РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИЕТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ В СООТВЕСТИИ С ФГОС ДО
методическая разработка по теме

Голых Елена Александровна

Предварительный просмотр:

Голых Елена Александровна, учитель – логопед

МБДОУ Приданниковский детский сад №5, МО Красноуфимский округ

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИЕТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Устранение речевых нарушений – сложный, кропотливый труд, который требует от ребенка усидчивости, терпения. Поэтому занятия должны быть яркими, насыщенными, интересными. Эффективность работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения: ФНР, ФФНР, ОНР, во многом зависит от правильно организованной коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете.

Проектируя развивающую предметно-пространственную среду, учитель – логопед ориентируется на нормативные, методические документы, действующие СанПиН, но при этом творчески подходит к цветосветовому и предметному дизайну кабинета.

  Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета дошкольного образовательного учреждения должна соответствовать критериям рациональности и педагогической целесообразности, ориентироваться на зону ближайшего развития ребенка, воздействуя на эмоции, побуждать детей к активной речевой коммуникации (познавательно-речевой деятельности).

Создавая  развивающую предметно-пространственную среду необходимо помнить:

  1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности ребенка.
  2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
  4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  5. Организуя  развивающую предметно-пространственную среду необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально – потребностной сферы.
  6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
  7.   Развивающая предметно-пространственная среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что   развивающая предметно-пространственная среда имеет характер открытый, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая,  но и развивабщаяся.

В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством воспитания и обучения  является игра. Игра для ребенка – это серьезное занятие. «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» – К.Д. Ушинский.

Большой находкой в организации коррекционно - развивающей среды стало создание многофункционального настенного пособия «Сказочная деревня звуков».  Данное пособие стало не только ярким украшением логопедического кабинета, но и эффективным учебным и игровым  материалом.

Цель:  повышение личностной, интеллектуальной, речевой активности.

Задачи:

─        развивать фонематический слух;

─        совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;

─        закреплять умение определять количество слогов в слове;

─        учить составлять предложение по опорным словам;

─        выполнять анализ предложения;

─        автоматизировать звуки в словах, предложениях, связной речи;

─        развитие и совершенствование слоговой структуры слов;

─        расширять словарный запас,

─        развивать грамматический строй речи

─        развивать связную речь;

─        развитие глазодвигательной функции, профилактика зрительных нарушений;

Пособие изготовлено в виде аппликации. При изготовлении панно постаралась объединить картинку в единый сюжет, который будет доступен и прост в понимании детьми.

Теперь о том, как оно создавалось, на окрашенную стену наклеила декоративные наклейки, которых в достаточном количестве в магазине. Затем отсканировала и заламинировала 5 домов. Остальные элементы были изготовлены из самоклеющейся плёнки. Когда я все подготовила, перед  меной  встал вопрос- «Как все это крепить?». Я не хотела, чтобы дети видели сразу всю деревню целиком, а чтобы все появлялось по мере  усвоения программы. Вот тогда и созрела идея использовать декоративные прищепки и толстый двойной скотч. Панно многофункционально и удобно: учитель-логопед и ребенок могут легко и быстро прикрепить к нему любую картинку.

Дополнительно к панно мною были изготовлены атрибуты (разнообразные картинки с изображением животных, птиц, растений, сказочных героев) Эти картинки можно разместить практически в любом месте панно, т.к. крепеж осуществляется за счет наклеенных  на него и картинки декоративных прищепок и двухстороннего скотча. Нужные мне объекты были найдены в художественных книгах, учебниках и пособиях, уже «отживших свой век».

  Настенное панно прекрасно подходит для обыгрывания сюжетов, создания проблемных ситуаций на занятиях, для индивидуальной работы с детьми.  

Это пособие помогает использовать различные варианты игровых заданий и упражнений с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Оно имеет привлекательный вид и вызывает интерес многократной игры с ними.

Пособие  является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании. Оно может быть применено как в образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей. В процессе работы с панно у детей формируются все компоненты речи, развивается пространственное представление, закрепляются представления о цвете, развивается моторика рук у детей.  Детям очень нравится такое необычное  сказочное панно, где они могут «видеть» звуки, пригласить их на занятие или отправится с ними в увлекательное путешествие.

