Обучение ребёнка со сложной структурой дефекта на дому
статья по теме
Необходимость особого отношения к «особым» людям, к «больным», к «слабым» членам общества – проблема не новая. Разные сообщества в разные века решали ее по‑разному.Обзор исторических примеров показывает, что те цивилизации, общества, режимы, которые целенаправленно избавлялись от «особых» и «слабых» членов сообщества, довольно быстро (конечно, в масштабах исторического процесса в целом) прекратили существование.в последнее время в нашей стране сделан большой шаг навстречу тому, кто в беде, кто очень зависим от окружающих. Закон Российской Федерации «Об образовании» учитывает особые потребности людей с ограниченными возможностями здоровья. Он гарантирует общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся (воспитанников).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение ребёнка со сложной структурой дефекта на дому
Необходимость особого отношения к «особым» людям, к «больным», к «слабым» членам общества – проблема не новая. Разные сообщества в разные века решали ее по-разному. Почему появляются такие люди? Как к ним относиться? Можно ли им помочь и следует ли им помогать? Возможно ли сделать так, чтобы этого больше не случалось? За сменой времен и декораций можно наблюдать один и тот же очень небольшой набор подходов: либо мы признаем «особого» человека равным себе, на каком -то уровне столь же совершенным, либо мы не готовы принять его как равное себе существо. Обзор исторических примеров показывает, что те цивилизации, общества, режимы, которые целенаправленно избавлялись от «особых» и «слабых» членов сообщества, довольно быстро (конечно, в масштабах исторического процесса в целом) прекратили существование.
Позиция, которая в данном обществе оказывается сильнее, определяет государственную политику. В зависимости от господствующего подхода складывается вся жизнь «особого» человека и его близких с самого рождения (проявления или появления аномалии). Так надо ли изолировать инвалида? Это не вопрос для семьи, которая уже оставила ребенка-инвалида у себя и воспитывает его дома. Остальным обычно не приходит в голову думать об этом раньше времени. До тех пор, пока они сами или их близкие не окажутся у края пропасти и вынуждены будут с учетом этого строить свою жизнь.
По экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным
Однако стоит отметить, что в последнее время в нашей стране сделан большой шаг навстречу тому, кто в беде, кто очень зависим от окружающих.
Перечисленные на (Слайде №2) законы и в частности Закон Российской Федерации «Об образовании» учитывает особые потребности людей с ограниченными возможностями здоровья. Он гарантирует общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся (воспитанников).
Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от состояния здоровья (статья 5). Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
Предусмотрена возможность обучения детей с выраженной умственной отсталостью и детей с множественными нарушениями в условиях образовательных учреждений. Ранее такие дети направлялись только в учреждениях системы социального развития. Учитывая общемировой подход к совместному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников, в России в последние годы усиливается процесс развития интеграционного (инклюзивного) образования.
Интеграция – это не перемешивание и не вживление кого-то «ненормального» во что-то «нормальное». Это шаг навстречу друг другу всех разделенных. Интеграция – это не рай для людей с ограниченными возможностями. Ни ад, ни рай не годятся для развития и решения жизненных задач. Когда слишком хорошо или слишком плохо, это не развивает. Интеграция детей-инвалидов в общество – это путь в реальную жизнь. Это обычная жизнь в нормально организованной среде.
При этом интеграцию неправильно понимать просто как включение ребенка с нарушениями развития в произвольное сообщество, в среду, которая ни материально, ни духовно не готова его принять. Такая интеграция детей-инвалидов в общество может быть губительна для обеих сторон. Мы понимаем интеграцию как сложный процесс, как тщательное построение последовательной цепочки адекватных коммуникативно-познавательных сред, каждая из которых содействовала бы расширению возможностей ребенка и готовила бы его к переходу на следующий уровень интеграции. Интегративность непосредственно связана с набором путей, с набором возможностей.
В соответствии со статьей 7 рассматриваемого Закона, при реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты. Проект СФГОС уже вышел.
Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.
Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (или иных законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.
