Конспекты занятий по постановке и автоматизации звуков речи
план-конспект занятия на тему
Серия индивидуальных и групповых логопедических занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_zanyatiy.docx | 49.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Автоматизация звука «Ч» при дизартрии
(индивидуальное занятие)
Тема: Звук «Ч»
Цели:
- Образовательная: дать понятие о механизме образования звука, его акустических особенностях.
- Коррекционная: работать над общей и мелкой моторикой, над правильным дыханием, развитием фонематического слуха. Укреплять лицевую мускулатуру при помощи специальных упражнений.
- Воспитательная: коррекция личности в целом (устранение негативизма, повышение работоспособности, развитие памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы).
Оборудование: зеркало, зонды, артикуляционные профили, наглядный материал (рисунки, наборное полотно).
Ход занятия
Этапы занятия | Содержание |
| - Здравствуй, приготовься к занятию. 1. Подними руки до уровня плеч, опусти их как пустые рукава вдоль туловища, при этом голову опусти вперед, расслабься. 2. Медленно потряхивай правой, затем левой кистью, туловище слегка наклони (как будто стряхиваешь брызги с рук). 3. Медленно потряхивай правой, затем левой ногой, держись за опору. 4. Покачивай руками, наклонив туловище, будто полощешь белье. 5. Пройдись по кругу шатающейся походкой. -Собери бусы (бисер). 1. Лицевой мускулатуры: -от подбородка к вискам; -от уголков рта к вискам; -от крыльев носа к вискам; -вдоль скуловой кости к вискам; -по надбровным дугам по направлению к вискам (типы движений – поглаживающие, растягивающие). а) Лоб – движения поглаживающие, разминающие, вибрационные: -от края носа к волосистой части головы; -по надбровной дуге по направлению к вискам; -по краю лобной кости. б) Глаза – движения поглаживающие, разминающие, растяжка: -вдоль глазничной части круговой мышцы глаза, в местах прикрепления малой скуловой, большой скуловой мышцы, поднимающей угол рта и верхнюю губу. в) Нос – движения поглаживающие, разминающие, разглаживающие, растирающие, вибрационные: -вдоль крыльной части носовой мышцы; -от корня к кончику носа. г) Носогубная складка – движения растягивающие: -вдоль «царской мышцы» с фиксацией и растяжкой в стороны. д) Щеки – движения растягивающие, поглаживающие, разминающие: -от скуловой кости вниз на нижнюю челюсть. е) Рот – двусторонние растягивающие, поглаживающие, разминающие круговые движения мягкой щетиной зубной щетки: -от угла рта в стороны; -вверх (улыбка клоуна). ё) Подбородок – движения поглаживающие, разминающие, растягивающие, вибрационные: -от подбородка к углу рта. ж) Шея – движения поглаживающие, растягивающие: -вдоль грудинно-ключично-соцевидной мышцы. 2. Межреберных мышц: -продольный, поперечный, точечный, кругообразный, активный со звуками «а-э». -Прищурь сначала один глаз, затем другой. -Подними брови, затем опусти их. -Надуй щеки. -Сведи брови у переносицы как будто сердишься. -А теперь улыбнись. -Сделай удивленное лицо (грустное, веселое, сердитое). -Скажи, когда, в каких случаях у человека может быть такое выражение лица? Посмотри на картинки. -Жевание з запрокинутой головой. -Глотание слюны с подсасыванием. -Формирование определенной артикуляционной позы. Упражнения на развитие артикуляционной моторики.
