Определение целей урока в коррекционной школе VIII вида
методическая разработка на тему

КРЕМЛЕВА ИННА ВЛАДИМИРОВНА

Методические рекомендации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Тавдинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

Методические рекомендации

«Определение целей урока

 в коррекционной школе VIII вида»

Автор: Кремлева Инна Владимировна, заместитель директора по учебной работе

             ГКОУ СО «Тавдинская СКОШИ»

г. Тавда,  2013

       При формулировании целей учитель должен определить место конкретного урока в системе уроков по теме (разделу) и курсу в целом, установить, в чём идея урока, какой материал должен быть изучен на данном уроке, над формированием каких представлений и понятий надо будет работать, на какие знания и умения учащихся можно при этом опереться, какова связь урока с другими уроками темы и курса, к каким выводам следует подвести учащихся, какие воспитательные задачи должны решаться на материале изучения темы, что должен дать урок учащимся в отношении развития их умений и навыков.

      I. Сформулировать коррекционно-образовательные цели урока – значит определить два момента:

     1) С какими новыми знаниями (явлениями, событиями, понятиями) следует познакомить учащихся или какие факты следует закрепить (например: «Познакомить учащихся с решением задач в 2 действия…» - урок изучения нового материала. «Выяснить уровень знаний учащихся по теме «Овощи»…» - вводный урок. «Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме…» - обобщающий урок. «Закрепить математические умения сложения и вычитания  в пределах 10…» - урок закрепления. «Закрепить знания учащихся по теме «Овощи», выяснить их представления по теме «Фрукты»…» - комбинированный урок.

     2) К каким выводам следует подвести школьников на основе данных фактов (например: « подводя школьников к выводу о …»,  « … показав, что …» , « … отразив сущность…» и т.п.). Продумывая коррекционно-образовательные цели, надо ставить перед собой вопрос «Что должны понять учащиеся (или ученик (д/о)) при изучении данной темы?» . Следует  избегать распространенной ошибки, когда цель повторяет тему урока, не уточняя и не конкретизируя её. Например, в теме урока «М.В. Ломоносов – великий русский учёный» неправильной будет постановка такой цели: «Дать учащимся представление о М.В. Ломоносове». Данная формулировка не содержит второй части – для чего надо давать школьникам о нём представление, к какому выводу следует их подвести на основе этого. Правильно, если цель будет сформулирована таким образом: «Дать представление о М.В. Ломоносове, показав, что он стал одним из великих представителей русской культуры и науки, составляющих славу и гордость нашей страны».

   

       II. В постановке коррекционно-развивающих целей наиболее распространённой ошибкой является формальный подход к их формулировке: « Развитие речи, мышления, памяти».  Коррекционно-развивающие цели ставят в зависимости от содержания изучаемого материала, состава класса, учёта уже имеющихся у учащихся знаний, умений и навыков. В каждой из них должно отражаться два момента: что надо развивать у учащихся и каким образом, с помощью чего.

    Например, формулировки коррекционно-развивающих целей урока

а) по развитию мышления будут звучать так:

  • развивать умение выделять главную мысль в прослушанной части рассказа педагога (или прочитанной части текста) по наводящим вопросам учителя;
  • развивать умение анализировать читаемый текст по наводящим вопросам учителя;
  • развивать умение конкретизировать выводы путём подбора к ним примеров из изученного материала (текста учебника);
  • развивать умение сравнивать два события (или исторических деятеля) по плану, составленному под руководством педагога (или по вопросам педагога, путём заполнения сравнительной таблицы и т.п.);
  • развивать умение выделять и объяснять причины и следствия с помощью акцентирования вопросов: «Почему?...», «К чему это привело?...» (или с помощью  точного указания количества причин, которые должны быть названы; или составления причинно-следственной   цепочки; или с помощью наводящих вопросов и т.д.);
  • развивать умение ориентироваться во всём объёме нового материала при помощи плана, составленного по ходу его изучения (или плана, данного учителем в готовом виде);
  • развивать умение соотносить прочитанный абзац с написанными на классной доске пунктами плана.

б) по развитию речи:  

  • развивать умение употреблять в своей речи слова – прилагательные, обозначающие черты личности человека, путём подбора примеров к каждой выделенной черте;
  • развивать умение правильно строить предложения при ответе на вопросы путём их перефразировки;
  • развивать умение составлять связный рассказ по плану, данному учителем (или опорным словам, серии сюжетных картинок).

