Взаимосвязь развития мелкой моторики и речи детей с ОВЗ раннего возраста.
статья на тему

Семенова Оксана Александровна

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья42 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимосвязь развития мелкой моторики и речи детей с ОВЗ раннего возраста.

Решающую роль в предупреждении нарушений развития играет как можно более раннее начало коррекционно-воспитательной работы, которая позволяет предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка.

Лечебно-педагогический подход к работе с детьми с ОВЗ предполагает различные виды НОД, каждое из которых имеет большое значение для реабилитации ребенка. Как показывает опыт, занятия по формированию предметно-практической деятельности оказываются достаточно эффективным средством оптимизации развития.

Основной формой воздействия на ребенка в специальных дошкольных учреждениях является непосредственно образовательная деятельность, в которой ведущая роль принадлежит взрослым. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для наших воспитанников.

Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватывать другой предмет и т.п.

Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации приводит к тому, что ребенок часто промахивается при попытке взять предмет, так как неверно оценивает направление.

Занятия проводятся учителем-дефектологом и воспитателями при поддержке психолога. Необходимы также регулярный контроль неврологического статуса ребенка неврологом для уточнения степени сформированности пространственных представлений и особенностей формирования ведущей руки у ребенка.

Коррекционно-развивающая деятельность проводится как индивидуально, так и в небольших группах – по 2-3 ребенка со сходными проблемами. Как правило, это дети, с которыми предварительно уже проводилось индивидуальное обучение. Все задания в каждом из этапов даются в игровой форме. В зависимости от уровня сформированности игры у ребенка подбираются разные варианты игры.

На подготовительном этапе выбор заданий зависит от объема зрительного внимания ребенка, его ориентации на определенные сенсорные стимулы (звук, цвет, свет, запах и др.).

Основная задача этого этапа – установить эмоциональный контакт с ребенком, дать ему понять, что взрослый – его партнер и помощник, с которым он чувствует себя надежно и спокойно, который может предложить интересное занятие.

Игры и задания подготовительного этапа:

  • играем со звучащими предметами (например, поочередное извлечение звуков: “на” - “дай мне”);
  • рвем бумагу, фольгу, непряденую шерсть и складываем в коробку;
  • смешиваем краски, играем с разноцветной водой;
  • пускаем мыльные пузыри;
  • играем с тестом, глиной, пластилином (стучим, шлепаем, месим, отрываем кусочки).

На этапе формирования и развития целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций перед нами стоит основная задача – формирование понимания цели действий; развитие избирательности в действиях; умение выбрать из двух предложенных занятий и обозначить свой выбор; использование коммуникативных средств (слово, звук, жест) для отказа от задания или согласия на его выполнение.

Виды заданий:

  • открываем банки с завинчивающимися крышками, кладем туда деревянные бусы и гремим;
  • открываем пластиковую бутылку с завинчивающейся крышкой и кладем в нее фасоль;
  • втыкаем в пластилин, глину, соленое тесто палочки, спички, фасоль;
  • отрываем маленькие кусочки пластилина, гофрированной бумаги, цветной бумаги и заполняем контур;
  • размазываем пластилин или воск по картону;
  • рассыпаем блестки разного цвета внутри намазанного клеем контура;
  • выкладываем деревянные кубики, строим из них башни;
  • выбираем один предмет из кучи – сначала это крупные предметы, которые можно брать всей кистью, потом помельче, которые можно брать в щепоть;
  • учимся разворачивать интересную игрушку, завернутую в бумагу или ткань, разворачивать конфету;
  • вынимаем предметы из корзинки и складываем их обратно;
  • снимаем и прикрепляем прищепки, ломаем тонкие прутики, вытаскиваем шнурок из пособия по шнуровке;
  • рисуем красками без помощи кисточки. Сначала делаем отпечатки пальцев или всей ладони на бумаге или зеркале. Затем переходим к рисованию сначала всей ладонью, потом только указательным пальцем.

На этапе обучения использованию инструментов учимся:

  • заводить игрушку (например, мышку) и ловить ее;
  • нанизывать крупные деревянные бусы на деревянную палку, пользуясь двумя руками; нанизывать бусы на толстую проволоку;
  • удерживать кисть и проводить ею линии на бумаге;
  • держать деревянный молоточек и стучать им (например, по металлофону).

В процессе завершающего этапа по обучению планирования своей деятельности, понимания цели и последовательности действий ребенок учится:

  • делать “колобки” из непряденой шерсти;
  • изготавливать различные аппликации;
  • набирать краску на кисточку и проводить линии в определенном месте.

Для развития подготовительных этапов речи надо использовать все моменты общения с детьми.

Большое значение в развитии подготовительных этапов речи имеют общая активность ребенка, его действия с игрушками и повышенный интерес ко всему окружающему, в первую очередь к окружающим взрослым и игрушкам.

Для развития у ребенка речевой активности надо прислушиваться к издаваемым звукам, повторять за ним и вызывать на подражание. При этом речь должна быть эмоциональной, ласковой, богатой различными интонациями, что будет способствовать развитию интонационной стороны активной речи ребенка. Для развития понимания речи взрослого говорить с ребенком короткими фразами, подчеркивать интонацией слово, которое он должен выделить. Важно, чтобы это слово совпадало с моментом, когда ребенок проделывает называемые движения или смотрит на называемый предмет или на движения и действия, выполняемые взрослым.

В детском учреждении развитие речи детей, помимо повседневной жизни, является важной частью образовательного процесса. НОД по развитию понимания и активной речи занимают центральное место в воспитании ребенка этого возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система развития мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста с дизартрией

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....

Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук у детей младшего возраста.

Чем могут заняться родители в домашних условиях со своими малышами с целью развития мелкой мотрики рук....

Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста

Пальчиковые игры - весёлое, увлекательное и полезное занятие. Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»....

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках адаптивной физической культуры

В настоящее время процент детей с задержкой психического развития растет, а данная патология предполагает последующее выравнивание или незначительное отставание. Необходимо большее внимание уделять да...

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

В настоящее время продолжает быть популярной тема  развития детей в раннем возрасте. Развитие мелкой моторики рук ребёнка является одной из главных  задач для целостного педагогического проц...