"Дизартрия: стертые или минимальные формы ее проявления, направления работы"
консультация на тему

Ткач Вера Александровна

Представлено понятие  "стертая дизартрия",  показаны основные методы работы по данному диагнозу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon styortaya_dizartriya_soobshchenie.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Тема: «Дизартрия: стёртые или минимальные формы её проявления, направления работы»

 Стёртая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стёртой дизартрии: невнятная, невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.

       Определение дизартрии разными авторами:

Стёртая дизартрия  - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В.Лопатина).

Стёртая дизартрия - нарушения  звукопроизношения, вызванные неизбирательной полноценностью некоторых моторных функций речедвигательного аппарата, а также слабостью и вялостью артикуляционной мускулатуры  (М.П.Давыдова).

Стёртая дизартрия - избирательные, негрубые, но довольно стойкие нарушения звукопроизношения, которые сопровождаются лёгкими, своеобразными нарушениями иннервационной  недостаточностью артикуляционных органов (А.Н. Корнев)

Согласно данным Е.Ф. Архиповой, дети со стёртой формой дизартрии составляют  50% от общей наполняемости групп детей с ОНР, и 35% детей  в группах для ФФНР.

     В работах  Г. Гутцмана, О.В. Правдиной, О.А. Токаревой рассматриваются вопросы  симптоматики дизартрических  расстройств речи, при которых наблюдается  «смытость», «стёртость» артикуляции. Авторы отмечают, что стёртая дизартрия по своим проявлениям похожа на сложную  дислалию .

                                                          Сравнительная таблица

               

                           дизартрия

                     дислалия

  • нарушена вся фонетическая сторона речи (голосообразование, дыхание, просодика, звуки)
  • страдают как сложные, так и простые согласные, гласные звуки.
  • более выражены нарушения речевой моторики.
  • голос затухающий, прерывистый, тихий, слабый, речевая активность снижена
  •  критика к своему дефекту речи отсутствует.
  • отмечаются снижение памяти, неустойчивость, истощаемость внимания, значительное снижение работоспособности. Также часто отмечается снижение интеллекта и задержка психического развития.

     .

  • нарушено только произнесение звуков
  • страдают, как правило, только сложные по артикуляции согласные звуки.
  • динамика коррекции и результат более благоприятны
  • голос является громким, со сложными модуляциями речевая активность повышена
  • сохраняется критика в отношении имеющегося собственного речевого дефекта.
  • редко встречаются нарушения психической сферы, память, внимание, уровень мыслительных процессов не страдают и соответствуют норме.

  Учитывая распространенность данного речевого нарушения среди детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что в настоящее время назрела очень актуальная проблема - проблема оказания квалифицированной логопедической помощи детям со стертой формой дизартрии.
Исходя из этого, была поставлена
цель данной работы: изучить методы и приёмы в  коррекционно – логопедической работе с детьми, имеющими стёртые формы дизартрии. В соответствии с целью поставлены следующие  задачи:  

1.Коррекция дыхательных, голосовых расстройств и просодической стороны речи.

2. Коррекция моторной сферы: (артикуляционной, мимической и мелкой моторики).

3.Коррекция фонетической стороны речи.        

4. Коррекция звукопроизношения.

    Для устранения стёртой дизартрии необходим  комплексный подход в коррекционных                   мероприятиях. Он включает в себя три блока:

  Первый блок – медицинский, который определяет врач - невролог

   Медицинское воздействие, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, массаж.                    физиотерапию.

   Второй блок – психолого – педагогический. Основным направлением этого воздействия будет:

         - развитие сенсорных функций;

         - уточнение пространственных представлений;

         - формирование познавательной деятельности;

         - формирование тонких дифференцированных движений рук.

  Третий блок – логопедическая работа, которая проводится преимущественно в индивидуальном плане. Учитывая структуру дефекта  при дизартрии, логопедическую работу рекомендуется планировать по следующим  этапам.

 Этапы и направления логопедической работы:

    Первый этап – подготовительный.

    Второй этап – выработка новых произносительных умений и навыков.

    Третий этап – выработка коммуникативных умений и навыков.

    Четвёртый этап – предупреждение и преодоление вторичных нарушений.

    Пятый этап – подготовка к обучению в школе.