-Я буду считать до 5, а ты медленно открывай и закрывай рот, нижнюю челюсть резко опускай вниз. Откинь голову назад и одновременно открой рот. 2. Для губ. -Произнеси а-э-и-о-у-ы. -«Трубочка» 3. Для языка. -Положи широкий язык на нижнюю губу и удержи его на счет. -Сделай упражнение «Иголочка» (язык вперед-назад). -Сделай упражнение «Маляр» (язык в стороны). -«Лошадка» (пощелкай языком). -Сделай язычок широким и построчи как пулемет за верхними зубами д-д-д-д-д. -«Почихай»: апчхи, апчхи. -Положи одну руку на грудь, другую на живот: во время вдоха втягивай живот, а во время выдоха – выпячивай. -Вдох делай через нос, а выдох через рот. -Это же упражнение наоборот. -«Штангисты» (долгий вдох через нос, выдох сильный ртом). Сегодня на занятии мы будем снова учиться правильно произносить звук «Ч». Раскладываются картинки с изображением чая, чашки, часов. -Что изображено? -С какого звука начинаются эти слова? -Изобрази, как идет поезд? (чу-чу-чу, чух-чух-чух). -Как стрекочет кузнечик? (ч-ч-ч) 1.Губы в улыбке, зубы видны. 2.Зубы сближены. 3.Сначала кончик языка смыкается с резцами, а после разрыва этой смычки отходит назад к альвеолам. 4.Весь язык напряжен. 5. Г.С. не работают. 6.Согласный звук, мягкий. -А как пишется буква «Ч»? -На что она похожа (на стул). -Давай найдем эту букву в словах. -Слушай внимательно задание и поднимай флажок, если услышишь звук «Ч». 1) Среди звуков: ч, с, т, ш, щ, ч, с, п, ч. 2) В слогах: ла, чу, ры, эф, еч, ко, яч, чи. 3) В словах: часы, мяч, бабочка, кузнечик, чайник, пчела, калач. Чух-чух-чух, чух-чух-чух Мчится поезд во весь дух! Чу-чу-чу, чу-чу-чу Всех на дачу прикачу! Используются картинки (мяч, чайник, одуванчик, колокольчик, кузнечик, бабочка, пчела). -Давай составим рассказ о прогулке. Пошли мы на прогулку в лес. С собой взяли мяч, чтобы играть, и чайник с водой. Весело шагали друг за другом. Маленькие ножки топали по дорожке. Большие ноги топали по дороге. Дошли мы до лужайки, а на ней много цветов. Там росли одуванчики, колокольчики. Дальше идем. Вдруг из травы выскочил зеленый кузнечик и застрекотал ч-ч-ч. А над цветами летают бабочки, пчелы. По ровной дорожке шагали наши ножки. Шагали, шагали и очень устали. Остановились мы и стали в мяч играть, чистоговорки повторять: Ча – флаг из кумача; Ча – печка горяча; Чо – ох, как горячо; Чи – печет печка калачи; Чу – я гулять хочу. -Ответь на вопросы. -Кто стоит на посту? (часовой) -Кто управляет самолетом? (летчик) -Как называется домик для скворцов? (скворечник) -Отгадай загадку: Что такое перед нами: Две оглобли за ушами, На глазах по колесу И, сиделка на носу. (Очки.) Повторяй за мной: Солнце лучами раздвинуло тучи. Глянуло солнце на снежные кучи. И побежал из сугроба ручей. Скороговоркой встречая грачей. На наборном полотне. Девочка пьет чай. ______________. ____ ____ ____. _ _ _ __ __. ч ч Выучить стихотворение: Принесли мы для бычка Полведерка молочка. Но бычок сказал нам: «Му! Молочко мне ни к чему, Я уже большой бычок: Дайте мне травы пучок!» -Какой звук мы сегодня закрепляли? -Как расположены органы артикуляции при произнесении этого звука? -Молодец! Ты сегодня хорошо работал на занятии. Твои ответы были полными и правильными. |
Конспект занятия
Постановка звука «Ш»
(индивидуальное занятие)
Тема: Звук «Ш»
Цели:
- Образовательная: дать понятие о механизме образования звука, его акустических особенностях; добиваться правильной постановки и правильного звучания изолированного звука.
- Коррекционная: развитие артикуляционной моторики, фонематического слуха, воспитание правильного произношения.
- Воспитательная: прививать интерес к занятию, желание сотрудничать с педагогом.
Оборудование: зеркало, артикуляционные профили, вата, ежик (игрушка), картинки.