Вот таким образом я стала учителем ребёнка, обучающегося по индивидуальной образовательной программе на дому. В прошлом учебном году к нам в 1 класс поступили дети – инвалиды, которые раньше признавались необучаемыми и находились только в учреждениях системы социального развития. Вот таким образом я и стала учителем ребёнка - инвалида, обучающегося по индивидуальной образовательной программе на дому. Встал вопрос чему и как обучать? На обучение таких детей с 1-4 класс даётся 8 часов, с5-9 классы – 10 часов. (Слайд №3) Предметы:
Чтению и развитию речи;
Письму и развитию речи;
Математике;
Ознакомлению и окружающему миру;
Ручному труду.
Рабочие программы по вышеназванным предметам были составлены мною на основе представленных программ и с учётом психофизиологических особенностей ребёнка. (Слайд №4) У ребёнка DS: ДЦП, спастический трипарез тяжёлой степени, больше слева. Умеренно выраженная задержка психомоторного развития. ОНР 1 уровень. Моторная алалия. Вторичные костно – суставные изменения в нижних конечностях. Эпилепсия (редкие приступы). Сходящееся косоглазие, амблиопия, гиперметропический астигматизм ОД. Я думаю, что педагогам, занимающимся с детьми – инвалидами, такой «букет» знаком.
Когда я ознакомилась с условиями обучения, какие предоставил приют (ребёнок – колясочник)(1 кв. метр в спальне, стол и стул, доски нет, занятия до 12 – обед и сон) и с диагнозом ребёнка, которого мне предстояло обучать, я поначалу немного растерялась. Как работать?
И вот здесь неоценимую помощь оказали компьютерные технологии (Слайд №5), в частности ноутбук, и огромное количество обучающих и развивающих игр. Я их все просмотрела, изучила и отобрала умные. (Слайд №6)«Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для Тигры» и другие.
Но сегодня я подробнее хотела бы остановиться на программно-методическом комплексе по обучению грамоте «Буквария. Обучение чтению». (Слайд №7) Программа состоит из 3-х больших разделов: «Изучаю алфавит», «Читаем слоги» и «Касса букв». (Слайд №8, №9) Для изучения или закрепления каждой буквы необходимо выполнить 5 заданий» (Слайд №10)
- Представление буквы
- Отыщи букву в перевёрнутом виде
- Отыщи букву в словах и тексте
- Найди звуко-букву и место звуко-буквы в словах
- Конструирование буквы
Из книжки или диска (слайды №11 – 19)
Конечно, при использовании компьютера на занятиях всегда необходимо учитывать и негативные моменты работы с ним, поскольку компьютер может усугубить отклонения в состоянии здоровья. Поэтому соблюдаю все санитарно – гигиенические требования. С осторожностью применяю компьютер, когда работаю с ребенком, имеющим невротические расстройства, страдающим судорожными реакциями, нарушениями зрения, поскольку компьютер может усугубить все эти отклонения в состоянии здоровья. Вот почему я разработала определенную структуру использования компьютера на всех этапах урока, чтобы не перенасыщать занятия электронными программами. В самом начале, чтобы подготовить артикуляционный аппарат к работе, делаем артикуляционную гимнастику, самомассаж и зондовый массаж языка, нёба, щёк. (Слайд 20)
Затем ребёнок выполняет задания за компьютером 15 минут. В течение этих 15 минут мы делаем два перерыва, во время которых провожу зрительную, дыхательную гимнастики. Затем зондовый массаж рук и пальчиковую гимнастики (готовим руку к письму). (Слайд 21) Затем мы обводим или пишем в прописях элементы букы, саму букву или слова. А на уроке трудового обучения конструируем букву из пластилина, мозаики, палочек (в зависимости от программы). Таким образом, идёт закрепление или изучение букв.(слайд №22)- работы и грамоты
Поскольку многие из массовых компьютерных игр не соответствуют методике специального коррекционного обучения, выходом из такого положения является создание собственных компьютерных презентаций, разработанных с учетом изучаемого материала и речевых нарушений у обучающегося.
(Слайд 23) – Преимущества ИКТ. Таковы в настоящее время возможности использования компьютера в работе с детьми со сложной структурой дефекта. Многообразие речевых дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а, следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса. Электронная техника и программное обеспечение постоянно развиваются, давая нам всё новые возможности для коррекции и развития речевых процессов у учащихся и в дальнейшем успешного формирования коммуникативных компетенций.