  Детям очень нравится такое необычное  сказочное панно, где они могут видеть звуки, пригласить их на занятие или отправится в путешествие  в зависимости от темы недели. В процессе индивидуальной и подгрупповой деятельности каждому ребёнку хотелось самостоятельно назвать все узнаваемые звуки. Правильно дать характеристику звука, используя панно как подсказку.

Используя  это панно, мы с ребятами играем в следующие игры:

«Назови одним словом»

На панно крепятся карточки по одной теме (например, «Посуда»). Просим назвать все предметы, одним словом.

 «Что лишнее»

На панно крепятся картинки по одной теме (например, «Мебель»). Просим назвать лишний предмет.

«Скажи  наоборот».

 Взрослый показывает на панно и называет объект, а ребенок должен подобрать антоним. (Толстая ветка - тонкая ветка, мягкий мех - колючие иголки)

«Скажи по – другому».

Ребенок подбирает сходные по значению слова к изображениям на панно. (Волк, волчонок, волчище)

«Скажи ласково»

Детям предлагается назвать ласково предметы, которые изображены па панно.

(Шапка -шапки, шуба-шубы)

«Чего не стало? »

На панно прикрепить картинки, детям предлагается на них посмотреть и запомнить, затем дети закрывают глаза, а педагог убирает одну картинку. Дети открывают глаза и называют, какого предмета не стало.

«Один – много».

  Прикрепить  картинки к панно, а дети называют изображение во множественном числе. (Дерево - деревья, волк - волки)

«Сосчитай –ка».

На панно крепятся картинки на закрепляемый звук, дети пересчитывают предметы. (Один жук, два жука, три жука, четыре жука, пять жуков…)

«Ответь на вопрос?».

 Работа с предлогами  (в, на, из, за, над, под, перед, между и др.)

«О чем можно так сказать?».

  Назвать  слова, а дети отыскивают на панно то, к чему они могут относиться. Например: о чем можно сказать растет, ползает, шелестит, распускается.

«Что это может делать?».

 Здесь, наоборот,  называть  объект, а дети - действие.

«Расскажи о предмете».

 Ребенок выбирает любою картинку на панно, рассказывает об объекте, а остальные дети отгадывают.

«Отгадай загадку».

 Дети отгадывают загадки и одновременно находят картинку на панно.

«Что и где».

  Показывать  карточку, а ребенок говорит что это, и где оно расположено на панно.

Полноценное развитие сторон речи (звукопроизношение звуков, слов, фраз, речевой слух и так далее) - необходимое условие подготовки ребенка к обучению грамоте. Игры и игровые упражнения оказывают большую помощь в развитии речи детей дошкольного возраста.

 Использование данного пособия  позволяет провести занятие (индивидуальное, индивидуально-подгрупповое), объединив все задания и упражнения определённым игровым сюжетом, добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия, сохраняя благоприятную психологическую атмосферу.

Данное панно соответствует требованиям предъявляемым к современной развивающей предметно-пространственной среде: содержательно-насыщенное, трансформируемое, полифункциональное, вариативное, доступное, безопасное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования ключевых компетенций учащихся в соответствии с требованиями ФГОС

Выступление на педагогическом совете школы по теме"Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования ключевых компетенций учащихся в соответствии с требованиями ФГОС"...

Технология разработки планирования работы образовательного учреждения в современных условиях

quot;Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать…" И.Кант Об этом, о планировании работы, целеполагании и представлении ре...

Предметно-пространственная среда музыкального зала муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №404» г. о Самара

Предметно-пространственная среда музыкального  заламуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад  комбинированного вида №404» г. о Самара...

Модель построения развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Модель построения развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования в МБДОУ Детский сад «Солнышко»Группа №3 «Каруселька» ...

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО и реализуемой Основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ ДС № 49 «Родничок» в логопедическом кабинете, объединенном с «зеленой зоной» ДОУ»

В связи с необходимостью оптимизации помещений в ДОО, а именно объединения «зеленой зоны» и логопедического кабинета, возникла проблема эффективной и образовательно-направленной организаци...

Анкета для родителей (законных представителей) детей подготовительной логопедической группы дошкольного образовательного учреждения

Цель: определение уровня результативности коррекционной работы с детьми подготовительной логопедической группы и уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей....