Серия логоритмических занятий для детей с ЗПР 5-6 лет
план-конспект по теме

Решетнева Татьяна Геннадьевна

Логоритмика в системе КРО с детьми с ОВЗ– это коррекционная методика обучения и воспитания детей с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь. Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферыДля детей с ОВЗ важно совместить в одном занятии: речь-движение - частую смену деятельности - комфорт – позитивный настрой - визуализацию материала – релаксацию – работу в группе (навыки взаимодействия) - способность сохранить внимание и работоспособность до конца занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Животные жарких стран».

«А в Африке, а в Африке…».

Задачи:

  1. Закреплять знания о животных жарких стран, их детёнышах.
  2. Развивать умение точно выполнять движения в соответствии с текстом, ловкость, координацию движений.
  3. Воспитывать интерес к природе других континентов.
  4. Коррекция эмоциональной сферы.
  5. Продолжать развивать способность выражать свои эмоции и понимать чувства других людей.

Оборудование: иллюстрации с изображением разных животных (заяц, медведь, слон, белка, верблюд, жираф, зебра, обезьяна, лиса, кот, собака, ), иллюстрации с изображением пустыни, и джунглей. Картина с изображением джунглей и спрятавшимися в них животными. Аудиозапись песни В. Шаинского «Чунга-чанга», трафареты лошадей.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Педагог:- Ребята, сегодня у нас непростое занятие, мы с вами отправляемся в путешествие. Поедем мы с вами в Африку.

- Но для начала нашего путешествия надо вспомнить, какие животные живут в Африке.

- Посмотрите, на доске помещены картинки с изображением разных животных.

- Вы должны назвать только тех, кто живёт в Африке.

( Дети выходят по одному к доске показывают и называют животное Африки).

В ходе выполнения данного упражнения детям оказывается индивидуальная помощь.

Педагог:- Молодцы! Теперь мы знаем, кто нам может повстречаться в африканских джунглях.

- А сейчас нам пора отправляться в путь, который проходит через пустыню.

(Показ иллюстрации с изображением пустыни, даётся понятие).

Двигательное упражнение «В пустыне»

По пустыне мы шагаем,                            Ходят на носках.

На носочки наступаем.

По барханам мы идём,                              Шагают, высоко поднимая колени.

От друзей не отстаём.

Змеи по песку ползут,                              Садятся на пол, вытянув прямые ноги

                                                                    вперёд, и двигаются друг за другом .

За собою нас ведут.

Скрип – скрип – скрипит песок,             Шагают на всей стопе.

Отряхнём его мы с ног.

Педагог: В пустыне всегда очень жарко. Но мы уже дошли до джунглей и можем спрятаться под пальмой от солнца.

  1. Основная часть.

Педагог:- Ребята, кого мы можем встретить в джунглях. Это очень загадочное место. Нам кажется, что мы одни, но за нами наблюдает много глаз.

Посмотрите на картинку и найдите животных, которые спрятались.

Упражнение на внимание «Найди, кто спрятался».

Педагог: Посмотрите и посчитайте, сколько мартышек спряталось? (две мартышки).

- Мы с вами знаем упражнение, которое тоже называется «Две мартышки».

Упражнение на развитие мимики лица, координацию движения «Две мартышки».

Мы весёлые мартышки.                        И друг другу даже

Мы играем громко слишком.               Языки покажем.

Все в ладоши хлопаем.                          Оттопырим ушки,

Все ногами топаем.                                Хвостики – вертушки,

Надуваем щечки,                                    Пальчик поднесём ко рту,

Скачем на насочках.                               Дружно прыгнем к потолку.

                                                                  Шире рот откроем и гримасы строим!

Психогимнастика «Чунга - чанга»

(этюд на выражение удовольствия и радости)

Путешественник пристал на своём корабле к Волшебному острову, где все всегда радостны и беззаботны.

Едва он сошёл на берег, как его окружили жители чудесного острова – маленькие чернокожие дети. И на мальчиках и на девочках были надеты одинаковые пёстрые юбочки, на ногах и руках у них звенели браслеты с колокольчиками, в ушах у всех были круглые серьги, на шее – бусы, а в волосах – красивые перья.

С весёлой улыбкой они стали пританцовывать под музыку вокруг путешественника и напевать.

Чудо-остров, Чудо-остров,

   Жить на нём легко и просто,

                                                 Чунга – чанга!

Путешественник решил навсегда остаться на этом острове.

Педагог: А мы с вами отправимся дальше. Давайте посмотрим, кто ещё спрятался в джунглях.

- Что это за коняшки, на всех тельняшки? (Зебры)

Упражнение на мелкую моторику и развитие речевого аппарата.

«Полосатые лошадки».

(муз Гоголевой М. Слова С . Маршака)

Полосатые лошадки,                         Щелкают язычком                                 

Африканские лошадки,                     Щёлкают пальчиками

Хорошо играть вам в прятки             «Здороваются» пальчики?

 на лугу среди травы.                           Волнообразные движения руками.

Разрисованы лошадки                          Поглаживающие движения рук от плечей.

от копыт до головы.                             Качают головой вправо, влево.

Педагог: Молодцы!

- Ребята! А это что за животное непонятное? Я кажется догадалась. Чтобы узнать кто это нам нужно соединить все цифры по порядку.

Математическое упражнение «Соедини цифры по порядку»

(дети по очереди подходят к доске и каждый соединяет две последующие цифры, при выполнении задания детям оказывается индивидуальная помощь).

Педагог: Кто же у нас получился?

Ответ детей: Слон.

Педагог: Молодцы! Значит вы все цифры соединили правильно.

Педагог: - Ребята, вы не слышали, что это за шум? Это мамы потеряли своих детёнышей. Надо помочь им найти своих малышей. Поможем?

Ответ детей: Да!

Лабиринт

 «Поможем мамам найти своего детёныша».

Дети по очереди находят дорожку от мамы к детёнышу и называют (У тигра – тигрёнок, у слонихи – слонёнок…).

  1. Заключительная часть.

Педагог: Вы молодцы! Но нам пора отправляться назад в д\с.

- вам понравилось наше путешествие?

