Тексты диктантов и проверочных работ для учащихся 5 класса
методическая разработка (5 класс) на тему

Тексты диктантов и проверочных работ  предназначены учителю в соответствии с программой коррекционной школы 8 вида.В сборнике представлены разнообразные  виды диктантов.

В темы сборника включает словарно- орфографические минутки, письмо по памяти, различные виды диктантов. Например, словарно- орфографические минутки включают работу над словами, словосочетаниями, предложениями как на изучаемую тему, так и на пройденный материал. Словарно-орфографические минутки могут быть проведены в форме слухового диктанта, зрительного диктанта, комментированного письма, письма по памяти  и др. Вводятся такие виды работ, как самодиктанты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teksty_diktantov_i_proverochnykh_rabot.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБС(К)ОУ «Специальная(коррекционная)  общеобразовательная школа-

интернат № 2 VIII вида» с.Усть-Кулом

ТЕКСТЫ   ДИКТАНТОВ И ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ

по письму для 5 класса

Тексты диктантов и проверочных работ  предназначены учителю в соответствии с программой коррекционной школы 8 вида.

В сборнике представлены разнообразные  виды диктантов.

Цель представления

  1. Контроль за  качеством усвоения учебного материала;
  2. Формирование орфографических умений и навыков

В темы сборника включает словарно- орфографические минутки, письмо по памяти, различные виды диктантов. Например, словарно- орфографические минутки включают работу над словами, словосочетаниями, предложениями как на изучаемую тему, так и на пройденный материал. Словарно-орфографические минутки могут быть проведены в форме слухового диктанта, зрительного диктанта, комментированного письма, письма по памяти  и др. Вводятся такие виды работ, как самодиктанты.

- Словарные диктанты -  способствуют отработке алгоритма действия по конкретному правилу и способствуют закреплению первичных знаний.

- Самодиктанты напоминают словарные диктанты . Учащиеся сами, исходя из смысла или рифмы стихотворения, записывают слово, применив изученную орфограмму. Самодиктанты развивают творческие способности учащихся, вносят эмоциональную разрядку.

-Выборочные диктанты побуждают учащихся находить определенные орфограммы в словах и предложениях и способствуют формированию орфографической зоркости.

- Объяснительные диктанты способствуют закреплению изученного правила, учат учащихся обосновывать выбор орфографического действия.

-Творческие диктанты используются не только для формирования орфографических навыков, но и для развития речи учащихся. Материалами для творческих диктантов служат тексты с пропуском слов, деформированные тексты или можно предложить составить предложения по опорным словам на заданную тему.

- Контрольные диктанты служат для проверки знаний и умений учащихся. Для слабых учеников проверочной работой может быть списывание. Контрольный диктант для детей с интеллектуальной недостаточностью является самым сложным видом работы.

Тема: Предложение.

Орфографические минутки

Чай, чудо, ищу, чулки, дача, роща, щука

Задание. Подчеркнуть слоги с мягким шипящим звуком

Жить, шить, ерши, ужи, шило, шишки, лыжи

Задание. Подчеркнуть слоги с твёрдыми шипящими звуками

Чайка, чулан, удача, ландыши, пища, чаща, лыжи, туча, сорока, капуста, работа, ягода, машина, щука, посуда

Задание. Подчеркнуть в словах буквы и сочетания букв, которые при письме надо запомнить

Стройка, эхо, лейка, урожай, ручей, змей, край, чай

Задание. Подчеркнуть согласные буквы

Диктант с грамматическим заданием.

Осень.

Как красива русская осень! Но почему называют осень печальной? Кругом яркие краски. Лес краше, чем летом. Вот красные клёны. Там пёстрые берёзы. А дуб остался зелёным. Ветер гонит сухие листья. Они тихо шуршат под ногами. Ярко блестит осеннее солнышко. Оно всё слабее греет землю. (45слов)

Задания:

Вариант №1

  1. Подчеркни в тексте вопросительное предложение.
  2. Разберите по членам предложение: Ветер гонит……

Вариант №2

1. Подчеркни в тексте восклицательное предложение.

2. Разбери по членам предложение: Ярко блестит…..

Тема: Звуки и буквы.

Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение их на письме гласными буквами и мягким знаком.