Над данной  темой самообразования я начала работать в этом году,  поэтому подробно хочу остановиться на первых двух этапах, так как они характерны для старшего возраста.

 1 этап.Подготовительный этап.

Нормализация мышечного тонуса мимической  и артикуляционной мускулатуры:

самомассаж языка и губ

  • накажем непослушный язычок;
  • покусаем верхнюю и нижнюю губы;
  • покусаем язычок.

мимические упражнения

  • нахмурить брови;
  • наморщить лоб;
  • поднять брови;
  • поочерёдно надуть щёки;
  • втянуть щёки;        
  • «трубочка» – удерживать 5-7секунд;
  • чередование  «забор» - «трубочка»  ( до 5 раз);
  • мимические упражнения выражающие различные настроения (страх, испуг, удивление, радость…).

 Нормализация артикуляционного аппарата:

   С этой целью логопед проводит дифференцированные приёмы артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика постепенно усложняется и добавляются функциональные нагрузки. Отрабатываются такие качества артикуляционных движений, как точность, ритмичность, и переключаемость и др.

Нормализация голоса:

С этой целью проводятся голосовые упражнения, которые направлены на вызывание более сильного голоса и на модуляции голоса по высоте и силе. Можно предложить упражнения на пропевание звуков, изменяя высоту голоса,  произнесение слов, фраз изменяя силу, тембр голоса,       фонетические пропевки.

Нормализация речевого дыхания:

Работа над правильным дыханием является необходимым для воспитания правильной звучной речи. Для формирования правильной ротовой воздушной струи, необходимой для речевого дыхания, используем следующие упражнения:

  • вдох и выдох носом;
  • вдох и выдох ртом;
  • вдох носом – выдох ртом.

Затем тренируем плавный, длинный выдох с беззвучной артикуляцией гласных звуков А, О, У,

далее задания усложняем, ребёнок делает вдох, а на выдохе «пропевает» слоги  ми- ма – мо- му,

первые звуки можно менять, на выдохе ребёнок произносит двухсложные слова из тренированных слогов. Слова и фразы подбираем со звуками, которые необходимо автоматизировать.                                                                                                                                                                                        

При систематических занятиях ребёнок начинает ощущать разницу в направлении воздушной струи и учится правильно её направлять.

Воспитанию активного выдоха способствуют также следующие упражнения:

  • дуть на специально изготовленную из тонкой бумаги «занавеску»;
  • дуть на бабочки, цветы, фигурки птиц, зверюшек;
  • дуть через трубочку в банку с водой; дуть в бутылочку.
  • дуть через короткую, а затем длинную трубочку на мелко нарезанные кусочки бумаги или ватные шарики, дуть в музыкальные инструменты. Задание постепенно усложняем путем увеличения расстояния, когда требуется более сильный выдох. Упражнения, связанные с дутьём, чередуем с упражнениями, развивающими движения губ и языка, которые можно выполнять самостоятельно в домашних условиях.

Нормализация мелкой моторики рук:

Функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи, и развитие моторики будет способствовать развитию произносительной стороны речи.

       У детей с дизартрией часто наблюдается значительное нарушение движений  руки и пальцев. Поэтому мы применяем различные упражнения, которые связаны с игровой деятельностью ребёнка и с навыками его повседневной деятельности, способствующие развитию мелкой моторики рук:

  • - ребёнок кладёт кисть руки на стол и по просьбе логопеда или педагога поочерёдно приподнимает пальцы;
  • -  ребёнок складывает ладони, сжимает их и постукивает пальцами каждой пары, для увеличения мышечной нагрузки на каждую пару можно надеть тонкую резинку. Можно это упражнение обыграть: пальчики здороваются друг с другом, дети придумывают приветствия, имена пальчикам, в названии должны присутствовать автоматизируемые звуки.
  • - по заданию взрослого ребёнок показывает поочерёдно пальцы по одному, по два, по три;
  • - отбивание такта каждым пальцем, имитация игры на пианино;
  • - «отстреливание» ватного шарика, шашки и.т.п. одним, двумя, и четырьмя пальцами.
  • - ребёнок разбирает цветные пуговицы разного размера, цвета и величины, при этом можно закрепить навык классификации по цвету, форме, величине;

Для развития точности и плавности движений, нужных для письма  выполняем следующие упражнения:

  • - раскрашивание картинок;
  • - точное обведение контуров предметов;
  • - соединение данных точек линиями разного направления;
  • - штрихование  (используются цветные карандаши).

Данные упражнения выполняются педагогами в группах, а также родителями в домашних условиях.

   2 этап. Выработка новых  произносительных умений и навыков.

Направления второго этапа логопедической работы проводятся на фоне продолжающихся упражнений, перечисленных в первом этапе, но более сложных. Направлениями второго этапа являются:

Выработка основных артикуляционных укладов.

Овладев на первом этапе рядом артикуляционных движений, на втором этапе переходим к комплексам упражнений для нарушенных групп звуков (свистящие, шипящие, соноры…). В результате данной работы у ребёнка подготавливается артикуляционная база для уточнения или вызывания нарушенных звуков.

Уточнение или развитие фонематического восприятия.

Под фонематическим восприятием подразумевается способность ребёнка выделять и различать фонемы родного языка. Дети с дизартрией испытывают трудности при дифференциации слогов, слов с оппозиционными согласными: звонкие - глухие, твёрдые – мягкие.

    Для развития  фонематического восприятия проводим следующие упражнения:

 - узнавание неречевых звуков;

 - различение высоты, силы голоса;

 - различение слов, близких по звуковому составу;

 - дифференциация слогов;

 - дифференциация фонем;

 - определение позиции звука в словах;

- навыки элементарного звукового анализа.

По данной теме проведено занятие - практикум ребёнка с родителем по теме: «Как научить ребёнка слышать заданный звук», где родитель обучался определять позицию звука в словах. Данная работа  помогает родителям в домашних условиях выполнять задания логопеда.

  Вызывания нарушенных звуков, автоматизация и дифференциация.      

При постановке нарушенных звуков используются классические приёмы (по подражанию, механическим, смешанным способами). Самым сложным направлением работы является закрепление вызванного звука, т.е. его автоматизация. Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют. Произносят искажённо. Автоматизация звуков ведётся последовательно, от простого к сложному. Весь лексический материал должен быть доступен ребёнку. Одним из значимых направлений  является дифференциация поставленного звука в произношении с оппозиционными фонемами.

Вывод:

Систематическая  работа по нормализации артикулярной и тонкой ручной моторики, развитию фонематического восприятия, речевого дыхания, голоса, развивает и активизирует навыки речевого общения у детей со стёртой  дизартрией. Наибольшая эффективность в преодолении этого сложного  нарушения достигается при чёткой координации совместных усилий  врача, логопеда, воспитателей  и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс дисциплины "Русский язык и культура речи" для студентов заочной формы обучения по направлению "Менеджмент".

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами данной учебной дисципли...

Дизартрия как одна из форм речевых нарушений

Понятие дизартрии и ее формы...

Формы и методы воспитательной работы направленной на подготовку учащихся школы-интерната к жизни в современных условиях.

Воспитание в системе специального образования имеет свои особенности, т.к. неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, включается во все элементы жизнедеятельности ребёнка на ...

Формы и способы внеурочной работы, направленной на вовлечение школьников в активную спортивную деятельность

Презентация из опыта работы на тему:  «Формы и способы внеурочной работы, направленной на вовлечение школьников в активную спортивную деятельность». Внеклассная работа спосо...

индивидуально-подгрупповое занятие «Репка» по постановке и автоматизации звука «Р» с детьми с дизартрией (стертой)

        К сожалению, современное время нас, учителей-логопедов, все чаще и чаще приводит к детям с дизартрией, к тем, у кого стойкое речевое расстройство, обусловленное недо...

Формы, методы, средства, направления воспитательной работы с воспитанниками детского дома школьного возраста

Воспитательная работа в учреждении содействия семьи предполагает использование системного, комплексного подхода. Она осуществляется в виде комплекса профилактических, коррекционно-развивающих, культур...

Формы, методы, средства, направления воспитательной работы с воспитанниками детского дома школьного возраста

Современная ситуация в сфере воспитания характеризуется наличием большого числа нормативных правовых актов различного уровня. При этом отсутствует четкое понимание цели и задач воспитательной работы. ...