- каких животных мы увидели?

- что такое пустыня?

- Молодцы! Наше путешествие закончено.

 



Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Весна»

Логоритмическое занятие «Весна красна».

Задачи:

  1. Обобщать и закреплять знания о сезонных изменениях.
  2. Обучать приёмам саморасслабления.
  3. Учить различать основные эмоции.
  4. Упражнять в соотнесении речи с движением.
  5. Развивать внимание и ориентировку в пространстве.
  6. Воспитывать интерес к природным изменениям и наблюдательность.

Оборудование: иллюстрации – сосульки на крыше, лужа во дворе, подснежники на поляне, скворец в скворечнике, воробей на ветке, солнышко (смеется, грустит, сердится, пугается, улыбается, плачет); а также иллюстрации к другим временам года, колокольчики, погремушки, бубны; руль автомобиля; фланелеграф и капельки – картинки для него, аудиозапись с колыбельной.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Педагог:

 Доброе утро! Птицы запели!

            Добрые люди, вставайте с постели!

      Прячется вся темнота по углам,

       Солнце взошло и идёт по делам.

Двигательное упражнение «Солнышко»

Педагог:

Вот как солнышко встаёт –                            Медленно поднимают руки вверх.

Выше, выше, выше!

К ночи солнышко зайдёт-                              Медленно опускают руки.

Ниже, ниже, ниже.

Хорошо, хорошо                                              «Фонарики».

Солнышко смеётся,

А под солнышком всем весело поётся.           Хлопают в ладоши.

Солнце рано утречком поднималось,

Студёною водицею умывалось.

Протоптало солнышко сто дорожек!

Почему у солнышка столько ножек?

 

  1. Основная часть

Педагог:

- Гуляет солнышко по небу, вниз на землю поглядывает: то удивляется, то веселится, то печалится.

Упражнение на развитие мимических движений.

(Дети передают выражение лица солнышка, изображённого на картинках: смеющегося, сердитого, грустного, испуганного, улыбающегося, плачущего и т. д.).

Педагог: - Ребята, давайте развеселим солнышко.

Ритмическое упражнение «Смешинка»

Дети проговаривают слоги, хлопая в ладоши и ударяя по коленям на последний слог.

Ха-ха-ха-ха-ха-ха-хак!

Ху-ху-ху-ху-ху-ху-хук!

Хо-хо-хо-хо-хо-хо-хок!

Хе-хе-хе-хе-хе-хе-хек!

Хя-хя-хя-хя-хя-хя-хяк!

Хэ-хэ-хэ-хэ-хэ-хэ-хэк!

Педагог: Солнышко посмотрело вниз и тоже засмеялось.

Д\И «Когда это бывает?»

Педагог: Ребята, какое время года сейчас наступило?

Ответ детей : Весна!

Педагог: Что происходит весной с природой?

Ответы детей:

Педагог: Я вам предлагаю поиграть в игру. У меня на столе лежат карточки с изображением всех времён года, давайте их назовём. (Зима, весна, лето, осень).

Вам нужно к этим карточкам подобрать соответствующие картинки.

Педагог: Молодцы!

- Ребята, отгадайте загадку:

     Растёт она вниз головою,

        Не летом растёт, а весною.

   Но солнце её припечёт-

Заплачет она потечёт.

(сосулька)

Ответ детей: Сосулька.

Ритмическая игра «Сосулька»

Педагог выкладывает на фланелеграфе капельки, располагая их на разном расстоянии друг от друга. Дети по выложенной схеме прохлопают ритм, приговаривая: «Кап, кап, кап-кап-кап…».

Педагог: Тяжёлое это дело капельки считать. Теперь надо отдохнуть.  

Психогимнастика «Сосулька»

(этюд на расслабление мышц)

   

     У нас под крышей

         Белый гвоздь висит,

  Солнце взойдёт,

Гвоздь упадёт.

Первая и вторая строчки: руки над головой. Третья и четвёртая строчки: уронить расслабленные руки и присесть.

  1. Заключительная часть.

Педагог: Ребята, весной мы слышим много разных звуков: пение птиц, звон капели, шум ветра, журчание ручьёв.

Давайте мы с вами попробуем все эти звуки соединить в один оркестр.

Оркестр шумовых инструментов.

Педагог:

Ну-ка, звонкая капель, зазвони скорее!             Звенят колокольчиками.

Зазвони скорее! Звонче, веселее!

Весенний лёгкий ветерок, песенку                     Звенят погремушками

Скорее нам свою пропой.

Птицы, ветру подпевайте,                                   Свистят в свистульки.

Звонче, песни распевайте.

Ручеёк весёлый песню подхвати,                      Играют на металлофоне.

Веселей в овражке зажурчи.

Педагог: -Какая замечательная мелодия у нас получилась.

- Ребята, а вам понравилось наше необычное занятие?

- Вы рады приходу весны?

- Вы были молодцы!



Предварительный просмотр:

Лексичечкая тема: «Грибы»

«Вот грибок какой…».

Задачи:

  1. Обобщать и закреплять знания и представления о грибах.
  2. Развивать чувство ритма, умение переключаться с одного вида движения на другое, умение сочетать речь с движением.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.
  4. Сохранять и укреплять здоровье детей через использование двигательных упражнений и психогимнастики.

Оборудование:  схема «Дождик частый и редкий»; загадки, картинки с изображением грибов (грибы большие и маленькие; мяч), книга В.Сутеева «Под грибом».

Ход занятия.

  1. Вводная часть:

- Ребята, я вам сейчас загадаю загадки, а вы отгадайте про что они.

Загадки

  1. У кого одна нога, да и та без башмака?
  2. Под кочкой крошка, только шляпа да ножка.
  3. Землю пробуравил, корешок оставил, сам на свет явился, шапочкой прикрылся.
  4. Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке.
  5. Возле леса на опушке, украшая тёмный бор, вырос пёстрый как Петрушка,

ядовитый … (мухомор).

  1. Основная часть.

Педагог показывает детям книжку сопровождая иллюстрациями рассказ.

- Педагог:

              Тот, кто любит сказки слушать,

Приготовит свои уши.

Застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться? Увидел муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под шляпкой.