В заключении хотелось бы прочитать слова Пирогова.(Слайд24)
Литература и ссылки – (Слайды 25, 26)
Чему мы научились, чего достигли за 15 учебных месяцев, вы можете увидеть, посмотрев видео – ролик. Сразу хочу предупредить, что всё занятие проводится от ребёнка, от его возможностей, от его желаний и предпочтений. Буквы называю, как звуки, босоножки – туфли и т.д.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антошин М.К. Учимся работать на компьютере. - М.: Айрис-пресс, 2008.
2. Гаркуша Ю.Ф. Новые информационные технологии в логопедической работе. -С-Пб, 2005.
3. З.А. Зарецкая, Д.В. Зарецкий. Буквария. Обучение чтению (методические рекомендации для педагогов к ПМК). Москва, 2011.
4. Мадамкина Ю.В., Нестерова Л.В. Использование новых компьютерных технологий в коррекционном обучении. М., 2005.
- Ссылки на использованные Интернет-ресурсы:
- Сайт для инвалидов «Дверь в мир» http://doorinworld.ru/stati/114-soczialnaya-zashhita-detej-invalidov-v-rossijskoj-federaczii
- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148547/?utm_campaign=document_dynamic&utm_source=google.adwords&utm_medium=cpc&utm_content=1&gclid=CI3NnMb157wCFaTacgodDTsADA
© КонсультантПлюс, 1992-2014
Чему мы научились, чего достигли за 15 учебных месяцев, вы можете увидеть, посмотрев видео – ролик. Сразу хочу предупредить, что всё занятие проводится от ребёнка, от его возможностей, от его желаний и предпочтений. Буквы называю, как звуки, босоножки – туфли и т.д.
Законодательные меры:
- Принять Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (в части обеспечения права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья), устанавливающий:
· право детей данной категории на получение коррекционной помощи в раннем детском возрасте;
· механизм создания специальных условий для обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях различных типов и видов, в том числе в общеобразовательных;
· расширение перечня специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в том числе включение в него воспитанников с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями эмоциональной сферы и поведения, со слепоглухотой, с другими сложными недостатками;
· обязанность бюджетов субъектов РФ финансировать дополнительные затраты, обусловленные особенностями обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе затраты на создание специальных условий для их обучения и воспитания в общих и специальных образовательных учреждениях, а также содержать обучающихся, воспитанников данной категории в образовательных учреждениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схема. Игра , как одна из форм обучения детей со сложной структурой дефекта
Схема. Игра , как одна из форм обучения детей со сложной структурой дефекта....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/22/picture-129370-1350916767.jpg)
Презентация к педсовету "Комплексный подход в обучении детей со сложной структурой дефекта""
В данной презентацииописаны факторы, влияющие на возникновение нарушений развития, раскрыта структура сложных дефектов....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/16/picture-222534-1363440482.jpg)
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК – КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА
В данной статье раскрываются особенности проведения интегрированных уроков в классах, обучающихся с ОВЗ VIII вида (2 вариант), их эффективность...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/07/picture-237890-1365355183.jpg)
рабочие программы по обучению детей со сложной структурой дефекта
программы : счет,рисование и лепка,живой мир,грамота 2-ой год обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/04/picture-680900-1446639345.jpg)
Адаптированная рабочая программа по чтению и письму для индивидуального обучения на дому ученика со сложной структурой дефекта
Адаптированная рабочая программа по предметам письмо и чтение разработана для индивидуального обучения на дому ученика со сложной структурой дефекта (атипичный аутизм, нарушение зрения, полное отсутст...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/04/picture-680900-1446639345.jpg)
Адаптированная рабочая программа по предмету "Письмо", "Чтение" для инди дуального обучения на дому подростка с о сложной структурой дефекта, 9 класс
Двнная рабочая программа разработана для обучающегося на дому со сложной структурой дефекта, 9 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-593833-1423988972.jpg)
Адаптированные рабочие программы по обучению детей со сложной структурой дефекта
Для обучающихся 4 класса...