     Конкретно  должны     звучать и цели, которые в течение урока заставляют учителя обращать внимание на развитие   и коррекцию        других сторон познавательной деятельности:

  • развивать способность концентрировать внимание на воспринимаемом на слух материале (или на текстовом материале) путём постановки познавательных задач и установочных вопросов перед каждой частью изучаемого материала;
  • развивать умение запоминать главное в тексте, читая его по частям и определяя с помощью вопросов учителя, о чём говориться в каждой из них.

     

      Невозможно  в ходе одного урока одновременно корригировать все психические процессы. К тому же сам по себе учебный предмет, содержание урока, определяют, какие анализаторы будут наиболее задействованы на уроке, что, в свою очередь, и должно ориентировать учителя на активизацию конкретных высших психических функций.

      Например, на уроке математически от учащегося требуется логически рассуждать, т.е.     активно будет работать мыслительная деятельность, процессы анализа, синтеза, классификации и сравнения. Во время занятий изобразительным искусством от учащихся требуется умение развивать воображение и навык работы руками , значит на уроке целесообразней координировать сенсорную деятельность и мелкую моторику. На уроке чтения (пересказ текста) от учащегося требуется умение запоминать текст и воспроизводить его. Значит, здесь нужно активизировать процессы запоминания и воспроизведения вербальной памяти. На уроках развития речи от учащегося требуется внимание и сосредоточенность, значит,  коррекционная работа может быть направлена на восприятие и зрительную память. Таким образом, коррекционно-развивающая цель должна быть предельно конкретной и ориентированной на активизацию тех психических функций,     которые будут максимально задействованы в ходе данного урока, т.е. через их активную работу будет поступать и отрабатываться учебная информация.

     На разных уроках можно развивать разные психические процессы, например:  

урок математики – коррекция аналитико-синтетической деятельности учащихся на основе упражнений в составлении целого  (в ходе урока даётся задание собрать «осколочные» картинки);

урок чтения – коррекция вербальной памяти на основе упражнений учащегося в запоминании слов (в ходе урока даётся упражнение заполнить словесный ряд или пары слов и др.);

урок истории – коррекция слухового восприятия на основе упражнений в узнавании и соотнесении (задание : определить, в ходе какой войны могли быть использованы эти предметы и подобрать соответствующий параграф учебника);

музыка – в ходе урока  даётся задание прослушать слуховые сигналы (звук горна, барабана, трубы) и расставить предложенные предметы в той же последовательности, в какой воспроизводятся эти сигналы;

урок естествознания  - коррекция зрительного восприятия на основе упражнений на внимание (задание: запомнить последовательность животных, изображённых на картинах).

     III. Типичной ошибкой в постановке коррекционно-воспитательных целей является излишне общая их формулировка.

Например, вместо конкретного указания цели: «Вызвать чувство восхищения талантом и трудовыми умениями строителей храма Василия Блаженного, которые сумели показать через архитектурные формы стремление к единству многонациональной России», некоторые учителя указывают общее направление воспитательной работы: «Трудовое воспитание учащихся» , «Эстетическое развитие школьников», «Воспитание любви к Родине».

       Коррекционно-воспитательные цели ставятся в зависимости от содержания изучаемого материала, тех личностных качеств, которые можно и нужно при этом формировать у учащихся, а также от тех организационных умений, которые не выработаны у учащихся данного класса (например: на умеют спокойно слушать вопрос; или не поддерживают порядок на рабочем месте и т.д.). Коррекционное значение воспитательных целей заключается во-первых, в том, что педагог вызывает у учащихся нужные, адекватные изучаемому материалу чувства (уважения, сопереживания, сострадания, гордости, восхищения, благодарности или неприятия, презрения и т.д.); побуждает их брать пример с конкретного человека; действовать соответствующим образом и на этой основе корригирует и развивает эмоционально-волевую сферу, определённые взгляды, черты характера школьников.  Во-вторых, формирует у них организационные умения и качества личности (аккуратность, выдержанность, дисциплинированность бережливость и др.). Исторический материал, художественные произведения имеют большие возможности для нравственного, трудового, патриотического, эстетического и экологического воспитания.

     Продумав цели урока, учитель подбирает материал, продумывает тип урока, методы и виды работ для успешной реализации  намеченных целей, учитывая при этом особенности учеников конкретного класса.