Орфографическая минутка

Пётр, Коля, тётя, тюлень, одежда, вишня, Вера, няня, ученик, свёкла, журавль

Задание. Подчеркнуть слоги, в которых есть мягкие согласные звуки

Петя, Люба, букварь, крюк, пряник, Вася, время, учительница, зверь, песня, люк

Задание.Подчеркнуть буквы, которые обозначают на письме мягкость предыдущего согласного

Нюра, ключи, тетрадь, ребята, утята, Дима, шить, пальто, льдина

Задание. Подчеркнуть согласные буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки

Тема: Разделительный мягкий знак.

Орфографические минутки

Воробей, кол, ручей, перо, крыло, дерево, муравей.

Лист, брат, друг, прут, стул, звено, сучок

Задание. Измени слова так, чтобы они обозначали много предметов

Окуньки, осенью, платье, пальто, семья, вьюга, учительница, льёт

Жильё, коньки, счастье, крыльцо, Илья, вьют, копьё, хлопья

Задание. Подчеркнуть одной чертой мягкий знак разделительный, двумя- мягкий знак- показатель мягкости согласных на письме.

Выборочный диктант.

  1. Записывай только те слова, в которых есть разделительный ь:

Листья, пальцы, муравьи, Варя, осенью, польза, маляр, деревья, пьёт, несёт, Коля, колья, ручьи.

Письмо по памяти

Ученье –путь к уменью.

Февраль силён метелью, а март капелью.

   -             -          -         -                -          -

Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

                  -                          -                -    -                       -

Тема: Правописание проверяемых гласных в корне слова.

Словарные диктанты.

  1. Доска, звено, звезда, дождь, , городок, зверинец, дорогой, украшение, ленивый.
  2. Зеленеть, кричать, удивление, лесник, волнистый, далёкий, ночной.

Тема: Правописание проверяемых согласных в корне слова.

Словарные диктанты.

  1. Ошибка, гриб, клубки, ловкий, бумажка, узкий, близкий, пуговка, огород.
  2. Ходьба, ягодка, бедняжка, площадь, незабудки, подсказка, исчез, объезд.
  3. Морковь, пробежка, берёзка, Серёжка, стружка, гадкий, пирожки, снежки.

Тема: Правописание словарных слов.

Словарные диктанты.

  1. Библиотека, верблюд, беседа, физкультура, север, железо, металл, инструмент, граница.
  2.  Охрана, пассажир, расстояние, болото, здравствуй, до свидания, благодарю, каникулы, область.

Тема:Сомнительные гласные и согласные в корне.

Выборочные диктанты.

Выписать слова в два столбика:

  1. С сомнительными согласными в корне слова;
  2.  С сомнительными гласными в корне слова.

  1. Резкий, гладкий, река, озёра, меткий, стена, родители, шкаф, блузка, залетел, радостный.
  2. Снега, берега, узкий, ночной, гроза, глазки, записка, спросить, соседка, берёзка.

Самодиктант.

              1. Шел урок, а он молчал –

               Перемену, видно, ждал.

               Только кончился урок,

              2.  Громко зазвенел …… (звонок)

                 На жарком солнышке подсох

                 И рвется из стручков ….. (горох)

                                               3.Я болею, дома я.

                                                  В школе все мои друзья.

                                                   Дома быть мне непривычно,

                                                  Но врач мне выдал лист ….  (больничный)

                                      Тема: Состав слова.

Выборочные диктанты.

  1.  Из трёх слов выбери и запиши пары однокоренных слов:

Носик, носит, нос

Стол, столетний, настольный

Мёд, медовый, медный

Куст, кусок, кустарник

Сон, сосна, сосновый

Берег, берегли, бережок

  1. Записывай только слова с приставками:

       Поехал, зашёл, заря, убежать, утка, заколка, похвалить, сшить,    дорога, доплыл, написал.

  1. Выпиши в 2 столбика существительные с предлогами и существительные с приставками:

На берегу, в воде, подберёзовик, к деревне, походка, подснежник, на лодке, по тропинке, подруга, у лисы, заросли, рассвет.

  1. Словарный диктант:

- Из тьмы, над головой, написать, докатился, под столом, у дороги, укатился, до опушки, засмеялся, в глубине.

