Логокоррекционная работа учителя-логопеда в общеобразовательной школе: сложности и проблемы
статья по теме

Мельникова Галина Вениаминовна

 

Усвоение  школьной программы учащимися начальных классов возможно при реализации языкового образования и речевого развития детей. С одной стороны, логопедическая работа предполагает не только коррекцию имеющихся у первоклассников недостатков речи, но и усвоение ими основ теории языка в целях коммуникации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narusheniya_pisma_i_chteniya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед МБОУ «ЦППРиК»  Мельникова Галина Вениаминовна  

 

 

Логокоррекционная   работа учителя-логопеда  в общеобразовательной  школе: сложности  и проблемы

 

Усвоение  школьной программы учащимися начальных классов возможно при реализации языкового образования и речевого развития детей. С одной стороны, логопедическая работа предполагает не только коррекцию имеющихся у первоклассников недостатков речи, но и усвоение ими основ теории языка в целях коммуникации.

 Федеральный  государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373,  определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы.

Большое внимание в новом Стандарте уделяется формированию универсальных учебных действий (УУД) на начальном периоде обучения, поскольку этот период является фундаментом для последующего успешного  обучения. В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение – учиться,  в основе которого лежат :

  • коммуникативные УУД : слышать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие;
  • познавательные УУД : обрабатывать полученную информацию, предоставлять её в устной и письменной формах.

Особое значение придаётся формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребёнка в социуме ( школа), с близкими (дом) и сверстниками. Сформированность  коммуникативных УУД  обусловливает развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира.

В данном контексте значимость логопедической  работы в общеобразовательной школе  как особого вида  помощи детям,  испытывающим трудности в общении и обучении, трудно переоценить. При  этом требуется и новая  оценка роли школьных логопедов, и  привнесение нового  в  содержание  логопедической работы..

В прошлом главной целью начального образования считали  обучение чтению, письму, счёту, а критерием  успешности -  уровень  сформированности  этих  умений и навыков детей.

 Сегодня, наряду со  знаниевым  компонентом,   в программном содержании обучения  представлен  деятельностный  компонент ( формирование УУД  в личностных, регулятивных, и, конечно,  в познавательных  и коммуникативных  сферах).  Критерием  успешности   обучение  выдвигает достижение  планируемых  результатов  освоения  основной  образовательной программы  : личностных , метапредметных  и предметных результатов.

 Особенность  логопедической  работы   состоит  в том, что она  направлена  на оказание помощи детям,  испытывающим  трудности в достижении                     предметных  результатов (письмо и чтение). Тем самым  своевременная  и действенная логокоррекционная  работа  предупреждает или минимизирует трудности у детей.

 Также  в Стандарте  особое  значение придаётся предупреждающей логокоррекционной работе с детьми  группы риска. ФГОС  указывает и на обязательный  учёт  индивидуальных  возрастных, психологических, физиологических   особенностей  детей,  на необходимость   создания   системы  комплексной  помощи детям с ограниченными возможностями   здоровья и специальных   условий для их  обучения и воспитания. Всё большее  количество   современных  детей попадают в группу риска : часто болеющие  дети ( соматически ослабленные ), педагогически запущенные,  без  предшкольной  подготовки, с не резко выраженными  отклонениями в развитии, дети из неблагополучных  семей и др.  Повышенная уязвимость  детей данной категории  детерминирует  необходимость  организации  специальной коррекционной  помощи, психологической и социальной  компенсации  трудностей  развития.

Чем раньше начата  коррекционная работа с детьми, имеющими речевые проблемы, тем  успешнее  помощь  этим  ученикам.

Например, если поступивший в школу первоклассник начинает посещать логопедические  занятия с первых недель обучения, то предотвратить неуспеваемость по русскому языку и чтению можно в 90% случаев (если у ребёнка нет органических нарушений).

При первичном обращении во втором классе справиться с уже возникшими нарушениями (дисграфия и дислексия) и дать ученику возможность успешно усваивать учебный материал получается в  70% случаев.

 Если же  впервые за помощью к школьному логопеду обращаются в  третьем классе, то эффективно помочь удаётся  60% детей, а в четвёртом классе – лишь 40%.

Эти статистические данные получены  специалистами многолетней работы в общеобразовательных школах  города Москвы.

