки и произносит слоги с заданным звуком.

«Спой песенку»

Ребенку предлагается петь песенки на любой мотив ла – ла- ла

«Инопланетяне»

Ребенку предлагается 1)с ударением на разные слоги произнести слоговые дорожки

Ра – ра – ра, Ра – ра – ра, Ра – ра – ра,

2) произнести с разной интонацией

Ра – ра – ра (утвердительно). Ра – ра – ра? (вопросительно)

Ра – ра – ра! (радостно, удивленно, грустно)

Автоматизация звука в словах.

Количество слов не дает ничего: все слова невозможно отработать. Важно количество повторений, их качество (скорость, громкость).

АВТОМАТИЗАЦИЯ в начале

Рак, раз, Рая, рана

В середине слова.

Вера, Лара, Юра

Ра-ра-ра – начинается иг… (ра).

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА Р В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Слова с ударением на слоге:

Комар, товар, базар

Куртки, бурка, шкурка

Слова без ударения на слоге:

Артист, аркан, аромат

Слова со стечением согласных

Брат, брать, браво.

Игра «Назови одним словом»

кофе варит (кофеварка)

Образуй родственные слова.

РУКа – РУЧка, РУЧонка и т. д.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СЛОВАХ С ДВУМЯ ЗВУКАМИ Р

Пробор, прорыв, разрыв

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

У Федора новый барабан. На траве двора лежат дрова.

Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя наглядный материал. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными.

«Песочные часы»

Ребенку нужно проговаривать речевой материал, до тех пор, пока не просыплется песок в часах

«Веселая дорога»

На листе бумаги нарисована дорога. Ребенок «едет» на машинке или идет по дорожке с помощью маленькой игрушки, проговаривая речевой материал.

«Слова-рифмы»

Необходимо раскрасить картинки, в которых есть слова-рифмы (речка-печка) «Чистюля и грязнуля»

Надо «постирать» те вещи, в названии которых есть заданный звук.

«Буратино собирается в школу»

Нужно дать Буратино школьные принадлежности, в названии которых есть звук р.

«Грузим корабль»

Помещаем на корабль слова с нужным звуком

«Собери бусы»

Нанижи только те картинки, в которых есть заданный звук.

«Волшебная палочка»

Касаясь картинки, изменить слово по образцу. Например, рот - рты, ров – рвы, дерево – деревья

“Весёлая рыбалка”

Назвать правильно слово, пойманное удочкой с магнитом.

«Скажи наоборот»

Он не молодой, а старый.

Игра с мячом «Скажи ласково».

Ветер - ветерок

«Составь слово из слогов»

Детям предлагается выложить слово из двух слогов, отложив в сторону третий лишний. Прочитать получившееся слово. Например, а) ка, ру, мо (рука, б) за, бор, бан (забор)

«Запомни и повтори слова»

Ра-ра-ра — рама, рак, гора, нора.

Очень эффективным видом работы является чтение. Если ребенок научился читать, то смело можно использовать чтение слогов и их рядов; чтение слов с разложением на части и без разложения, сопоставление слов, дополнение до слова, чтение предложений с постепенным их наращиванием. Особенно действенен этот метод с тяжелыми детьми.

Автоматизации звука во фразе проводится с уже отработанными на предыдущих этапах словами. (Соня ест суп.). В дальнейшем вводятся фразы, содержащие новую лексику. Работа осуществляется либо путем повторения ребенком предъявляемого логопедом речевого материала, либо посредством упражнений на составление им предложений с опорой на предметные и сюжетные картинки, вопросы логопеда, опорные слова и схемы предложений.

«Жадина»

Подбор слов к местоимениям мой, моя, мое, мои. Например, моя ручка, мой карандаш.

Относительные прилагательные

Варенье из персиков – какое? (персиковое варенье, компот из фруктов-

Образуй слова-признаки по образцу.

простуда - простудное (заболевание)

Скажи чистоговорку

Ра – ра – ра – высокая гора.

«Повтори за мной»

Серая ворона. Трудная работа.

Автоматизация звука в предложениях

«Живые предложения»

Дети становятся «словами» и, взявшись за руки, образуют «предложение». Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть «дружными»

Проспрягать: я кормлю кроликов. Я работаю поваром

О б р а з е ц: Я работаю поваром. Мы работаем поварами.

Ты работаешь поваром. Вы работаете поварами.

Он (она) работает поваром. Они работают поварами.

Измени предложения по образцу

У Ромы барабан. - Это Ромин барабан.

«Чей, чья, чье»

У барана рога бараньи. У коровы рога коровьи. У вороны перья вороньи.

«Повтори»

Рабочий работает. Рыбак рыбачит. Продавец продает.

«Путаница»

Детям необходимо восстановить правильный порядок слов.

«Скажи правильно»

Поправьте меня, если я перепутаю слова в конце предложений.

По небу летит. КАРЕТА. По дороге едет. РАКЕТА.

«Ответь полным предложением»

-Где работает парикмахер? – Парикмахер работает в парикмахерской.

Составь предложение по картинке.

Заучивание пословиц.

Дружба и братство дороже всякого богатство.