Ход занятия
Этапы занятия | Содержание |
| Смотрю, готов ли ребенок к занятию. Стук в дверь. -Ой, кто-то пришел. Но чтобы узнать кто это, надо отгадать загадку: «Вот иголки и булавки вылезают из-под лавки. На меня они глядят, молока они хотят». - Правильно, это ежик. Его зовут Шуня. Давай с ним поздороваемся. -Что же Шуня нам принес? Беру предметные картинки, называю их (утрируя звук «Ш»): шишка, ромашка, мышка, пшеница, шапка. -Какой же звук чаще встречается? (Звук «Ш») -Сегодня мы поучимся произносить этот звук правильно. -Вот как пишется эта буква (показываю картинку, которая обозначает звук «Ш»). 1. Упражнения для губ. «Улыбка» - губы растягиваются в улыбку и потом в обратное положение. «Рупор» - губы в положении гласных звуков (о, у). «Маляр» - гладим твердое небо языком. Обнять языком верхнюю губу. Упражнения для языка. «Чашечка» - наружу, обратно в рот (несколько раз). «Лошадка». «Кто дальше загонит мяч?» (вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, которая идет посередине). «Почистим зубы» (научить ребенка удерживать кончик языка за нижними зубами). -Приоткрой рот и кончиком языка почисти нижние зубы, делая сначала движения из стороны в сторону, потом снизу вверх. - Смотри внимательно, что я буду делать, чтобы правильно произнести звук «Ш». 1. Губы выдвинуты вперед «рупором». 2. Зубы разомкнуты. 3. Язык: кончик языка поднят к твердому небу за альвеолы. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам, язык образует форму «чашечки». 4. Небная занавеска поднята. 5. Голосовые связки разомкнуты. Звук согласный, т.к. на пути воздушная струя встречает препятствие. Глухой. Поднеси руку к горлышку и посмотри, дрожит голосок или нет. Если нет, то звук глухой. Твердый. -Сейчас я буду произносить звуки, а ты, как услышишь звук «Ш», приседай. М, К, Ш, С, Р, Л, Ш, Ф, Д, Ш, Ж, Г, Ш. -Возьми зеркало и делай, как я. Несколько раз произнеси слог «СА». И во время произнесения постепенно (плавно) поднимаем кончик языка к альвеолам. По мере подъема языка меняется характер шума согласного звука. (В момент появления меняющегося шума зафиксировать внимание ребенка с помощью зеркала на этой позе.) -А теперь произнеси длительно звук «Ш». Как шипит змея? Молодец! Занятие окончено. Нарисовать предмет, в котором встречается звук «Ш». |
Конспект занятия
Автоматизация звука «Ш»
(индивидуальное занятие)
Тема: Звук «Ш»
Цели:
- Образовательная: дать понятие о механизме образования звука, его акустических особенностях.
- Коррекционная: развитие артикуляционной моторики, фонематического слуха, воспитание правильного произношения.
- Воспитательная: воспитание внимательности, усидчивости, интереса к занятию.
Оборудование: карточки, предметные картинки, артикуляционные профили, зеркала.
