"Живой звук" организация единого коррекционно- речевого режима в логопедической группе и в семьях воспитанников.
проект на тему

Новикова Лилия Назметдиновна

Совместная работа педагогов логопедической группы с семьями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnyy_proekt.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

                          Инновационный проект

                                          «Живой звук»

организация единого коррекционно-речевого режима в              логопедической группе и в семьях воспитанников.

          На сегодняшний день обозначилась реальная тенденция к увеличению детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с недостатками речевого развития.

          Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Г.А.Тумаковой и др.), подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет на общеречевое развитие ребенка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.

          Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия требует планомерного специального обучения.

          Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.

          А.Н.Гвоздев отмечает, что «хотя ребенок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится». И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной.

          Происходящие перемены в обществе требуют новых подходов и методов учителей-логопедов с родителями. Семья в наше время значительно отличается от семьи прошлого века.

          К сожалению, современные родители, в силу объективных и субъективных причин, не обладают необходимыми педагогическими знаниями для оказания помощи своим детям.

          Это одна из причин того, что меня подтолкнуло на работу над проблемой: «Организация единого коррекционно-речевого режима «Живой звук» в логопедической группе и в семьях воспитанников. Она успешно осуществляется и совершенствуется мной уже в течении 2-х лет.

           Сегодня страна переживает время перемен и новаций, которые коснулись и дошкольного образования и одной из актуальных проблем в дошкольной логопедии является невнимательное отношение родителей к речи своих детей.

           Исходя из этого, я пришла к выводу, чтобы получить положительные результаты по формированию правильной речи ребенка дошкольника,

 установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами, объединяя их в одну команду, для создания потребности делится друг с другом своими проблемами и совместно решать коррекционные задачи, а также ориентировать каждую семью на воспитание у ребенка культуры родной речи.

             Основной целью инновационного проекта является актуализация интегрированных форм коррекционной  детско-родительской деятельности, направленной на формирование педагогических компетентностей у родителей и коррекцию речевых нарушений старших дошкольников.

             В соответствии с целью определила задачи:

             * Создание новых коммуникативных условий жизнедеятельности детей в логопедической группе и в семье на базе «Единого коррекционно-речевого режима».

             * Организация интегрированных видов деятельности с детьми как оптимального способа воспитания всесторонне развитой и успешной личности.

             * Побуждение детей к речевому общению с взрослыми и между собой.

             * Развитие фонетической стороны речи дошкольников.

             * Развитие и обогащение словаря детей на основе развития представлений об окружающем мире.

             * Развитие связной речи.

             * Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.

             * Установление тесных отношений с родителями и активное вовлечение их в совместную коррекционно-развивающую деятельность.

             * Командный подход в реализации «Единого коррекционно-речевого режима» в логопедической группе.

             При решении поставленных задач я основывалась на принципах:

Основной принцип – взаимодействие учителя-логопеда с семьей

             - открытость логопедической группы для семьи: каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается ребенок

             - совместной деятельности (привлечение родителей к участию, организации совместных мероприятий).

             Новизна заключается в инновационном пространстве,                                                      

подразумевающем взаимопроникновение интересов семьи и коррекционной группы.

             Взаимодействие строю по двум направлениям:         

             - Установление контакта с родителями.

             - Выработка единого подхода к воспитанию, развитию и коррекции речи ребенка.

             Предполагаемые результаты:

             В результате взаимодействия логопедической группы с семьей воспитанников:

             - повысится рост активного речевого развития, правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий, связной речи и обучения грамоте;

             - возрастет уважительное отношение детей к русскому языку;

             - семейное окружение дошкольника продемонстрирует хорошие показатели языковой культуры;    

             - возрастет удовлетворенность родителей работой учителя-логопеда и коррекционной группы в целом.

             Алгоритм создания единого коррекционно-речевого пространства.

             1. Приобретение дидактических материалов для дошкольников.

             2. Составление памяток и тестов, адресованных родителям.

             3. Ознакомление родителей с речевым режимом «Живой звук».

             4. Организация мероприятий лингвистического содержания различного формата.

             Образовательную часть папки «Единый коррекционно-речевой режим «Живой звук», с которой родители знакомятся ежедневно, представляют следующие разделы:

             Правила в картинках по лингвистическим темам «Образование падежных форм существительных множественного числа родительного падежа», «Постановка ударения», «Употребление слов с противоположным значением» и др.

             Игротека «развиваем речь, играя» - описано около 15 игр по обогащению лексического запаса дошкольника («Посчитай предметы 1-2-5-7-9», «Скажи наоборот», «Большой – маленький» и др.)                                                    

            Страницы для детского словотворчества – здесь педагоги и родители размещают самые забавные неологизмы «из уст малыша»: бустрылка (брусника), кунундольник (треугольник), подудки (продукты) и т.п.

            Папка-передвижка «Занимаемся дома»: «Помогите ребенку овладеть правильным звукопроизношением», «Как помочь ребенку-левше?», «Артикуляционные упражнения», «Пальчиковая гимнастика», «Игровые упражнения по автоматизации звуков» и др.

             Словесная мусорная корзина («телик», «велик» и др.), которую необходимо «почистить» с помощью взрослых.

             Панно «Цветочная поляна», где дети, готовые к самостоятельному чтению, прочитывают и прикрепляют к сердцевине цветов добрые и красивые слова-карточки. (Раз в неделю карточки меняются). Получается очень красивая и добрая поляна.