Ритмическая игра «Дождик частый и редкий».

Дети ударяют по ладони указательным пальцем другой руки  с проговариванием ритмослов «кап - кап» в соответствии с расположением прямых линий на схеме. Линии расположены на большом расстоянии друг от друга – удары редкие; линии рядом – удары частые.

- Педагог: 

Смотрит муравей ползёт к грибу мокрая Бабочка.

- Муравей пусти меня под грибок! Промокла я, лететь не могу.

- Куда же я тебя пущу? – удивился Муравей. – Я один тут кое-как уместился.

- Ничего! В тесноте, да не в обиде.

- Педагог: Весело им стало вдвоем, и запели они песенку.

Логоритмическое упражнение «По грибы»

Утром дети в лес пошли            Шагают, высоко поднимая ноги.                 

И в лесу грибы нашли.              Размеренно приседают.

Наклонялись, собирали,           Наклоняются вперёд ритмично разводят руками

По дороге растеряли.                 Хватаются за голову и качают головой.

- Педагог: Ребята, давайте поможем муравью и бабочке сосчитать, сколько грибов растеряли ребята.

Упражнение «Посчитаем грибы».

- Сколько маленьких грибов вы сосчитали? (3 гриба).

- А сколько больших грибов? (1 гриб).

- Каких грибов больше? (маленьких).

Д\И «4 лишний».

- Ребята, посмотрите внимательно, а дети, которые рассыпали грибы ничего не перепутали?

- Давайте рассмотрим грибы: (показ картинок, называние названий подосиновик, подберёзовик, рыжик, мухомор)

- Какой из них лишний? (мухомор, потому, что он ядовитый).

- Педагог: Что-же случилось дальше?

- Смотрят муравей с бабочкой, бежит мимо мышка. Попросилась она спрятаться. Пожалели они её и пустили под грибок.

- Пока ждали они когда дождик закончится, решили заняться чем - нибудь, чтобы не скучно было.

Упражнение на подготовку руки к письму.

Педагог: Мы с вами тоже займёмся делом и скучать не будем.

- Посмотрите, у меня есть интересные картинки, только они не закончены, помогите мне их дорисовать.

- Нужно обвести по пунктирной линии рисунок, и мы узнаем, что там нарисовано.

- Что у нас получилось? (гриб мухомор).

- Когда мы пойдём в лес за грибами будем его брать в свою корзину? (нет, потому что он ядовитый).

Педагог: А тем временем под грибок прискакал заяц он убегал от лисы, пожалели его друзья и пустили под грибок. Вот уже и солнышко из-за тучки показалось.

Психогимнастика

«Солнышко и тучка»

(упражнение направленное на напряжение и расслабление мышц)

Солнце зашло за тучку, стало свежо – сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки, жарко – расслабиться – разморило солнышко (на выдохе).

Педагог: Выглянули наши друзья из под гриба и увидели, что дождь уже прошёл и выглянуло солнышко.

- Смотрит муравей и понять не может. – Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем место нашлось?

- Ква – ха-ха! Ква –ха-ха!- засмеялся кто-то.

- Все посмотрели на гриб и догадались, что гриб, то ….

- Ребята, а вы догадались? (он вырос под дождиком).

III. Заключительная часть.

Стихотворение с движениями

Меж еловых мягких лап                    Дети поочерёдно протягивают вперёд руки

                                                             Широко раздвинув пальцы.

Дождик – кап, кап, кап.                     Ударяют указательным пальцем одной

                                                             руки по ладони другой.

Где сучок давно засох,                      Поднимают к плечами опускают руки,

                                                             Согнутые в локтях, ладони развёрнуты

                                                            Друг к другу, пальцы соединены  и выпрямлены.

Всюду мох, мох, мох.                       Сжимают и разжимают пальцы.

Где листок к листку прилип,           Трут ладони друг об друга.

Вырос гриб, гриб, гриб.                    Поднимают руки вверх, ладони развернуты

                                                            Вниз.

Кто нашёл его друзья?                     Протягивают руки вперёд,

                                                            Ладони развёрнуты вверх.

Я, я, я, я!                                            Показывают ладонью на грудь (4 раза).

Педагог: Ребята, вам понравилось наше занятие?

- Что вам больше всего понравилось?

- О каких грибах мы узнали?

- Молодцы!



Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Части суток»

«День и ночь»

Задачи:

  1. Закреплять и расширять знания и представления детей о частях суток.
  2. Учить определять время по часам.
  3. Закреплять знания цифр.
  4. Развивать чувство ритма, мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
  5. Воспитывать культуру поведения на занятии.
  6. Сохранять и укреплять здоровье через использование двигательных упражнений и дыхательной гимнастики.

Оборудование: загадки, картинки братцев Тик и Так (часы с глазами), макет часов, иллюстрация старинных часов с маятником, звукозапись «бой часов», д\и «части суток» (картинки с изображением действий в разное время суток), схемы: утро, день, вечер, ночь, модели циферблата (6 шт), карандаши.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Дети идут по кругу и по сигналу «Стоп! Направо! Налево! Кругом!» Выполняют движения (предлагаются разные варианты по выбору педагога).

Загадки

К вечеру умирает

Поутру оживает.

                                      (День)

       Брат сестру догоняет,

 Никак не догонит.

                                                 (День и ночь)

Гляжу я в окошко –

Ходит чёрная кошка.

                                           (Ночь)

Педагог:

- Ребята, что такое день, ночь, утро и вечер?

Ответ детей: части суток.

Педагог: Ребята, я вам расскажу одну историю о двух братцах Тик и  Так. (показ картинки)

  1. Основная часть.

Педагог: Жили – были два братца – Тик и Так. Однажды они поспорили, что важнее день или ночь. Долго спорили, но так и ничего не решили. Ребята, давайте поможем им разобраться в этом.

Педагог: Если солнышко с утра, значит, всем вставать пора. Ну-ка, детки, просыпайтесь, поскорее умывайтесь.

Речедвигательное упражнение «Умывание».

(русская народная пестушка)

Дети повторяют слова и движения за педагогом.

