"Путешествие на планету Чистой речи"
план-конспект занятия по теме

Автоматизация звука [Р] у детей старшего дошкольного возраста на материале слогов, чистоговорок, стихов, полных ответов  (по ходу непосредственно-образовательной деятельности). Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза, зрительно-пространственного ориентира на плоскости, мелкой моторики, элементов психогимнастики и релаксации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 комбинированного вида города Бокситогорска»

Непосредственно-образовательная деятельность по коррекционно-речевому развитию в старшей группе на тему:

«Путешествие на Планету чистой речи»

Учитель-логопед

Тимофеева Виктория Алексеевна

Г. Бокситогорск

2013г.

Цель:

-автоматизация звука  [Р] в слогах, словах, чистоговорках, стихах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:
- развивать дыхание, артикуляционную и мимическую мускулатуру;

- закрепить изолированное произношение звука [Р];

- автоматизация звука [Р] в слогах (прямых, обратных, со стечением гласных и согласных звуков);

- автоматизация звука [Р] в словах, чистоговорках, стихах, предложениях;

- учить координировать речь с движениями.

Коррекционно-образовательные:
-  развивать  фонематическое  восприятие;

-  развивать фонематический слух;

-  уточнять и закреплять номинативный и предикативный словарь;

- развивать фонематические представления (закреплять навык выделения звука из слова, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза односложных слов их трёх звуков);

-  развивать мелкую и общую моторику;

-  развивать зрительно-пространственный ориентир на плоскости.

Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу;

- воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, инициативность;

- воспитывать самоконтроль за речью;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

- совершенствовать выразительность речи;

-  выразительно в собственной манере читать стихи.


Предварительная работа:
- Выполнение артикуляционной гимнастики, упражнений на развитие сильной направленной воздушной струи. Выкладывание из счётных палочек фигур по схемам, изготовление бус из природного материала. Проговаривание со звуком [Р] чистоговорок, разучивание стихов, пословиц, скороговорок, отгадывание загадок.  Пальчиковые игры, театрализованные игры. Рассматривание предметных картинок. Дидактические игры по развитию фонематического строя речи. Просматривание мультимедийной презентации "Подвесные мосты" с использованием нетбука.

Оборудование.
Индивидуальные  зеркала  по количеству детей, бумажные салфетки, стаканчики для бумажных салфеток, бубен,  счётные палочки (из расчёта 18 штук на одного ребенка), карточка-схема «Ракета» (из расчёта по одной на каждого ребёнка), деревянные бусины для изготовления подвесного моста. Предметные картинки с изображением: сыра, рубанка, картины, расчёски, топора, пирога. Наборное полотно "Звуковой поезд", "золотые монетки", схемы слов, кукла «Радостный гномик»;  схемы звукового синтеза; карточки с  предметными картинками  для составления односложных слов со звуком [Р]. Аудиозапись с космической музыкой, магнитофон.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

1.Орг. момент (введение в НОД):

(дети по приглашению логопеда рассаживаются за столами, принимая позу «ученика»)

- Сейчас я вам прочту стихотворение, внимательно послушайте его:

          Мир чарующий, прекрасный,

          Мир, в который входишь ты…

          Каждый звук в нем не напрасный,

          Полный дивной красоты.

          Это мир волшебной сказки,

          Мир невиданных чудес.

          Без малейшей ты опаски

          Попадешь в дремучий лес.

          И по всем морям на свете

          Проплывешь сквозь ураганы.

          В этом мире даже дети-

          Командиры, капитаны!

2.Сообщение темы НОД:

- Сегодня мы с вами отправимся на Планету Чистой речи. Послушайте загадку: «Язык находится за верхними зубами, воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит».

-Как вы думаете, с каким звуком мы отправимся в путешествие?

(дети поднимают руки, чтобы ответить, логопед дает установку «Ответь полным предложением»- «Мы сегодня отправимся в путешествие со звуком [Р]).

3.Выполнение артикуляционной гимнастики и упражнения на развитие направленной сильной воздушной струи:

- Наше путешествие будет интересным, иногда трудным. Надо к нему подготовиться. Я читаю стихотворение, а вы за мной повторяете движения.

          Вы расселись по порядку,

          Дружно сделайте зарядку,

          Не ногами, не руками,

(логопед топает ногами, хлопает руками, а дети  повторяют движения)

          А своими… (чем?) язычками.

( дети по сигналу логопеда повторяют последнее слово хором)

(Перед детьми на столах лежат индивидуальные зеркала и бумажные салфетки для вытирания слюнки; для логопеда подготовлен бубен!)

- Возьмите зеркала, выполняем артикуляционную гимнастику под бубен (счет до пяти):

   Для губ:

Улыбка- трубочка

Оскал- Бублик

   Для щек:

Хомяк- Худышка

   Для языка:

«Мостик»

«Чашечка»

«Вкусное варенье»

«Лошадка»

«Грибочек»

«Маляр»

   Упражнение на развитие сильной направленной воздушной струи:

Потянули  язычок - «Чашечка» к носу, подули наверх. Голова прямо, плечи не поднимать. Воздух набираем носом, выдыхаем на кончик языка сильную струю.