Автоматизация звука в стихах, загадках

Важно подбирать качественный речевой материал (обращать внимание на содержание, смысл, уметь заменить слово.

Выучить стихотворение

Дни и ночи напролёт

Роет крот подземный ход.

Что же надо там кроту?

Потемнее темноту.

Автоматизация звука в текстах, рассказах

1) Самостоятельный пересказ

2) Описательный рассказ

3) Творческий рассказ

4) Диалогическая речь

«Мнемотехника»

Составить рассказ с опорой на схематичные рисунки.

Произносить и пересказывать текст

«Мы художники»

Ребенок вместе с логопедом сочиняет и рисует слова, потом объединяет все в один рассказ.

Автоматизация звука в скороговорках

• Краб крабу грабли сделал.

Автоматизация звука в самостоятельной речи.

Самостоятельная речь – заключительный этап автоматизации.

Некоторое время ребенок не может одновременно думать о двух вещах сразу – что сказать и как сказать. Поначалу следить за звукопроизношением будут только взрослые. Они должны выработать у себя так называемый «сторожевой рефлекс», когда взрослые приучаются следить за беседой и отмечать все неправильности произношения.

Чтобы ребенок научился использовать новый правильный звук, нужно после каждой ошибки дать ребенку образец слова и настоять на правильном повторении слова (спокойно, тихо, но требовательно). Постепенно ребенок начинает сам отслеживать, где слово прозвучало неправильно и сам исправляется. Тогда от взрослых требуется закреплять новый стереотип одобрением и похвалой.

Лучше, когда сначала взрослый дает образец, и только потом произносит ребенок. В идеале ребенок не должен на этапе автоматизации звука ошибаться ни разу – чтобы старый стереотип не мешал закреплению нового. Поэтому от взрослого требуется огромное внимание, чтобы успевать раньше ребенка показать или подсказать правильный звук. При обучении произношению необходимо следить, чтобы условный раздражитель (произнесение или показ артикуляции педагогом) предшествовал произнесению звука ребенком.

В связи с этим педагог (взрослый) должен:

— нацелить ребенка перед ответом на правильное произношение с помощью инструкции: например, «Следи за звуками»;

— постараться предупредить ошибку в произнесении взглядом, жестом (палец вверх, показ пальцем на губы, зубы и т. д., артикуляционной или жестовой подсказкой:

• губы «в улыбке» или кисть руки внизу;

• губы «рупором» или кисть руки поднята вверх;

В противном случае, когда мы поправляем уже неверно произнесенное, старые неправильные связи еще больше закрепляются и задерживают появление правильного звука. Длительное применение такого порочного приема может превратить положительный раздражитель в тормозной: ребенку надоедают назойливые поправки педагога, и он отказывается произносить требуемый звук. Если же ошибка допущена, приходится пользоваться и таким приемом.

Приемы развития самоконтроля над произношением

1. Использование игрушки.

Ты будешь рассказывать, а медвежонок (пальчиковая игрушка) за каждый правильный звук будет тебе кланяться.

За ошибку – звенит колокольчик, хлопок, стук по столу, музыкальный молоток, пищалка с языком, фонарик - он недоволен.

2. Хотите чего-то добиться от ребенка – поразите его чувства.

«От счастья упаду в обморок».

3. Маленькие вознаграждения. Биологический стимул никто не отменял. Пищевое подкрепление (конфеты, витамины). Обязательное стимулирование.

Должен быть побудительный мотив. Чем радостнее обучение, чем больше удовольствия приносит ребенку повторение речевого материала, тем быстрее закрепится звук в самостоятельной речи.

Наша задача – сделать процесс обучения привлекательным.

Можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приемов, при содействии родителей и воспитателей позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и позволяет качественно подготовить их к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения для автоматизации звука К

Автоматизация звуков у дошкольников с нарушением речи происходит гораздо продуктивнее с использованием наглядного материала. Предлагаются игровые упражнения, где ребенок сам может управлять кукушкой и...

Игровые приемы автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Предлагаемые наглядно-игровые дидактические приемы  позволят разнообразить утомительный для ребенка процесс автоматизации и дифференциации поставленных логопедом звуков.  Представленные в ст...

"Использование игровых приемов при постановке звуков"

Этапы работы постановки звуков -с, -ш. Дифференциация звуков -с, -ш....

Игровые приемы, направленные на автоматизацию звуков в слогах.

Предлагаю вашему вниманию серию игр и игровых приемов, которые помогут учителю-логопеду и воспитателям закрепить правильное произношение вызванных звуков в слогах. А использование авторских рифмованны...

Игровые упражнения при автоматизации звука Ш у дошкольников

Занятие будет полезно как родителям, так и учителям-логопедам. Цель занятия – автоматизация звука Ш в словах реализовывается через проговаривание слов с нарушенным звуком  в разнообразных игровых...

Использование игровых приёмов для автоматизации звуков

Занимаясь с ребёнком так хочется увлечь, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал. Как же сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными ...

Картотека игровых заданий на автоматизацию звуков в слогах

Картотека игровых заданий на автоматизацию звуков в слогах...