Педагог:

С гуся вода,                                   Поглаживают себя обеими руками от плеч

А с нас худоба.                              К ногам, наклоняя корпус.

Вода текучая,                                Приседают и постепенно встают,

Дитя растучее.                               Поднимая ладони все выше.

С гуся вода,                                    

А с нас худоба.

Вода книзу,

А дитя кверху.                               Приседают и постепенно выпрямляются,

                                                         поднимая руки.

Педагог:

- Ребята, отгадайте ещё одну загадку.

 Ног нет, а хожу,

 Рта нет, а скажу,

                 Когда спать, когда встать,

             Когда работу начинать.

                                                             (часы)

Ответ детей: Это часы.

Педагог: когда часы идут они тикают. Давайте мы с вами потикаем как часы.

Упражнение на развитие чувства ритма «Тик - Так».

проводится сидя на полу

Правая рука.                   Левая рука.

Тик.                                 Так.                             По очереди стучат по полу

Тик                                   так

Тик, тик                           так

Тик                                   так, так.                      Стучат по очереди по коленям.

Тик, тик,                           так, так,                     Стучат по полу двумя руками.

Тик                                   так.

Тик, тик, тик,                   так, так, так.              По очереди стучат по полу.

Педагог: Ребята, кто знает, для чего нам нужны часы?

Ответ детей:

Педагог: вы знаете, что раньше почти в каждом доме были часы с маятником и с «боем», когда часы показывали, сколько часов ровно они били (показ времени на макете).

Слушание звукозаписи «бой часов».

Педагог: Ребята, давайте с вами изобразим, как били старинные часы.

Упражнение на дыхание.

Педагог: Глубоко вдохнём и на выдохе произнесём «Бом – Бом - Бом», одновременно хлопая в ладоши.

Педагог: Ребята наши часы пробили полдень, то есть наступил день.

Д\И «Части суток»

Педагог: Ребята, перед вами картинки, в разное время суток. Вам нужно в соответствии со схемой разложить эти картинки.

Дети раскладывают картинки, педагог побуждает вопросами комментировать их выбор.

Педагог: А наши часы показывают, что уже вечер (показ на макете 6 часов).

 Кто знает, сколько это времени?

Ответ детей.

Педагог: Наши часы показывают 6 часов вечера, уже вечер, но спать ложиться ещё рано, можно немного поиграть. Я вам предлагаю, поиграть в игру «Будильник».

Д\И Будильник»

Педагог на большом циферблате уточняет необходимые знания детей и при необходимости их, например:

- Назовите цифры на будильнике.

- Покажите, в какую сторону движутся стрелки.

- Что показывает большая стрелка? Что маленькая?

- Если большая стрелка показывает на 12, что это значит?

Затем детям раздаются модели циферблата (круги) и карандаши и предлагает детям написать на них цифры и нарисовать стрелки. Выбирается водящий, который определяет время на часах у каждого из играющих, при затруднении ему помогает взрослый.

Педагог: Вот и проходит наш день к концу наши часы показывают уже (показывает на макете 9 часов). Наступает ночь.

III. Заключительная часть

Упражнение на координацию речи с движением.

«Часы».

Тик – так, тик – так,                              Глазами водят вправо, влево.

Часы стучат                                            Глазами водят вправо влево.

И нам о многом говорят:                       Показать на себя.

Что день прошёл,                                   Пальчики шагают по коленям.

И спать пора,                                          Спят.

Устала наша детвора.                             Руки вытягивают вперёд.

Все спят, а часы                                      Стучат кулачками друг о друга.

Всю ночь стучат                              

И наш покой хранят.                             Показать на себя.

Заводят стрелки хоровод,                     «Заводят моторчик».

Тик – так,                                                Хлопают в ладоши.

И ночь пройдёт.                                      Волнообразные движения руками.

Педагог: Ребята,  как вы думаете, будут братцы Тик и Так спорить, какая часть суток важнее?

- Ребята, как вы думаете, какая часть суток важнее? Почему?



Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Насекомые».

 «Приключения Муравьишки».

                                                          Задачи:

1.Закреплять знания детей о насекомых, их особенностях  и  пользе и вреде для человека.

2.Развивать  координацию движений и чувство ритма в сочетании с  речью и музыкой.

3. Упражнять в соотнесении цифры с количеством предметов, закреплять знания о составе  чисел.

5. Воспитывать уважительное  отношение  к природе.

6.Сохранять и укреплять здоровье через дыхательную гимнастику и использование двигательных упражнений.

Оборудование: загадки, муляжи насекомых, макет лесной поляны, лист на ниточке, карточки с изображением насекомых и их жилища, карточки на математическое задание (состав числа 5), наложенные фигуры насекомых.

Ход занятия.

I.Вводная часть.

- Приветствие гостей.

- Загадки о насекомых.

Педагог загадывает загадки о насекомых, а дети должны найти отгадку на цветке (муляжи насекомых).

Загадки.

  1. Чуть выбравшись из кокона, она вдруг превращается из гусеницы в куколку, а куколка в красавицу. (Бабочка)
  2. Домовитая хозяйка полетала над лужайкой, похлопочет над цветком, он поделится медком. (Пчела)
  3. В луговой траве стрекочет, в руки к нам идти не хочет. Скачет он на длинных ножках, через луг, через дорожки. Весь зелёный и с травинкой можно спутать его спинку. (Кузнечик)
  4. Полетел аэропланчик, сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
  5. Восемь ног как восемь рук. Вышивают шёлком круг. Мастер в шёлке знает толк. Покупайте мухи шёлк. (Паук)
  6. Рассыпала матрёшка по фартуку горошки. (Божья коровка)

- Педагог: - Как мы назовем, одним словом всех, кто сидит на этом цветке?

- ЭТО НАСЕКОМЫЕ!

- Педагог: - Что за домик на полянке из иголок и листвы? Подойдём поближе, взглянем, чья постройка у сосны?

(На доске помещена картина с изображением леса, муравейника под сосной)

- Что это под сосной? (Муравейник)

II. Основная часть

Педагог: - Я сейчас расскажу вам историю, которая произошла с одним маленьким муравьишкой. А вы мне будете помогать.