          

                                   

              Многолетние педагогические усилия стали реалиями сегодняшнего дня нашей логопедической группы, благодаря плодотворному сотрудничеству с семьями воспитанников и культурным социумом.

              Виды интегрированной детско-родительской деятельности:

              1. Интегрированные программные занятия воспитателей со специалистами: учителем-логопедом, муз.руководителем, психологом и физ.инструктором.

              2. Детское театральное объединение «Знайка».

              3. Просмотр и обсуждение детских фильмов, мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений в городском Доме культуры, участие в театральных постановках группы.

              4. Ежегодный итоговый праздник правильной речи «Говори красиво», где родители с детьми награждаются дипломами «Домашний логопед», фольклорные праздники в русских и мордовских традициях, КВН, литературные вечера «Хочу все знать».

  Наша группа тесно контактирует с детской библиотекой. Раз в две недели к нам приходят работники библиотеки и приносят новую литературу, которую дети сами выбирают, а затем рекомендуют своим родителям записаться в библиотеку и прочитать им  ту или иную  понравившуюся книгу.

               5. Индивидуальные пособия по коррекции речи, обучению грамоте, развитию речи, мелкой моторике. На основе автодидактизма, благодаря вербальной и моторной памяти 6-7-ми летний ребенок, ориентируясь на рисунки, становится «сам себе логопедом».

               6. Выставки-презентации литературно-художественного семейного творчества.

              7. Лингвистические конкурсы среди семейных команд.

               Конкурсы, которые проводятся в три этапа и заключаются в выполнении разно уровневых лингвистических домашних заданий с творческим уклоном усилиями всех членов семьи. В конкурсе участвуют дети и родители двух логопедических групп.

               На первый план мы выдвигали познавательные задачи по закреплению лексико-грамматических категорий при выполнении конкурсных заданий и расширению навыков работы родителей со справочной литературой. Главным критерием было решение социально-личностной проблемы ребенка-дошкольника – самореализации творческих способностей (сочинительских, исполнительских, художественно-изобразительных) в рамках детско-родительского сотворчества. Сочинить стихотворение, чистоговорку, сказку и т.д.; прочитать с выражением стихотворение, показать сказку-драматизацию и т.д. (Можно использовать изготовленные своими руками пальчиковый театр, куклы и др.). За это прибавляются дополнительные баллы.

                Вначале провели «Брифинг» с обеими логопедическими группами, где был проведен методический инструктаж, и каждая семья получила конкурсные задания. Через месяц творческие работы были собраны. Жюри производило тщательный отбор семейных команд к следующему испытанию.

                                   

                Собравшись с родителями, провели речевые тренинги, в которых предлагались следующие примерные задания:

- прочитать выразительно предложенный текст;

- подобрать не менее 5-ти признаков к словам яблоко, диван;

- подобрать не менее 5-ти слов-действий к словам медведь, воробей;

- вспомнить сказки, героиней которых была лиса (не менее 5-ти);

- поставить правильно ударение к словам;

- составить длинное предложение по картинке и т.д.

                И в этом этапе конкурса определили победителей. После проведенных 3-х этапов конкурса, жюри подвело итог и определило победителей по различным номинациям и выделило семью, получившую почетное звание Семейная команда «Грамотей».

           

                Виды коррекционной деятельности с детьми и родителями без интеграции образовательных областей.

1. Система логопедических занятий.

2. Экскурсии в краеведческий музей города.

3. Сотрудничество с родителями через цикл занятий «Школа домашнего обучения».

4. Встреча в семейном клубе «У очага».

5. Консультация различного формата.

                  В конце учебного года учитель-логопед оценивает состояние речи дошкольников, психолог исследует их психофизические особенности, а воспитатели анализируют проведенное тестирование родителей.

                   

                                 

                   Большинство выпускников нашей группы успешно справляются со школьной программой: научились правильно и красиво говорить; делать звуковой анализ; читать и печатать слова и предложения, выучили правила о написании букв; умеют составлять предложения и делить их на слова, у детей развилась связная речь.

                   Данный опыт позволяет осуществлять воспитание звуковой культуры речи, где формируется правильное звукопроизношение, овладение детьми правильным речевым дыханием, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, а так же планомерную коррекцию нарушений в лексико-грамматическом строе речи старших дошкольников и обеспечивает формирование лингвистических компетентностей в культурном пользовании родным языком у родителей воспитанников.

                   

       

           

           

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект по речевому развитию детей логопедических групп

Методическая разработка, поможет спланировать любую проектную деятельность....

Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). Н.В. Нищева

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических груп­пах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полное взаи...

Инновационный проект «Живой звук» организация единого коррекционно-речевого режима в логопедической группе и в семьях воспитанников.

Чтобы получить положительные результаты по формированию правильной речи ребенка дошкольника, требуется установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами, объединяя их в одну ком...

Тематическое планирование коррекционной работы в старшей логопедической группе для детей с ОНР.

Коррекционная работа логопеда  направлена на речевое, эмоциональное, нравственное и интеллектуальное развитие ребенка и обеспечивает овладение детьми диалогической и монологической формами ...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе с детьми с ФФНР (1 класс)

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА      Среди разнообразных речевых расстройств в детском возрасте часто встречается фонетико-фонематическое  недоразвитие  речи  (ФФНР) ...

Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности в логопедической группе с детьми НВОНР (2 класс)

Коррекционно-развивающая программа реализует:– развивающую цель, которая предполагает формирование функционального базиса навыков чтения и письма, т.е.развитие у учащихся речевых навыков и ...