      Очень важным моментом является умение учителем скомбинировать отобранные методы для работы на уроке таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся, и тем самым реализовался охранительный режим обучения. Нельзя допускать такое планирование урока, в ходе которого ученики всё время работают  в режиме беседы, или долго пишут, или долго читают. Надо упражнять их в различных видах деятельности: слушают (учителя) – отвечают (беседа) – думают и пишут (программированные задания) – рассказывают (рассказ ученика– играют (кроссворд) – читают (работа с текстовым материалом) и т.д.

    Таким образом, одним из важнейших требований к уроку является правильность формулировки его целей и эффективность их выполнения.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1.      Урок русского языка по теме

« Предложный падеж существительных  II   склонения».

    Цели:

     Коррекционно-образовательные: научить правильной постановке вопросов к существительным, установлению зависимости между словами, грамотному написанию окончаний существительных в безударном предложении.

     Коррекционно-развивающие: учить правильному построению предложений, умению понимать и использовать в речи слова и словосочетания, развивать связную речь (в устной и письменной форме) при составлении рассказа по иллюстрации.

     Коррекционно-воспитательные: воспитывать волевые качества при выполнении задания, интерес к учению.

2.      Урок по теме «Неопределённая форма глагола» (7 класс).

      Цели:

    Коррекционно-образовательные: закрепить понятие о неопределённой форме глагола. Формировать навык правописания окончаний –ть, -чь в неопределённой форме глагола. Формировать умение образовывать неопределённую форму глагола от других форм.

     Коррекционно-развивающие :работать над дифференциацией написания сходных букв г и ч, над каллиграфией. Развивать речь через правильное проговаривание глаголов, через постановку вопросов к ним.

   Коррекционно-воспитательные: повторить правила поведения на улице при выполнении упражнения.

3.       Уроки истории по теме «Куликовская битва» (8 класс) .

      Цели:

      Коррекционно-образовательные: продолжать работу над созданием представления о Москве как собирательнице русских земель и как центре борьбы за освобождение страны. Показать Куликовскую битву как одно из самых значительных событий в древней истории нашей Родины, положивших начало освобождению Руси от ига монголо-татарских ханов.

     Коррекционно-развивающие: развивать умение предварительно ориентироваться в событийном материале, акцентируя своё внимание на самом существенном, главном при помощи припоминания вопросов плана изучения исторического события и работы по нему. Развивать умение выделять причины победы русского народа в Куликовской битве по наводящим вопросам учителя. Учить конкретизировать вывод о талантливости полководца Дмитрия Донского путем подбора примеров из изученного материала. Развивать умение составлять связный рассказ об изученном событии по плану, опорным словам и фразам, используя правила составления рассказа.

      Коррекционно-воспитательные: вызвать чувство восхищения стойкостью русского народа в борьбе за освобождение своей земли и формировать на этой основе чувство патриотизма, готовности к защите Родины. Показать многонациональный состав русского войска и формировать на этой основе чувство уважения к представителям других национальностей.

 (Цели даны сразу ко всем трем урокам.)

4.     Урок по теме «Крепостные крестьяне» (7 класс)   

      Цели:

       Коррекционно-образовательные: формировать образное представление о      крепостном угнетении и его формах (барщина, оброк, личная зависимость от помещика).

       Коррекционно-развивающие: работать над построением простых предложений, мини-рассказов по опорным словам, над обогащением словарного запаса (бычий пузырь, лохань, лучина, пустые щи, люлька).

       Коррекционно-воспитательные: воспитывать уважение к крестьянину-труженику, его знаниям о земле, годами накопленным тяжёлым трудом.

5.      Урок географии по теме

  «Движение Земли  вокруг  солнца. Смена времен года»  (8 класс)

      Цели:

      Коррекционно-образовательные: закрепить понятия «земная ось», «день», «ночь», «суточное движение», сформировать понятия «годовое движение», «високосный год», «двойное движение», дать понятие о причинах смены времен года.

       Коррекционно-развивающие: формировать умение анализировать при изучении вопроса смены времен года с использованием рисунка на доске, формировать умение сравнивать на примере времен года в северном и южном полушариях с использованием теллурия и рисунка на доске, формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между положением  Земли относительно Солнца, наклоном земной оси и временем года, между вращением Земли вокруг Солнца и сменой времен года с использованием теллурия и рисунка на доске.

      Коррекционно-воспитательные: воспитывать понимание единства всех явлений в природе и их причинности.

