Обучение ребёнка со сложной структурой дефекта на дому
статья по теме

Тимофеева Светлана Юрьевна

Необходимость особого отношения к «особым» людям, к «больным», к «слабым» членам общества – проблема не новая. Разные сообщества в разные века решали ее по‑разному.Обзор исторических примеров показывает, что те цивилизации, общества, режимы, которые целенаправленно избавлялись от «особых» и «слабых» членов сообщества, довольно быстро (конечно, в масштабах исторического процесса в целом) прекратили существование.в последнее время в нашей стране сделан большой шаг навстречу тому, кто в беде, кто очень зависим от окружающих.  Закон Российской Федерации «Об образовании» учитывает особые потребности людей с ограниченными возможностями здоровья. Он гарантирует общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся (воспитанников). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение ребёнка со сложной структурой дефекта на дому


Необходимость особого отношения к «особым» людям, к «больным», к «слабым» членам общества – проблема не новая. Разные сообщества в разные века решали ее по-разному. Почему появляются такие люди? Как к ним относиться? Можно ли им помочь и следует ли им помогать? Возможно ли сделать так, чтобы этого больше не случалось? За сменой времен и декораций можно наблюдать один и тот же очень небольшой набор подходов: либо мы признаем «особого» человека равным себе, на каком -то уровне столь же совершенным, либо мы не готовы принять его как равное себе существо. Обзор исторических примеров показывает, что те цивилизации, общества, режимы, которые целенаправленно избавлялись от «особых» и «слабых» членов сообщества, довольно быстро (конечно, в масштабах исторического процесса в целом) прекратили существование.

Позиция, которая в данном обществе оказывается сильнее, определяет государственную политику. В зависимости от господствующего подхода складывается вся жизнь «особого» человека и его близких с самого рождения (проявления или появления аномалии). Так надо ли изолировать инвалида? Это не вопрос для семьи, которая уже оставила ребенка-инвалида у себя и воспитывает его дома. Остальным обычно не приходит в голову думать об этом раньше времени. До тех пор, пока они сами или их близкие не окажутся у края пропасти и вынуждены будут с учетом этого строить свою жизнь.


По экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным


Однако стоит отметить, что в последнее время в нашей стране сделан большой шаг навстречу тому, кто в беде, кто очень зависим от окружающих.

Перечисленные на (Слайде №2) законы и в частности Закон Российской Федерации «Об образовании» учитывает особые потребности людей с ограниченными возможностями здоровья. Он гарантирует общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся (воспитанников). 

Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от состояния здоровья (статья 5). Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. 

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

Предусмотрена возможность обучения детей с выраженной умственной отсталостью и детей с множественными нарушениями в условиях образовательных учреждений. Ранее такие дети направлялись только в учреждениях системы социального развития. Учитывая общемировой подход к совместному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников, в России в последние годы усиливается процесс развития интеграционного (инклюзивного) образования. 

Интеграция – это не перемешивание и не вживление кого-то «ненормального» во что-то «нормальное». Это шаг навстречу друг другу всех разделенных. Интеграция – это не рай для людей с ограниченными возможностями. Ни ад, ни рай не годятся для развития и решения жизненных задач. Когда слишком хорошо или слишком плохо, это не развивает. Интеграция детей-инвалидов в общество – это путь в реальную жизнь. Это обычная жизнь в нормально организованной среде.
         При этом интеграцию неправильно понимать просто как включение ребенка с нарушениями развития в произвольное сообщество, в среду, которая ни материально, ни духовно не готова его принять. Такая интеграция детей-инвалидов в общество может быть губительна для обеих сторон. Мы понимаем интеграцию как сложный процесс, как тщательное построение последовательной цепочки адекватных коммуникативно-познавательных сред, каждая из которых содействовала бы расширению возможностей ребенка и готовила бы его к переходу на следующий уровень интеграции. Интегративность непосредственно связана с набором путей, с набором возможностей.
        В соответствии со статьей 7 рассматриваемого Закона, при реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты. Проект СФГОС уже вышел.

          Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. 

         Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (или иных законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии. 

Вот таким образом я стала учителем ребёнка, обучающегося по индивидуальной образовательной программе на дому. В прошлом учебном году к нам в 1 класс поступили дети – инвалиды, которые раньше признавались необучаемыми и находились только в учреждениях системы социального развития. Вот таким образом я и стала учителем ребёнка - инвалида, обучающегося по индивидуальной образовательной программе на дому. Встал вопрос чему и как обучать? На обучение таких детей с 1-4 класс даётся 8 часов, с5-9 классы – 10 часов. (Слайд №3) Предметы:

  • Чтению и развитию речи;

  • Письму и развитию речи;

  • Математике;

  • Ознакомлению и окружающему миру;

  • Ручному труду.

Рабочие программы по вышеназванным предметам были составлены мною на основе представленных программ и с учётом психофизиологических особенностей ребёнка. (Слайд №4) У ребёнка DS: ДЦП, спастический трипарез тяжёлой степени, больше слева. Умеренно выраженная задержка психомоторного развития. ОНР 1 уровень. Моторная алалия. Вторичные костно – суставные изменения в нижних конечностях. Эпилепсия (редкие приступы). Сходящееся косоглазие, амблиопия, гиперметропический астигматизм ОД. Я думаю, что педагогам, занимающимся с детьми – инвалидами, такой «букет» знаком.

Когда я ознакомилась с условиями обучения, какие предоставил приют (ребёнок – колясочник)(1 кв. метр в спальне, стол и стул, доски нет, занятия до 12 – обед и сон) и с диагнозом ребёнка, которого мне предстояло обучать, я поначалу немного растерялась. Как работать?

И вот здесь неоценимую помощь оказали компьютерные технологии (Слайд №5), в частности ноутбук, и огромное количество обучающих и развивающих игр. Я их все просмотрела, изучила и отобрала умные.  (Слайд №6)«Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для Тигры» и другие.

Но сегодня я подробнее хотела бы остановиться на программно-методическом комплексе по обучению грамоте «Буквария. Обучение чтению». (Слайд №7) Программа состоит из 3-х больших разделов: «Изучаю алфавит», «Читаем слоги» и «Касса букв». (Слайд №8, №9) Для изучения или закрепления каждой буквы необходимо выполнить 5 заданий» (Слайд №10)

  1. Представление буквы
  2. Отыщи букву в перевёрнутом виде
  3. Отыщи букву в словах и тексте
  4. Найди звуко-букву и место звуко-буквы в словах
  5. Конструирование буквы

Из книжки или диска (слайды №11 – 19)

Конечно, при использовании компьютера на занятиях всегда необходимо учитывать и негативные моменты работы с ним, поскольку компьютер может усугубить отклонения в состоянии здоровья. Поэтому соблюдаю все санитарно – гигиенические требования. С осторожностью применяю компьютер, когда работаю с ребенком, имеющим невротические расстройства, страдающим судорожными реакциями, нарушениями зрения, поскольку компьютер может усугубить все эти отклонения в состоянии здоровья. Вот почему я разработала определенную структуру использования компьютера на всех этапах урока, чтобы не перенасыщать занятия электронными программами. В самом начале, чтобы подготовить артикуляционный аппарат к работе, делаем артикуляционную гимнастику, самомассаж и зондовый массаж языка, нёба, щёк. (Слайд 20)

Затем ребёнок выполняет задания за компьютером 15 минут. В течение этих 15 минут мы делаем два перерыва, во время которых провожу зрительную, дыхательную гимнастики. Затем зондовый массаж рук и пальчиковую гимнастики (готовим руку к письму). (Слайд 21) Затем мы обводим или пишем в прописях элементы букы, саму букву или слова. А  на уроке трудового обучения конструируем букву из пластилина, мозаики, палочек (в зависимости от программы). Таким образом, идёт закрепление или изучение букв.(слайд №22)- работы и грамоты

Поскольку многие из массовых компьютерных игр не соответствуют методике специального коррекционного обучения, выходом из такого положения является создание собственных  компьютерных презентаций, разработанных с учетом изучаемого материала и речевых нарушений у обучающегося.

