индивидуально-подгрупповое занятие «Репка» по постановке и автоматизации звука «Р» с детьми с дизартрией (стертой)
план-конспект

Шилина Наталья Николаевна

          К сожалению, современное время нас, учителей-логопедов, все чаще и чаще приводит к детям с дизартрией, к тем, у кого стойкое речевое расстройство, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.  Предлагаю вашему вниманию цикл занятий  по постановке и автоматизации звука «Р», объединенных одной темой – русской народной сказкой «Репкой». Успешная коррекционно-логопедическая работа может осуществиться только в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и неречевые процессы, поэтому в данном цикле я постаралась учесть и комплексность, и последовательность работы (от подготовки артикуляционного аппарата к постановке звука до автоматизации звука в тексте).

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          индивидуально-подгрупповое занятие «Репка»

                               по постановке и автоматизации звука «Р»

                                        с детьми с дизартрией (стертой)

Цель: постановка и автоматизация звука «Р».

Задачи:

  • Создание у детей положительного психоэмоционального настроения;
  • Формирование кинестетических основ движений рук и артикуляторных движений;
  • Совершенствование координации артикуляционных движений и движений пальцев рук;
  • Правильное произношение звука «Р» изолированно, в прямых и обратных слогах, словах, предложениях и текстах;
  • Развитие фонематического слуха;
  • Развитие функции языкового анализа (определение местоположения звука в слове);
  • Развитие познавательных процессов путем их постоянной активизации в процессе занятия;
  • Выработка четких координационных действий во взаимосвязи с речью;
  • Развитие мелкой моторики рук, силы голоса, просодической стороны речи;
  • Развитие диафрагмального и речевого дыхания;
  • Привитие интереса к интонационной выразительности;
  • Развитие умения слышать и чувствовать ритм музыки;
  • Развитие внимания, памяти, мышления, воображения.

Оборудование: носовые платки  (по количеству детей), массажные зонды («саночки», «вилочковый», «крестовина»), бусинки на ниточке (одна большая и две маленькие – по количеству детей), «колючие» мячики (по два на каждого ребенка, картинки («язычок на лошадке», «язычок и грибы», дятел, репка, крот, персонажи сказки «Репка», кот с удочкой), ведра (по количеству детей),тазик,  двойные картинки (с одной стороны нарисована рыбка, с другой предмет) – по 2-3 на каждого ребенка, «Сухой бассейн» (засыпан фасолью или горохом, в нем по 2-3 игрушки со звуком «Р» на каждого ребенка), прищепки (по количеству детей), магнитофон с записью караоке «В траве сидел кузнечик», лопатки (по 2 на каждого ребенка – сделаны из картонных трубок из-под фольги или пищевой пленки), мозаика.