6.       Урок географии по теме «Польза и охрана лесов»  (7 класс)

       Цели:

       Коррекционно-образовательные:  закрепить навыки практической ориентировки, наблюдений за погодой в процессе работы с календарем природы, закрепить навыки работы с картой при нахождении лесной зоны на карте природных зон. Закрепить понятия: пушистые звери, заповедник, звероферма. Сформулировать понятия: полезащитные лесные полосы, промыслово-охотничьи  ресурсы. Дать представление о пользе и охране лесов.

      обогащать словарь учащихся новыми понятиями (пушные звери, звероферма, заповедник, полезащитные лесные полосы, промыслово-охотничьи  ресурсы). Совершенствовать умение выделять главную мысль в прочитанном тексте при выборном чтении. Развивать связную речь при составлении рассказа по опорным сигналам – словам на доске. Развивать  способность концентрировать внимание на воспринимаемом на слух материале путем постановки вопросов учителем. Устанавливать причинно-следственные зависимости между вырубкой леса и исчезновением ценных животных, птиц, обмелением рек. Совершенствовать мыслительную активность учащихся в процессе беседы.

        воспитывать аккуратность при работе в тетрадях. Воспитывать бережное отношение к лесным ресурсам.

7.     Урок естествознания по теме

    «Строение черепа, неподвижное соединение костей»  (9 класс)

       Цели:

      Коррекционно-образовательные: закрепить понятия о гигиене позвоночника, о соединении позвонков, об отделах позвоночника. Сформировать понятия: скелет головы – череп, отделы черепа – лицевой и мозговой, названия костей, составляющих эти отделы, неподвижное соединение костей – шов, зубные ряды и их отделы, функции отделов зубов.

       Коррекционно-развивающие: формировать умения анализировать строение черепа с использованием муляжа и рисунка в учебнике. Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между типом соединения костей и функцией отдела скелета – черепа.

      Коррекционно-воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свою красоту и здоровье. Воспитывать потребность в гигиенических процедурах и желание выполнять их осознанно.

8.        Урок социально-бытовой ориентировки по теме

      «Лекарственные растения»    (7 класс)

      Цели:

     Коррекционно-образовательные: познакомить с лекарственными растениями Урала.

    Коррекционно-развивающие:   развивать зрительную память и память органов обоняния при работе с сухими лекарственными растениями.

      Коррекционно-воспитательные: воспитывать бережное отношение к флоре, желание сохранить богатства природы.

9.    Урок математики по теме   «Все действия с числами, полученными при измерении величин, записанных в виде десятичных дробей»  (8 класс).

      Цели:

     Коррекционно-образовательные: выявить знание учащимися зависимости между крупными и мелкими мерами, повторить соотношение единиц длины, массы и стоимости, закрепить умение записывать число, полученное в результате измерения величины, десятичной дробью и наоборот, упражнять детей в выполнении всех арифметических действий с этими числами.

     Коррекционно-развивающие: учить детей применять полученные знания в конкретной ситуации (выполнение расчётов при покупке продуктов).

    Коррекционно-воспитательные:  воспитывать у учащихся привычку проверять выполненное действие, объективно оценивать результаты своего труда.

10.     Урок геометрии по теме

    «Сумма отрезков незамкнутой ломаной линии»    (6 класс).

      Цели:

      Коррекционно-образовательные: повторить виды линий, отличие ломаной линии от отдельных отрезков, элементы ломаной линии. Учить определять длину ломаной линии двумя способами – сложением длин отрезков, составляющих ломаную линию, и с помощью измерительного циркуля, откладывая длину звеньев ломаной на произвольной прямой.

      Коррекционно-развивающие:  учить детей самостоятельно после показа учителем с помощью записанного алгоритма определять длину ломаной линии, продолжать развивать пространственное воображение учащихся, преобразуя незамкнутую ломаную и замкнутую.

      Коррекционно-воспитательные:  приучать детей к выполнению задания в определённой последовательности, необходимости продумывания предстоящих действий.

11.      Урок швейного дела по теме

     «Построение выкройки ночной сорочки в натуральную величину»  (6 класс).

      Цели:

      Коррекционно-образовательные: закрепить понятия и приёмы построения взаимно перпендикулярных, параллельных, вогнутых, выпуклых линий.

      Коррекционно-развивающие: учить делать выводы, выявлять закономерности при построении чертежа, рассчитывать количество ткани на изделие, вырабатывать умение ориентироваться по чертежу, активизировать словарный запас за счёт специальных терминов.    

