Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя и связной речи на тему «Дикие животные».
план-конспект занятия на тему

В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении лексической темы «Дикие животные».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя и связной речи на тему «Дикие животные».

Задачи:

  1. Уточнить и расширить представления детей о диких животных и их детёнышах.
  2. Упражнять в  употреблении  предлогов: из-за, из-под,  
  3. Закрепить умение образовывать уменьшительную форму существительного, образовывать  названия детенышей диких животных.
  4. Учить  составлять сложные  предложения с опорой на наглядные модели.
  5. Развивать речевое дыхание, память, мышление, внимание, мелкую моторику, пространственную ориентировку.

6.          Воспитывать      познавательный интерес,  учебную мотивацию, элементы обще-учебного поведения, гуманное отношение к диким животным.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись с музыкой П. Чайковского «Времена года»,  иллюстрация с изображением зимнего леса, бумажные веточки для дыхательного упражнения,    игрушка старичка Лесовичка, предметные и сюжетные картинки с изображением диких животных и их детёнышей, иллюстрация с изображением доктора Айболита и диких животных,  картинки 1 и 2 с изображением бельчонка, мультимедийная дидактическая игра-презентация «У доктора Айболита», компьютер, картинки с изображением мест проживания диких животных, шишки, карточки с перепутанными контурами животных.

        Ход занятия

  1. Организационный момент.

-  Сядет тот, кто назовёт любого домашнего животного.

  1.  Введение в тему.

- Ребята, представим, что мы  с вами оказались в сказочном, зимнем лесу.

(Включение аудиозаписи с музыкой, показ иллюстрации с изображением  зимнего леса).

- Ребята, вы слышали, как дует ветер? Подуйте на веточки так, как дует ветер.

(Дети дуют на бумажные веточки.)

  1.  Основная часть.

- Дети, как вы думаете, кто живёт в лесу? (В лесу живут дикие животные).

- Сегодня на занятии мы будем говорить о диких животных.

  1. Отгадывание загадок.

- Больше узнать о диких животных нам поможет старичок Лесовичок (выставляется игрушка старичка Лесовичка).

- Лесовичок приготовил вам загадки. Отгадав их, вы узнаете, кто живёт  в зимнем лесу.

Загадки:

• Зимой белый, летом серый (заяц). (Показ картинки.)

• Хитрая, проворная, рыжая, кур таскает (лиса). (Показ картинки.)

•Серовато,  зубовато,   по полю рыщет, телят,  ягнят ищет (волк). (Показ картинки.)

• Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой по вьюжный вой

Спит в избушке снеговой (медведь). (Показ картинки.)

• Рыжий маленький зверёк

По деревьям скок- поскок  (белка). (Показ картинки.)

-  Как назвать одним словом всех тех, кто живёт в лесу? (Дикие животные).

- Ребята, пройдём дальше по зимнему лесу и посмотрим, что там происходит.

Показ иллюстрации с изображением доктора Айболита и диких животных.

  1. Дидактическая игра «Найди бельчонка».

- Наступили холода. Дикие животные простудились, заболели, решили они отправиться к доктору Айболиту.

- Бельчонок так боялся доктора Айболита, что спрятался от мамы- белки в домике. Давайте поможем бельчихе найти  бельчонка!

(Вывешивается картинка 1 с изображением бельчонка.)

- Куда спрятался бельчонок? (Бельчонок спрятался за шкаф).

- Откуда мы его достали? (Мы достали бельчонка  из-за шкафа).

(Вывешивается  картинка 2 с изображением бельчонка.)

-  Куда потом спрятался бельчонок? (Бельчонок спрятался под стул).

- Откуда мы его вытащили? (Мы его вытащили из- под стула).

- Нашла бельчиха своего маленького бельчонка и повела его к доктору Айболиту.

  1.  Мультимедийная дидактическая игра-презентация «У доктора Айболита».

Цель: образование названий детенышей животных.

Ход игры: «Дикие животные простудились, заболели, решили они отправиться к доктору Айболиту. Посмотрите и скажите, кто пришёл к доктору Айболиту».

