ВЫПУСКНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В подготовительной к школе группе: «Путешествие к звездам» (на материале лексических тем «Воздушный транспорт. Космос. Сказки»)
план-конспект занятия на тему

Алексеева Светлана Владимировна--

 

Совершенствование умений и навыков словоизменения и словообразования, актуализация номинативного и предикативного словаря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyp_zan_kosmos.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение

компенсирующего вида детский сад №17

ВЫПУСКНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

В подготовительной к школе группе:

 «Путешествие к звездам»

 (на материале лексических тем

«Воздушный транспорт. Космос. Сказки»)

                          Учитель-логопед ВКК     Алексеева С.В.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕМА:

Совершенствование умений и навыков словоизменения и словообразования, актуализация номинативного и предикативного словаря.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ:

«Воздушный транспорт». «Космос».

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ТЕМА:

Развитие навыков связной речи (на материале словосочетаний, предложений в вопросно- ответной речи в стихотворных текстах)

КОРРЕКЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

  • Развивать навыки мнестической деятельности (актуализация операций сохранения, переработки воспроизведения кратковременной и долговременной памяти);
  • Учить навыкам прогностической деятельности (умение представить в умственном плане, реализовать и применить на практике);
  • Развитие творческих способностей на основе предметной и речевой деятельности;
  • Учить устанавливать и закреплять причинно – временные отношения между событиями;
  • Совершенствовать навыки речедвижения, отрабатывать интонационные и выразительные средства;
  • Совершенствовать навыки понимания обращенной речи;
  • Развивать навыки работоспособности с помощью сменов видов деятельности, целевых установок и методических условий организации занятия;
  • Актуализация имеющихся знаний детей о воздушном транспорте, космосе.
  • Учить навыкам анализа, синтеза, классификации и систематизации на речевом материале, с учетом различных модальностей (по признакам, принадлежности, с учетом определенных классификаций);
  • Активизировать словарь антонимов;
  • Развивать навыки языкового чутья и словотворчества;
  • Совершенствовать навыки словообразования с использованием знакомых и малознакомых словоформ, тем самым формируя морфологические обобщения;
  • Развитие навыка слогового анализа, синтеза, представлений;
  • Совершенствование навыков звуко – буквенного анализа, синтеза, представлений;
  • Закрепление умений связывать звуковую оболочку фонемы с графическим изображением буквы;
  • Закрепление навыков чтения;
  • Добиваться положительной мотивации при выполнении заданий, опираясь на зону ближайшего развития и имеющиеся конкретные интересы детей.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

  • Учить навыкам коллективной и индивидуальной работы.
  • Учить навыкам самоконтроля и самоконтроля (в том числе и речевой)
  • Развивать мотивацию игровой и учебной деятельности.
  • Воспитание личных качеств ребенка, активности, самостоятельности, творчества.

Оборудование

  • Карточки с буквами, билеты, ракеты, лучики,
  •  предметные картинки по темам «Транспорт», «Космос», «Сказки»;
  • Картина «Космос»; системный оператор «Солнце»;
  • Лунтик, Солнышко, Звездочка (Игрушки) Мячи различного диаметра;

       инопланетяне (карточки), солнышко – аппликация;

  • Раздаточный материал для звукового анализа;
  • Воздушные шары, сюрпризы (раскраски);
  • Музыкальное и видео сопровождение.
  • Организационный момент.

Дети входят на занятие, приветствие – представление.

Получение билетов с буквами и картинками воздушного транспорта (придумывают слова, начинающиеся с этих звуков).

  • Ход занятия.

Загадка.

Что это за слово, которое начинается со звука [Т] и обозначает то, на чем передвигаются и перевозят людей и грузы?   (Транспорт).

Где человек может использовать транспорт? (на воде, на земле, под землёй, в воздухе). Как мы его называем?  (водный, наземный, подземный, воздушный).

Посмотрите на свои билетики и попробуйте составить название того вида транспорта, на котором мы отправимся с вами в путь. (ПЛАНЕР).

Как называется человек, который летит на планере? (планерист). Как летит планер в воздухе, что он делает (планирует).

Наши планеры готовы, отправляемся в полет. Приготовились. Полетели.

  • Физминутка с элементами логоритмики.

«Ровным кругом друг за другом пролетаем длинный путь.

Ах, какая красота! Не страшна нам высота! Приземлились (дети рассаживаются)»

  • Поместим планер в центр системы. Как вы думаете это был самый первый вид транспорта на котором человек поднялся в небо? (Нет. До него были воздушный шар и дирижабль). А на чем люди летают сейчас? (на самолете, вертолете, ракете). А зачем люди создали ракету? (чтобы исследовать космос)
  • Давайте прислушаемся что же там происходит. (Приветствие Лунтика)

Захотел Лунтик найти самую волшебную, яркую и крупную звезду. Но летать  он не умеет вот и просит вас о помощи.