      Коррекционно-воспитательные:, аккуратность и внимание при построении выкройки, соблюдать правила техники безопасной работы ножницами.

12.    Урок швейного дела по теме

      «Подготовка ткани к раскрою. Раскрой ночной сорочки»   (6 класс).

      Цели:

    Коррекционно-образовательные: формировать понятие «обмеловка»; учить складыванию ткани для раскроя, раскладке выкройки на ткани, обмеловке, выкраиванию.

вырабатывать умения ориентироваться в задании по образцу готового изделия, чертежу, умения раскладки выкройки на ткани  и операционной последовательности подготовки ткани к раскрою и её раскроя.

   Коррекционно-воспитательные: воспитывать культуру труда, выполнять правила техники безопасной работы ножницами, утюгом; совершенствовать приемы рационального использования площади ткани при раскрое.

13. Урок географии по теме «Форма поверхности Земли»

   Цели:

      Коррекционно-образовательные: сформировать понятия «форма поверхности Земли», «равнины плоские и холмистые», «холм». Дать понятие о строении холма. Дать представления об использовании равнин человеком.

     Коррекционно-развивающие: формировать умение анализировать понятия «форма поверхности Земли», «равнины плоские и холмистые», «холм», используя картины, таблицы, макеты. Формировать умение сравнивать плоскую и холмистую равнину, используя картины и карту. Формировать умение обобщать горы, равнины, холмы, возвышенности, плоскогорья под общее понятие «Форма поверхности Земли», опираясь на опыт учащихся и иллюстрации. между хозяйственной деятельностью человека и формами земной поверхности. Устанавливать причинно-следственные зависимости между климатом и хозяйственной деятельностью человека (после просмотра кинофильма). Коррекция внимания при прослушивании рассказа учителя об использовании равнин человеком. Коррекция памяти при запоминании названия равнин с использованием карты. Коррекция речи при составлении связного рассказа об использовании равнин после просмотра кинофильма. Коррекция зрительного восприятия при узнавании равнин на картинах. Коррекция мелкой моторики при моделировании холма в ящике с песком. Коррекция пространственной ориентировки при показе равнин на физической карте. (Эти цели можно использовать к нескольким урокам).

     Коррекционно-воспитательные: воспитывать эстетические чувства при работе с картинами… (название и автор). Воспитывать аккуратность при моделировании в ящике с песком. Воспитывать бережное отношение к учебным пособиям. Воспитывать интерес к предмету географии при использовании занимательного материала.

14.     Урок чтения  по рассказу «Знакомые следы».

     Цели:

     Коррекционно-образовательные: изучение содержания рассказа «Знакомые следы». Уточнение представления учащихся об умении ориентироваться в лесу. Формирование правильного, сознательного, элементарно-выразительного чтения целыми словами. Формировать умение отвечать на вопросы по тексту, делить текст на части, в озаглавливании частей.

     Коррекционно-развивающие: совершенствование синтаксического строя речи в процессе беседы по тексту, озаглавливании смысловых частей. Расширение словарного запаса на основе усвоения содержания. Совершенствование логического и образного мышления в процессе анализа текста и работы с деформированным планом.

     Коррекционно-воспитательные: формирование нравственных качеств: смелости, уважительного отношения к старшим, любознательности, находчивости. Воспитывать интерес к чтению рассказов о природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Животный мир степей (Бурятия) Конспект урока в коррекционной школе VIII вида

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации о природной зоне степь. Преобладающими на уроке являются практический и словесные методы. Одновременность словесного описа...

Образовательные технологии на уроках в коррекционной школе VIII вида

Опыт применения педагогических технологий в коррекционной школе VIII вида....

Подготовка мультимедийных учебных материалов для уроков в коррекционной школе VIII вида

«Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – я научусь»(Древняя китайская мудрость)За последние десятилетия в образовании произошли кардинальные измене...

Урок математики. Коррекционная школа VIII вида. Тема: Умножение чисел. Составные примеры и задачи.

Пояснительная записка Полное описание разработки: Урок дан в 6 классе, для детей с ограниченными возможностями здоровья, по федеральной программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных уч...

Обмен опытом. Коррекционная направленность уроков в коррекционной школе VIII вида (обучение на дому)

Уроки в специальной коррекционной школе решают одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушениями развития. Изучение различных предметов на...

Коррекционная направленность урока в коррекционной школе VIII вида. Методический материал.

Методические рекомендации. Коррекционная направленность урока в коррекционной школе VIII вида....