- Над землёй, по смыслу, понёсся, затаился, за рекой, при пожаре, придумает, с товарищем, подъёмник, в лесу.

Письмо по памяти

В лесу осиновом                                    

Дрожат осинки,

Срывает ветер

С осин косынки

                              (В.Степанов)

Тема: Части речи.

Выборочные диктанты.

  1. Запиши только имена существительные:

Река, степной, волна, железо, белить, металл, красить, краска, ручной, белка, дождь, небесный, дорожная, зелень, болото.

  1. Запиши только имена прилагательные:

Красный, зеленеть, весёлый, еловый, белила, озорной, смех, смешной, светлый, желток, любопытный, вредный, дождливый.

  1. Запиши только глаголы:

Бежать, лететь, врун, писать, письменный, краснеть, дорожить, смешить, светлеть, зевака, вредить, желтеть, изморозь, морозить.

  1. Запиши в три столбика существительные, прилагательные, глаголы:

А) Кричать, крикун, крикливый, бегун, бежать, беглый, лгун, лживый, лгать, белый, белеть, белизна, письмо, писать, письменный, лететь, перелётные, перелёт, желток, жёлтый, желтеть.

Б) Снежки, бежать, зелёные, вековые, грызут, стоят, сугроб, сильный, мороз, глухарь, спать, крылья, лететь, редкие, умный.

Тема: Имя существительное.

Орфографические минутки

а)Город Москва, река Волга, озеро Байкал, деревня Климовск, улица Советская

б)корова Милка, собака Стрелка, котёнок Пушок, площадь Свободы, писатель  Пушкин

Задание. Списать, подчеркнуть в словах буквы, требующие проверки(орфограммы)

2.Лучи, ландыши, вещи, мыши, этажи, стрижи

Тетради, заводы, медведи, морозы, города

Задание. Записать слова, ставя имена существительные в единственном числе. Подчеркнуть в словах орфограммы.

3.Ключ, тишь, ночь, карандаш, луч, рожь, помощь, малыш

Помидор, топор, фамилия, пальто, картофель, герой, молоко

Сердце, площадь, морковь, рассказ, лошадь, съезд, варенье

Задание. Списать. Над именами существительными указать род, подчеркнуть орфограммы

Выборочные диктанты.

  1. Запиши в 2 столбика одушевленные и неодушевленные существительные:

Река, кошка, ученик, парта, дети, животное, трава, день, снег, глухарь, сугроб, зайцы.

  1. Выпиши только собственные имена существительные:

Дед Матвей живет в лесной сторожке. Он лесник. Дедушка охраняет природу. У него есть пес Полкан и кошка Муська. Летом из Москвы к дедушке приезжают сыновья и внучка Ксюша.

  1. Запиши в 3 столбика существительные по родам:

Окно, звезда, болото, металл, столица, забота, долото, инструмент, север, беседа, верблюд.

- допиши свое слово в столбик, где меньше слов.

 4. Распредели в 2 столбика: 1) с ь на конце; 2) без ь на конце слова. Камыш, тишь, рожь, пляж, ключ, вещь, меч, врач, молодежь, речь, этаж, луч, ночь, брошь, кирпич, мелочь, кулич, мышь.

Творческие диктанты.

1.Работа с деформированным текстом.

Через шли мы рощу с отцом. Громкий раздался плач. Это песню сыч грустную затянул. Позади роща осталась. Перед хлебное нами раскинулось поле. Рожь золотая колосится. Среди пробежала колосков мышь полевая.

Диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».

                                                           В лесу.

   От села Петушки я шёл на лыжах. Тихо стояли вековые деревья. Снежком покрыты зеленые сосны и ели. На снегу следы. Это зайцы бежали к реке. Там они грызли веточки ив. Быстро взлетает глухарь. Крыльями он поднял столб снега. В сильные морозы глухари спят в сугробах. Там им тепло. Хорошо и спокойно в лесу зимой. (56слов)

Задания:

  1. Подчеркни в тексте имя собственное.
  2. Грамматический разбор существительных: поляна, зайцы.
  3. Разобрать слова по составу, применив к ним данные схемы: вековые (                 ), поездка (                       ).

Тема: Три склонения имен существительных.

Выборочный диктант

Запиши в 3 столбика существительные 1, 2 и 3 склонения.

