Тексты диктантов и проверочных работ для учащихся 5 класса
методическая разработка (5 класс) на тему
Тексты диктантов и проверочных работ предназначены учителю в соответствии с программой коррекционной школы 8 вида.В сборнике представлены разнообразные виды диктантов.
В темы сборника включает словарно- орфографические минутки, письмо по памяти, различные виды диктантов. Например, словарно- орфографические минутки включают работу над словами, словосочетаниями, предложениями как на изучаемую тему, так и на пройденный материал. Словарно-орфографические минутки могут быть проведены в форме слухового диктанта, зрительного диктанта, комментированного письма, письма по памяти и др. Вводятся такие виды работ, как самодиктанты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teksty_diktantov_i_proverochnykh_rabot.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБС(К)ОУ «Специальная(коррекционная) общеобразовательная школа-
интернат № 2 VIII вида» с.Усть-Кулом
ТЕКСТЫ ДИКТАНТОВ И ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ
по письму для 5 класса
Тексты диктантов и проверочных работ предназначены учителю в соответствии с программой коррекционной школы 8 вида.
В сборнике представлены разнообразные виды диктантов.
Цель представления
- Контроль за качеством усвоения учебного материала;
- Формирование орфографических умений и навыков
В темы сборника включает словарно- орфографические минутки, письмо по памяти, различные виды диктантов. Например, словарно- орфографические минутки включают работу над словами, словосочетаниями, предложениями как на изучаемую тему, так и на пройденный материал. Словарно-орфографические минутки могут быть проведены в форме слухового диктанта, зрительного диктанта, комментированного письма, письма по памяти и др. Вводятся такие виды работ, как самодиктанты.
- Словарные диктанты - способствуют отработке алгоритма действия по конкретному правилу и способствуют закреплению первичных знаний.
- Самодиктанты напоминают словарные диктанты . Учащиеся сами, исходя из смысла или рифмы стихотворения, записывают слово, применив изученную орфограмму. Самодиктанты развивают творческие способности учащихся, вносят эмоциональную разрядку.
-Выборочные диктанты побуждают учащихся находить определенные орфограммы в словах и предложениях и способствуют формированию орфографической зоркости.
- Объяснительные диктанты способствуют закреплению изученного правила, учат учащихся обосновывать выбор орфографического действия.
-Творческие диктанты используются не только для формирования орфографических навыков, но и для развития речи учащихся. Материалами для творческих диктантов служат тексты с пропуском слов, деформированные тексты или можно предложить составить предложения по опорным словам на заданную тему.
- Контрольные диктанты служат для проверки знаний и умений учащихся. Для слабых учеников проверочной работой может быть списывание. Контрольный диктант для детей с интеллектуальной недостаточностью является самым сложным видом работы.
Тема: Предложение.
Орфографические минутки
Чай, чудо, ищу, чулки, дача, роща, щука | Задание. Подчеркнуть слоги с мягким шипящим звуком |
Жить, шить, ерши, ужи, шило, шишки, лыжи | Задание. Подчеркнуть слоги с твёрдыми шипящими звуками |
Чайка, чулан, удача, ландыши, пища, чаща, лыжи, туча, сорока, капуста, работа, ягода, машина, щука, посуда | Задание. Подчеркнуть в словах буквы и сочетания букв, которые при письме надо запомнить |
Стройка, эхо, лейка, урожай, ручей, змей, край, чай | Задание. Подчеркнуть согласные буквы |
Диктант с грамматическим заданием.
Осень.
Как красива русская осень! Но почему называют осень печальной? Кругом яркие краски. Лес краше, чем летом. Вот красные клёны. Там пёстрые берёзы. А дуб остался зелёным. Ветер гонит сухие листья. Они тихо шуршат под ногами. Ярко блестит осеннее солнышко. Оно всё слабее греет землю. (45слов)
Задания:
Вариант №1
- Подчеркни в тексте вопросительное предложение.
- Разберите по членам предложение: Ветер гонит……
Вариант №2
1. Подчеркни в тексте восклицательное предложение.
2. Разбери по членам предложение: Ярко блестит…..
Тема: Звуки и буквы.
Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение их на письме гласными буквами и мягким знаком.
Орфографическая минутка
Пётр, Коля, тётя, тюлень, одежда, вишня, Вера, няня, ученик, свёкла, журавль | Задание. Подчеркнуть слоги, в которых есть мягкие согласные звуки |
Петя, Люба, букварь, крюк, пряник, Вася, время, учительница, зверь, песня, люк | Задание.Подчеркнуть буквы, которые обозначают на письме мягкость предыдущего согласного |
Нюра, ключи, тетрадь, ребята, утята, Дима, шить, пальто, льдина | Задание. Подчеркнуть согласные буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки |
Тема: Разделительный мягкий знак.
Орфографические минутки
Воробей, кол, ручей, перо, крыло, дерево, муравей. Лист, брат, друг, прут, стул, звено, сучок | Задание. Измени слова так, чтобы они обозначали много предметов |
Окуньки, осенью, платье, пальто, семья, вьюга, учительница, льёт Жильё, коньки, счастье, крыльцо, Илья, вьют, копьё, хлопья | Задание. Подчеркнуть одной чертой мягкий знак разделительный, двумя- мягкий знак- показатель мягкости согласных на письме. |
Выборочный диктант.
- Записывай только те слова, в которых есть разделительный ь:
Листья, пальцы, муравьи, Варя, осенью, польза, маляр, деревья, пьёт, несёт, Коля, колья, ручьи.
Письмо по памяти
Ученье –путь к уменью.
Февраль силён метелью, а март капелью.
- - - - - -
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
- - - - -
Тема: Правописание проверяемых гласных в корне слова.
Словарные диктанты.
- Доска, звено, звезда, дождь, , городок, зверинец, дорогой, украшение, ленивый.
- Зеленеть, кричать, удивление, лесник, волнистый, далёкий, ночной.
Тема: Правописание проверяемых согласных в корне слова.
Словарные диктанты.
- Ошибка, гриб, клубки, ловкий, бумажка, узкий, близкий, пуговка, огород.
- Ходьба, ягодка, бедняжка, площадь, незабудки, подсказка, исчез, объезд.
- Морковь, пробежка, берёзка, Серёжка, стружка, гадкий, пирожки, снежки.
Тема: Правописание словарных слов.
Словарные диктанты.
- Библиотека, верблюд, беседа, физкультура, север, железо, металл, инструмент, граница.
- Охрана, пассажир, расстояние, болото, здравствуй, до свидания, благодарю, каникулы, область.
Тема:Сомнительные гласные и согласные в корне.
Выборочные диктанты.
Выписать слова в два столбика:
- С сомнительными согласными в корне слова;
- С сомнительными гласными в корне слова.
- Резкий, гладкий, река, озёра, меткий, стена, родители, шкаф, блузка, залетел, радостный.
- Снега, берега, узкий, ночной, гроза, глазки, записка, спросить, соседка, берёзка.
Самодиктант.
1. Шел урок, а он молчал –
Перемену, видно, ждал.
Только кончился урок,
2. Громко зазвенел …… (звонок)
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков ….. (горох)
3.Я болею, дома я.
В школе все мои друзья.
Дома быть мне непривычно,
Но врач мне выдал лист …. (больничный)
Тема: Состав слова.
Выборочные диктанты.
- Из трёх слов выбери и запиши пары однокоренных слов:
Носик, носит, нос
Стол, столетний, настольный
Мёд, медовый, медный
Куст, кусок, кустарник
Сон, сосна, сосновый
Берег, берегли, бережок
- Записывай только слова с приставками:
Поехал, зашёл, заря, убежать, утка, заколка, похвалить, сшить, дорога, доплыл, написал.
- Выпиши в 2 столбика существительные с предлогами и существительные с приставками:
На берегу, в воде, подберёзовик, к деревне, походка, подснежник, на лодке, по тропинке, подруга, у лисы, заросли, рассвет.
- Словарный диктант:
- Из тьмы, над головой, написать, докатился, под столом, у дороги, укатился, до опушки, засмеялся, в глубине.
- Над землёй, по смыслу, понёсся, затаился, за рекой, при пожаре, придумает, с товарищем, подъёмник, в лесу.