  1. Организационный момент – игровая ситуация: логопед предлагает детям поехать в деревню в гости к бабушке, дедушке и их внучке Машеньке. Путь предстоит не близкий.
  2. Массаж лица: Чтобы погода нас не подвела в поездке, нужно разогнать тучки  (мягкие равномерные движения пальцами рук в направлениях по массажным линиям, т.е. вдоль расположения мышц – от носа к вискам в соответствующие стороны, от подбородка к кончикам ушей соответственно, от центра лба к верхним кончикам ушей соответственно). Сначала мы с вами поедем на поезде.
  3. Массаж языка (пальцевой и зондовый) «Рельсы»: Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, ехал поезд запоздалый. Из последнего окошка вдруг просыпался горошек. Пришли куры – поклевали. Пришли утки – пощипали. Пришел слон – потоптал. Дворник всех метлой прогнал.
  4. Нетрадиционный прием артикуляционной гимнастики для языка: Я предлагаю нашему язычку поработать метлой, и сметать горошек (бусинки) с дорожки (двигать языком бусинки по ниточке вправо и влево) – сначала по одной, а затем по две (увеличение нагрузки для языка).
  5. Самомассаж языка ребенком, направленный на растягивание подъязычной уздечки с речевым сопровождением логопеда «Крот»: Посмотрите, кого мы потревожили – крота. Во дворе горка (тянуть язык вниз). Под горкой норка (Тянуть язык вверх к носу). В этой горке крот стережет норку (пальцы одной руки тянут кончик языка вверх, а указательный и большой палец другой руки поглаживают снизу вверх подъязычную уздечку, растягивая ее).
  6. Биоэнергопластическое упражнение «Горошина: Давайте самую большую горошину (бусинку) положим кроту в корзину (язык «чашечкой» ловит бусинку, одновременно изображая кистью руки «чашечку»).
  7. Сопряженная гимнастика рук и языка:
  • «Лошадка»: Теперь наш путь в деревню лежит через лес, поэтому по тропинке мы поскачем на лошадке (одновременно с медленным цоканьем ребенок сжимает колючий шарик «Су-Джок» одновременно двумя руками, затем, цокая в быстром темпе, катать шарики по столу);
  • «Грибок»: Посмотрите, какие вдоль тропинки растут красавцы грибы! (одновременно с артикуляционным упражнением «Грибок» ребенок поочередно кладет ладонь на кулачок то правой, то левой руки);
  • «Дятел»: Послушайте, как дятел дерево долбит (одновременно ребенок медленно стучит кончиком языка за верхними зубами «д-д-д…» и поочередно соединяет большой палец с другими пальцами последовательно на обеих руках, затем в быстром темпе - одновременно на обеих руках).
  1. Дыхательная гимнастика по А. Н. Стрельниковой: Посмотрите, как много красивых цветов растет вдоль дороги. Давайте их понюхаем (ребенок обнимает себя за плечи и делает 8 коротких вдохов, выдох незаметный).
  2. Постановка и автоматизация звука «Р»: Лес закончился и до деревни я вам предлагаю доехать на машинах, соревнуясь, у кого «дольше работает мотор»  (одновременно с произношением «тр-р-р» вращательные движения указательными пальцами  то в одну сторону, то в другую).
  3. Сопряженная гимнастика лицевой и артикуляционной моторики «Репка» (перед зеркалом): Посмотрите, кто нас встречает – дедушка (удивленно – брови подняты вверх, губы «хоботком»), бабушка (нахмурить брови, губы вытянуты «трубочкой»), внучка (улыбка), жучка (оскал), котик (попеременно зажмуривание глаз одновременно с облизывание верхней и нижней губы), мышка (испуганно поднять верхнюю губу, обнажив зубы). Дети по памяти последовательно повторяют мимику и артикуляцию героев «Репки».
  4. Автоматизация звука «Р» в обратных слогах и развитие тембра голоса: Мышка тихо приветствует нас ар-ар-ар, Жучка громко ор-ор-ор, котик ласково ур-ур-ур.
