Статья
статья по теме

Куклева Марина Викторовна

Учительская нелюбовь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_uchit_nelyubov.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учительская нелюбовь.

Наверное, каждому из нас хоть раз в жизни доводилось сталкиваться с нелюбовью учителя. Школьный предмет, который вёл такой учитель, автоматически становился неинтересным, а занятия – тягостными и невыносимо длинными. А как поступить, если появилось подозрение, что твоего ребёнка невзлюбил учитель? Во-первых, нужно непредвзято проанализировать ситуацию. Действительно ли имеет место конфликт, и что вообще можно считать нелюбовью учителя. Если ребёнок начал получать плохие оценки – это ещё не значит, что он попал в опалу. Вполне возможно, что эти оценки заслуженные и следует обратить внимание на успеваемость. Другое дело, когда ученик потерял интерес к школе, ищет любую отговорку, чтобы пропустить занятия или попросту их прогуливает. В этом случае нужно ненавязчиво поинтересоваться: что происходит на уроках, нравится ли ребёнку учитель. Важно понять: действительно ли отношение к ребёнку резко контрастирует по сравнению с отношением к другим детям, и приняло ли оно системный характер. При этом нужно учитывать возраст ученика.

        Ученику младших классов трудно правильно выражать свои мысли, и скорей всего он скажет, что учительница злая.

        Серьёзные конфликты в школе случаются довольно редко, но если родителям стало очевидно, что ребёнка недолюбливают, то первое, чего не следует делать – критиковать учителя в присутствии ребёнка. Да это больно и неприятно, когда твоего любимого, ненаглядного малыша притесняют. Но если он сам это поймёт – осложнений не избежать. Ребёнок начнёт пренебрегать требованиями учителя и всячески показывать свою обиду, чем усугубит ситуацию.

        Родителям так же не стоит впадать в крайности – жаловаться на учителя или пробовать подкупить его подарками. И то, и другое – плохой выход. Жалоба только разозлит педагога, а подарки поставят родителей в неприятную ситуацию. Презенты или вынужденная общественная деятельность будут похожи на дань, которую, побеждённый, выплачивает завоевателю. А это неприятно и унизительно.

        В то же время, если ситуация приняла серьёзный оборот, её не следует пускать на самотёк, особенно, если дело касается малышей из начальной школы. В таком возрасте дети ещё не умеют правильно переживать конфликты, и очень страдают от преследования. А у учителя есть масса возможностей абсолютно законно притеснять ученика. Взрослому хорошо видно, когда ребёнок не готов к уроку или неуверен в своих силах. Учитель всегда знает, на какой вопрос малыш не ответит, или как заставить его волноваться. Я знаю одну молодую женщину, которая до сих пор с содроганием вспоминает свою первую учительницу. Взаимная нелюбовь привела к тому, что девочка начала сбегать с уроков и на всю оставшуюся жизнь возненавидела школу. Но это, конечно, исключение из правил. Обычно, первую учительницу вспоминают с любовью и благодарностью.

        Итак, если родители чувствуют, что права ребёнка ущемлены, я предлагаю использовать дипломатический метод. Для этого нужно выбрать подходящий момент, когда учитель не спешит и не занят, и поговорить с глазу на глаз. Но говорить следует не о конфликте, а об успеваемости ребёнка. А учитель сам расскажет о тех претензиях, которые у него накопились. Наверняка, у ребёнка есть недостатки, с которыми и родителям приходится бороться. Конечно, недостатки – это не повод для преследования, но все мы живые люди и не всегда поступаем правильно. Возможно, учитель даст совет, к которому следует прислушаться. Возможно, удастся выработать общую стратегию. Очень важно, чтобы родители и учитель находились не по разные стороны баррикад, а попробовали сообща действовать на благо ребёнка.