- Жил-был маленький муравьишка в своём муравейнике, вместе со своей большой семьёй. Как-то раз он решил прогуляться.

- Взобрался он на высокое…? (Дерево)

- И стал оттуда смотреть на лес, на муравейник.

- И вдруг подул сильный…? (Ветер)

- Как вы думаете, что произошло с муравьишкой?

- Его унесло далеко от дома вместе с листом.

 Упражнение на дыхание «Ветер»

На одном выдохе – усиление и ослабление звука (в-в-В-В-в-в).

Педагог: - Вы слышали как завыл ветер? Он унёс нашего муравьишку.

- Оказался муравьишка на другом конце леса.

- Как до дома добраться?

- Вдруг он видит…

- Кого? (сороконожку)

На доску помещается картинка сороконожки.

Педагог: - Что она делает? (ползёт)

- Стал он сороконожку просить.

- «Уважаемая сороконожка помогите мне до дома добраться».

- Ребята, а ведь мы с вами тоже умеем ходить как сороконожки.

- Пока муравьишка добирается мы с вами отдохнём.

Упражнение на развитие координации и движений под музыку

«Сороконожка»

Дети встают друг за другом, руки кладут на плечи друг другу.

Шагают топающим шагом:

На счёт

1-4

1-4-Делают 8 шагов вперёд, останавливаются;

1-2- Ставят правую ногу в сторону на пятку;

3-4- Возвращают в исходное положение;

1-2- Ставят левую ногу в сторону на пятку;

3-4- Возвращают в исходное положение;

1-4-

1-4-Делают 8 шагов вперёд.

Педагог: - Довезла сороконожка муравьишку до…чего? (до ручья)

- Говорит сороконожка: «Дальше я не могу, зови того, кто хорошо прыгает»

- Кто может помочь муравьишки перепрыгнуть через ручей? (Кузненчик)

- Позвал муравьишка кузнечика.

На доску помещается картинка с изображением кузнечика.

- Стал его тоже просить о помощи.

- А кузнечик ему говорит: «Я тебе помогу, но и ты мне помоги, я за долгую зиму забыл, где живут мои друзья, другие насекомые»

Дидактическая игра «Кто где живёт»

Педагог: Ребята, поможем кузнечику?

- Выберите себе картинку с любым насекомым и по очереди найдите домик этого насекомого. (С помощью магнита нужно прикрепить насекомое к соответствующему рисунку. Например, паука к паутине).

- А ещё мы знаем стихотворение про кузнечика.

Логоритмическое упражнение «Кузнечики»

Поднимают плечики,                               Дети выполняют движения                  

Прыгают кузнечики,                                В соответствии с текстом.

Прыг – скок, прыг – скок,

Сели…

Травушку покушали,

Тишину послушали,

Тише, тише,

Высоко

Будем прыгать мы легко.

Педагог: - Перебрался муравьишка через ручей. Думает как дальше добираться.

- Вдруг видит, летит…

- Кто? (Божья коровка)

- Стал он её тоже о помощи просить.

- Она согласилась, но если он ей тоже поможет.

- Первый весенний дождик смыл почти все её чёрные пятнышки на крыльях, а без них она не полетит.

- Ребята поможем божьей коровке?

Работа за столами

1 под. Группа – по схемам на состав числа.

2 под. Группа – сосчитать точки и найти нужную цифру.

- Молодцы, вы помогли Божьей коровке, а она перенесла муравьишку на дерево.

- Но, как ему вниз спуститься прыгать он боится.

- Вдруг он увидел паучка и стал его просить о помощи, спустить его вниз на паутинке.

- Паучок согласился, но если муравьишка поможет распутать картинки, которые паучок нечаянно запутал

Упражнение на внимание «Наложенные фигуры насекомых»

- Найдите любое насекомое и обведите его пальцем по контуру.

- Молодцы, помогли паучку, а он помог муравьишке спуститься вниз.

- Обрадовался муравьишка, что оказался дома.

III Итог занятия.

- Давайте вспомним, кто помогал муравьишке?

- Вам понравилось наше путешествие?

- Муравьишка приготовил для вас сюрприз, потому что вы ему тоже помогали. Мультфильм «Приключения Муравьишки - Хвастунишки». Вы посмотрите его и расскажите, каких ещё насекомых встретил там Муравьишка.



Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Дикие животные».

«Кто живёт в лесу?».

Задачи:

  1. Уточнить представления детей по теме и дать знания о диких животных и их детёнышах. (Внешний вид, питание, детёныши).
  2. Развивать связную речь через рассматривание иллюстраций.
  3.  Упражнять в образовании уменьшительно – ласкательных суффиксов прилагательных.
  4. Развивать мелкую моторику, чувство ритма в сочетании с музыкой;
  5. Воспитание бережного отношения к природе.
  6. Сохранять и укреплять здоровье детей через подвижные игры.

Оборудование: загадки, предметные картинки с изображением животных и детёнышей, шапочки – маски (заяц, лиса, волк, медведь, ёж), карточки с пунктирным изображением зайца.

Ход занятия.

  1. Вводная часть.

Педагог: Где – то за тридевять земель стоит лес. Деревья там высокие, величественные (показать). Воздух там свежий и чистый (медленно вдохнуть и выдохнуть).

А в этом лесу живёт много зверей. Пойдёмте к ним в гости. А вы не боитесь?

Дети выполняют ходьбу в разных направлениях по сигналу – направо, налево, прямо, по диагонали, змейкой ит.д.

Педагог: А вы знаете, какие звери живут в лесу?

- Я вам загадаю загадки, а вы попробуйте догадаться и найти на картинке.

Загадки.

  1. Сердитый недотрога живёт в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки не одной. (ёж).
  2. Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе орешки я грызу.
  3. Летом ходит без дороги возле сосен и берёз, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос.
  4. Комочек пуха длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку.
  5. Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый  - краса! А зовут её… (лиса).
  6. Кто зимой холодной ходит злой голодный? (волк).

II. Основная часть.

Лабиринт  «Найди детёныша».

Педагог:

- Ребята, вы не слышали кто-то плакал?

- Это малыши диких животных заблудились в лесу, давайте поможем им найти их мам.