  5. Пальчиковая гимнастика «Репка»: Весной дедушка посадил семечку репки, выросла репка такая большая, что одному дедушке не под силу ее вытащить.  Позвал он бабушку (большие пальцы перетягивают друг друга), внучку (указательные), Жучку (средние), котика (безымянные), мышку (мизинцы). Хоть и держалась крепко, но вытянута репка (обхватить одной рукой пальцы другой).
  6. Развитие физиологического дыхания – игровой упражнение «Репка»: Какая большая репка уродилась (положить руки ниже ребер, сделать вдох и надуть живот (удерживать до трех), выдох – втянуть живот.
  7. Автоматизация прямых слогов со звуком «Р», отработка ритма: Обрадовались все такому урожаю, а внучка Машенька решила даже песенку спеть. Давайте и мы вместе с ней споем – слогами ра-ро-ру-ры под караоке «В траве сидел кузнечик», а второй куплет и припев отхлопаем дедушкиными лопатками. На слог «ра» - правая рука вперед, а затем на пояс; на слог «ро» - левая рука вперед, затем на пояс; на слог «ру» - правая нога на пятку, затем в исходное положение; на слог «ры» - левая нога на пятку, затем в исходное положение.
  8. Автоматизация звука «Р» в словах  – игра «Сухой бассейн», массаж кистей рук (сыпучим материалом): Репка у дедушки выросла волшебная, способная разговаривать человеческим языком. Послушайте, что она вам скажет:  Чок-чок-чок, у меня есть язычок, умеет он играть, шалить, четко звуки говорить: Руки бодренько встряхнулись (дети трясут кистями рук), пальцы наши потянулись (растопырить пальцы), позевали (сжимают и разжимают кулаки), и бегом мы к бассейну прямиком (быстро перебирают пальцами по столу), глубоко на дно нырнули и под камень заглянули (пальцы двигаются в «сухом бассейне»), вот по камешкам идем, то, что ищем, мы найдем (ребенок вынимает из «сухого бассейна» игрушку, в названии которой есть звук «Р», называет слово)
  9. Массаж пальцев рук (прищепками) «Котик»: А котик тоже любит разные игры, например, любит играть с бабушкиными прищепками: «Кусается сильно котик глупыш, он думает это не палец, а мышь, но я же играю с тобою, малыш, а будешь кусаться – скажу тебе «Кыш!» (на каждое слово ребенок надевает прищепку на палец)
  10.  Автоматизация звука «Р» в словах – игра «Котик-рыбак», развитие фонематического слуха, звукового анализа: А еще наш котик большой любитель рыбалки.  Много разной рыбы плавает в пруду, рыжик-кот поймает на свою уду  маленькую рыбку, а на ней картинку, ты картинку назови, в слове быстро «Р» найди (местоположение звука «Р» в слове: в начале, середине, в конце). (Если в названии картинки нет звука «Р», ребенок отпускает рыбку в пруд).
  11. Автоматизация звука «Р» в предложении – пословице: Трудное это дело ловить рыбу, посмотрите, как устал наш котик. Недаром русский народ сочинил пословицу: Без труда не вынешь рыбку из пруда (повтор детьми).
  12. Автоматизация звука «Р» в тексте – чистоговорке «Два Егора» (сопряженная речь с общей и мелкой моторикой): Такая большая и славная репка уродилась у дедушки, что даже соседи пришли посмотреть на нее. На горушке (руки вверх, изображая полукруг) две избушки (указательные и средние пальцы вверх, затем пальцы соединить в наклоне, изображая крышу), два забора (указательные и средние пальцы вверх на обеих руках, затем все пальцы вверх), два Егора (указательные и средние пальцы вверх, затем руки по швам). Справа дедушка Егор (шаг вправо), слева дядюшка Егор (шаг влево). С днем рождения, Репка! (помахать кистями рук).
  13. Итог занятия – создание мозаичной работы «Репка» (можно использовать сыпучий материал), (развитие мелкой моторики, наглядно-образного мышления): Давайте в память о нашем путешествии в деревню создадим портрет Репки мозаикой (или сыпучим материалом). Это будет хорошим подарком для нашей солнечной желтой именинницы!


