программа факультатива "Дорогой здоровья"
рабочая программа по теме

Мотырева Оксана Ивановна

    Программа направлена на закрепление умений, навыков ЗОЖ учащихся, в первую очередь на закрепление правил личной гигиены, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, формирования навыков правильной организации своего досуга, ценностного отношения к своей жизни и жизни других, а так же на пропаганду ЗОЖ в семейном воспитании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dorogoy_zdorovya.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        ЗОЖ обеспечивает сохранение и укрепление здоровья, помогает стойко переносить различные психические и физические нагрузки, вредные для здоровья.

        Программа разработана для учащихся 5 – 9 классов школы 8 вида. Данный курс является важным и актуальным в современной школе.

        Программа направлена на закрепление умений, навыков ЗОЖ учащихся, в первую очередь на закрепление правил личной гигиены, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, формирования навыков правильной организации своего досуга, ценностного отношения к своей жизни и жизни других, а так же на пропаганду ЗОЖ в семейном воспитании.

Сегодня состояние здоровья подрастающего поколения вызывает тревогу. Анализ диагностических карт учащихся показал, что учащиеся знают правила ЗОЖ, но выполняют их ситуативно, а некоторые учащиеся нарушают эти правила (курят, употребляют спиртные напитки, своевременно не выполняют правила личной гигиены).

        Планирование ведётся с учётом возрастных особенностей.

Для эффективной внеклассной работы в этом направлении используются следующие формы и методы:

  1. Просмотр видеофильмов с последующим обсуждении.
  2. Выпуск бюллетеней, листовок ЗОЖ.
  3. Беседы медицинских работников.
  4. Встречи с сотрудниками ЦРБ, ОВД, пожарной части.
  5. Практические занятия по закреплению санитарно – гигиенических навыков.
  6. Проведение практических опытов.
  7. Тематические беседа, диспуты, с/р  игры.

Цель и задача программы

        Основная цель образовательной программы – гигиеническое обучение и воспитание школьников формирование у учащихся ценностного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью  окружающих людей, формирование знаний и умений и навыков здорового образа жизни.

Для достижения поставленной цели программы предполагает решение следующих задач.

  1. Сформировать правильное представление о здоровье и ЗОЖ, знания, умения, навыки здоровье сберегающего поведения.
  2. Воспитывать чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью.
  3. Формировать потребностно – мотивационных основ гигиенического поведения.

Программа включает в себя медико – социально – педагогические аспекты.

  1. Медицинский аспект реализуется в разделах, посвящённых ознакомлению учащихся с основными неинфекционными, инфекционными и социально значимыми заболеваниями.
  2. Социальный аспект включён в разделы, посвящённые формированию нравственного здоровья, ознакомлению с социально значимыми заболеваниями.
  3. Психологический аспект  реализуется в психологическом сопровождении формировании ЗОЖ. Этот раздел программы «навыки жизни». Выбор наиболее эффективных с психологической точки зрения и форм проведения занятий по формированию ЗОЖ.

В целях преемственности и  целевой направленности предлагается осуществлять гигиеническое обучение и воспитание, формирование потребности, знаний, умений и навыков здорового образа жизни у школьников разных ступеней по следующим приоритетным направлениям.

Раздел 1. Основы здорового образа жизни.

Раздел 2. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Раздел 3. Необходимые жизненные навыки.

Основное содержание программы

  1. Основные понятия о здоровье и  здоровом образе жизни.

Здоровье физическое и духовное. Режим труда и отдыха. Умственная и физическая работоспособность. Режим дня. Профилактика переутомления. Движение – естественная потребность организма. Физическая культура и закаливание. Личная гигиена. Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье.

  1. Правила обеспечения безопасности и дорожного движения.

Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Причины дорожно–транспортных происшествий. Правила безопасного поведения велосипедиста на дороге. Краткая характеристика современных видов транспорта. Правила безопасного поведения пассажиров на транспорте.

  1. Правила безопасного поведения на воде.

Особенности состояния водоёмов в разные времена года.

Соблюдение правил безопасности при курении.

Опасность водоёмов зимой, весной. Меры предосторожности при движении по льду. Оказание помощи терпящим бедствие на льду.

  1. Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре.

Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применение источников открытого огня.

Правила безопасного поведения при пожаре в доме, школе. Способы эвакуации из горящего здания.

Возникновение пожара на транспорте, и его причины. Правила безопасного поведения в случае возникновении пожара на транспорте.

  1. Правила безопасного поведения в быту.

Опасность возникающая при нарушении правил обращения с электрическими приборами. Правила безопасного использования электрических и электронных приборов. Оказание первой медицинской помощи при ожогах.

Опасные вещества и средства бытовой химии. Опасности, возникающие при нарушении правил пользования ими. Действие опасных веществ и препаратов бытовой химии на организм человека и правила оказания помощи при отравлении и ожогах.

Правила безопасного использования различных инструментов при выполнении работ дома.

Требования к знаниям, умениям и навыкам

1-4 класс

- Знать и понимать ЗОЖ :

- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального и природного характера;

- значение пищи для развития человека и рациональное питание, о роли физической культуры и спорта, закаливание и укрепление здоровья;

- правила личной гигиены, соблюдение привил личной гигиены;

- опасные ситуации и умения обращаться за помощью;

- правила личной безопасности на улицах и дорогах;

- способы охраны своего здоровья от простуды и других инфекционных заболеваний;

- вредные привычки какой вред представляют они для здоровья;

- значение досуга, образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учёбе.

Требования к знаниям, умениям и навыкам

5 – 6 класс

  1. Знать основы ЗОЖ; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику.
  2. Знать правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального и природного характера.
  3. Знать о значении пищи для развития человека и рациональном
  4. питании. О роли физической культуры и спорта, закаливания в укреплении и сохранении здоровья, о роли значения личной гигиены.
  5. Выполнять правила личной гигиены.
  6. Уметь быть опрятным поддерживать в чистоте предметы своего ежедневного обихода.
  7. Уметь избегать опасных ситуаций, обращаться за помощью.
  8. Закаливать свой организм.

Требования к знаниям, умениям и навыкам

7 – 9 класс

  1. Знать взаимодействие и взаимосвязи природы, общества и их влияние на здоровье человека, соблюдение правил гигиенического поведения.
  2. Знать о психоактивных веществах и их влияние на организм человека.
  3. Знать, что такое вредные привычки и как они влияют на здоровье подростка.
  4. Знать правила межличностного общения, правила, правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
  5. Соблюдать навыки личной гигиены.
  6. Уметь подобрать средства для ухода за телом, волосами, приёме пищи, подготовке домашних заданий, прогулках, подготовке ко сну.
  7. Уметь избегать опасных ситуаций, обращаться за помощью.
  8. Обеспечение личной безопасности на улицах и дорогах.
  9. Пользование бытовыми приборами и  инструментами.

Календарно- тематическое планирование 1-4 классы

Я и моё здоровье.

1класс

2класс

3 класс

4 класс

1.Чистота залог здоровья.

2. Грязные руки грозят бедой.

3. Надо, надо умываться по утрам и вечерам.

4. Чтобы зубы не болели.

5. Как сохранить хороший слух.

6. Береги зрение с детства.

7. Осанка- стройная спина.

8. Спортивные состязания»Сильные,смелые,ловкие».

9. Как закаляться. Обливание и обтирание.

10. Игра путешествие» Праздник чистоты и порядка».

11. Как вести себя когда что то болит.

12. Беседа с врачом о простудных заболеваниях.

13. Беседа с врачом об инфекционных заболеваниях.

1.Для чего человеку нужна кожа.

2.Сон и здоровье.

3. Что и как мы едим.

4. Почему люди болеют.

5.Режим дня.

6.Расти здоровым(правила личной гигиены и правила безопасности.

7.Друзья Мойдодыра.

8.Уход за руками и ногами.

9.Самая здоровая улыбка.

10.Беседа с врачом о простудных заболеваниях.

11. Беседа с врачом об инфекционных заболеваниях.

12.Как вести себя,когда что то болит.

13.Утро зарядкой встречают.

14.Режим дня.

15. Что мы узнали нового?

16.Праздник « День здоровья».

 

1.Повторенье-мать ученья.

2.Как справиться с инфекцией.

3.Описание болезни часотка и педикулёз.

4.Почему случаются травмы.

5.Если из раны течёт кровь.

6.Осторожно электрический ток.

Экстренная помощь.

8.Куренью-нет!

9.Полезные продукты. Витамины.

10. Беседа с врачом о простудных заболеваниях.

11.Беседа с врачом об инфекционных заболаваниях.

12.Русская баня- источник здоровья.

13.Путешествие в Страну здоровья.

1.Здоровому всё здорово.

2.Движение это жизнь.

3.Личная гигиена человека.

4.Рациональное питание.

5.Здоровый отдых.

6.Вредные привычки(наркомания и токсикомания).

7.Курение и его последствия.

8.Алкоголизм – враг здоровья.

9.Традиционные русские игры.

10.Беседа для девочек.

11.Половое различие.(беседа для мальчиков).

12.Беседа с врачом о простудных заболеваниях.

13.Беседа с врачом об инфекционных заболеваниях.

14.Праздник «Спорт ,учёба и труд рядом живут».

Мир природы

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

1.Природа и я. Правила поведения в лесу.

2. Осторожно ядовитые растения.

3. Не всякий грибок в кузовок.

4. Викторина загадки природы.

5.Экскурсия. В лес за здоровьем.

6.Сказка под ногами.

7. Гроза.

1. Моё место в природе.

2.Чудеса из лесных материалов.

3.От простуды босиком.

4.Волшебный солнца свет.

5.Мой любимый уголок природы.

6. Лесные уроки вежливости.

7.Путешествие в город Огород.

8.Правила поведения на воде, на льду.

9.Природные изменения, стихийные бедствия.

1.Природа глазами души.

2.Лекарственные растения.

3.Солнце ,воздух и вода- наши лучшие друзья.

4.Целительная сила воды.

5.Азбука купания и плавания.

6.Загораем- умеючи.

7.Помощь утопающему.

8.Оздоровительная прогулка в лес.

9.Берегись клещей.

1.Экскурсия. Наблюдение за птицами..

2.Природная кладовая здоровья.

3.Дары лесной аптеки.

4.Берёза дерево необыкновенное.

5.Деревья лечат.

6.Укусы насекомых и диких животных.

7.Обморожение.

8.Лесной пожар.

9.Солнечный удар.

       

Я и общество. Безопасное поведение. Домашние опасности.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1.Правила, обязательные для всех.

2.Как вести себя в гостях. Я принимаю подарок. Я дарю подарок.

3.Правила поведения в театре и кино.

4.Правила вежливого общения. Волшебные слова.

5.Как вести себя в транспорте и на улице.

6.Зелёный,жёлтый,красный.

7.Дорожные знаки.

8.Дорога и её составляющие части.

9.Велосипед как средство здорового образа жизни.

10.Острые.колющие и режущие предметы.

11.Лекарства и бытовая химия.

12.Опаснве места в доме.

13.Опасно огонь!

1.Травма.Можно ли уберечься от травм.

2. Первая помощь при травмах.

3.Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.

4.Правила перехода через дорогу.

5.Правила обращения с огнём.

6.Отравление угарными газами, ядовитыми веществами.

7.Не открывай дверь не знакомому.

8.Газ в доме.

9.Осторожно! Тает снег!

1.Экстремальные ситуации, связанные с незнакомым человеком.

2.Вызов экстренной помощи.

3.Правила юного пешехода.

4.Обязанности пассажиров.

5.Прогулка по безопасному маршруту.

6.Личная безопасность на улице в подъезде.

7.Основные причины травмирования школьников на дорогах и улицах.