4.Развитие мелкой моторики (выкладывание фигуры из счётных палочек):

- Чтобы попасть на Планету Чистой речи надо построить ракету. Соберите её на столе из счётных палочек.

(у каждого ребёнка на столе лежит коробочка со счётными палочками и карточка-схема «Ракета», для складывания одной ракеты понадобится 18 счётных палочек.)

Ракета состоит из четырёх геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, трапеция.

5.Изолированное произношение звука [Р] с элементами физкультурного упражнения «Мотор»:

- Ракеты готовы к полёту. Как звучит мотор у ракеты? Выполним упражнения «Моторчик»  язычками и руками.

( дети произносят звук [Р], крутят перед собой руками)

6.Харктеристика звука [Р]:

- Ребята, вы сейчас произносили звук [Р]. А что такое звук? (Звук- это то, что мы говорим и слышим).

- Звук [Р]- согласный или гласный?

- Твёрдый или мягкий?

- Глухой или звонкий?

(полные ответы детей)

7.Слоговая разминка со звуком [Р], развитие фонематического восприятия:

- Ребята, внимание! Дружно слоги повторяем, мотор разогреваем:

РА-РА-РА

РЫ-РЫ-РЫ

УРУ-УРУ-УРУ

ИРО-ИРО-ИРО

ИР-ИР-ИР

ЕР-ЕР-ЕР

АРКА-АРКА-АРКА

ОРТ-ОРТ-ОРТ

8.Развитие фонематического слуха:

- Пока продолжается наш полёт до Планеты Чистой речи, поиграем в игру «Будь внимательным»: хлопайте в ладоши, когда услышите слово со звуком [Р].

Словарный материал:  рак, вода, карта, торт, коза, ваза, воробей, шар, стакан, здание, трава, танк, подруга, страус, гвоздь, дом, кровать, град.

     (Похвалить детей «Молодцы!»)

9.Проговаривание чистоговорок со звуком [Р] с движением:

- Ребята, ракеты приземлились на Планете Чистой речи, мы долго были в пути, сделаем зарядку для ног и  для рук  с чистоговорками со звуком [Р]:

(дети выходят из-за столов, встают полукругом)

РА-РА-РА - Мама моет раму

УРУ-УРУ-УРУ - Скачет кенгуру

ЁР-ЁР-ЁР - Мой дедушка шофёр

АРТА-АРТА-АРТА - Школьная парта

ОРТ-ОРТ-ОРТ – Вкусный торт

ТРЫ-ТРЫ-ТРЫ- Вот стоят шатры

ДРУ-ДРУ-ДРУ- У меня есть друг

10.Развитие мелкой моторики (нанизывание деревянных бусин разных цветов на леску):

-Ребята, наше путешествие продолжается. Нам нужно попасть на вокзал, от которого отходит волшебный поезд, но подвесные мосты, которые ведут к вокзалу, разобраны. Их надо собрать.

(дети по приглашению логопеда подходят к столикам, на котором лежит коробочка с разноцветными бусинами красного, оранжевого и розового цветов, и отрезы лески; стол покрыт голубой махровой салфеткой; дети выполняют задание стоя)

-Разноцветные бусины на леску нанизываете, подвесной мост собираете - золотую монетку за свой труд получаете.

(при выполнении задания вести с детьми диалог, добиваясь от них полных распространенных предложений (ответов) на вопросы логопеда)

-Какого цвета бусины ты нанизываешь? (Например: Я нанизываю бусины красного и оранжевого цветов.)

-Какой величины  бусины ты нанизываешь?  (Например: Я нанизываю мелкие и крупные бусины.)

-Какие бусины ты нанизываешь: гладкие или ребристые? (Например: Я нанизываю только гладкие бусины.)

(демонстрировать выполненную работу каждого ребенка, сравнивать с подвесным мостом, пройтись по нему пальчиками, похвалить детей, «выплатить» им монетки за их труд)

11.Отгадывание загадок cо звуком [Р]:

(логопед приглашает детей сесть на скамейки, выставляется наборное полотно «Звуковой поезд»)

- Ребята, наше путешествие продолжается в звуковом поезде в город «Радость». Для его жителей возьмём с собой подарки, в названиях которых  есть звук [Р]:

          Подарки помогут вам подобрать

          Загадки-складки.

          Постарайтесь их отгадать!

(напоминание детям: «Руку поднимаем, по одному отвечаем!»)

  1. Если видишь мало дыр,

То невкусный этот … (сыр).

  1. Встал наш плотник спозоранок-

По доске скользит… (рубанок).

  1. В раме волны, бригантина-

На стене висит … (картина).

  1. Получилась, чтоб прическа,

Честно трудится … (расческа).

  1. Дрова рубить иду во двор,

В руке своей держу… (топор).  