Предварительный просмотр:

                                                Расшифровка заданий

                          индивидуально-подгруппового занятия «Репка»

                               по постановке и автоматизации звука «Р»

                                        с детьми с дизартрией (стертой)

  1. Все занятие проходит с игровой форме – ведущей деятельности дошкольника.
  2. Начинаем с ручного массажа лица (массаж необходимо делать только по массажным линиям, т.е. вдоль расположения мышц: от центра лба к верхним кончикам ушей соответственно, от крыльев носа к вискам в соответствующие стороны, от подбородка к кончикам ушей соответственно).
  3. Массаж языка (пальцевой и зондовый) – массажные движения проводятся в трех направлениях, соответственно расположению мышц языка: в горизонтальном, поперечном и вертикальном. Если имеется отклонение языка в сторону при высовывании его вперед (парез), то массажные движения следует выполнять в большей степени на той стороне, в которую язык отклоняется. Движения в расслабляющем массаже направлены от кончика к корню языка. Движения при укрепляющем массаже активные, интенсивные и направлены в основном от корня языка к кончику. Как правило, при сниженном тонусе мышц языка снижен и рвотный рефлекс, поэтому массажные движения в этом случае могут быть достаточно активными даже в области корня языка. При сниженном тонусе мышц, как правило, наблюдается гиперсаливация (повышенное слюноотделение).
  4. Упражнение «Шарики» - нетрадиционный прием артикуляционной гимнастики, направленный на тренировку мышц языка.
  5. Упражнение «Крот» - на растягивание подъязычной уздечки. Максимально опущенный к подбородку язык – это упражнение советуют выполнять йоги, они таким образом проводят профилактику и лечат простывшее горло. Механизм таков: максимально высунув язык изо рта, мы напрягаем мышцы горла и выдавливаем из капилляров кровь. Когда мы расслабляем мышцы горла, в них поступает свежая кровь, в которой находится масса лечебных веществ.
  6. Упражнение «Горошина» -  выполняемая через биоэнергопластику (соединение движений кистей рук с движением артикуляционного аппарата – упражнение «Чашечка»). По данным Ястребовой, биоэнергопластика активизирует интеллектуальную деятельность ребенка, попутно развивая координацию и мелкую моторику. В результате биоэнергопластических упражнений не только улучшается речь ребенка, но также память и внимание (работает доминирующая рука, у амбидекстров – правая, далее обе руки).
  7. «Театр пальчиков и языка» - сопряженная гимнастика рук и языка с изменением темпа, с использованием «Су-Джок» (колючие мячики).
  8. Парадоксальная дыхательная гимнастика Александры Николаевны Стрельниковой  - активный вдох носом, выдох пассивный через рот или нос (кому как удобно). В стрельниковской гимнастики нет вдоха без движения, а движения без вдоха: 3 подхода на счет 8 вдохов (доводят по 32 вдохов). Эти упражнения оказывают благоприятное действие на всю дыхательную систему человека, учат дышать глубоко, всеми легкими. Гимнастика тренирует диафрагму, заставляет ее активно участвовать в голосообразовании, делает голосовые связки максимально подвижными, что позволяет им тесно смыкаться во время разговора.
  9. Постановка, автоматизация длительного звука «Р» + развитие мелкой моторики.
  10. Сопряженная гимнастика лицевой и артикуляционной моторики, развитие мимики, памяти.  Развивая мимику, мы развиваем, создаем нейронные связи от коры головного мозга к мышцам лица. Упражнения для развития мимики способствуют снятию напряжения в речедвигательном аппарате и развивают память и внимание.
  11. Автоматизация звука «Р» в обратных слогах, развитие тембра голоса. Проблемой дизартриков является монотонность голоса. Речь течет, как медленная река, не вызывая эмоционального всплеска. А ведь, если продолжить эту метафору, то голос ребенка должен журчать, как быстрый ручей, переливаясь гаммой звуков и оттенков. И этот «ручей» называется «диапазоном голоса». В этом понятии уместились высота голоса и его громкость, сила и тембр голоса. Когда голос, рожденный в трахее отражается в грудном резонаторе, усиливается, и через органы дыхания, преобразившись в голосовых связках и артикуляционном аппарате, отправляется в самые дальние углы зрительного зала или аудитории. Это секрет «полетного» голоса.
  12. Пальчиковая гимнастика «Репка».
  13. Развитие физиологического дыхания. Формирование речевого дыхания не является самоцелью работы логопеда, а обеспечивает – ритм, темп, дикцию, голосообразование, выразительность, правильность звукопроизношения, что в конечном итоге является показателем совершенной речи.
  14. Автоматизация звука «Р» в прямых слогах с использованием музыки (в том числе отработка ритма). Фоноритмика очень нравится детям, и проходит она очень весело. А совокупность движений тела и речевых органов способствуют снятию напряженности и монотонности речи, которая свойственна детям с дизартрией. Раскованность и непринужденность оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.
  15. Автоматизация звука «Р» в словах в игре «Сухой бассейн» + массаж кистей рук сыпучим материалом.
  16. Массаж пальцев рук прищепками.
  17. Автоматизация звука «        Р» в словах в игре «Котик-рыбак» + фонематического слуха, звукового анализа. Артикуляционные затруднения оказывают влияние на восприятие всей звуковой системы, и это свидетельствует о том, что у детей с дизартрией имеются и недоразвитие фонематического восприятия, и звукового анализа. Их смазанная, невнятная речь не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия.
  18. Автоматизация звука «Р» в предложении – пословице, развитие долговременной памяти.
  19. Автоматизация звука «Р» в тексте – чистоговорке «Два Егора», сопряжение речи с общей и мелкой моторикой.
  20. Итог занятия: создание мозаичной работы (или сыпучим материалом) - развитие мелкой моторики, наглядно-образного мышления.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Постановка и автоматизация звука "В"

Занятие 1:Загадка:Кто зимой холоднойХодит злой, голодный?   (волк)Артикуляционная гимнастика:«Окошко», «Заборчик», «Хоботок», «Лягушка», «»Лягушка-хоботок», «качели».Постановка звука «В» (пр...

"Постановка и автоматизация звуков. Из опыта работы логопеда детской поликлиники"

Презентация содержит некоторые ключевые моменты постановки и автоматизации звуков практического характера, которые не освещаются в специальной литературе. Многое пришло с опытом, отработано годами. Сп...

Дидактический материал для постановки и автоматизации звуков.

При коррекции звукопроизношения логопеду приходится  подбирать специальный дидактический материал. Трудность подбора при обучении детей , страдающих ринолалией, состоит в том,  что вв...

Постановка и автоматизация звуков Р и РЬ

Для произнесения звуков Р, Р’ необходима сложная работа всех мышц языка. При произнесении Р рот открыт. Кончик языка и его передняя часть широко распластаны и подняты к ...

Конспекты занятий по постановке и автоматизации звуков речи

Серия индивидуальных и групповых логопедических занятий....

В данной работе предоставлен материал по постановке и автоматизации звука [Р],[Р\']

Звуки- основной строительный материал человеческой речи, и только при их четкой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит служить средством общения. Правильное произношение необходи...

Постановка и автоматизация звуков в связной речи

Цель программы: повышение уровня речевого развития ребёнка. Задачи:·        Создать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья возможность осуществля...