Письмо по памяти
В лесу осиновом
Дрожат осинки,
Срывает ветер
С осин косынки
(В.Степанов)
Тема: Части речи.
Выборочные диктанты.
- Запиши только имена существительные:
Река, степной, волна, железо, белить, металл, красить, краска, ручной, белка, дождь, небесный, дорожная, зелень, болото.
- Запиши только имена прилагательные:
Красный, зеленеть, весёлый, еловый, белила, озорной, смех, смешной, светлый, желток, любопытный, вредный, дождливый.
- Запиши только глаголы:
Бежать, лететь, врун, писать, письменный, краснеть, дорожить, смешить, светлеть, зевака, вредить, желтеть, изморозь, морозить.
- Запиши в три столбика существительные, прилагательные, глаголы:
А) Кричать, крикун, крикливый, бегун, бежать, беглый, лгун, лживый, лгать, белый, белеть, белизна, письмо, писать, письменный, лететь, перелётные, перелёт, желток, жёлтый, желтеть.
Б) Снежки, бежать, зелёные, вековые, грызут, стоят, сугроб, сильный, мороз, глухарь, спать, крылья, лететь, редкие, умный.
Тема: Имя существительное.
Орфографические минутки
а)Город Москва, река Волга, озеро Байкал, деревня Климовск, улица Советская б)корова Милка, собака Стрелка, котёнок Пушок, площадь Свободы, писатель Пушкин | Задание. Списать, подчеркнуть в словах буквы, требующие проверки(орфограммы) |
2.Лучи, ландыши, вещи, мыши, этажи, стрижи Тетради, заводы, медведи, морозы, города | Задание. Записать слова, ставя имена существительные в единственном числе. Подчеркнуть в словах орфограммы. |
3.Ключ, тишь, ночь, карандаш, луч, рожь, помощь, малыш Помидор, топор, фамилия, пальто, картофель, герой, молоко Сердце, площадь, морковь, рассказ, лошадь, съезд, варенье | Задание. Списать. Над именами существительными указать род, подчеркнуть орфограммы |
Выборочные диктанты.
- Запиши в 2 столбика одушевленные и неодушевленные существительные:
Река, кошка, ученик, парта, дети, животное, трава, день, снег, глухарь, сугроб, зайцы.
- Выпиши только собственные имена существительные:
Дед Матвей живет в лесной сторожке. Он лесник. Дедушка охраняет природу. У него есть пес Полкан и кошка Муська. Летом из Москвы к дедушке приезжают сыновья и внучка Ксюша.
- Запиши в 3 столбика существительные по родам:
Окно, звезда, болото, металл, столица, забота, долото, инструмент, север, беседа, верблюд.
- допиши свое слово в столбик, где меньше слов.
4. Распредели в 2 столбика: 1) с ь на конце; 2) без ь на конце слова. Камыш, тишь, рожь, пляж, ключ, вещь, меч, врач, молодежь, речь, этаж, луч, ночь, брошь, кирпич, мелочь, кулич, мышь.
Творческие диктанты.
1.Работа с деформированным текстом.
Через шли мы рощу с отцом. Громкий раздался плач. Это песню сыч грустную затянул. Позади роща осталась. Перед хлебное нами раскинулось поле. Рожь золотая колосится. Среди пробежала колосков мышь полевая.
Диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».
В лесу.
От села Петушки я шёл на лыжах. Тихо стояли вековые деревья. Снежком покрыты зеленые сосны и ели. На снегу следы. Это зайцы бежали к реке. Там они грызли веточки ив. Быстро взлетает глухарь. Крыльями он поднял столб снега. В сильные морозы глухари спят в сугробах. Там им тепло. Хорошо и спокойно в лесу зимой. (56слов)
Задания:
- Подчеркни в тексте имя собственное.
- Грамматический разбор существительных: поляна, зайцы.
- Разобрать слова по составу, применив к ним данные схемы: вековые ( ), поездка ( ).
Тема: Три склонения имен существительных.
Выборочный диктант
Запиши в 3 столбика существительные 1, 2 и 3 склонения.