8.Правила поведения с электроприборами.

9.Опасные зоны в помещении.

10.Чрезвычайные ситуации - что это?

11.Осторожно большая вода.

1.Где и как переходить улицу.

2.Остановочный путь автомобиля.

3.Движение в тёмное время суток.

4.Дорожные знаки.

5.Поездка в общественном транспорте.

6.Безопастность в железнодорожном транспорте.

7.Правила обращения с газовыми приборами.

8.Пожарная безопасность. Эвакуация. Ожог.

9.Пожары и взрывы.

10.Пользование современной бытовой техникой.

11.Вызов экстренной помощи(01, 02, 03, 04).

Календарно – тематическое планирование

5 класс

Четверть

Тема

Количество часов

1

  1. «Посмотри, постовой встал на нашей мостовой»

  1. « Огонь – друг и враг человека»

  1. Здоровый образ жизни. Что это?

  1. Оздоровительная прогулка в лес.

  1. Игра – путешествие: «Режим дня и здоровья».

  1. Здоровая планета в наших руках.

  1. Весёлые старты «Быстрые, ловкие, умелые».

  1. Итоговая викторина «Здоровье сгубишь – нового не купишь».

1

1

1

1

1

1

2

  1. Жизнь без опасности

  1. « Пожарным можешь ты не быть…»

  1. Описание болезни – чесотка и педикулёз.

  1. Туберкулёз – что это?

  1. Мы говорим «Курению нет!»

  1. Осторожно – тонкий лёд.

  1. Итоговая игра «Что? Где? Когда?»

Секреты здоровья.

  1. Везде и всюду будем осторожны.

  1. Дом, в котором мы живём.

  1. Мы – пассажиры.

  1. «Сон – лучшее лекарство».

  1. «Дороже алмазов мои два глаза»

  1. Чтобы уши слышали.

  1. «Хорошие зубы – залог здоровья».

  1. «Рабочие инструменты человека».

  1. Зачем человеку кожа.

  1. Итог. Путешествие «Пути – дороги в мир здоровья».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

  1. Моя жизнь в моих руках.

  1. Почему погибли люди? (По материалам печати).

  1. По тонкому льду я не иду.

  1. «Почему я не болею, почему я здоровее всех ребят из нашего двора».

  1. Куда пойти лечиться?

  1. Охрана здоровья в разные времена года.

  1. Спортивное состязание. «Сильные, ловкие, смелые».

  1. Итоговая беседа «Здоровье – это ценность жизни».

1

1

1

1

1

1

1

Тематическое планирование

 6 – 7 классы

Четверть

1

Тем

  1. «Дорога к доброму здоровью».

  1. Дорожный марафон.

  1. Огонь – это опасно.

  1. Спортивное состязание «Если вместе, если дружно».

  1. «Закалённый человек – здоровый человек».

  1. Наши волосы просят заботы.

  1. Уход за своим телом.

  1. «Здоров будешь – всё  добудешь».

Количество часов

1

1

1

1

1

1

11

2

  1. Азбука пешехода.

  1. Обманчивый лёд.

  1. Опасность заболевания туберкулёзом.

  1. Профилактика простудных заболеваний.

  1. Способы укрепления здоровья.

  1. СПИД – реальность или миф.

  1. Сюжетно – ролевая игра «Мои действия в ЧС».

1

1

1

1

1

1

1

3

  1. Осторожно, дети!

  1. Туши пожар. Пока в беду не попал. Игровой конкурс по теме «Правила пожарной безопасности».

  1. Экстремальные ситуации – что это?

  1. Вредные и полезные привычки.

  1. Минздрав предупреждает!

  1. «Поздоровавшись с водкой, попрощайся с умом».
  2. Имя беды – наркотик.

  1. Коктейль здоровья.

  1. Спорт любить – здоровым быть.

  1. Определение здорового образа жизни.

1

1

1

1

1

1

1

1

4

  1. Тонкий лёд.

  1. Берегись автомобиля!