(Слайд 23) – Преимущества ИКТ. Таковы  в настоящее время возможности использования компьютера в работе с детьми со сложной структурой дефекта. Многообразие речевых дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а, следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса.  Электронная техника и программное обеспечение постоянно развиваются, давая нам всё новые возможности для коррекции и развития речевых процессов у учащихся  и в дальнейшем успешного формирования коммуникативных компетенций.

В заключении хотелось бы прочитать слова Пирогова.(Слайд24)

Литература и ссылки – (Слайды 25, 26)

Чему мы научились, чего достигли за 15 учебных месяцев, вы можете увидеть, посмотрев видео – ролик. Сразу хочу предупредить, что всё занятие проводится от ребёнка, от его возможностей, от его желаний и предпочтений. Буквы называю, как звуки, босоножки – туфли и т.д.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антошин М.К. Учимся работать на компьютере. - М.: Айрис-пресс, 2008.

2. Гаркуша Ю.Ф. Новые информационные технологии в логопедической работе. -С-Пб, 2005.

3. З.А. Зарецкая, Д.В. Зарецкий. Буквария. Обучение чтению (методические рекомендации для педагогов к ПМК). Москва, 2011.

4. Мадамкина Ю.В., Нестерова Л.В. Использование новых компьютерных технологий в коррекционном обучении. М., 2005.

  • Ссылки на использованные Интернет-ресурсы:

Чему мы научились, чего достигли за 15 учебных месяцев, вы можете увидеть, посмотрев видео – ролик. Сразу хочу предупредить, что всё занятие проводится от ребёнка, от его возможностей, от его желаний и предпочтений. Буквы называю, как звуки, босоножки – туфли и т.д.

Законодательные меры:

  1. Принять Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (в части обеспечения права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья), устанавливающий:

 · право детей данной категории на получение коррекционной помощи в раннем детском возрасте;

 · механизм создания специальных условий для обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях различных типов и видов, в том числе в общеобразовательных;

· расширение перечня специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в том числе включение в него воспитанников с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями эмоциональной сферы и поведения, со слепоглухотой, с другими сложными недостатками;

· обязанность бюджетов субъектов РФ финансировать дополнительные затраты, обусловленные особенностями обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе затраты на создание специальных условий для их обучения и воспитания в общих и специальных образовательных учреждениях, а также содержать обучающихся, воспитанников данной категории в образовательных учреждениях. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема. Игра , как одна из форм обучения детей со сложной структурой дефекта

Схема. Игра , как одна из форм обучения детей со сложной структурой дефекта....

Презентация к педсовету "Комплексный подход в обучении детей со сложной структурой дефекта""

В данной презентацииописаны факторы, влияющие на возникновение нарушений развития, раскрыта структура сложных дефектов....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК – КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА

В данной статье раскрываются особенности проведения интегрированных уроков в классах, обучающихся с ОВЗ VIII вида (2 вариант), их эффективность...

рабочие программы по обучению детей со сложной структурой дефекта

программы : счет,рисование и лепка,живой мир,грамота 2-ой год обучения...

Адаптированная рабочая программа по чтению и письму для индивидуального обучения на дому ученика со сложной структурой дефекта

Адаптированная рабочая программа по предметам письмо и чтение разработана для индивидуального обучения на дому ученика со сложной структурой дефекта (атипичный аутизм, нарушение зрения, полное отсутст...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Письмо", "Чтение" для инди дуального обучения на дому подростка с о сложной структурой дефекта, 9 класс

Двнная рабочая программа разработана для обучающегося на дому со сложной структурой дефекта, 9 класс...