- Педагог:

- Молодцы, вы помогли детёнышам найти их мам.

- А мамы, соскучились по ним и ласкают своих детишек и называют их очень ласково.

Д\И  с мячом «Назови ласково».

Педагог:

- Я сейчас буду кидать мяч, и называть дикое животное, а вы должны будете называть ласково его детёныша. Например: у медведя – медвежонок.

Игра «Отгадай по описанию».

Педагог:

- Ребята, вы любите играть?

- Животные тоже очень любят играть.

- Они хотят поиграть с вами в интересную игру и узнать, что вы про них знаете.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

- Мы с вами по очереди будем выбирать одного ведущего и оденем ему на голову, шапочку – маску какого-нибудь животного. А мы с вами должны будем рассказать про это животное так, чтобы ведущий догадался кто это.

НАПРИМЕР:

- Он зимой белый, а летом серый, любит морковку.

- Она рыжая, хитрая.

Логоритмическое упражнение «Лиса по лесу ходила»

Лиса по лесу ходила,                                  Хороводный шаг по кругу;                         

Лиса песни выводила,                                

Лиса лычки драла,                                       Выполнение имитационных движений

Лиса лапотки плела.                                     В соответствии с текстом.

Себе – пару, мужу трое,                               притопы на месте,

А детишкам по лаптишкам.

Бежали по тропинке – топ,топ,топ.             Кружение на месте.

 Педагог:

- Ребята, посмотрите, что это за верёвочка висит, да и на ней что-то есть?

- Ответы детей.

- Да это ведь белочка запасы на зиму делает.

- Давайте поможем ей.

Упражнение «Поможем белочке».

Педагог: Нужно продолжить нанизывать на ветку грибы в том же порядке как это начала делать белочка: большой, маленький, большой…

Педагог: Молодцы! Вы хорошо постарались.

Педагог: Пока мы помогали белочке в кустах притаилась хитрая лиса и всё подслушивала.

Психогимнастика «Лисичка»

(этюд на выражение внимания, интереса, сосредоточения)

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут зайцы, и подслушивает, о чём они говорят.

Выразительные движения: Голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо),

Поза. Ногу выставить вперёд, корпус тела слегка наклонить кпереди.

Педагог: Но вдруг она услышала дровосека испугалась и убежала.

Упражнение на мелкую моторику «Щёлк – щёлк».

Щёлк, щёлк,                                        Движения в соответствии с текстом

Хлоп,хлоп,                                          Поочерёдно правой и левой рукой.

Щёлк, щёлк,

Хлоп, хлоп,

Всё повторить два раза.

Раз, два, три, четыре, пять.              Соединить ладошки,

Здравствуёте, здравствуйте,            Все пальчики здороваются с большим

Всё повторить два раза.                   по очереди; круговые движения.

III. Заключительная часть.

Упражнение на подготовку руки к письму

«Дорисуй картинку».

Педагог:

- Ребята, у меня есть рисунок, только он незакончен, помогите мне его дорисовать и мы узнаем, кто там нарисован.

- Кто получился на картинке (зайцы).

- Наши зайцы хотят в вами поиграть.

- давайте выберем, кто у нас будет лисичкой.

Считалочка.

 Тили-тили, тили-бои,

           Сбил сосну зайчишка лбом.

                                                    Жалко мне зайчишку:

                                                    Носит зайка шишку.

                                                    Поскорее сбегай в лес,

       Сделай заиньке компресс!

Подвижная игра «Лиса и зайцы».

 Дети «зайцы» стоят полукругом. На расстоянии 6-8шагов «спит лиса».

Такты 1-2 – зайцы прохлопывают «лапками» ритмический рисунок

                     сначала справа, потом слева.

Такты 3-4 – три раза подпрыгивают на двух ногах.

Такты 5-8 – повторяют движения тактов 5-8.

Такты 9-10 – зайцы медленно присаживаются, глядя на лису, - «испугались».

Такты 11-12 – поднимаются, продолжают смотреть на лису.

Такты 13-16 – повторяются движения тактов 1-4.

Такт 17 – два раза гладят правое ушко.

Такт 18 – два раза гладят левое ушко.

 Такты 19-20 – вертят «хвостиками».

Такты 21 – 22 – прыгают.

Такты 23 – 24 – кружатся.

Такты 25 – 31 – зайцы приближаются к лисе прыжками на двух ногах в ритме музыки.

Такт 32 – один заяц дотрагивается до лисы, и она шевелит лапками, зайцы отбегают назад на свои места.

Такты 33-39 – повторяются движения тактов25-31.

Такт 40 – лиса вскакивает и догоняет зайцев.

Итог:

Педагог:

- Ребята, вам понравилось наше занятие.

- С кем мы познакомились сегодня? (с дикими животными).

- Кто живёт в лесу?



Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Транспорт».

«Мы в городе живём».

Задачи:  

1. Дать представление  о городском и междугороднем типах транспорта.

2. Закреплять знания детей о видах транспорта и правилах дорожного движения.

3. Закреплять знания о геометрических  фигурах, цифрах.

4. Развивать зрительное внимание, чувство ритма, умение согласовывать движения  под музыку.

5. Воспитывать культуру поведения на занятии.

6. Сохранять и укреплять здоровье детей через использование двигательных упражнений.

Оборудование: макет светофора, три круга красного, жёлтого, зелёного цвета, полоски белого и чёрного цвета, рули, диск муз. композиция № 3, геометрические фигуры (синий треугольник, зелёный квадрат, голубой круг), картинки с изображением разных видов транспорта,

Ход занятия

  1. Вводная часть

Педагог: Ребята, сегодня я вас приглашаю отправиться в небольшую поездку по улицам города, вы согласны поехать?

Ответ детей: Да!

Педагог: 

- Но прежде чем поехать нужно вспомнить правила дорожного движения.

- Я вам сейчас загадаю загадку, а вы отгадаете, что это.

Загадка

            Встало с краю улицы

       В длинном сапоге

       Чучело трёхглазое

На одной ноге.

               Где машины движутся,

       Где сошлись пути,

   Помогает улицу

Людям перейти.

                                                 (Светофор)

Ответ детей: Светофор.