Зверь, сторожка, опушка, лосёнок, заповедник, тишь, чаща, глушь, ночь, дорога, рельс, вещь.

Словарный диктант.

Победа, отряд, стамеска, компас, ракета, морковь, грамота, болото, защита, творог, область, кровать, завтрак.

- укажите склонение существительных.

Объяснительный диктант.

- Объясни выбор гласной в окончании существительных.

У лошади, к стенке, за речкой, у опушки, в поле, о погоде, от ветки, на парте, из сторожки, по тропинке, от бабушки, к матери, по почте, в кровати, из чащи.

Творческий диктант.

           Ночью был мороз. На снегу появилась ледяная корка. Ребята бегут на лыжах по лесной … . На каждом шагу в лесу людей поджидают загадки. Под  …  пустые шишки лежат. Тут завтракала белочка. А вот робкий зверек в белой … под кустом сидит. Кто это?

Слова для справок: сосна, шубка, дорожка

Тема: Предложение.

Тема: Запятая при однородных членах предложения.

- Расставь запятые в предложениях, объясни свой выбор.

В большом лесу во время бури деревья стонут трещат ломаются. Ученые обогащают науку и технику новыми исследованиями открытиями изобретениями. Это была не гроза а стремительный ураган. Он очень долго говорил с ней и громко и тихо и печально и весело. Ягоды клюквы употребляют для приготовления всем известного клюквенного морса киселя и пастилы.

Диктант.

                             Поездка в Великий Новгород.

Папа разбудил нас рано утром. Мы позавтракали, взяли багаж и поехали на вокзал. Через час мы уже сидели в вагоне. Наш поезд был готов к отправлению.   Весело путешествовать! За окном мелькают деревни, сёла, реки и леса. Проводник принёс нам чай. Мы едем на экскурсию в Великий Новгород. Это древний русский город. Мы хотим осмотреть его улочки, площади, памятники и окрестности. (64слова)

Задания:

  1. Грамматический разбор предложения: Проводник принес нам чай.
  2. В последнем предложении подчеркните однородные члены и начертите схему однородных членов предложения.

Проверочные диктанты

Весна.

   Светит солнышко. Тают снега. Плачут сосульки. На реке треснул лёд. Над водой кружат быстрые чайки. Проснулся медведь. К реке вышли лось и лосёнок. Звонко стучит дятел. Присел на пенёк заяц. Звери и птицы рады теплу и весне.

Лесная чаща.

    Густой листвой покрыты деревья. Слышны птичьи песни. За лосихой бродит рыжий лосёнок. Около норы лися играют лисята. У белки в гнезде бельчата. Мать учит зверьков прыгать с сосны. Стрелкой мчится в лесную чащу рысь. Она несёт рысятам добычу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа для учащихся гимназических 4 классов. Учебник И.Н.Верещагина, О.В.Афанасьева

Данная контрольная работа рассчитана на весь урок и включает в себя грамматический и лексический материал по теме \'The Place We Live In\'. В ней содержится следующий материал:1) Альтернативные во...

Лексико-грамматическая проверочная работа для учащихся 10 класса. (к учебнику Вербицкой 10 класс)

Данная проверочная работа составлена для контроля усвоения учащимися знаний пройденных в первой четверти. Лексический материал взят из третьего раздела рабочей тетради. Грамматический материал по Усло...

Тексты контрольных и проверочных работ для 10 класса

В данном разделе собран материал для проведение контрольных работ по алгебре и геометрии для 10 класса, для проведения годовой и полугодовой контрольных работ и другое....

Тексты контрольных и проверочных работ для 7 класса

Здесь содержится раздаточный материал для проведения контрольных работ в 7 классах и проведения обучающих проверочных работ....

Тексты контрольных и проверочных работ для 11 класс

Текст полугодовой контрольной работы по алгебре....

тексты диктантов и проверочных работ для 6 класса по русскому языку

тексты проверочных работ и тексты диктантов за курс 6 класса по русскому языку...

Сборник диктантов и контрольных работ для учащихся 8, 9 классов с умственной отсталостью

Данный сборник предназначен для качественной организации контроля знаний учащихся с умственной отсталостью   8, 9 классов.Цель сборника - помочь учителю качественно организовать контроль над...