        Я знаю одну женщину, которая поступила очень мудро в отношении своего сынишки. Мальчик попал в класс к учительнице, которую многие недолюбливали из-за исключительной строгости и требовательности, и у него были все шансы оказаться среди аутсайдеров.  Приехав из бывшей союзной республики, ребёнок совершенно не говорил по-русски, а его семья находилась на грани нищеты. Женщина очень боялась, что с её сыном не захотят мучиться и попросту оставят на второй год, поэтому подошла к учительнице и честно по-человечески поделилась своим страхом.

        Учительница прониклась сочувствием, и взяла над малышом опеку. Она уделила ему много времени, постоянно держала родителей в курсе событий, давала дополнительные задания. В результате совместными усилиями мальчик вышел на уровень сильных учеников.

        Каких детей обычно недолюбливает учитель? Обычно, много хлопот доставляют гиперактивные дети, которые плохо выполняют требования, нарушают дисциплину. В этом случае родителям следует подключить к проблеме школьного психолога. В арсенале специалиста есть множество способов, которые помогают ребёнку стать более собранным, дисциплинированным.

        Бывает, что недолюбливают детей из неблагополучных или несостоятельных семей.

        Как поступить, если «дипломатический» метод не дал результатов?

        Если никакие меры не помогли, и малыш по-настоящему страдает, то выход один – перевести его в другой класс или в другую школу. В младшем возрасте у детей очень нежная психика, а восприятие окружающего мира гипертрофировано. Поэтому серьёзный конфликт с учителями может превратиться в настоящее испытание. А последствия могут быть самыми разными. У ребёнка может развиться чувство незащищённости, могут появиться комплексы. А уж стойкое отвращение к школе – непременно.

        В случае с подростком, применять кардинальные меры не стоит. В старших классах уже не один учитель, а несколько и пережить нелюбимый урок значительно легче. К тому же, такое испытание поможет закалить характер. Ребёнку ещё не раз встретятся люди, которые будут его недолюбливать и родители не смогут всю жизнь ограждать его от неприятностей. Единственное, что я бы посоветовала сделать – не отказывать ребёнку в моральной поддержке. Такая поддержка только укрепит хорошие отношения в семье. А родительский опыт поможет выработать такую стратегию поведения, которая сведёт конфликт на нет.

В заключение хочется отметить, что легче предотвратить конфликт, нежели его ликвидировать. Нужно не доводить до конфликта, т. к. после него остается некоторое напряжение между бывшими его участниками. Конечно, такое утверждение не относится к специально организованным, руководимым, творческим конфликтам, которые способствуют совершенствованию положительных отношений, а не разрушению их.

В школе ребенок проводит большую часть своего времени. Поэтому все конфликты, которые неизбежно возникают между подростками и учителями, являются для него очень серьезными.

Многие родители считают, что школьник сам должен решать свои проблемы и уметь налаживать отношения с людьми. Психологи придерживаются другой точки зрения: иногда помощь взрослых бывает совсем не лишней.

Воспитание самостоятельности – дело хорошее, особенно когда речь идет о подростках. Однако школьники младшего и среднего возраста пока еще не обладают дипломатическими способностями. Стоит ли ожидать, что в конфликтной ситуации они смогут сохранить хладнокровие, найти адекватное решение проблемы, не усугубляя ее, и не нанося ущерб своему здоровью?

Если у ребенка не складываются отношения с учителем, родителям вмешаться необходимо. Конечно, роль родителей состоит не в том, чтобы отвечать за все проступки ребенка и ограждать его от любых проявлений недовольства со стороны педагогов. Задача папы и мамы – помочь школьнику разобраться в нюансах проблемы и показать возможность конструктивного диалога с учителем. Кроме того, активное поведение родителей уравнивает силы конфликтующих сторон.

Конфликт – это всегда неприятно. Но из любой ситуации есть выход. Родителям стоит воспользоваться советами.

Памятка для родителей

1. Оценка ситуации. Не допускайте, чтобы противостояние ребенка и учителя затянулось. Вот несколько признаков, по которым уже на ранней стадии можно определить, что у ребенка сложились напряженные отношения с учителем:

  • школьник пренебрегает учебой или каким-то одним предметом: отказывается выполнять домашние задания, портит учебник, ведет тетрадь неряшливее, чем обычно;
  • ребенок рисует на учителя карикатуры, пренебрежительно или агрессивно отзывается о нем, раздражается, когда вы задаете вопросы о его уроках.