Педагог: Ребята, посмотрите, наш светофор, почему-то не горит, надо помочь ему загореться, а то мы не сможем отправиться в поездку.

Дидактическая игра «Найди нужный свет для светофора».

Педагог: Я буду загадывать загадки, а вы должны найти соответствующий цвет светофора.

              Три глаза – три приказа,

                  Этот глаз самый опасный.

       Какой же это свет?

                                                  (Красный)

Этот свет

                    Особенный, велит он

          Приготовиться.

                                                  (Жёлтый)

    Запылал у чудища

          Самый нужный глаз –

         Значит можно улицу

 перейти сейчас.

(Дети помещают нужный свет на доску, с помощью магнита).

Педагог: Вот и загорелся нам зелёный свет, а переходить улицу мы будем по… (показывает картинку с изображением пешеходного перехода).

Ответ детей: по пешеходному переходу.

Педагог: а как ещё называют пешеходный переход?

Ответ детей: зебра.

Педагог: почему его так называют?

Ответ детей.

Педагог: сейчас вам задание на внимание, нужно из полосок выложить зебру. Нужно быть очень внимательными, чтобы чёрные и белые полосы располагались по очереди.

Упражнение на внимание

«Пешеходный переход».

Педагог: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

II Основная часть

Педагог:  Скажите на чём можно отправиться в поездку по улицам города?
Ответ детей: на машине, на автобусе.

Педагог: на чём бы вы хотели поехать?

Ответ детей: на автобусе.

Педагог: давайте мы с вами представим, что мы все шофёры, возьмём рули и поедем.

 Музыкально – ритмическое упражнение

на внимание и координацию движений.

«Мы едем, едем, едем».

Педагог:

- Я вам предлагаю поехать на автобусе, когда автобус едет он делает остановки, мы будем делать остановки. Вы должны внимательно слушать музыку, она вам подскажет, где нужно останавливаться.

Педагог:

- Ребята, автобус это какой транспорт?

Ответ детей: Наземный.

Педагог: автобус высаживает пассажиров?

Ответ детей: на автобусной остановке.

(если дети затрудняются ответить, то им задаются наводящие вопросы).

- Педагог: Вот мы с вами вышли из наших автобусов, посмотрели вокруг, какие ещё виды транспорта мы можем увидеть в нашем городе?

Ответы детей: воздушный, водный, наземный.

Педагог: Я вам предлагаю поиграть в игру.

«Ездит, плавает, летает».

Четырём детям раздаются цветные ориентиры, остальным детям раздаются картинки с различными видами транспорта. Под весёлую музыку дети бегают по залу, по сигналу встают к ребёнку с соответствующим ориентиром. Педагог задаёт вопрос:

Педагог:  «Когда мы используем этот транспорт?».

- Зачем людям транспорт?

- Кто управляет этим видом транспорта?

Педагог:

- Ребята, а вы знаете, что такое  железнодорожный вокзал? А как вы думаете в нашем городе есть ж\д вокзал? (показ фото)

Ответ детей:

Педагог: Кто-нибудь из вас бывал на ж\д вокзале?

- Какой звук там можно услышать?

Ответ детей: «Тук – тук».

Упражнения с палочками на развитие чувства ритма, дыхания, мелкой моторики

«Тук - тук» (проводится сидя на полу).

Педагог: Ребята, давайте мы с вами присядем на пол и покажем, как стучат колёса.

Правая рука.              Левая рука.         По очереди стучат палочками по полу

Тук.                            Тук.

Правая рука               Левая рука

Тук.                            Тук

Обе руки                    Обе руки               Стучат палочками друг о друга

Тук – тук – тук.         Тук – тук – тук.

Правая рука              Левая рука    

Тук.                            Тук.

Глубоко вдохнуть, руки вытянуть вперёд и на выдохе произнести

У-у-у-у-у

Повторить сначала.

Педагог: Молодцы!

- Я вам сейчас загадаю загадку про транспорт.

       Летит птица – небылица,

   А внутри народ сидит,

Меж собою говорит.

(Самолёт)

Педагог: А в нашем городе мы можем увидеть самолёты?

Ответ детей.

Педагог: Мы можем их увидеть в небе, когда они пролетают над городом, а ещё в АЭРОПОРТУ.

- Это место где приземляются самолёты, когда прилетают из других городов.

Лабиринт «Помоги самолёту найти свой аэропорт».

Педагог: Ребята, нужно помочь каждому самолёту найти свой аэропорт.

Педагог: Молодцы! Вы хорошо справилась с заданием.

- Сейчас вам нужно будет узнать, какоё ещё вид транспорта можно увидеть в нашем городе.

- Для этого вам нужно соединить все цифры по порядку и вы узнаете, что нарисовано на рисунке.

Упражнение с цифрами

Педагог: Что у вас получилось?

Ответ детей: корабль.

Педагог: А где в нашем городе мы можем увидеть водный транспорт корабль, лодку, катер?

Ответ детей: на реках Ангара и Иркут.

III Заключительная часть.

Педагог:

- Скажите, вам понравилось наше занятие?

- Что вам запомнилось?

- Какие виды транспорта можно увидеть в нашем городе?

- На какой свет светофора нельзя переходить дорогу?

- Ребята, вы молодцы!

- Наше занятие окончено!



Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Зима. Новый год».

 «Новогоднее приключение».

Задачи:

  1. Закреплять знания о времени года зима и новогоднем празднике.
  2. Развивать умение ориентироваться в пространстве, чувство ритма, умение сочетать речь с движением.
  3. Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выражать своё.
  4. Способствовать поднятию праздничного настроения через игры.
  5. Воспитывать культуру общения в совместных играх.

Оборудование: загадки, карточки с нарисованными мешками для подарков на каждого ребёнка, карточки с изображением ёлки, игрушки на ёлку -геометрические фигуры (круги 5 шт. красного цвета большие, квадраты 4 шт.синего цвета средние, треугольники 3 шт. зелёного цвета маленькие)- на каждого ребёнка, белые перья – снежинки.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Педагог: - Ребята, я вам загадаю загадки, а вы отгадайте про кого они.

