Развитие речи у дошкольников
консультация на тему

Кутумова Ирина Владимировна

Советы родителям по развитию речи детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Взаимодействие учителя-логопеда Кутумовой И.В. и педагога-психолога Куприяновой П.Ю. при подготовке детей к школе через реализацию программы "Учимся, играя!" в ДОУ -д/с № 32 «Аленушка» комбинированного вида МО РФ.

  К концу дошкольного возраста ребенок готовится к поступлению в школу, что требует определенной психологической готовности его к школьному обучению. Чтобы помочь родителям и детям подготовиться к встрече с новой для них школьной ситуацией, была разработана программа психолого-логопедических занятий для детей старшего дошкольного возраста и их родителей.  

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных.

 Самую многочисленную группу от всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонением в речевом развитии (нарушение звукопроизношения, фонематического слуха, лексики и грамматики).

У детей с отклонениями в речевом развитии при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

В связи с тем, что коррекционно-развивающая работа представляет собой комплекс мер педагогического, психологического и логопедического воздействия на личность ребенка, в нашем детском саду была создана модель внутренней коррекционной службы, куда входят педагог-психолог и учитель-логопед.

Задачи коррекционно - развивающей работы логопеда и психолога тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности ребенка. Обучение направлено на общее развитие, а не на тренировку отдельных процессов, будь то мышление или речь.

К концу дошкольного возраста ребенок готовится к поступлению в школу, что требует определенной психологической готовности его к школьному обучению.

В первую очередь наша работа направлена на становление и развитие произвольности, причем не только в психомоторной сфере, но главным образом, в интеллектуальной. Иными словами, ребенок учится управлять своим восприятием, вниманием, произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче. И только потом, на этой базе мы начинаем работать над коррекцией и развитием речи и познавательных процессов.

Важная роль в развитии ребенка и тем более в психологической готовности к школьному обучению принадлежит родителям, умеющим принимать своего ребенка, уважать его индивидуальность, одобрять его интересы, проводить с ним достаточно много времени, поощряют самостоятельность и инициативу ребенка, удовлетворяют его разумные потребности. В противном случае ребенку достаточно тяжело адаптироваться к условиям жизни, полноценно развиваться, так как родители по отношению к ребенку испытывают только отрицательные чувства, считают ребенка неудачником, устанавливают значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботятся о нем.

 Размышления о том, как помочь родителям и детям подготовиться к встрече с новой для них школьной ситуацией, и привели к разработке программы психолого – логопедических занятий для детей старшего дошкольного возраста и их родителей, получившей название «Учимся, играя».

Цикл занятий по программе «Учимся, играя» для детей старшего дошкольного возраста и родителей

Цель занятий: оказание психолого-логопедической помощи дошкольнику и его родителям для наиболее благоприятного вхождения в процесс школьного обучения.

Задачи:

-развитие речи и творческих способностей;

-развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления и речи);

-повышение родительской компетентности в вопросах психологической готовности детей к школе;

-развитие у родителей и детей навыков рефлексии;

-обучение родителей эффективным способам общения (активное слушание, разрешение конфликтов и др.);

-развитие у взрослых и детей необходимых навыков сотрудничества.

Содержание программы :

Занятия проводятся в группе – совместно с родителями и детьми. Общее количество занятий – 10. (Приложение 1 «Тематический план занятий по программе «Учимся, играя») Продолжительность занятий – 40 – 60 минут. Оптимальное количество участников – 16–20 человек (8–10 семейных пар). Периодичность встреч – 1 раз в неделю.

Структура занятия :

Занятие состоит из нескольких частей: «приветствие», «разминка», «основная часть», «рефлексия». Цель «приветствия» и «разминки» – сплочение группы и настрой на дальнейшую работу. В«основной части» ведущие продвигают группу к достижению цели, обозначенной темой занятия. В заключительной части участники группы делятся своими впечатлениями, прощаются. Каждое занятие содержит сменяющие друг друга виды деятельности, что не дает детям почувствовать усталость. Цикл занятий объединен единой сюжетной линией «Путешествие по сказкам». Все виды деятельности, присутствующие на каждом занятии так же подчинены одной теме. Широко используются игровые приемы, психогимнастика, способы невербального взаимодействия, элементы сказкотерапии, игротерапии, телесно ориентированной терапии. (Приложение 2 «Конспект занятия № 1 «Путешествие по сказкам»)

О результативности проведенных занятий можно судить по следующим признакам:

-возрастающий интерес к заданиям, выполняемым совместно родителями и детьми;

-увеличение заинтересованности не только в групповых развлекательно – познавательных играх, но и в специальных упражнениях, выполняемых в парах;

-повышение активности участников занятий;

-у родителей происходят значительные изменения во взаимоотношениях с детьми.

Родители отмечают:

-ощущение внутреннего спокойствия;

-видят, какие задания вызывают у ребенка трудности в выполнении;

-расширились представления и знания о психологической готовности ребенка к школе;

-стали лучше понимать своих детей;

-усилилось принятие своих детей.

Литература:

1.Серия: Библиотека журнала "Логопед"Борисова Е.А. Издательство: Сфера, 2011 г.

2."Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие"

3.Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге Е.В. Новиковой "Логопедическая азбука. Новая методика обучения чтению". М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.

4.Скворцова И.В. Программа развития и обучения дошкольников. 100 логопедических игр. Для детей 4-6 лет. - СПб.: Издательский Дом "Нева"; М.: "ОЛМА-ПРЕСС Образование", 2003.

5."Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей"Автор: Куликовская Татьяна Анатольевна  Издательство: Гном, 2012 г.

6."Энциклопедия логопедических игр" Ивановская О. Г., Гадасина Л. Я. Издательство: Каро, 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - коспект занятия по развитию речи у дошкольников 4,5 - 5,5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов  в слове, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная...

Развитие речи старшего дошкольника.

Основные требования к речи будущего первоклассника....

Программа дополнительного образования детей по развитию речи у дошкольников

рабочий материал для развития речи детей дошкольного возраста...

Конспект занятия по развитию речи у дошкольников. Сказка "Гуси-лебеди"

Развитие речи. Пересказ и придумать продолжение сказки....

Консультация для родителей. Развитие речи у дошкольников через игру.

В дошкольном возрасте-игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей....

«Эффективность использования приёма мнемотехники на занятиях по развитию речи у дошкольников»

Введение.Детский сад – первое звено в системе народного образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского ...