Логопедические "придумки" для детей и их родителей
методическая разработка на тему
Игры представляют собой определенную речевую модель, образец, на который, как нитку, ребенок нанизывает свои "бусинки-придумки". В одной речевой модели решается сразу несколько логопедических задач. Не понадобятся книжки и тетради, не нужно много времени и специально отведенного места. Необходимо только чуточку внимания и терпения и непрменно будет результат! Предлагаются варианты логопедических "придумок" - игр на автоматизацию и дифференциацию звуков в сочетании с лексико-грамматическими заданиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskie_pridumki.docx | 22.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедические «придумки»
для детей и их родителей
Игра – прекрасное средство развития целого спектра разнообразных способностей. Ребёнок, периодически участвующий в различных играх, всё время совершенствуется, воспринимая себя как растущего, любознательного человека.
Своеобразие дидактической игры заключается в возможности обучаться, упражняться и развивать способности в доступной и привлекательной для детей форме. Игра как и всякая практическая деятельность, помогает закреплять знания, создаёт такие обстоятельства, в которых дети, применяя полученные знания, учатся использовать их в разных условиях и тем самым ещё больше закреплять их.
В игре можно многое, ведь правила игры придумываем мы с вами.
Игра имеет и самостоятельное значение как деятельность, направленная на то,
чтобы обратить внимание детей на отдельные явления через забавное, интересное и близкое. В играх многие сложные явления можно расчленять
на простые и, наоборот, обобщить единичные.
Сегодняшняя жизнь уже никого не удивляет своим растущим день ото дня темпом, своей катастрофической нехваткой времени. Это отражается и на наших детях. К сожалению, очень часто мамы уделяют времени для помощи ребёнку с домашним заданием. А логопедия невозможна без домашних заданий. К новым формам логопедических упражнений можно отнести создание логопедических «придумок», игровых заданий, основой которых служит окружающая детей обстановка, то, что находится в непосредственной близости от мамы с ребёнком в какое-то определённое время. Например, утром по дороге в детский сад, поликлинику, магазин, в самом магазине, аптеке, дома за ужином, во время купания в ванной комнате… одним словом везде, где находится мама вместе с ребёнком и может уделить ему 5-10 минут качественного общения. Эти маленькие кусочки мозаики при условии определённой степени постоянства непременно сложатся в «картину» и дадут очень хорошие результаты для речевого развития ребёнка.
Как же выглядят эти игровые упражнения? Они представляют собой определённую речевую модель, образец, на который, как на нитку, ребёнок нанизывает свои «бусинки–придумки». В одной речевой модели решаются сразу несколько логопедических задач.
Рассмотрим на примере. У ребёнка находится в стадии автоматизации
звук [с]. Провожая ребёнка в детский сад, материалом придумок взрослый может выбрать улицу, дорогу, воспользовавшись моделью: «Смотри, вот АВТОБУС БЕЗ КОЛЁС (при знакомстве с игрой, конечно, должно прозвучать несколько образцов из окружающей обстановки, чтобы ребёнок понял аналогию и включился в правила этой игры), а ВОТ СУМКА БЕЗ ПОЛОС; гляди, а это СКАМЕЙКА БЕЗ СПИНКИ, КИСКА БЕЗ УСОВ, ТЁТЯ СОНЯ БЕЗ СУМКИ». Поверьте, имея очень небольшую практику, вы сможете найти массу вариантов здесь, рядом, как говорится, под рукой. Не понадобятся книжки и тетрадки, не нужно много времени и специально отведённого места, необходимо только чуточку внимания и терпения, и непременно будет результат. Не говоря уже о массе положительных эмоций, которые вы получите от общения с собственным ребёнком, от его непосредственности (ведь он может всё, что угодно, нужно только дать ему эту возможность).
Таким образом, мы решаем сразу несколько задач: во-первых, закрепляем в речи звук [с], что, собственно, составляло наше домашнее задание; во-вторых, отрабатываем на практическом материале столь любимый логопедами и нелюбимый их подопечными родительный падеж множественного числа,
а точнее, так «хромающие» у наших детей окончания. В-третьих, четвёртых и пятых, развиваем связную речь, тренируем воображение и память, стимулируем внимание детей, учим их не только смотреть, но и видеть, а затем трансформировать это увиденное в ту речевую модель, в тот образец, который мы им предложили. Поверьте, для них это вовсе не будет сложным, ну разве что в самый первый раз… у родителей это займёт 10-15 минут «утреннего путешествия» в детский сад. Уверена, на следующий день ребёнок потребует у вас продолжения, ведь это, во-первых, вместе с мамой, во-вторых, безумно интересно и весело, а в-третьих, ребёнок бесконечно зауважал себя, ведь то, что придумал он. Не смогла придумать даже мама…
Ну а та, понимая важность и полезность момента, может постоянно совершенствовать свои навыки в данном процессе, консультируясь с логопедом на предмет, что же неблагополучно у ребёнка, а что можно повторить просто так, в профилактических целях…
совместная деятельность помогает объединить и детей и родителей, делает их носителями общего «секрета», игры, которую придумала мама, в которую могут играть только они. Это здорово!
Ниже приведены варианты логопедических «придумок» - игр на автоматизацию и дифференциацию звуков в сочетании с лексико-грамматическими заданиями.
Автоматизация звука [р]
и закрепление предложно-падежных конструкций,
обогащение словаря по лексическим темам «Одежда» и «Обувь»
Ситуация: одеваемся в детский сад.
- Я засунула руку в рукав.
- Я высунула руку из рукава.
- Я спрятала картонку в карман.
- Я переложила картонку из одного кармана в другой.
-Я зашнуровала шнурки в ботинках.
-Моя рубашка выглядывает из-под куртки.
-Я спрятала рубашку под куртку.
-Я застегнула пуговицы на куртке.
-Я расстегнула пуговицы на куртке.
-Я разглядела соринку на брюках.
-Я стряхнула соринку с брюк и т.п.
Автоматизация звука [c],
закрепление форм родительного падежа,
обогащение словаря по лексической теме «Материал»
Ситуация (в домашней обстановке): «Мы с тобой будем играть в загадки-отгадки, вспоминать слова на звук [c] и то, из чего они сделаны».
Стакан … из стекла.
Собака … из пластилина.
Сосиски … из мяса.
Сок … из свеклы.
Суп … из капусты.
Свечка … из воска.
Сладости … из сахара.
Статуя … из гипса.
Стол … из досок.
Бусы … из пластмассы.
Сметана … из сливок.
Сок … из слив.
Вариантов может быть бесконечное множество, здесь важна направляющая роль взрослого. Игру можно усложнить
Усложнённый вариант
(задачи те же + обогащение словаря относительными прилагательными)
- Стакан из стекла (какой?) … стеклянный.
- Собака из пластилина (какая?) … пластилиновая.
- Сосиски из мяса (какие?) … мясные.
- Сок из свеклы (какой?) … свекольный.
- Суп из капусты (какой?) … капустный.
Автоматизация звуков [л] и [л']
и лексическая тема
«Съедобное – несъедобное»
- У меня клубника – а у меня каблук.
- У меня голубика – а у меня полотенце.
- У меня молоко – а у меня плавки.
- У меня сливы – а у меня молоток.
- У меня масло – а у меня бутылка.
- У меня вафли – а у меня колокольчик.
- У меня котлета – а у меня лодка.
- У меня голубцы – а у меня заколка.
- У меня шоколад – а у меня лыжи.
- У меня блины – а у меня стекло.
- У меня оладьи – а у меня болото.
Включаем воображение, более трудную лексическую часть задания мама берёт на себя.
Автоматизация шипящих,
закрепление творительного падежа,
обогащение словаря по лексической теме «Имена»
Ситуация: «Представь, нас пригласили на день рождения. Ты ведь любишь ходить на день рождения, правда? Ты можешь взять с собой любого друга или подругу, но давай договоримся: имена моих друзей будут со звуком [ш],
а твоих – со звуком [ж], это очень трудная задача, но ты обязательно справишься. Начали…»
- А я сегодня буду с Машей – а я сегодня буду с Женей.
- А я сегодня буду с Дашей – а я сегодня буду с Жанной.
- А я сегодня буду с Мишей – а я сегодня буду … (А иностранных друзей можно?)
- Конечно.
- Тогда с Джеком.
- А я сегодня буду с Наташей – а я сегодня буду с Джоном.
- А я сегодня буду с Андрюшей – а я сегодня буду с … Женечкой.
Ребёнок всегда найдёт выход из ситуации, если ему интересно играть вместе с вами. Это ещё один способ обогатить его словарный запас новыми, ранее неизвестными именами. Лексически более сложную часть игры берут на себя родители.
Автоматизация звуков [щ] и [ч],
закрепление окончаний слов в форме
родительного падежа множественного числа,
обогащение словарного запаса по лексической теме «Магазин»
Ситуация: находясь в магазине, мы выбираем из множества товаров только те, которые нужны нам (ребёнок со звуком [щ], взрослый со звуком [ч]).
- Здесь много ящиков – здесь много чашек.
- Здесь много щёток – здесь много чебурашек.
- Здесь много плащей – здесь много чайников.
- Здесь много овощей – здесь много чемоданов.
- Здесь много щипцов – здесь много тачек.
Варианты: на прилавке много…, на витрине много …, в этом отделе много …
Дифференциация звуков [р] и [л] в речи ребёнка,
обогащение словарного запаса
по лексической теме «Часть – целое»
Ситуация: «Я назову тебе предметы, а ты должен догадаться, частью чего они являются, для какого предмета нужны. Трудность в том, что в твоих словах должны быть звуки [р] и [л]».
- Пропеллер … для вертолёта.
- Крыло … для орла.
- Клавиши … для рояля.
- Сверло … для дрели.
- Штурвал … для корабля.
- Чернила … для чернильницы.
Если ответ вызывает затруднения для ребёнка, можно предложить в качестве помощи описание целого предмета другими словами.
Дифференциация звуков [с] и [ш],
закрепление форм согласования
прилагательных с существительными разного рода
Ситуация: «Я называю словосочетания, а ты добавляешь к нему слова какой, какая, какое, старайся при этом не ошибиться».
- Пушистая кошка, – какая пушистая кошка.
- Непослушные малыши, – какие непослушные малыши.
- Сладкий шоколад, – какой сладкий шоколад.
- Шумное шоссе, – какое шумное шоссе.
- Смешные стишки, – какие смешные стишки.
- Душистые шишки, – какие душистые шишки.
- Сушёные сушки, – какие сушёные сушки.
- Скошенное сено, – какое скошенное сено.
Автоматизация звука [ц],
закрепление форм склонения существительного с числительным
Ситуация: «Мы с тобой на уроке математики, давай попробуем посчитать, но только те предметы, в которых есть звук [ц]».
Предметов будет ровно пять, ты должен правильно считать:
- один цыплёнок, два цыплёнка, три цыплёнка, четыре цыплёнка, пять цыплят;
- одна цепь, две цепи, три цепи, четыре цепи, пять цепей;
- одно яйцо, два яйца, три яйца, четыре яйца, пять яиц.
Напоследок мне хотелось бы ещё раз сказать логопедам, мамам и мамам-логопедам: давайте не забывать играть с детьми здесь и сейчас, хотя бы потому, что время удивительно быстротечно и уже завтра мы не сможем сделать то, что нам сегодня действительно под силу.
Детям так не хватает нашего внимания, и если уж мама выступает инициатором игры, ребёнок готов играть, даже с учётом самых сложных условий и трудностей, ведь он играет вместе с мамой, а значит, у него всё получится.
Буду искренне рада, если мой опыт принесёт пользу, и в толпе шагающих рано утром дошколят будет весело раздаваться: «Один цыплёнок, два цыплёнка, три цыплёнка…».
Удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игротека для детей и их родителей
Это подборка из 13 игр для организации весёлого Дня рождения...
психологический классный час для детей и их родителей "Как стать внимательным"
Психологический классный час о том, что такое внимание и как его развивать. Содержит интересные игровые упражнения для развития внимания, которые дети могут выполнять дома как самостоятельно, так и вм...
"Про семью, про дружную всем такую нужную" - внеклассное мероприятие для детей и их родителей, посвященное Дню семьи
quot;Про семью, про дружную всем такую нужную" - внеклассное мероприятие для 5-6 классов и их родителей, посвященное Дню семьи. Цель мероприятия: способствовать воспитанию у учащихся чувств...
Забавы из ржаного теста для детей и их родителей. Пособие для родителей по лепке из теста с детьми среднего дошкольного - младшего школьного возраста
Данное пособие адресовано родителям, желающим организовать полезную и увлекательную совместную деятельность с детьми. Мы часто задаем себе вопрос, как установить взаимопонимание с нашим ребенком? Пр...
Развивающие игры в совместной деятельности родителей и детей (консультация для родителей)
В консультации рассматривается роль игры,как ведущей деятельности детей дошкольного возраста.Приводятся примеры игр, в которые родители и другие члены семьи в домашней обстановке могут играть с детьми...
Забавы из ржаного теста для детей и их родителей. Лепим выпечку. Методическое пособие для родителей Лепка из теста с детьми среднего дошкольного - младшего школьного возраста
Данный материал предназначен для родителей старших дошкольников и младших школьников. В нем приведены рекомендации по совместному творчеству, описания технологии лепки простейших изделий, имитирующих ...
Занятие-развлечение для детей и их родителей в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 6-7 лет «Сказочные истории».
Совершенствование связной речи и вовлечение родителей в данную деятельность....