Ход занятия
Этапы занятия | Содержание |
| Смотрю, готов ли ребенок к занятию. -Чтобы произнести нам хорошо звук, нужно чтобы наш язычок и кубки хорошо работали. Выполняем упражнения: «Улыбка». Губы растягиваются в улыбку, затем в обратное положение. «Рупор». Губы в положении гласных звуков (О; У). «Маляр». Гладим твердое небо языком. Обнимаем языком нижнюю губу. «Чашечка». Язык наружу, обратно в рот. «Кто дальше загонит мяч?» «Почистим зубы». -Сейчас я прочитаю стихотворение. А ты внимательно послушай и скажи, какой звук встречается чаще. «Кошка на окошке Штанишки шьет, А мышка в сапожках Избушку метет». «Тише, мыши, тише, мыши Кот сидит на нашей крыше. Мышка, мышка, берегись И коту не попадись». -Правильно, это звук «Ш». -А теперь мы будем работать над этим звуком. -Теперь внимательно слушай, как я буду называть предметы, изображенные на картинках: мишка, ромашка, шишка, груша, машина, пшеница, шарик, вишня, матрешка, малыш, карандаш, бабушка, окошко, дедушка, шапка. - А сейчас посмотри в зеркало и медленно произнеси «Ш». -Что ты заметил? 1. Губы выдвинуты вперед «рупором». 2.Зубы разомкнуты. 3. Кончик языка поднят к твердому небу за альвеолы. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам, язык образует форму «чашечки». 4. Небная занавеска поднята. Голосовые связки разомкнуты. На столе картинки (змея, из крана бежит вода). -Как шипит змея? (шшш, шшш, шшш). -А как льется из крана вода? (шшшш, шшшш). -Узнавание звука среди других звуков. Прослушай произносимые мною звуки, когда услышите звук «Ш», хлопайте в ладоши. А, Р, С, Ш, З, М, Т, У, Ш, П, Б, Н, Ш, С, У, Л, И, Ш. - Теперь в слогах: РУ, ША, ЛА, МА, НУ, ШИ, ТИ, СИ, СО, ША. - Теперь в словах: река, шар, шишка, жук, сумка, груша, стол, мишка. -Повтори первый слог в слове «ШАРЫ» - ША-ША-ША. В слове «МАШИНЫ» - ШИ-ШИ-ШИ. В слове «ГРУША» - ША-ША-ША, УШ-УШ-УШ. -Я буду показывать картинки, а ты говорить, какие предметы на них изображены: шары, груша, шапка. матрешка, шишка, мишка, ромашка, карандаш, окошко. -Составить предложения по картинке (серии картинок). -У Мишки пушистая шубка. ______________________________. ____ _____ ________ __________. ____ __ __ ___ __ __ __ ___ ____. ш ш ш - Закончить какие - либо фразы, подобрав соответствующее слово. Шла с базара кошка. У кошки…(лукошко). Хороши в дорожку пирожки с … (горошком). Подобрать картинки с животными, либо с какими-то другими предметами, в названии которых присутствует звук «Ш». Молодец, занятие окончено. |
Конспект занятия
Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах, связной речи
(групповое занятие)
Цели:
- Образовательная: воспитание правильного, четкого произношения звука «Ш» в слогах, словах, связной речи.
- Коррекционная: развитие артикуляционной моторики, памяти, речи, логического мышления, внимания, интереса к занятию, фонематического слуха.
- Воспитательная: внимательно слушать объяснения учителя и ответы одноклассников, учиться правильно анализировать ответы товарищей.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, зеркала, карточки, разрезная азбука, фишки, еловые и сосновые шишки, ракушки, салфетки.
Ход занятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по произношению и автоматизации звука "Ц"
Конспект занятия...
Постановка и автоматизация звука "В"
Занятие 1:Загадка:Кто зимой холоднойХодит злой, голодный? (волк)Артикуляционная гимнастика:«Окошко», «Заборчик», «Хоботок», «Лягушка», «»Лягушка-хоботок», «качели».Постановка звука «В» (пр...
"Постановка и автоматизация звуков. Из опыта работы логопеда детской поликлиники"
Презентация содержит некоторые ключевые моменты постановки и автоматизации звуков практического характера, которые не освещаются в специальной литературе. Многое пришло с опытом, отработано годами. Сп...
Дидактический материал для постановки и автоматизации звуков.
При коррекции звукопроизношения логопеду приходится подбирать специальный дидактический материал. Трудность подбора при обучении детей , страдающих ринолалией, состоит в том, что вв...
Постановка и автоматизация звуков в связной речи
Цель программы: повышение уровня речевого развития ребёнка. Задачи:· Создать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья возможность осуществля...
индивидуально-подгрупповое занятие «Репка» по постановке и автоматизации звука «Р» с детьми с дизартрией (стертой)
К сожалению, современное время нас, учителей-логопедов, все чаще и чаще приводит к детям с дизартрией, к тем, у кого стойкое речевое расстройство, обусловленное недо...
Логопедическое занятие в 4 классе «Автоматизация звука (р), (р´) в связной речи»
Цель: закрепить правильное произношение звуков (р), (р´) в словах, предложениях, связной речи, продолжить работу над автоматизацией в связной речи, совершенствовать фонематический слух и восприя...