Загадки

  1. Какой это мастер на стёкла нанёс и листья, и травы, и заросли роз?
  2. Кто без брёвен через реки мост построил?
  3. Меня хлопали лопатой, меня сделали горбатой, Меня били, колотили, ледяной водой облили. И скатились все потом с моего горба гуртом.
  4. Покружилась звездочка в воздухе немножко, села и растаяла на моей ладошке.

Дед Мороз проспал в постели,

                                           Встал сосульками звеня:

                                            Где вы, вьюги и метели?

                                            Что не будете меня?

Вьюга сразу ответила Деду Морозу, завыла, запела свою песню.

Упражнение на развитие дыхания «Вьюга»

Дети после энергичного вдоха через нос на выдохе продолжительно тянут звук «у-у-у…».

II. Основная часть.

Педагог:

Рано утром вышел дед,

В шубу новую одет.

Захотел проверить сам

По лугам, по лесам,

Все ли ждут в наряде новом

 И его встречать готовы?

С собой принёс Дед Мороз свои подарки.

Упражнение на внимание «Найди одинаковые мешки с подарками».

Педагог:

- Ребята, посмотрите, сколько у Деда Мороза много подарков.

- Давайте найдём одинаковые мешки.

- Дед Мороз очень уста пока собирал свои мешки, давайте вместе с ним передохнем.

Логоритмическое упражнение «Дед Мороз».

Педагог:

Дед Мороз, Дед Мороз                        Пружиня ногами, выполняют повороты

Через дуб перерос.                                корпуса вправо-влево, протягивая вперёд

Через дуб перерос,                                руки.

Прикатил подарков воз:                       Рисуют в воздухе обеими руками большой

Морозы трескучие,                               круг. Скрестив руки на груди,

Снега сыпучие,                                     похлопывают ладонями по плечам.

Ветры завьюжные,                               Взмахивают кистями сверху вниз.

Метели дружные.                                 Качают руками над головой. Постепенно

                                                               Опускают руки вниз, вращая кистями.

Педагог: - Идёт Дед Мороз по лесу и смотрит, как наряжены ёлочки к празднику. Вдруг он увидел, что одна ёлка стоит, не наряжена.

- Поможем Дед Морозу нарядить ёлочку?

Математическое задание

«Нарядим ёлочку».

Педагог:

- Посмотрите, у нас приготовлены разные игрушки для ёлочки, давайте рассмотрим их они одинаковые или разные? (разные).

- Чем они отличаются? (цвет, размер, форма).

- Давайте посчитаем, сколько игрушек треугольной формы. (3 игрушки).

- Сколько игрушек квадратной формы (4 шт.).

- Каких игрушек больше?

- Каких игрушек больше всего? (круглой формы)

- Давайте мы наши игрушки разместим на ёлочке как гирлянду, сначала круг, затем квадрат, треугольник.

(выполнение задания детьми, в процессе работы детям оказывается индивидуальная помощь).

- Молодцы!

Пальчиковая гимнастика

«Украшаем ёлочку».

      Раз, два, три, четыре пять –

                                                 Будем ёлку наряжать.

                                                 Мы повесим шарики,

                                                 Яркие фонарики,

                                                 Весёлого Петрушку

                                                 И разные игрушки:

                                                 И Мишку – шалунишку,

                                                 И заиньку – трусишку.

       Потом всех за руки возьмём

 И хоровод свой заведём.

Поочерёдно соединяют подушечки пальцев обеих рук, соединяют ладони над головой «домиком» и разводят руки. Соединяют подушечки пальцев обеих рук, образуя шарик. Круговые движения руками. Показывают длинный нос. Показывают «Мишкины лапы» и покачиваются в стороны. Прикладывают раскрытые ладони к голове. Берутся за руки. Встают вкруг.

Педагог:

- Пока мы играли, Дед Мороз заблудился в лесу.

- Давайте поможем ему найти дорогу, а то он опоздает к нам на ёлку в детский сад.

Упражнение на внимание

Лабиринт.

Педагог: 

- Посмотрите, как запутаны дорожки в лесу.

- Надо их распутать, провести пальцем и найти выход из лабиринта.

Ритмическое упражнение «Снежинки».

Ой, летят – летят снежинки,           Положить перо на правую руку подуть

Белоснежные пушинки.                   Поймать перо левой рукой (2 р).

Это зимушка – зима                          Взять перо в правую руку покружиться

Рукавами повела.                               Вправо, взять в левую руку, покружиться

Все снежинки закружила                  влево.

 И на землю опустила.                       Присесть на корточки.

III. Заключительная часть

- Ребята, вам понравилось наше занятие.

- Что вам запомнилось?

- Какой скоро праздник?

- Как мы готовимся к Новому году?

- Спасибо! Вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логоритмического занятия для детей подготовительной группы.

Тема. Мишкин домик.Цель. Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.Задачи. Совершенствование грамматического строя речи (...

Музыкально-логоритмическое занятие "Зимние забавы детей" для детей 3 класса школы-интерната VIII вида.

Сценарий  музыкально-логоритмического занятия "Зимние забавы детей!" для детей 3 класса специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида....

Музыкально-логоритмическое занятие "Прогулка по осеннему лесу" для детей 3 класса школы-интерната VIII вида.

Сценарий  и презентация музыкально-логоритмического занятия "Прогулка по осеннему лесу"  для детей 3 класса специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида....

конспект логоритмического музыкального занятия для детей с ЗПР

конспект логоритмического музыкального занятия для детей с задержко психического развития...

Конспект открытого логоритмического занятия для детей с общим недоразвитием речи старшего возраста: «Как кузнечик помогал слабым»

Цель:Формировать у детей бережное отношение к природе, ее обитателям: насекомым.Воспитывать чувство дружественной поддержки, взаимовыручки, желания придти на помощь в трудной ситуации.Воспитывать жела...

Конспект логоритмического занятия по обучению детей основам безопасности дорожного движения «Путешествие в страну Светофорию» для детей логопедической группы среднего дошкольного возраста

Методическая запискаДанная тема важна для работы с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, так как кроме работы по профилактике ДДТТ, она помогает решить важнейшие задачи, стоящие пер...