Речь. Исследование речевой функции у детей.
статья по теме

Назарова Елена Николаевна

В данной статье я расскажу вам о том, что речь – важнейшая функция человека, в осуществлении которой принимают участие зрительный, слуховой, двигательный и кинестетической анализаторы. Также расскажу речевых нарушениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речь. Исследование речевой функции у детей.

Речь – важнейшая функция человека, в осуществлении которой принимают участие зрительный, слуховой, двигательный и кинестетической анализаторы. Речевые механизмы в норме имеют сложную и многоступенчатую структуру и требуют согласованной деятельности как всего головного мозга, так и работы других отделов нервной системы. С развитием речевой функции в доминантном полушарии (у правшей – в левом, а у левшей – в правом) формируются гностические и практические речевые центры, а впоследствии – центры письма и чтения.

Речевые расстройства в детском возрасте в зависимости от причин их возникновения делят на следующие группы:

  1. Речевые нарушения, связанные с органическим поражением ЦНС;
  2. Речевые нарушения, связанные с функциональным изменение ЦНС;
  3. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарат;
  4. Задержки речевого развития различного генезиса (недоношенность, соматическая ослабленность, педагогическая запущенность).

У детей анализируют отдельную устную речь, письмо и чтение (у детей постарше).

УСТНАЯ РЕЧЬ. Ребенку необходимо повторить отдельные буквы, слоги, слова в соответствии с возрастом. Слова подбираются со многими согласными, или более сложные в смысловом отношении, например, крокодил, кораблекрушение и т.д., а также скороговорки типа «на траве дрова».

РЯДОВАЯ или АВТОМАТИЧЕСКАЯ РЕЧЬ. Ребенка просят перечислить времена года, назвать месяцы, дни недели, цифры от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, продекламировать стихи. Отдельным заданием идет умение ребенка называть предметы: стул, стол, чашка и т.д.

РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ. Проверяют, умеет ли ребенок отвечать на вопросы, рассказать о семье, друзьях, пересказать известные литературные произведения. При этом необходимо оценить словарный запас, строй речи, структуру слов, используемых ребенком.

ПИСЬМО. Ребенку предлагают списать слова, фразы, а также выполнить письмо под диктовку.

РЯДОВОЕ ПИСЬМО. Ребенок должен записать названия дней недели, месяцев, а также записать стихотворение. При такой проверке выявляют наличие параграфий.

НАПИСАНИЕ НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ. Ребенок должен записывать название предметов, которые ему предъявляют, при этом оцениваются дефекты письменной речи.

ЗАПИСИ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ. На устный вопрос ребенок должен дать письменный ответ.

ЧТЕНИЕ. Определяются темп и характер чтения, после чего проверяют характер прочитанного. Задание выполняется по письменной инструкции. Иногда ребенку дают неправильные в смысловом отношении задания, например, взять ложку и написать свое имя. Так проверяют, пронял ли он прочитанное.

     

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу о развитии речевого общения у детей с недоразвитием речи

В последние годы в рамках коррекционного образования в качестве одной из целей обучения на первый план выдвигается социальная адаптация будущих первоклассников. Необходимым условием готовности детей к...

Презентация проекта "Художественный текст как объект исследования эстетической функции языка и средство повышения речевой компетентности обучающихся"

Предметный проект адресован учителям русского языка и литературы "Художественный текст как объект исследования эстетической функции языка и средство повышения речевой компетентности обучающихся"...

рабочая программа по реализации "Программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи" образовательная область "Речевое развитие" группы детей старшего дошкольного возраста (второй период обучения) от 6-7 лет

Программа ДОУ включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом  из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками  образовате...

Критические периоды в развитии речевой функции у детей

Критические периоды в развитии речевой функции у детей...

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В программе изложены последовательность и содержание работы, способствующие речевому развитию детей старшего дошкольного возраста....

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....