Зверь, сторожка, опушка, лосёнок, заповедник, тишь, чаща, глушь, ночь, дорога, рельс, вещь.
Словарный диктант.
Победа, отряд, стамеска, компас, ракета, морковь, грамота, болото, защита, творог, область, кровать, завтрак.
- укажите склонение существительных.
Объяснительный диктант.
- Объясни выбор гласной в окончании существительных.
У лошади, к стенке, за речкой, у опушки, в поле, о погоде, от ветки, на парте, из сторожки, по тропинке, от бабушки, к матери, по почте, в кровати, из чащи.
Творческий диктант.
Ночью был мороз. На снегу появилась ледяная корка. Ребята бегут на лыжах по лесной … . На каждом шагу в лесу людей поджидают загадки. Под … пустые шишки лежат. Тут завтракала белочка. А вот робкий зверек в белой … под кустом сидит. Кто это?
Слова для справок: сосна, шубка, дорожка
Тема: Предложение.
Тема: Запятая при однородных членах предложения.
- Расставь запятые в предложениях, объясни свой выбор.
В большом лесу во время бури деревья стонут трещат ломаются. Ученые обогащают науку и технику новыми исследованиями открытиями изобретениями. Это была не гроза а стремительный ураган. Он очень долго говорил с ней и громко и тихо и печально и весело. Ягоды клюквы употребляют для приготовления всем известного клюквенного морса киселя и пастилы.
Диктант.
Поездка в Великий Новгород.
Папа разбудил нас рано утром. Мы позавтракали, взяли багаж и поехали на вокзал. Через час мы уже сидели в вагоне. Наш поезд был готов к отправлению. Весело путешествовать! За окном мелькают деревни, сёла, реки и леса. Проводник принёс нам чай. Мы едем на экскурсию в Великий Новгород. Это древний русский город. Мы хотим осмотреть его улочки, площади, памятники и окрестности. (64слова)
Задания:
- Грамматический разбор предложения: Проводник принес нам чай.
- В последнем предложении подчеркните однородные члены и начертите схему однородных членов предложения.
Проверочные диктанты
Весна.
Светит солнышко. Тают снега. Плачут сосульки. На реке треснул лёд. Над водой кружат быстрые чайки. Проснулся медведь. К реке вышли лось и лосёнок. Звонко стучит дятел. Присел на пенёк заяц. Звери и птицы рады теплу и весне.
Лесная чаща.
Густой листвой покрыты деревья. Слышны птичьи песни. За лосихой бродит рыжий лосёнок. Около норы лися играют лисята. У белки в гнезде бельчата. Мать учит зверьков прыгать с сосны. Стрелкой мчится в лесную чащу рысь. Она несёт рысятам добычу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа для учащихся гимназических 4 классов. Учебник И.Н.Верещагина, О.В.Афанасьева
Данная контрольная работа рассчитана на весь урок и включает в себя грамматический и лексический материал по теме \'The Place We Live In\'. В ней содержится следующий материал:1) Альтернативные во...
Лексико-грамматическая проверочная работа для учащихся 10 класса. (к учебнику Вербицкой 10 класс)
Данная проверочная работа составлена для контроля усвоения учащимися знаний пройденных в первой четверти. Лексический материал взят из третьего раздела рабочей тетради. Грамматический материал по Усло...
Тексты контрольных и проверочных работ для 10 класса
В данном разделе собран материал для проведение контрольных работ по алгебре и геометрии для 10 класса, для проведения годовой и полугодовой контрольных работ и другое....
Тексты контрольных и проверочных работ для 7 класса
Здесь содержится раздаточный материал для проведения контрольных работ в 7 классах и проведения обучающих проверочных работ....
Тексты контрольных и проверочных работ для 11 класс
Текст полугодовой контрольной работы по алгебре....
тексты диктантов и проверочных работ для 6 класса по русскому языку
тексты проверочных работ и тексты диктантов за курс 6 класса по русскому языку...
Сборник диктантов и контрольных работ для учащихся 8, 9 классов с умственной отсталостью
Данный сборник предназначен для качественной организации контроля знаний учащихся с умственной отсталостью 8, 9 классов.Цель сборника - помочь учителю качественно организовать контроль над...