  • Если волшебную, то может быть мы предложим ему сказочный воздушный транспорт? (Может путешествовать на ковре-самолете, в ступе Бабы-Яги, на гусях, ….).
  • Ему поможет только РАКЕТА. Давайте возьмем наши ракеты и отправимся в полет вместе с Лунтиком. Но они не совершенны, здесь нет окон. Как они называются (иллюминаторы). Ракеты должны быть сверхзвуковые, поэтому наши символы-звуки помогут совершенствовать их. Выложим слово ЛУНТИК и попробуем взлететь. (Звуковой анализ, характеристика каждого звука, слоговой анализ ).
  • Что возьмём с собой в ракету?  Чтобы предметы в невесомости не разлетелись, скрепим слова цепочкой (последний звук предыдущего слова  –первый звук последующего).
  • Физминутка.

Ждут нас быстрые ракеты для полета на планеты. На какую захотим, на такую полетим.

Музыкальное сопровождение.

  • Кого видим в иллюминаторы? (кота, носорога, ежа).

А ЛУНТИК воскликнул «Это (первый звук третьего слога [Р], ……1 слог (кот), Ёж»

  • Я вижу звезду  (игрушка – ЗВЕЗДА). Давайте попробуем познакомится со всей её семьёй (родственные слова). Но это не самые большие. Самую большую захватили инопланетяне. Только угадав как их зовут, они отдадут самую большую и яркую. Давайте попробуем.
  • Дети называют по видовым признакам инопланетян и получают  СОЛНЦЕ (без лучей)

Солнышко засияет ярче, если мы придумает как можно больше красивых слов о нем.  (Ласковое, теплое, нежное, доброе, красивое, яркое…   если блестит – то блестящее, восходит – восходящее, …..).

Ласковое, теплое, нежное, доброе, красивое, яркое, алое, багровое, Желтое, яркое, веселое, теплое,  большое, светлое, горячее,  доброе, ласковое, весеннее,  радостное,  жаркое.

  • Придумайте предложение со словом СОЛНЦЕ.

Наращивание слов в предложении.

Светит солнышко.

Светит ясное солнышко.

Ярко светит ясное солнышко.

Очень ярко светит ясное солнышко.

Самый большой лучик солнышко послало. О себе все рассказало.

  • На лучике «Солнце светит для всех». Почему так говорят? (антонимы)

Солнце светит и для бедных и для богатых, для веселых и злых, … .

  • Пальчиковая гимнастика.
                Солнышко, солнышко, (растирание ладошек друг о друга)
                Погуляй у речки… (
    Дети шевелят пальцами обеих рук, имитируя ходьбу)
                Солнышко, солнышко,
                Разбросай колечки! (
    разноименное соединение пальцев обеих рук)

            Мы колечки соберем,
            Золоченые возьмем.
(соединение колечек обеих рук)

            Покатаем, поваляем…(Вращательные движения пальцами)
            И назад тебе вернем.
(Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).

Разбрасываются «интонационные колечки».

Скажи фразу «Солнце светит для всех с разной интонацией»

  • Солнышко подарило лучики всем ребятам.

Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет здоровье!

Пусть всегда будет доброта!

Пусть всегда будут птицы!

Пусть всегда будет счастье!

ЛУНТИК «Вот какую звезду я искал!»

Рассказ о «Солнце» по мнемотаблице.

Солнце – самая яркая и крупная звезда Солнечной системы. Оно такое большое, что Земля может поместиться внутри него несколько раз.

Солнце излучает тепло и свет, а также радиоактивные волны.

 Солнечный свет необходим всем живым организмам для нормального роста и развития.

Солнечное тепло необходимо большинству растений.

Благодаря тому, что Земля вращается вокруг солнца и поворачивается к нему то одной, то другой стороной, происходит смена дня и ночи, а также

смена времён года.

Вокруг звезды «Солнце» - вращаются девять планет.

За что мы любим Солнышко (слова – прилагательные, глаголы)

  • Подарок ЛУНТИКУ о нашем путешествии.  (Солнышко из ладошек).
  • - Солнышко, поспеши,  Нам дорогу в садик укажи! (Музыкальный ответ СОЛНЫШКА)

Вот мы и дома. И ждут нас здесь подарки от ЛУНТИКА.

  • Итоги занятия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД (по ФЭМП и развитию речи) в подготовительной к школе группе "Путешествие к Снежной королеве"

В материале представлен конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений и развитию коммуникативных навыков у детей подготовительной к шк...

Конспект занятия по театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну сказок".

Сказочница Василиса помогает Аленушке найти братца Иванушку, путешествуя по сказкам. Каждая сказка представлена различными видами кукольного театра. В конце занятия дети-артисты представляют своих кук...

Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в зимний лес»

Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной к школе группе«Путешествие в зимний лес»...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей подготовительной к школе группы «Путешествие в Страну Грамматики»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей  подготовительной к школе группы«Путешествие в Страну  Грамматики»...

Открытый показ образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Путешествие в царство эмоций" (в рамках окружного Фестиваля педагогических идей для работников дошкольного образования в 2018 году)

Развить умения детей чувствовать настроение и эмоции через упражнения для мимики и жестов, восприятие музыки, движения. Формировать артистические способности....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группы "Путешествие в страну Красивой речи"

Тематическое занятие направлено на развитие речи детей. Все задачи реализуются через игровые ситуации, через различные виды игровой деятельности. Занятие включает развивающие задания с применение...