Причины, по которым логопеду значительно труднее помочь полностью преодолеть неуспеваемость школьникам  вторых –четвёртых классов, заключается в следующем: если в первом классе логопед занимается, в основном, профилактической работой, развивая и исправляя нарушенные  стороны  устной речи ребёнка, то во втором-четвёртом классах приходится иметь дело  с  уже сформировавшимися  нарушениями письменной речи. А эти серьёзные нарушения всегда легче предупреждать,  чем устранять.  Кроме того, вовремя не скорректированное недоразвитие речи приводит к значительным пробелам в знаниях по русскому языку  и часто не позволяет хорошо овладеть навыком чтения.  И теперь, помимо коррекции речевого дефекта, надо устранять   и пробелы  в знаниях.  Ребёнок   же  в это время  знакомится   с новыми  учебными темами и тоже  плохо их усваивает. В результате у детей формируется отрицательное отношение к школе, нарушается  взаимопонимание с учителем, наблюдаются  конфликты  с родителями и одноклассниками.  Получается такой « снежный ком», справиться  с которым  очень трудно.

Следует учесть, что устранение  речевых проблем  и проблем по русскому языку у детей, а далее их последствий, требует систематических занятий три раза в неделю в течение 2-3 лет.  Если ребёнок впервые обращается  к логопеду в  третьем –четвёртом классе, то на коррекционную работу просто не хватает времени, так как в соответствие  с нормативными  документами  школьные учителя –логопеды  занимаются только с учащимися  начальных классов.

Мечта  школьных учителей-логопедов – долгосрочная программа логопедического сопровождения, которое не  заканчивалось   бы  в начальной  школе, а продолжалось, если необходимо, в средней  или даже в старшей   школе.  Возможность длительного логопедического сопровождения  имеют в настоящее время только ученики классов компенсирующего  обучения.  К сожалению, с переходом на подушевое финансирование  таких классов  в школах осталось катастрофически мало.  Большинство детей,  которые  нуждаются в данной форме обучения, находятся теперь в обычных классах.  Кроме того, в связи с  теми же финансовыми проблемами, имеется  устойчивая  тенденция  к сокращению ставок   учителей -логопедов, ведь  без учителя математики или истории    школа  обойтись не  может,  а без  учителя –логопеда, по мнению  некоторых не слишком компетентных   администраторов, - вполне.

Нас беспокоит эта печальная тенденция в современном образовании. Количество детей с разнообразными нарушениями, в том числе и речевыми, выросло за последние десятилетия в 5-6 раз.      

  Основная  образовательная программа  разрабатывается  образовательным учреждением на основе  примерной основной  образовательной программы и должна  обеспечить достижение  обучающимися результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями, установленными  Стандартом.  В связи  с этим  школа как социальный  институт  призвана  соблюсти  баланс    интересов между  потребностями, запросами ( государственными, общественными, семейными ) и возможностями ребёнка младшего  школьного  возраста, индивидуальными  особенностями его развития  и состоянием  здоровья.   Достигается  это через  составление и реализацию  программы  коррекционной работы (ПКР), которая   является  обязательным  разделом  основной  образовательной  программы. Важным моментом  реализации  программы коррекционной работы   является  кадровое обеспечение образовательного  учреждения  специалистами  соответствующей  квалификации. Механизмами  реализации программы  могут  быть и взаимодействие  специалистов   школы (логопед, психолог, дефектолог, учитель- предметник, классный руководитель), обеспечивающих  сопровождение детей с ограниченными  возможностями  здоровья, с  особыми   образовательными  потребностями, и социальное  партнёрство, и сетевое  взаимодействие  организаций  различных ведомств.

Поясняю: для того  чтобы программа  коррекционной  работы была сначала  качественно разработана, а затем успешно  реализована,  школа как минимум должна  иметь  соответствующий штат сотрудников. При этом  программа коррекционной  работы  является   только общим ориентиром  для составления  образовательным  учреждением  собственной ПКР, которая может  быть  разработана на основе  модульного принципа и состоять из нескольких подпрограмм ( например, подпрограмма  логокоррекционной  работы , подпрограмма  психокоррекционной  работы и др.). Подпрограмма   может включать  модули  рабочих  коррекционно- развивающих программ : предупреждение   нарушения  чтения ( 1 класс), коррекция нарушения письма (2 -4 классы). Количество  подпрограмм и модулей, их содержание  определяются  качественным  составом   детей,  нуждающихся в специальной помощи ,  и  обеспеченностью  образовательного учреждения  кадрами.

В условиях происходящих перемен  в жизни  школы особое  значение приобретает  проблема  совершенствования  методов преодоления нарушений речевого развития и оптимизации логопедической работы.

 Актуальность данной  работы  обусловлена также огромной ролью русского языка и речи в психологическом развитии детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...

Родительское собрание в ДОУ с участием учителя-логопеда. «Специфика работы учителя-логопеда»

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку  встречи-знакомства с родителями на первом родительском собрании в группе комбинированной направленности для детей с нарушения...

Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....

Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие

Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...