  1. Домашние опасности.

  1. «Зелёная аптека».

  1. Закаляюсь в радость.

  1. Весёлые старты.

  1. В движении жизнь.

  1. Пути – дороги в мир здоровья.

1

1

1

1

1

1

1

1

Тематическое планирование

8 – 9 классы

Четверть

Тема

Количество часов

1

  1. Пути – дороги в мир здоровья.

  1. Что такое экстремальная ситуация.

  1. Жизнь – без опасности.

  1. Чистота залог здоровья.

  1. Чистота та же красота.

  1. Как сохранить силу, красоту, здоровье.

  1. Я здоровье берегу, сам себе я помогу!

  1. Итоговая викторина «Калейдоскоп здоровья».

1

2

1

1

1

1

1

1

2

  1. « Улица полна неожиданностей».

  1. Коллективное оформление плаката «Чтоб не попасть в беду».

  1. Наркомания и СПИД.

  1. Личная гигиена девушки.

  1. Личная гигиена подростка.

  1. Нравственность и здоровье.

  1. Итоговая игра – викторина «В здоровом теле – здоровый дух».

1

1

1

1

1

1

1

3

  1. Почему погибли люди? (По материалам печати).

  1. Не шути с огнём.

  1. Я умею выбирать.

  1. Мода и здоровье.

  1. Без сигарет в 21 век.

  1. Пассивное курение и дети.

  1. Алкоголь и человек.

  1. Осторожно! Наркотики!

  1. Лекарство – друг или враг?

  1. Итоговая игра «Что? Где? Когда?»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

  1. Забавы или хулиганство?

  1. Главная ценность на свете – жизнь и здоровье.

  1. Как избежать насилия.

  1. Беседа мед. работника о простудных заболеваниях.

  1. Красота человеческого тела.

  1. Встреча с врачом ЦРБ: наркологом.

  1. Я познаю  себя.

  1. Итоговая игра «Брейнг ринг», «Здоровье наивысшее благо».

1

1

1

1

1

1

1

Уметь:

- выполнять правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального и природного характера;

- соблюдать правила личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и так далее.

-самостоятельно искать выходы из проблемных ситуаций, в случае необходимости обратиться за экстренной медицинской помощью;

- отказаться от вредных привычек.

Ожидаемый конечный результат:

- Формирование здорового жизненного стиля и высокоактивных поведенческих стратегий и личностных  ресурсов учащихся.

- Эффективность решения оздоровительных задач можно определить по динамике физического состояния детей, по уменьшению заболеваемости, по формированию умений выстраивать отношения со сверстниками и другими людьми, по стремлению помочь окружающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка раздела программы формирования здорового образа жизни "Здоровье и безопасность жизнедеятельности"

разработка включает в себя задачи программы, актуальность, направления программы, ожидаемые результаты, обоснования формы работы, список литературы...

спортивно-оздоровительная игровая программа: "В здоровом теле – здоровый дух!" рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период

Спортивно-оздоровительная игровая программа, рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период....

Сквозная программа "В здоровом теле - здоровый дух"

v Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, ...

Спортивно-развлекательная программа "В здоровом теле - здоровый дух!"

Спортивный праздник укрепляет уверенность детей в том, что интересная и счастливая жизнь может быть только у здорового человека. Дети в ходе игры не только развивают физические качества, но и узнают м...

День здоровья посвященный всемирному дню футбола. Тесты для 8-9 классов в теоретической части программы дня здоровья.

Тесты, построены как в серьезном, так и в шутливом тоне. некоторые вопросы требуют не просто знаний футбола, а смекалки, знания футболистов своей школы, знание футбольных терминов и общей истории футб...

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"

Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения  здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...

программа по здоровье сбережению младших школьников «Здоровые дети – здоровая Россия».

В современном обществе наблюдается снижение уровня культуры нации по сохранению своего здоровья и жизни, отсутствие навыков социальной адаптации, низкий уровень знаний способов выживания в неблагоприя...