2. Беседа с ребенком. Чтобы понять причины конфликта, оценить его остроту и принять какие-либо меры, необходимо выяснить точки зрения противоборствующих сторон. Будьте готовы к тому, что две эти версии могут сильно отличаться друг от друга.

Главная цель вашего разговора с ребенком – дать ему возможность выразить свои негативные эмоции. Только после этого сын или дочь смогут принять от вас помощь в конструктивном решении проблемы. В ходе беседы обратите внимание на несколько важных моментов:

  • когда ребенок будет рассказывать об отношениях с учителем, он может заплакать, повысить голос, использовать грубые слова и обидные прозвища учителя. Не прерывайте эту пламенную речь;
  • после того как ребенок "выплеснет" свои переживания, попросите его остановиться на нюансах конфликта. Например, предложите школьнику вспомнить, когда учитель впервые выразил свою неприязнь к нему, в каких ситуациях педагог начинает повышать голос и т. д.;
  • в ходе беседы демонстрируйте ребенку свое сочувствие, не выражая при этом агрессии в адрес учителя. Ваша задача – убедить школьника в том, что ни у него, ни у учителя нет стремления, причинить зло противнику, просто им трудно понять друг друга;
  • в конце разговора разработайте совместный план действий. Прекрасно, если предложения будут исходить от ребенка.

Допустим, он может пообещать воздерживаться от тех действий, которые раздражают педагога, более старательно готовить домашние задания и т. д.

В то же время родителю не стоит ограничивать себя ролью слушателя. Постарайтесь убедить ребенка в необходимости вашего разговора с учителем, пообещав при этом прийти в школу после уроков, чтобы одноклассники ни о чем не узнали.

3. Разговор с учителем. Беседуя с педагогом, следите за тем, чтобы разговор строился на основании конкретных фактов, а не на личных впечатлениях. Не стесняйтесь уточнять и переспрашивать, почему учитель сделал именно такие выводы в отношении поведения школьника.

Учитывайте не только особенности действий ребенка, но и нюансы атмосферы учебного заведения: отношения в классе, стиль преподавания учителя. Не заискивайте перед преподавателем, не преувеличивайте вину своего ребенка, чтобы снизить накал страстей.

Не бойтесь, что учитель "испортит жизнь" вашему сыну или дочери. Вы защищаете права ребенка, стремясь к тому, чтобы он комфортно чувствовал себя в школе. Если преподаватель злоупотребляет властью, на него всегда можно найти управу через завуча, директора или представителей департамента образования. Посмотрите на конфликт с высоты своего жизненного опыта. Разве из-за того, что у вас когда-то была тройка по письму, вы не можете устроиться на хорошую работу или не имеете друзей?

Не забывайте, что за возникновение, ход и результат конфликта отвечает педагог – человек, профессионально занимающийся воспитанием детей. Если разговор с учителем зашел в тупик, спросите его прямо о том, каким он видит благополучный выход из сложившейся ситуации?

Хорошие отношения между родителями и учителями могут уберечь учеников от излишних придирок и завышенных требований. Речь идет не о "подкупе" с помощью подарков, а об участии мам и пап в жизни школы. Старайтесь регулярно приходить на родительские собрания, предлагайте учителям свою помощь.

Для ребенка должны быть понятны моральные нормы и установки. Он на момент школьного конфликта должен уже иметь опыт относительно того, как вы будете реагировать и оценивать, что такое хорошо, а что такое плохо. Поэтому конфликты, которые возникают у ребенка в школе по поводу его "стояния на ушах", т. е. по поводу того, что он уже и сам в состоянии оценивать адекватно, не требуют вмешательства родителей. Ребенок должен учиться отвечать за свои поступки, которые в состоянии оценить, и соответственно учиться, самостоятельно улаживать "свои" конфликты.

Доброжелательность и демонстрация понимания вообще – лучшая профилактика конфликтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....