  1. Только ступим за порог-

Чуем мамин мы …(пирог).

12.Развитие фонематических представлений, определение позиции звука [Р] в слове:

-Ребята, у вас есть золотые монетки. Золотую монетку в кассу опускаете  (продемонстрировать кармашек на картине «Поезд») и билет покупаете (билеты дети получают из рук логопеда- это схема слова):  место звука [Р] в слове, названии подарка, определяете- и то место в вагоне занимаете.

( назвать имя ребенка, задать вопрос)

-Где находится звук [Р] в слове…?

(дети по итогу своего ответа расставляют картинки в звуковом поезде)

13.Динамическая пауза:

-Ребята, все расселись по местам, отправляемся в путь. Выполняем упражнение «Паровоз»:  

(с движениями рук и топотом ног)

-Паровоз, паровоз,

В город Радость нас привёз. Ура!   (похлопать вместе с детьми руками)

14.Психогимнастика:

- В городе Радость у всех жителей всегда хорошее настроение (показать детям «Радостный гномик»). Они вам благодарны за ваши подарки. Покажите радость друг другу.

(дети с логопедом сидя на скамейках, мимикой изображают настроение «радость»)

15.Развитие навыков звукового анализа и синтеза:

-Ребята,  гномик предлагает покататься на волшебных ледянках со звуковой горы. Гномики знают, что мы с вами учимся слушать и находить звуки в словах.

(закрепить на наборном полотне схему звукового синтеза - односложные слова из трёх звуков; над схемой на наборном полотне выставлять карточки с предметными картинками для составления односложных слов из трёх звуков по первым звукам исходных слов)

Звуковые односложные слова: РОТ, ПАР, МУР, ТУР, РАК, СОР

-Ребята, вы молодцы!

16.Автоматизация звука [Р] в стихах, скороговорках:

-Ребята, в путешествии по Планете Чистой речи вы постоянно проговариваете слоги, слова, предложения со звуком [Р].  Вспомните и повторите стихи и скороговорки со звуком [Р]:

(дети по очереди рассказывают стихи или скороговорки, каждого ребенка похвалить, похлопать ему)

  • «Про Тамару»

Мы с Тамарой ходим парой, санитары мы с Тамарой.

  • «Носорог»

Носорог бодает рогом - не шутите с носорогом.

 

  • «Егор»

Шел Егор в соседний двор,

Нес топор чинить забор.

Егор, Егор, где твой двор?

Вот мой двор - голубой забор.

  • «Мухомор»

В яркой куртке мухомор,

Гордо сел на косогор.

Нам не нужен мухомор-

Не пойдем на косогор.

  • «Шофёр»

Заводил шофёр мотор,

Нажимал он на стартер.

Долго руль в руках держал,

Грузовик и побежал.

 -Молодцы!

17.Итог  НОД:

-Ребята, есть такая поговорка:  «В гостях хорошо, а дома лучше».

-Вам понравилось на Планете Чистой речи?  (Да, очень, понравилось.) Нам пора возвращаться в наш родной, любимый детский сад «Кленок».

(звучит музыка Александра Зацепина из мультфильма «Тайна третьей планеты»)

-Наша ракета возвращается на планету Земля, выполняем упражнение «В невесомости».

(дети вместе с логопедом плавно двигаются под музыку, затем  логопед останавливает музыку)

-Ребята, мы снова в садике. Скажите, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?   Чему вы научились?   (Ответы детей.)

-Молодцы!  Вы очень старались, поэтому у вас всё получилось замечательно! Вы все теперь умеете прекрасно говорить звук [Р].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг "Путешествие в Город Чистой речи"

В данном материале в игровой форме (КВН)  отрабатываются навыки детей по обучению грамоте: навык придумывания слов на заданную букву, навык звукослогового и звукобуквенного анализа и синтеза, ...

Праздник чистой речи. В гостях у звука Л.

Мастер-класс для родителей первоклассников по постановке звука Л....

Внеурочное мероприятие для учащихся 6- 8 классов «Путешествие в край чистой воды»

Интегрированное внеурочное мероприятие. Участие в конкурсе для учителей «Путешествие в край чистой воды» (3 место )....

Программа работы логопедического кружка для детей 4-5 лет "Школа чистой речи"

В содержание  занятий включены следующие виды работы:·  Артикуляционная гимнастика.·  Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.·  Дых...

Фонематическое восприятие - основа чистой речи!

Фонематическое восприятие - основа правильной речи Умение сосредоточиться на звуке, умение услышать и ра...

Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну чистых слов"

Основная задача обучения русскому языку в общеобразовательной школе – развитие речевой культуры учащихся. От степени речевого развития язык является не только объектом изучения, но и средством о...

Сценарий спортивно-экологической эстафеты "Сохраним планету чистой" (5-8 классы)

Сценарий спортивно-экологической эстафеты "Сохраним планету чистой". Авторы: учитель русского языка и литературы Олейник Людмила Владимировна, учитель физической культуры Филимонова Нина Вас...