  1. Дидактическая игра  « Посмотри и запомни».

(Показ картинок с изображением мест проживания диких животных.)

-  Белка с бельчонком вылезли из дупла и прибежали на лесную полянку. Медведь с медвежонком вылезли из берлоги, и пришли к доктору Айболиту.

Лиса с  лисёнком тоже выбежали из норы и тоже прибежали к доктору Айболиту. Посмотрел доктор Айболит на больных животных и прописал им выполнять зарядку с лечебными шишками.

  1. Динамическая пауза.

Дети берут в обе руки по шишке и выполняют движения сжимания  и разжимания  кулачка с одновременным проговариванием текста:

«Серый волк бежит по лесу,

А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою

Два пушистеньких хвоста.

А у ёлки на пригорке спрятался зайчишка в норке.»

  1. Дидактическая игра «Послушай и повтори».

- К доктору Айболиту записались на приём дикие животные. Запомните и повторите на выдохе: «бельчонок, зайчонок, волчонок, лисёнок». (Делают вдох через нос и повторяют на выдохе).

  1. Гимнастика для глаз.

- Глаза крепко зажмурить на 3-5 сек. (Повторить 3-4 раза).

- Быстро моргать в течение 15 сек. (Повторить 2-3 раза).

- Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальцев в течение 15 секунд.

  1. Упражнение на развитие зрительного восприятия и мелкой моторики «Узнай по контуру».

- Целый день доктор лечил животных. Наступил вечер и к нему ещё пришли дикие животные. Обведите по контуру и назовите этих диких животных.

( Дети получают карточки с перепутанными контурами животных.)

  1. Дидактическая игра «Назови домик».

-  Потом дикие животные отправились по своим домам.

- Как называется дом  медведя (лисы, белки, волка)? (Дом  медведя называется берлога.  Дом  лисы называется нора. Дом  белки называется дупло. Дом  волка называется  логово).

  1. Итог занятия.

- О ком мы говорили на занятии?

- Что нового вы узнали о диких животных?

-Что вам больше всего понравилось?

- Ребята, вы работали на занятии очень активно, молодцы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мультимедийная дидактическая игра «У доктора Айболита» Цель: образование названий детенышей животных

Слайд 2

Ход игры: «Дикие животные простудились, заболели, решили они отправиться к доктору Айболиту. Посмотрите и скажите, кто пришёл к доктору Айболиту».

Слайд 3

Кто изображен на картинке? Назови детеныша лисы. ЛИСЁНОК

Слайд 4

Ещё какие животные пришли к доктору Айболиту? Назови детеныша волка. ВОЛЧОНОК

Слайд 5

А на этой картинке кто изображен? Назови детеныша этого животного. МЕДВЕЖОНОК

Слайд 6

Назови этого животного и его детеныша. БЕЛЬЧОНОК

Слайд 7

А это кто? Как называется детеныш этого животного? ЗАЙЧОНОК

Слайд 8

Ответь на следующие вопросы: Детёныша ежа называют … (как?). Детёныш оленя – … (кто?). Детёныша зайца называют (как?). Детёныш волка – … (кто?). Детёныши лисы – … (кто?). Детёныши медведя – … (кто?). Детёныши белки – … (кто?).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи. Тема: « Домашние животные »

Формирование лексики и грамматики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности....

Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи на тему: «Транспорт».

В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении лексичес...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи на теме «Деревья и кустарники»

Цель:уточнить и расширить знания детей по теме «Деревья и кустарники».Коррекционно-образовательные задачи:- расширять и активизировать словарь детей по теме путем подбора признаков и дейст...

ЗАНИМАЙКА Пособие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Пособие по развитию лексико-грамматическихсредств языка и связной речиу детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по развитию лексико – грамматических представлений и связной речи у детей средней группы ( с ОНР и ЗПР) по теме: «Профессии»

Конспект занятия разработан на основе методического пособия К.Е.Бухариной " Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 4-5 лет с ОНР и ЗПР"...